В результате крушения баржи в Каме оказалось около 4 тыс. т технической соли

ПРИЧИНА ПРОИСШЕСТВИЯ — НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА

Впервые о происшествии с нагруженной солью баржей стало известно в ГУ МЧС по Пермскому краю, куда сообщение о происшествии поступило 1 июня в 13 часов 32 минуты. Баржа затонула в Чайковском муниципальном районе на Воткинском водохранилище, в районе Чайковского шлюза.

«В результате происшествия погибших и пострадавших нет. Несамоходная сухогрузная баржа, предназначенная для перевозки насыпных грузов, следовала маршрутом Соликамск — Казань, перевозила около 3 тысяч тонн технической соли. Во время происшествия баржа находилась на стоянке, готовилась к шлюзованию» — говорится в сообщении.

В рамках мониторинга южного территориального отдела управление Роспотребнадзора Пермского края и МУП «Водоканал» города Чайковского каждый час отбирает пробы воды на превышение ПДК, на данный момент ПДК не превышена. По сведениям производителя ОАО «Уралкалий», техническая соль быстрорастворима в воде, не токсична и не опасна, сказано в сообщении. Предварительная причина — нарушение правил перевозки груза.

Как стало известно «БИЗНЕС Online» из своих источников, объем погруженной на баржу соли составлял не 3 000 т, а 3 700 т технической соли.

Нафиса Мингазова
Нафиса Мингазова: «Я не могу так навскидку рассчитать, сколько там получится милиграммов соли на литр, но так или иначе угроза есть. И эта угроза не потенциальная, она вполне может быть реальной»

«ГИДРОБИОНТЫ НЕ ВЫДЕРЖАТ СОЛЕНОСТИ»

Несмотря на то что в сообщении отмечается нетоксичность и безопасность затонувшего груза, экологи высказывают иное мнение.

По мнению водного эколога Нафисы Мингазовой — доктора наук, профессора Института управления и территориального развития КФУ, попадание соли в воду, даже несмотря на то, что она названа технической, все равно представляет угрозу и гидробионтам, то есть живущим в воде организмам, и человеку.

«От Чайковского до Набережных Челнов около 300 километров. По идее нужно бы проводить расчет, как это вымывание соли из баржи скажется на окружающей среде с учетом всех факторов, но уже предварительно можно сказать, что произойдет растворение солей в воде, и соли будут вымываться в Каму. Последствиями этого происшествия будет сильное увеличение степени засоления воды и грунтов. В месте, где это произошло, из-за засоления воды произойдет массовая гибель гидробионтов, не выдерживающих солености».

Попавшая в воду соль может вызвать очень сильное засоление реки

По словам Мингазовой, попавшая в воду соль может вызвать очень сильное засоление реки.

«Вообще у Камы минерализация примерно 600 миллиграммов на литр. И у нее сульфатно-гидрокарбонатно-кальциевый тип воды. А сейчас туда поступит вода, засоленная 3 тысячами тонн соли. Это очень сильное засоление. Считайте, что туда просто поступила океанская вода. И в том месте, где это произошло, скорее всего, будет массовая гибель гидробионтов. Потому что выдержать это резкое изменение солености наши речные обитатели, которые живут в условиях до 2 граммов минерализации на литр воды, не смогут. А здесь, в месте крушения, счет пойдет на десятки килограммов соли на литр», — считает эколог.

МОГУТ ПОСТРАДАТЬ НЕ ТОЛЬКО РЫБЫ, НО И НАСЕЛЕНИЕ

По мнению эколога, это происшествие в определенной степени представляет угрозу и для населения Набережных Челнов.

«Я не могу так навскидку рассчитать, сколько там получится милиграммов соли на литр, но так или иначе угроза есть. И эта угроза не потенциальная, она вполне может быть реальной. К тому же водозабор в Набережных Челнах находится, скорее всего, на течении, а разнос этой засоленной воды и будет в первую очередь по течению», — считает Мингазова.

Профессор напоминает, что если опасность для рыб представляет концентрация соли в воде от 2 до 5 граммов на литр, то предельно концентрация соли в воде для человека составляет 1 грамм на литр. По ее мнению, должны быть срочно взяты анализы воды в Каме.

«Но в основном это будет разноситься по руслу. И эти растворенные массы соли могут достаточно быстро пройти, ведь Кама — очень полноводная река. Они быстро выскочат на Волгу, на Камское Устье, пойдут вниз, в сторону Каспийского моря, которому они никакого ущерба не нанесут. Но человеку и пресноводной фауне они могут нанести ущерб — особенно в месте локальной аварии», — уверена Мингазова.

Наш эксперт при этом отмечает, что сильно засоленная вода из-за своей плотности должна опускаться на дно, а замеры воды, возможно, идут из близких к поверхности слоев, что и дает показатели об их соответствии ПДК.

Пока баржу поднять не смогли, и когда это будет сделано, не известно

УТОНУВШУЮ БАРЖУ С СОЛЬЮ СЕГОДНЯ ПОДНЯТЬ НЕ УДАЛОСЬ

Эта история могла бы закончиться на уровне предположений и контрольных проб воды, если бы баржа, как и планировалось, была поднята со дна. Однако этого не произошло. Об этом сообщила «БИЗНЕС Online» Оксана Бутина — руководитель пресс-службы ГУ МЧС России по Пермскому краю.

«Пришел из Сарапула плавкран, в настоящее время проводятся водолазные работы. Так называемое позиционирование. Определяется состояние груза, состояние плавсредства на глубине 12 - 15 метров. Потом будет приниматься решение о подъеме. Да, работы по подъему действительно планировались на сегодня, но они включают в себя и подготовку к подъему. То есть сейчас, после водолазных работ, будет приниматься комиссионное решение о порядке действий. В местах водозабора берется проба, на данный момент идет соответствие гигиеническим нормам», — рассказала Бутина.

Причина происшествия устанавливается.

«У нас только что интервью давал первый заместитель руководителя ГУ МЧС по Пермскому краю, и он говорит: «Пока еще не определена причина». Сначала груз достанут, потом баржу достанут. Соль, наверное, в чем-то, она же не так просто (россыпью насыпана ред.)», — высказала свое мнение руководитель пресс-службы.

По словам Бутиной, сейчас она не может сказать, когда будут закончены работы по подъему баржи.

Как сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе ЗАО «Челныводоканал», технологи предприятия ничего не знали о катастрофе. Однако известие не вызвало у них опасений — они заверили, что соль успеет разбавиться и никак не ухудшит качество питьевой воды в Челнах. К тому же «Челныводоканал» использует водозабор заглубленного типа — даже если во время затопления баржи наверх всплыли бы масляные жидкости, они не нанесли бы вреда водопользователям.

БАРЖА БЫЛА НЕСАМОХОДНАЯ И СУХОГРУЗНАЯ — ПО СУТИ, КОРЫТО, ОДНО ЖЕЛЕЗО И СОЛЬ

Возможные последствия «соленой» катастрофы на Каме газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Татьяна Чернышева — доцент, кандидат географических наук:

— Каменная соль растворится, разойдется, разбавится. Не думаю, что есть угроза для Челнов — катастрофа случилась далеко. Да и растворяться минеральное вещество будет не моментально, а медленно. Многое, конечно, зависит от упаковки, в которой перевозилась соль. Если вещество было в трюме, в мешках, то растворение будет идти медленнее. Если оно было сложена навалом на палубе, растворение будет идти быстрее. Это все равно что в чашку с водой насыпать 10 ложек соли — в любом случае она не растворится одномоментно. Необходимо выяснить, где эта соль находилась, как его перевозили, какова была температура воды в Каме, глубина — это все влияет на скорость растворения.

В акватории, где непосредственно произошло это событие, конечно, изменится химический состав воды, что негативно повлияет на организмы. Но когда соль придет к нам, в Челны, концентрация ее в воде будет уже незначительная, никакой разницы мы не почувствуем, на нас это никак не повлияет.

Айрат Насыбуллин — экс-начальник Прикамского территориального управления министерства экологии и природных ресурсов РТ:

— Катастрофа произошла далеко, в Пермском крае — если по дороге, то это 500 - 600 километров, а по реке около 300 - 400 километров. Какая бы это ни была баржа, она не сможет засолить такую огромную толщу пресной воды. Я не думаю, что это представляет какую-то угрозу для Челнов и челнинских водопотребителей.

Для того места реки, где это произошло, это, наверное, нехорошо. Там, где затонула баржа, обязательно будут проблемы — и немаленькие. Соли для пресноводного водоема — это ненормально, это тот же яд. Для пресноводных жителей соль противопоказана, потому что организмы уже приспособились к своей постоянной среде обитания. Это неприятная авария, ее надо расследовать, разобрать по косточкам — предстоит большая работа экологов. Баржа была несамоходная и сухогрузная — по сути, корыто, одно железо и соль. Сама по себе она не опасна для водоема, остается только один вопрос — по поводу состава соли. Была ли соль на барже просто солью, или были в ней какие-то включения? Отбеленная она или нет? Техническая соль отличается от пищевой тем, что ее нельзя положить в суп, потому что в ней всегда есть что-то еще, кроме самой соли.

Валерий Нечаев — старший государственный инспектор отдела госконтроля надзора и охраны водных биологических ресурсов по РТ:

— Баржа затонула на расстоянии 370 километров от Челнов, в акватории аванпорта Чайковского, в приплатинном участке Воткинского водохранилища. Этот аванпорт, как и положено, защищен волноломом — изолированный участок. И там, конечно, будет высокая концентрация технической соли. Соль такого рода используется как реагент в зимнее время для посыпки дорог. Что касается фауны, трудно судить, что может там произойти. Ничего хорошего нет, но я не думаю, что там будет какая-то экологическая катастрофа.