Негосударственные вузы в России стали массово появляться с начала 90-х годов прошлого века как символ краха госмонополии на высшее образование. Сегодня из 717 российских вузов 216 — частные. Элитарных и даже средних вузов среди них мало, большинство существует на деньги студентов с низкими баллами ЕГЭ, балансируя на грани рентабельности, а расходы оптимизируют, уходя в заочную и дистанционную формы обучения. О прошлом и будущем частной «вышки» в нашей стране рассуждает завкафедрой реактивных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин.
Завкафедрой реактивных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин
«Негосударственное» ≠ «платное»
В последнее время мы все реже наблюдаем положительные инфоповоды из области образования. Но, несмотря на многочисленные и часто непродуманные реформы, высшее образование остается системным и сохраняет фундаментальный базис, а также потенциал к развитию. Если проводить параллели с медициной, то высшее образование можно сравнить с печенью — такая же высокая живучесть и способность к восстановлению после снятия отрицательного воздействия. Я хочу затронуть проблемы негосударственного образования в нашей стране: провести параллели с зарубежными системами, проанализировать возможные точки роста и заострить внимание на проблемах.
Сразу отмечу — платное образование совершенно необязательно равняется негосударственному. Так же, как и негосударственное высшее образование не всегда только платное. Например, по данным портала «Негосударственные вузы с бюджетными местами — 2023», в нашей стране 174 негосударственным вузам на приемную кампанию 2023 года выделено 2 280 бюджетных мест.
Вузы с высокой стоимостью обучения, например Стэнфордский и Гарвардский, могут позволить себе такие затраты, в том числе за счет эндаумент-фондов, а также пожертвований выпускников
Чем привлекательно частное высшее за рубежом?
Вопреки расхожему мнению, далеко не везде и в западном мире высшее образование платное. В Германии обучение в государственных университетах бесплатное. Такая же ситуация в Норвегии. А в Чехии и Финляндии обучение будет бесплатным в том случае, если абитуриент выбирает образовательные программы на государственных языках (на чешском в Чехии и на финском и шведском в Финляндии). В Германии и странах Скандинавии у местных университетов прекрасная репутация, высокий уровень фундаментальных и прикладных исследований, очень доступная и удобная академическая среда. Именно поэтому многие наши соотечественники отправляли в эти страны детей для получения высшего образования. Но даже в странах с платным высшим образованием существует много различных стипендиальных программ, дающих возможность обучаться бесплатно (например Erasmus). Было бы желание.
Особняком стоит англо-саксонское образование, распространенное в странах Британского содружества и США. Высшее образование там всегда являлось ценностью и ступенью к успешной карьере, гарантирующей выгодное трудоустройство и финансовое благополучие. В этом ряду отличаются университеты США и Великобритании. В них образование действительно дорогое (см. таблицу № 1).
Если опираться на мировые рейтинги университетов (в том числе и на российский «Три миссии университетов»), можно сделать вывод, что система высшего образования в США наиболее эффективна. В штатах более 4 тыс. университетов и колледжей, обеспечивающих подготовку по разным образовательным уровням (бакалавриат, магистратура, PhD-докторская степень).
В Америке большинство университетов частные, в том числе и знаменитые вузы из Лиги плюща. Эти университеты, кстати, охватывают не более 1% от общего количества американских студентов, а оплата за обучение значительной части из них дотируется государственными, а также частными структурами и фондами. Высокая эффективность группы «элитных» университетов связана со значительными расходами на науку и инновации. Вузы с высокой стоимостью обучения, например Стэнфордский и Гарвардский, могут позволить себе такие затраты, в том числе за счет эндаумент-фондов, а также пожертвований выпускников.
В отличие от США, в большинстве стран Европы частные университеты не занимают значительной доли образовательного рынка
Виды частных вузов за границей
В отличие от США, в большинстве стран Европы частные университеты не занимают значительной доли образовательного рынка. В остальном же частные университеты и колледжи очень разнообразны.
В первую группы можно выделить религиозные университеты и колледжи, в основном католические и протестантские. Например, университет Нотр-Дам в США или университет Святого Сердца в Италии. Это частные католические университеты с большим охватом студентов. Если брать только США и страны Европы, всего таких университетов более 1,5 тысячи. За последние 25 лет можно отметить значительный рост их количества в странах Африки и Азии.
Вторая большая группа — это так называемые нишевые университеты, в основном специализирующиеся на искусстве, гуманитарных науках, дизайне, компьютерных технологиях. Они обычно небольшие по охвату студентов, но известные внутри своих направлений и профессиональных сообществ.
Третья группа — частные вузы, «играющие», как и у нас в стране, на недорогом и доступном образовании. В США это в основном коммерческие колледжи категории for-profit (т. е. «ради прибыли»), хотя большинство частных вузов является некоммерческими организациями. Такие учебные заведения в основном представлены в Восточной Европе, хотя их популярность сегодня падает.
В Китае своя система высшего образования, она аналогична западной (Болонской) системе и включает в себя три ступени: бакалавриат, магистратура и докторантура
Сколько стоит образование в Китае?
В Китае своя система высшего образования, она аналогична западной (Болонской) системе и включает в себя три ступени:
- Бакалавриат. Срок обучения: 4–5 лет. Выпускники получают высшее образование с присвоением степени «Бакалавр».
- Магистратура. Срок обучения: 2–3 года. Выпускники получают законченное высшее образование с присвоением степени «Магистр».
- Докторантура. Срок обучения: 2–4 года. Выпускники получают законченное высшее образование с присвоением степени «Доктор».
В отличие от РФ, Китай не торопится избавляться от бакалавриата и магистратуры и активно пользуется их возможностями по широкой интеграции в мировое образовательное пространство. А при необходимости «покупает» специалистов в тех областях, где это критически важно. Лично знаю несколько ученых из нашего университета, которые успешно и уже не первый год работают в ведущих научно-образовательных центрах Китая. Их заработная плата там сопоставима с зарплатой проректора в отечественных университетах.
В современном Китае сложилась одна из самых передовых систем высшего образования в мире, но обучение в Поднебесной при этом (с финансовой точки зрения) не кажется фантастикой. Для иностранных студентов в среднем цена составляет $3–5 тыс. в год.
Существует закономерность: академическая система активнее развивается в странах, где образование ценится в обществе и за более высокий уровень образования принято платить бонус к заработной плате. У этого подхода есть обратная сторона — сложность трудоустройства суперквалифицированных специалистов, так называемых overqualified, если они по какой-либо причине собираются сменить работу. Работодатели опасаются вкладываться в таких недешевых специалистов, есть вероятность, что они не останутся в компании надолго. Кроме того, зачастую высокая квалификация «отпугивает» HR тем, что компания не сможет загрузить такого специалиста работой в соответствии с его зарплатными запросами. Особенно щепетильно к вопросу соответствия уровня оплаты относятся в крупных западных компаниях. К счастью, такие ситуации в нашей стране встречаются не очень часто.
В РФ на 2022 год насчитывалось 717 вузов: 501 государственный, 216 частных. В наших университетах обучаются чуть больше 4 млн 440 тыс. студентов
Частное образование в РФ
В нашей стране негосударственные вузы стали массово появляться в начале 90-х как символ прекращения госмонополии на высшее образование. Основное отличие государственных вузов от негосударственных в финансовой модели — негосударственные финансируются за счет студентов, спонсорских пожертвований, а также эндаумент-фондов.
В РФ на 2022 год насчитывалось 717 вузов: 501 государственный, 216 частных. В наших университетах обучаются чуть больше 4 млн 440 тыс. студентов. В государственных вузах — 3 млн 690 тыс. студентов, в частных — 354 тысячи. В результате нехитрых вычислений можно понять, что негосударственные вузы составляют 30% от общего числа организаций высшего образования РФ, а обучаются там только 8,7% от общего числа студентов. Это говорит о том, что большинство негосударственных вузов, мягко говоря, небольшие.
Развитию частных университетов в РФ мешает нехватка финансовых ресурсов. Это сказывается как на материально-технической оснащенности, так и на количественных и качественных показателях профессорско-педагогического состава. Многим из них не хватает общежитий и спортивно-оздоровительной инфраструктуры. Частные вузы спасаются тем, что заключают договоры с организациями, обладающими необходимой материально-технической базой и инфраструктурой, либо берут в аренду все необходимое для прохождения проверок.
Недостаточные финансовые возможности объясняют и стандартный джентльменский набор образовательных программ в частных вузах. Это юриспруденция, экономика, менеджмент, управление персоналом, государственное и муниципальное управление, психология. Можно подумать, что у нас в стране в последние 25 лет происходит бум развития социогуманитарных и экономических наук! Нет. Представленные направления подготовки относятся к малозатратным. Для их реализации не нужно обладать серьезной материально-технической базой и специализированными лабораториями. Достаточно иметь доступ к библиотечным системам, несколько компьютеров, а преподавателей можно найти в государственных университетах.
Лишь единицы из числа негосударственных вузов решаются открыть не социогуманитарные направления. Как правило, это IT-специальности, а также направления, связанные с управлением качеством, стандартизацией и сертификацией, техносферной безопасностью, а иногда пищевыми производствами. Совсем редко встречаются такие технологически нагруженные направления, как электро- и теплоэнергетика, машиностроение. Более подробно с разновидностью образовательного ландшафта в негосударственных вузах можно ознакомиться в таблице № 2.
Расчистка «образовательных контор»
Появление коммерческих вузов в нашей стране способствовало либерализации образовательной сферы и помогло сделать высшее образование более доступным, особенно в регионах. Вместе с широким распространением негосударственных вузов стали проявляться случаи торговли дипломами и даже липовыми диссертациями, из-за чего недобросовестные учреждения теряли лицензию и бросали тень на репутацию других негосударственных вузов. Информацию об этом можно почерпнуть на сайте «Диссернета». Справедливости ради нужно сказать, что подобные явления были распространены и в государственных университетах.
В начале 2010-х в бытность министра Дмитрия Ливанова началась эра зачистки образовательного пространства нашей страны от слабых институтов, академий и университетов. Можно долго рассуждать о правильности этих действий, но факт в том, что образовательная сфера нашей страны с тех пор претерпела значительную коррекцию. Было закрыто множество «образовательных» контор, под каток попало значительное количество негосударственных вузов и их филиалов. С конторами по продаже диссертаций при университетах стали бороться немного позже, и завершение этой борьбы еще не близко.
Разнообразие частных вузов в РФ
Можно выделить три основные группы негосударственных вузов в России. Первая группа — «нишевые» вузы. Они отличаются спецификой реализуемых образовательных программ, сосредоточенностью на конкретных направлениях, в которых они очень сильны, моделью финансирования и, в отличие от большинства коммерческих образовательных учреждений, могут похвастаться серьезной исследовательской работой как в области фундаментальных, так и прикладных наук.
В таких университетах, как правило, есть стипендиальные программы для особо одаренных студентов, полностью покрывающие оплату обучения, есть эндаумент-фонды, обеспечивающие поддержку научных и социально-просветительских проектов, отмечается высокий уровень вовлеченности выпускников в жизнь университета. К таким учебным заведениям можно отнести Университет Иннополис, Европейский университет в Санкт-Петербурге, РЭШ, МВШСЭН (Шанинка). Это элитарные университеты, количество студентов в них, как правило, очень небольшое, но стабильное. Учебные заведение данной категории можно встретить на высоких позициях национальных рейтингов вузов. Именно они составляют успешную конкуренцию крупным государственным научно-образовательным центрам.
Вторую группу я бы назвал «реальные университеты». Этой категории удалось успешно конкурировать с государственными вузами и отстоять в 2010-е годы свое место в образовательном ландшафте. Сегодня они переживают не лучшие времена. Примерами могут стать РосНОУ, МФЮА, Тольяттинская академия управления, медицинский университет «Реавиз». Таких вузов не более 30–35. Студентов у них не очень много, и выживают они в основном за счет более гибких программ, персонифицированного подхода и современных образовательных технологий, например онлайн-образования.
Третья и самая массовая группа — это чисто коммерческие вузы, которые постоянно играют (демпингуют) на стоимости обучения. Они используют различные схемы привлечения абитуриентов, схожие с технологиями сетевого маркетинга. Например, приведи друга и получи скидку в 10%, после того как он отучится два семестра. Или история для преподавателей: приведи абитуриента и получи некоторую фиксированную выплату, после того как он проучится два семестра. Также эти вузы используют наиболее доступные формы (преимущественно заочные и дистанционные) и схемы обучения.
Оценивать качество обучения в таких вузах бессмысленно, эффективность их существования обеспечивается оптимизацией контактной учебной нагрузки в пользу дистанционного обучения. Университеты этой группы всегда находятся на грани рентабельности, потому они стали законодателями моды в области дистанционных и онлайн-образовательных технологий.
Набор в такие учебные заведения осуществляют за счет ребят, которые не поступили в государственные вузы либо получили низкие баллы по ЕГЭ. Это серая зона ЕГЭ (баллы ниже уровня, установленного для университетов минобрнауки РФ, но выше границы Рособрнадзора, позволяющей получить школьный аттестат), а также выпускники колледжей, не желающие или не способные сдать единый госэкзамен. Во многом они и кормят в последние годы негосударственные вузы этой категории. Именно эта группа вузов подверглась значительному сокращению во времена большой чистки 2010-х. Вероятно, их количество в ближайшую пару лет еще больше сократится.
***
Системы негосударственного высшего образования в нашей стране пока не сформировалась до того уровня, чтобы составлять реальную конкуренцию государственным вузам — не только по стоимости обучения, но и по качеству подготовки специалистов и уровню исследовательской работы. Государство в лице федерального министерства и других госорганов в большинстве своем предпочитает «забывать» о наличии негосударственного высшего образования в стране. Яркий пример — нормативно-правовые акты, в которых порой просто не указана такая категория университетов. К сожалению, на сегодняшний день говорить о возможностях развития негосударственного образовательного сектора не приходится.
Из дарвинистской теории мы знаем, что наиболее сильные организмы появляются в конкурентной среде в условиях генетического разнообразия. Если применить эту теорию к эволюции в высшем образовании, можно сказать, что мультиформатность и наличие многообразия подходов и решений будут способствовать усилению системы высшего образования нашей страны.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.