Новая концепция преподавания истории России для неисторических специальностей должна помочь студентам понимать особенности развития страны, ее роль в разрешении крупных международных конфликтов, а также оценить ее вклад в развитие мировой цивилизации. Об этом сообщил директор Института российской истории РАН Юрий Петров, выступая в КФУ.

Сегодня в вузе проходит поволжский съезд региональных отделений Российского исторического общества и Форум учителей истории и обществознания РТ. «Отсюда возникает потребность в компанейском подходе к оценке процессов и явлений, таких как освоение новых территорий, строительство империй, складывание государственности и так далее. Таким образом мы будем говорить о той же Российской империи, сравнивая ее с мировыми империями той эпохи, Британской, Испанской или Североамериканской, чтобы лучше понять особенности или, я бы даже сказал, позитивные преимущества нашей страны в этом плане», — сказал он.

Основное содержание курса составляют процессы и явления, «наиболее значимые для исторической памяти россиян события отечественной истории». При этом, по словам Петрова, в курс включат и сведения о наиболее значимых событиях в истории зарубежных стран. Его хронология будет ограничена появлением людей на территории современной России и событиями 2022 года.

Сейчас идет завершающий этап обсуждения концепции, отметил председатель правления Российского исторического общества Константин Могилевский. «Конечно, знания о российской истории всегда имели, а сейчас тем более, и мировоззренческий характер. Они влияют на формирование личности, на чувство патриотизма, на формирование ощущения ответственности за свою страну. Поэтому этот курс тем более важен сейчас», — добавил он.

По его словам, в России профессиональное историческое образование получают всего 0,4% студентов, поэтому нововведение коснется остальных 99,6%, которые изучают историю недостаточно. Ранее минобрнауки по предложению Российского исторического общества приняло решение увеличить минимальный объем курса по истории России в вузах для неисторических специальностей с 72 до 144 часов, при этом 80% занятий должно отводиться на контактную работу преподавателя со студентом. Расширенный курс планируют начать преподавать с 1 сентября 2023 года.

Кроме того, Могилевский предложил обсудить возможность проведения среза исторических знаний у студентов, которые еще не изучали историю в вузе. «Может быть, это сделать в начале следующего семестра для тех, у кого на первом семестре этого года истории еще не было. Или отложить это на начало следующего учебного года. Я думаю, что этот срез знаний позволит нам понять, насколько люди, которые обучались в школе и не планировали профессионально заниматься историей, владеют историческими знаниями», — резюмировал он.