ЗНАКОМИМСЯ С ПОЧТИ ПОБЕДИТЕЛЯМИ

«БИЗНЕС Online» вчера стали известны фамилии деятелей культуры, которых комиссия по присуждению премии им. Тукая представила президенту Рустаму Минниханову. Пока они держатся в тайне от общественности — таковы правила игры, но наш источник, знакомый с деталями работы комиссии (в нее входят 15 представителей сферы культуры и органов власти — полный состав изложен в справке), сообщил следующее. В минувшую среду на ее заседании было принято решение предложить президенту присудить премию двум номинантам — челнинскому писателю Вахиту Имамову и каллиграфу Владимиру Попову. Существует очень небольшая вероятность, что Рустам Нургалиевич примет другое решение, но, судя по опыту предыдущих кампаний по присуждению премии, эта вероятность носит чисто теоретический характер. Хотя, безусловно, в этот раз Минниханов может отойти от традиции и все переиграть — слишком необычно в этом году складывается интрига, слишком мощные силы извне вмешались в местные расклады...

Но пока коротко представим фаворитов. Оба без пяти минут победителя провели значительную жизнь в искусстве, по совпадению (хотя, возможно, как раз этот фактор среди других и учитывала комиссия) оба они в этом году подошли к юбилейным датам. Имамов в марте отметил свое 60-летие, а Попову летом исполнится 90 лет.

Имамов — председатель набережночелнинской писательской организации и редактор журнала «Майдан». Первую повесть «Кресло» он опубликовал в 1992 году в журнале «Аргамак», она вызвала тогда большой резонанс, и известность к нему пришла благодаря этому произведению. Оно было написано в духе первых постперестроечных лет и основано на реальных событиях, имевших место в автограде в начале 90-х, когда город был охвачен паникой, возникшей в результате выброса фенола в Каму. В тот момент в городской элите происходали тектонические перемены, и Имамов сумел ярко их описать в разоблачительном стиле. Среди героев повести было несложно опознать высокопоставленных в то время руководителей Челнов.

Позже Имамов написал «Запрятанную историю татар», созданную на основе документальных источников о национально-освободительной борьбе татарского народа в XVI - XVIII веках. Тема была продолжена в романе «Сеит-батыр» и повести «Татары в Пугачевском восстании». «Огненная степь», с которой Имамов был выдвинут на премию им. Тукая, — роман, написанный им еще в 2001 году, о монгольском нашествии.

Вчера Имамов не стал как-либо комментировать «БИЗНЕС Online» информацию о готовящемся награждении, посоветовав дождаться, когда будет опубликован указ президента.

Попова, которому в июне этого года исполнится 90 лет, современные ценители изобразительного искусства знают как живописца, акварелиста, графика, каллиграфа. Последние 20 лет он успешно работает в области восточного каллиграфического искусства — на его счету прекрасные шамаили, тугры, каллиграфические композиции.

За свой полувековой творческий путь Попов внес весомый вклад в развитие и становление национального татарского и общероссийского искусства. Более 90 его живописных и графических работ находятся в собственности различных музеев, в частных коллекциях стран Запада и Востока. Попова приглашало правительство Ирана в Тегеран на всемирный форум каллиграфов, где он получил второе место. На премию его выдвинули за прошедшую недавно выставку в галерее современного искусства.

Напомним, что в этом году на Тукаевскую премию были номинированы 10 человек — художники, писатели, музыканты (полный список приведен в справке к материалу). Большинство из них (как и предполагаемые лауреаты) не вызывали особых дискуссий. Но творчество двух претендентов — депутата Госдумы Фатиха Сибагатуллина и худрука Государственного симфонического оркестра РТ Александра Сладковского вызвали бурные споры и даже громкий скандал (в первую очередь творение депутата Госдумы).

Александр Сладковский
Одним из фаворитов премии считался Александр Сладковский, выдвинутый за «Антологию музыки композиторов Республики Татарстан» (фото: tatarstan-symphony.com)

По нашим данным, Имамов и Попов получили самое большое количество голосов в ходе упомянутого заседания комиссии. Наши источники говорят, что хорошие шансы были у поэтессы Клары Булатовой (за книгу «Сайланма әсәрләр» — «Избранные произведения») и музыканта Фана Валиахметова (за возрождение и пропаганду старинных, редко исполняемых народных песен, а также фронтовых песен), также серьезно одобренных выборщиками.

ДЕЛО ДЕПУТАТА-ПИСАТЕЛЯ: ХРОНИКА СОБЫТИЙ

Итак, с будущими лауреатами почти все ясно. И тем интереснее еще раз вернуться к главной интриге нынешней кампании по присуждению премии — книге Сибагатуллина.

Напомним, что скандал разгорелся после интервью (о нем рассказала наша газета) татарского поэта Ркаила Зайдуллы, лауреата премии Тукая 2010 года, радио «Азатлык» — татаро-башкирской редакции радио «Свобода». Зайдулла без всяких околичностей заявил, что Сибагатуллин не имеет права претендовать на госпремию им. Тукая: «Я его вообще не считаю писателем! Насколько я знаю, его выдвинул не союз писателей, а Институт истории. Он и по номинации-то не подходит. Если на премию выдвигаются произведения литературы и искусства, то какое право имеет выдвигать кандидатуру Институт истории? Если они его так высоко оценивают, то пусть выдвигают на премию в области науки и техники».

Наши читатели эмоционально откликнулись на эту публикацию (было за 125 комментариев), высказывая мнение и за, и против. А вскоре к обсуждению на страницах «БИЗНЕС Online» подключился известный журналист и общественный деятель, блогер нашего издания Римзиль Валеев: «Я считаю, что спорная книга Сибагатуллина в течение последнего года заслонила собой все остальные книги всех членов СП Татарстана. И даже самих профессиональных, искушенных, талантливых писателей». «Не премию Сибагатуллину я выбиваю», — предупредил при этом Валеев. Причем он не просто написал один материал, но настойчиво отстаивал свою точку зрения в нескольких блогах.

Уже на эти публикации Валеева откликнулся резкой статьей поэт, экс-ректор ветакадемии и тоже, как Сибагатуллин, доктор ветеринарных наук Рифат Курбанов. Он, опираясь на документы, доказывал, что выдвижение книг Сибагатуллина на премию было сделано с нарушением установленного протокола, и обвинил последнего в плагиате.

Интересно, что эти «сражения» на страницах нашего издания и среди самых активных читательских комментариев вызывали у всех до поры до времени только усмешку. Мол, не будем всерьез считать, что есть какие-то шансы у опуса депутата Госдумы РФ. Все это, дескать, несерьезно и т.д. Так многие считали до тех пор, пока не стало очевидно, что за проектом стоит нечто серьезное.

Фатих Сибгатуллин заявил, что нисколько не смущен обвинениями
Сибагатуллин заявил, что нисколько не смущен обвинениями в свой адрес

Во-первых, важно напомнить, что началу мощной PR-кампании в поддержку работ Сибагатуллина положила громкая презентация книги «Татары и евреи» в Казани, в союзе писателей Татарстана. Во-вторых, далее состоялась еще более громкая презентация этой книги в Москве, где на мероприятие собрался практически весь цвет татарской диаспоры Москвы — генералы, ученые, высокопоставленные чиновники. Но и это еще не все: большая группа известных деятелей политики и культуры направила письмо на имя председателя республиканской комиссии по государственным премиям Минниханова. Более 60 (!) подписантов попросили его дать Сибагатуллину госпремию им. Тукая за книгу «Татары и евреи». Среди подписавших письмо оказались не только известные «московские татары», такие как генерал армии Махмут Гареев, глава РТНКА Москвы, писатель Ринат Мухамадиев и т.д. Свою подпись в поддержку поставили такие влиятельные госдеятели, как председатель Совета Федерации России Валентина Матвиенко и генерал-полковник Владимир Колесников, депутат Госдумы Владимир Ресин (кстати, считающийся неформальным лидером еврейской общины Москвы), популярный тюрский исследователь и писатель Мурад Аджи.

Если коротко, то не просто пиар оказался беспрецедентным для премии им. Тукая. Беспрецедным оказалось давление на комиссию и фактически его главу Минниханова: попробуй, откажи таким уважаемым лицам, тем более книга носит столь важный для татар исторический характер, контекст духоподъемный, патриотичный для России. А тут еще и еврейский вопрос подан в выгодном свете. Те, кто читал книгу, поражаются, что Сибагатуллин, доселе знаменитый своими подвигами на ниве возрождения села и заштатного городка Нурлата, смог написать столько коньюктурно выгодную для всех книгу! Тут тебе и татары, и евреи, и Россия — все в шоколаде! Не исторический опус, а прямь «идеологическая спецоперация» с непонятными целями. Именно ее, говорят наши информированные источники, и решили как-то нейтрализовать в Кремле, остановившись на железобетонно-беспроигрышном Имамове.

Кстати, сам Сибагатуллин в комментарии «БИЗНЕС Online» вчера вечером заявил, что нисколько не смущен многочисленными обвинениями в свой адрес со стороны оппонентов: «Кто мне дает отповеди? Безработный и пьяница? Их мнение никак не влияет. Зато мне идет серьезный пиар, так что я совершенно не беспокоюсь, что мне это может навредить. А я уже готовлю новую сенсационную книгу».

ЗА СЛАДКОВСКОГО ПРОГОЛОСОВАЛИ ТОЛЬКО ТРОЕ

Одним из фаворитов премии считался также Сладковский, выдвинутый за «Антологию музыки композиторов Республики Татарстан», созданную Государственным симфоническим оркестром РТ в 2013 году. Однако, как рассказал наш источник, на голосовании за него отдали голоса только три человека. Причиной тому можно считать статью музыковеда Юлдуз Исанбет. Фрагменты ее были, в частности, опубликованы 19 апреля в газете «Казанские истории» в формате полемики с ее московской коллегой Евгениией Кривицкой.

«Что же касается «Антологии музыки композиторов Республики Татарстан», якобы созданной Сладковским, то до выдвижения его кандидатуры на соискание премии было бы лучше сначала такую антологию заиметь, ибо то, чем дирижер кичится как антологией, таковой не является. Все разговоры о ней — это пыль в глаза и задуривание наивных татар, — пишет Исанбет. — Никакой реальной «Антологии музыки композиторов Республики Татарстан» Сладковский в действительности не издавал и в силу отсутствия у него даже элементарной ориентации в истории и практике татарской профессиональной музыки и в творчестве композиторов разных национальностей, когда-либо проживавших в Республике Татарстан и на территории отошедших к ней частей Казанской и других губерний, издать не мог».

Исанбет обвинила Сладковского, что он не включил в антологию множество разнообразных произведений, от оперы до музыки к спектаклям, фактически ограничился только татарской музыкой, указывает, что среди авторов фигурирует Чайковский, а также музыковед прошлась по текстовой части, указывая на фактические ошибки.

В 2013 году премия им. Тукая была вручена художнику Ильясу Айдарову, писательнице Набире Гиматдиновой, актрисе Алсу Гайнуллиной, художнице Софии Кузьминых и композитору Шамилю Тимербулатову

Сам Сладковский вчера от каких-либо комментариев «БИЗНЕС Online» отказался: «Я не имею морального права их давать, я спокойно жду объявление результатов».

Напомним, что в прошлом году премия им. Тукая была вручена художнику Ильясу Айдарову, писательнице Набире Гиматдиновой, актрисе Алсу Гайнуллиной, художнице Софии Кузьминых и композитору Шамилю Тимербулатову.

«НУЖНО ВЫНЕСТИ ПРЕМИЮ НА НАРОДНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ»

Журналисты «БИЗНЕС Online» спросили у деятелей культуры, кому бы они вручили престижную премию им. Тукая.

Римзиль Валеев — общественный деятель, журналист:

— Думаю, голосование было очень напряженным, принципиальным и компромиссным. Члены комиссии по госпремиям имени Габдуллы Тукая наверняка пытались найти золотую середину. С моей точки зрения, премии достойна Клара Булатова за прекрасную книгу стихов «Сайланма әсәрләр». Правда, «избранные произведения» — это все-таки не событие последнего года, это то, что она писала всю жизнь.

Вахит Имамов уже давно пишет прозу, исторические романы. Он среди номинантов как бы альтернатива Фатиху Сибагатуллину, который пишет документально-популярные книги по истории татар. Для меня лично его книга «Татары и евреи», в целом жанр документалистики очень важны. Хотя сами писатели, конечно, предпочитают добротную прозу. А книга Сибагатуллина, с их точки зрения, неформатная, нестандартная работа. Его выдвигал Институт истории для популяризации истории, и свою роль это выдвижение сыграло. Думаю, что работы Фатиха Саубановича будут жить, обсуждаться, вызывать споры, привлекать внимание. И в книжных магазинах искать будут как раз его книги... Я знал, что премию Фатиху Сибагатуллину вряд ли дадут, но хотелось поддержать идею приоритетности документального жанра, исторической публицистики на фоне традиционной беллетристики и поэтической риторики. Хотел бы еще отметить номинанта — каллиграфа Владимира Попова. То, что русский человек смог выразить графикой, каллиграфией душу татарского народа, — это чудо, это еще одна причина толерантно, уважительно относиться к искусству, к религиозным традициям.

Набира Гиматдинова — писатель, лауреат премии им. Тукая 2013 года:

— В этом году я дала бы премию Кларе Булатовой, об этом я даже писала статью в «Казан утлары». А вообще, ее надо давать произведениям, которые знает народ. Вот мне дали премию, меня ставят в театрах, в «Нуре», в Мензелинском, я вижу, что меня читают. И у меня было предложение: надо за год выставлять произведение на народное обсуждение. Чтобы он влиял на список номинантов. В конце концов, это же народные деньги.

Венера Ганеева — народная артистка РФ, лауреат государственной премии им. Тукая, солистка театра театра оперы и балета им. Джалиля:

— Самые достойные деятели культуры премию уже получили, и их кандидатуры не вызывают сомнений. Но есть и такие, что диву даешься, как же комиссия могла допустить таких лауреатов? Премию дают не за красивые глаза, а за талант и труд. А трудоголики и талантливые люди сразу видны. Все достойные люди у нас в оперном театре премию уже получили, так что я сейчас назвать никого не могу.

Светлана Колина — искусствовед:

— Я бы дала премию, будь моя воля, художнику Григорию Эйдинову. У него замечательные работы, и то, что он каждый месяц оформляет журнал «Казань» и делает это так стильно, тоже заслуживает награды. Еще бы дала премию фотохудожнику Владимиру Зотову, он много лет снимал 9 Мая, наших ветеранов-победителей. Снимков накопились сотни. Но имен своих героев он не знает, поэтому придумал такой проект: «Узнайте своих!» Эти фотографии будут вывешены на его выставке, и кто-то, может быть, узнает своих дедов и отцов и может вписать их имена. За такую работу, за патриотизм и премии не жалко.

Ахат Мушинский — писатель, исполнительный директор татарского ПЕН-центра:

— Помнится, я ранее сам высказывался за то, чтобы премию получили Роберт Миннулин и Набира Гиматдинова, так оно и случилось. И безусловно, люди должны знать лауреатов. Но тут, скорее, ответ можно поставить иначе: возможно, в некоторые годы не надо давать премию. Можно назвать это иначе, ставить на второе-третье место. А просто так пыжиться, чтобы кровь из носу и каждый год, не надо.