Владимиру Путину доверяют 70,1% опрошенных, Рустаму Минниханову — 59,1%, первому президенту РТ, ныне госсоветнику РТ Минтимеру Шаймиеву — 60,8%,
Владимиру Путину доверяют 70,1% опрошенных, Рустаму Минниханову — 59,1%, первому президенту РТ, ныне госсоветнику РТ Минтимеру Шаймиеву — 60,8% (фото: tatcenter.ru)

КАК ЭФФЕКТ КРЫМА ПРЕВЗОШЕЛ ЭФФЕКТ УНИВЕРСИАДЫ

Уже третий год подряд центр аналитических исследований и разработок (ЦАИР) по заказу «БИЗНЕС Online» проводит в Казани опросы общественного мнения, замеряя в числе прочего рейтинги политиков. Опросы проводятся методом телефонного интервью с выборкой в 700 респондентов, квотированной по социально-демографическим параметрам. Размер статистической погрешности не превышает 3%. На сей раз опрос проводился в конце июля, и его результаты особенно интересны в преддверии выборов в Госсовет Татарстана, намеченных на 14 сентября.

Судя по результатам прошлогоднего опроса, ключевым фактором, влиявшим на настроения казанцев, тогда, безусловно, была эйфория от триумфально проведенной Универсиады. Сейчас еще более сильной доминантой выступает присоединение Крыма и события на Украине.

Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее

Волна патриотического подъема выразилась, в частности, в беспрецедентном росте рейтингов политиков. Вопрос респондентам задавали такой: «Насколько вы доверяете или не доверяете следующим персонам?» Оказалось, Владимиру Путину доверяют 70,1% опрошенных, Рустаму Минниханову — 59,1%, первому президенту РТ, ныне госсоветнику РТ Минтимеру Шаймиеву — 60,8%, спикеру ГС РТ Фариду Мухаметшину — 51,2%, премьеру РТ Ильдару Халикову — 40,5%, мэру Казани Ильсуру Метшину — 49,8%. Что показательно, всем перечисленным руководителям в 2014 году доверяют значительно больше, чем в 2012-м и 2013-м, когда проводились аналогичные опросы. У Путина вообще перепад в положительную сторону на 25%.

Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее

Существенный прирост доверия (15%) получил и Минниханов, который выполнил важную миссию, наведя мосты дружбы с крымскими татарами. Здесь президент РТ, наконец, выступил не только в традиционном для себя амплуа «хозяйственника, влезающего в каждую трубу», но и в роли достойного наследника Шаймиева — мудрого политика, хранителя межнационального мира и сподвижника Путина. Этого от него давно ждали.

Премьеру РТ Ильдару Халикову доверяют 40,5%, мэру Казани Ильсуру Метшину — 49,8%
Премьеру РТ Ильдару Халикову доверяют 40,5%, мэру Казани Ильсуру Метшину — 49,8% опрошенных

К слову, прямой электоральный рейтинг Минниханова, готовность за него проголосовать, тоже очень заметно подскочила: с 59,3 до 71,1%. Его решение возглавить предвыборный список «Единой России», скорее всего, даст партии весьма заметный бонус.

Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее

Интересны оценки, которые поставили респонденты политическим лидерам за их деятельность на своих постах. Традиционно эти цифры выше, чем доверие к политику как личности. Так, 91% опрошенных положительно оценивает деятельность Путина, 86% — Минниханова, 82% — Метшина. По сути дела, все эти настроения являются вкладом в копилку «ЕдРа» на предстоящих выборах. Но вот с ними не все так просто...

ВЫБОРЫ? ВПЕРВЫЕ СЛЫШУ!

Хотя СМИ то и дело пишут и говорят о выборах в Госсовет Татарстана, все равно более четверти (28,2%) опрошенных на вопрос «Знаете ли вы о том, что 14 сентября в Татарстане состоятся выборы депутатов Государственного Совета РТ?» удивленно ответили: «Слышу сейчас впервые». И еще 11,6% опрошенных всего лишь «что-то слышали»...

По всей видимости, сказался фактор сезона отпусков — вся предвыборная агитация приходится на лето, которое не способствует интересу к политике.

Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее

Возможно, картина изменится после 16 августа. С этого дня будет разрешена предвыборная агитация на телеканалах в периодических печатных изданиях. И татарстанцы воочию, вживую (на ТV и в интернете) увидят, наконец, своих кандидатов, посмотрят критически на их портреты и на их программы.

Радует лишь то, что о выборах татарстанского парламента знают все-таки больше половины опрошенных — 59,5%. И то хлеб...

МАЛЫМ ПАРТИЯМ — МАЛЫЕ ПРОЦЕНТЫ

Социологи замерили также уровень поддержки политических партий. Вопрос задавали вполне конкретный: «Если бы выборы проходили уже в ближайшее воскресенье, за какую партию вы бы проголосовали?» Ожидаемо перевес голосов на стороне «Единой России» — 54,3%.

Казалось бы, это намного ниже, чем партия набрала в 2009 года (тогда результат партии власти колебался от 69% по Авиастроительному до 74% по Советскому району). Но если сделать поправку на тех, кто идти на выборы не планирует, добавить часть голосов неопределившихся и эффект от только начинающейся предвыборной кампании, то результат может оказаться ничуть не меньше. Причем без всякой «магии» при подсчете голосов.

Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее

А вот с другими партиями картина складывается любопытная. Даже за КПРФ в Татарстане готовы проголосовать лишь 6,6% избирателей. И если бы проходной барьер не был снижен с 7 до 5%, даже «красные» находились бы на грани вылета из высотки на площади Свободы. Никаких 30%, о которых говорили недавно на пресс-конференции регионального отделения КПРФ, нет даже близко. По крайней мере, в Казани.

Еще печальнее результаты у других партий: ЛДПР, по опросу, набирает 3,4%, «Справедливая Россия» — 2,5%. Всего в выборах в ГС РТ будут участвовать 8 партий (ЕР, КПРФ, ЛДПР, СР, «Яблоко», «Коммунисты России», «Родина» и «Родная партия»), но социологи оставшиеся 5 объединили общим названием — «другая партия». И весь этот «пятипартийный блок» набрал лишь 3,7%.

Впрочем, надежда на неопределившихся есть у всех. Таких 15,1% — и их еще есть время перетянуть на свою сторону. А вот 14,4%, которые не желают участвовать в выборах, вряд ли переубедишь.

Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее

ЖКХ, МЕДИЦИНА И ИНФЛЯЦИЯ ТРЕВОЖАТ КАЗАНЦЕВ ВСЕ БОЛЬШЕ

Перед выборами особенно важно (а уж для кандидатов тем более) было узнать, какие проблемы больше всего волнуют казанцев. Отметим, что, по методике опроса, респондентам не давалось никаких подсказок — люди называли те вопросы, которые им приходили на ум.

Традиционно проблема №1 для Казани — качество дорожного покрытия. После завершения универсиадских ремонтов число недовольных резко снизилось, но все равно актуальной эту проблему считает треть горожан. Такая проблема, как пробки (спасибо метро и универсиадским развязкам), улетела на 7-е место. Если в 2012 году на заторы жаловались 30,7%, то в 2014 — всего лишь 7,6%.

Такая проблема, как пробки (спасибо метро и «универсиадским» развязкам) улетела на 7 место. Если в 2012 году на заторы жаловались 30,7%, то в 2014 — всего лишь 7,6%
Такая проблема, как пробки (спасибо метро и универсиадским развязкам), улетела на 7-е место. Если в 2012 году на заторы жаловались 30,7%, то в 2014 — всего лишь 7,6% респондентов (фото: http://www.transportkazan.ru/)

В первую пятерку проблем также вошли низкий уровень доходов населения (волнует примерно пятую часть опрошенных), тарифы ЖКХ (тоже за 21%), низкое качество услуг ЖКХ (17,1%) и качество медицинских услуг (11%, то есть этим недоволен каждый 10-й). Интересно, что ЖКХ, медицина и инфляция — это триада проблем, обеспокоенность которыми у населения нарастает. Все остальные «болячки», напротив, идут на убыль.

Отдельно казанцев попросили оценить, в лучшую или в худшую сторону меняется ситуация в различных сферах городской жизни. Оказалось, что самым безусловным достижением властей, по мнению казанцев, является улучшение внешнего облика города. Это отметили 94,6% казанцев. Далее идут озеленение, условия для занятий спортом, культура (условия для развлечений и досуга), чистота, вывоз мусора, а также дороги и работа общественного транспорта.

Антилидер в оценках — ЖКХ. Почти 80% опрошенных считают, что ситуация не изменилась или скорее ухудшилась. Далее идут здравоохранение, доходы населения и доступность жилья. Так что не удивляйтесь, если именно эти больные темы будут превалировать в программах партий и кандидатов.

Впрочем, в целом, выборы в Казани проходят на фоне весьма позитивных настроений. Давая оценку по гамбургскому счету, 73,8% респондентов заявили, что ситуация в городе в целом улучшается. Ухудшение чувствуют только 11,7% казанцев.

«КОГДА ДЕЛО ДОЙДЕТ ДО ГОЛОСОВАНИЯ, ЦИФРЫ ИЗМЕНЯТСЯ»

Результаты исследования прокомментировали для «БИЗНЕС Online» эксперты.

Алексей Коннов — директор центра аналитических исследований и разработок:

— Результаты ЕР — 54,3 процента — в среднем всегда примерно такие и бывают. Сколько мы мерили — они всегда примерно попадали в коридор 52 - 59 процентов. Так что не думаю, что это какая-то заоблачная картина. Тем более, как показывает исследовательская практика, примерно процентов 7 - 8 на такие вопросы отвечают конформно, ну, просто популярно голосовать за ЕР, они и говорят, что за ЕР.

На выборах в Татарстане обычно у партии власти результат бывает выше. Но есть неопределившийся электорат, который склонен «голосовать как все», то есть в сторону ЕР. Тем более что, особенно на местных выборах, реальной заметной оппозиции нет. Так что электорат в данном случае голосует за известную хоть кем-то/чем-то партию. А большинство знает ЕР и, собственно, больше ничего о других партиях не знает. Поэтому довольно высок процент знания ЕР, и, соответственно, низок процент знания и поддержки других партий в Казани.

Что касается результатов по политическим персонам, в целом видно, что доверие ко всем основным персонам повысилось, подросло. Собственно, это опять-таки и неудивительно, так как в регионе, и в Казани все-таки более стабильная атмосфера как в экономическом, так и в политическом плане. Особых «конфликтов» нет, соответственно, и сильных противоречий нет в оценках.

Какие результаты будут на выборах в Госсовет РТ 14 сентября, сейчас прогнозировать очень сложно. Так как фактически не началась агитация одномандатников, а они все-таки идут на выборы, и там есть не только единороссы. Плюс партии активизируются все-таки после 16 августа, когда начнется агитация в СМИ. Если будет какая-то реальная агитация и активность у справедливороссов и коммунистов — они могут часть электората привлечь, небольшую, но все-таки не как в прошлый раз, когда 95 процентов мест по спискам было у ЕР. В остальном сейчас сложно что-то прогнозировать, по цифрам опроса примерный расклад еще непонятен. Так как пока 5-процентный барьер пересекают только ЕР и КПРФ.

Рафаэль Хакимов — вице-президент академии наук РТ:

— Думаю, что 54,3 процента за «Единую Россию» по опросу — это соответствует ее общему рейтингу в России. Но когда дело дойдет до выборов в Татарстане, там будет звучать фамилия президента Рустама Минниханова, который возглавил в республике партийный список ЕР. И поэтому цифра за партию власти будет выше.

КПРФ получила всего 6,6 процента, это неожиданно. Но, может быть, татарстанские коммунисты сами в этом виноваты. В последнее время у них был раскол в татарстанском отделении, возможно, это повлияло на результаты опроса. Потому что обычно у КПРФ рейтинг бывает выше, и он очень устойчивый, там всегда за 20 процентов, даже чуть больше.

«Справедливая Россия» работала в республике, но, видимо, не в полную силу, раз получила всего 2,5 процента. Хотя эсеры, конечно, какие-то голоса оттянули у коммунистов, и на результатах выборов это тоже может сказаться. Но вообще, результаты 14 сентября будут зависеть во многом от самих эсеров. Хотя Миронов — все-таки фигура, для многих не очень понятная. Его не все воспринимают как политика.

ЛДПР за счет того, что сам Жириновский участвует в татарстанских выборах и возглавил региональный партсписок, может получить больше голосов, взять какие-то протестные голоса. Среди молодежи есть тенденция голосовать за ЛДПР из-за несколько необычного, экзальтированного поведения Жириновского...

Когда дело дойдет до голосования, возможно, полученные сегодня цифры выправятся. Но что в авангарде две партии, это понятно, это устойчивый стандарт все эти годы. Думаю, и у «Единой России», и у КПРФ результат будет выше, чем полученный в ходе исследования. Хочу напомнить, что в этот раз будет довольно жесткий контроль со стороны партий в день голосования, потому что многие партии и участвуют в выборах ради контроля, а не ради того, чтобы набрать голоса.

Сергей Сергеев — профессор кафедры социальной и политической конфликтологии Казанского национального исследовательского технологического университета:

— Результаты исследования достаточно интересные. Хотя к данным соцопросов нужно подходить не как к истине в последней инстанции, а как к определенному материалу для анализа.

Если говорить о высоком рейтинге политических персон, да, это коррелирует с другими данными общероссийских социологических агентств, таких, как ВЦИОМ, «Левада-центр», которые показывают беспрецедентно высокий рейтинг Путина. С чем это может быть связано? Помимо всего прочего обратите внимание на метод — телефонный опрос. Допустим, у простого российского обывателя дома звонит телефон, и голос строго спрашивает: а вот вы поддерживаете политику президента Путина? А поддерживаете политику президента Минниханова? Ну, понятно, что от греха подальше человек ответит да! Кстати, если интервьюеры обходят квартиры, тут можно в ответах получить большую искренность, чем при телефонных опросах.

Кроме того, существует такое явление, как «спираль молчания» — и, кстати, не только в авторитарных, но и в демократических государствах. Концепция «спирали молчания» состоит в том, что человек с меньшей вероятностью высказывает свое мнение по тем или иным вопросам, если чувствует, что находится в меньшинстве. Поскольку гомо сапиенс — существо общественное, человек боится остаться в изоляции, в игноре, как сейчас говорят. То есть если по телевидению идет сплошная, даже не волна, а девятый вал: «Крым наш!», простой обыватель просто к этому мнению присоединится. И мы получим, допустим, не 50 процентов поддержки, а все 85.

Но вернемся к нашей республике. Говоря о высоком рейтинге ее руководителей, в принципе, всегда был достаточно высокий рейтинг у первого президента Минтимера Шаймиева, немножко поменьше у нынешнего президента Рустама Минниханова. Можно результаты этого опроса сравнивать с теми, что были в 90-х годах, в начале 2000-х — здесь есть определенная преемственность. Почему? Потому что в условиях авторитарной ситуации не возникает равновеликих лидеров. Какие-то политики могут возникать и развиваться только в рамках «партии власти». А какие-то оппозиционные ростки, они или уродуются, или душатся на корню. Спросите людей: кто такие оппозиционеры? А, это какие-то безумные маргиналы, бегают с плакатами... Отсюда понятно, что обычный обыватель думает про партию власти: да вроде нормальная политика проводится, все обуты-одеты, от добра добра не ищут... То есть реальной альтернативы не видно, хотя существуют как бы оппозиционные партии.

По результатам опроса, связанным с рейтингом партий, я бы не сказал, что у «Единой России» для Татарстана, который всегда отличался высокой поддержкой партии власти, большой рейтинг. 54 процента — это немного. К слову, теперь наглядно видно, почему президент Татарстана возглавил региональный партийный список «Единой России» — рейтинг Минниханова гораздо выше, чем рейтинг партии власти.

Думаю, на выборах 14 сентября у ЕР будет результат повыше. Хотя бы потому что часть неопределившихся может определиться. Кроме того, часть просто не придет на выборы, а исчисляться проценты будут из числа пришедших.

И про один случай. Я как интервьюер тоже когда-то ходил с анкетами... Конечно, это было некоторое нарушение — заглядывать через плечо пусть даже знакомому человеку: а что он там отмечает? Но я заглянул. И спросил: почему ты так пишешь, ты ж не так думаешь? Он ответил: а рано еще им знать, что мы о них думаем!

Так что ответы могут быть сознательной стратегией умолчания граждан. Но это не значит, что гроздья гнева не копятся где-то в глубине. Еще раз повторю: данные любого опроса — это только материал для осмысления, и не нужно думать, что все так оно и есть.