В СТОЛИЦЕ ТАТАРСТАНА ГОТОВИТСЯ ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ С БЮДЖЕТОМ 10 МЛН. РУБЛЕЙ
Столица Татарстана дозревает до того, чтобы открыть свой антрепризный театр мюзикла. Проба пера назначена на 30 августа и пройдет у подножия «Чаши» на берегу Казанки, у центра семьи «Казан» — здесь будет показано превью мюзикла молодого композитора Эльмира Низамова «Алтын казан». Почему в России застопорилось создание мюзиклов, кто берет на себя риск запустить этот проект в Татарстане и в какую сумму он обойдется, узнавали корреспонденты «БИЗНЕС Online».
Идут последние репетиции перед превью рок-оперы «Алтын казан», которая состоится в День республики |
ПОСТАНОВЩИК, НОМИНИРОВАВШИЙСЯ НА «ЗОЛОТУЮ МАСКУ»
Бюджет мюзикла молодого татарстанского композитора Эльмира Низамова «Алтын казан» — около 10 млн. рублей, сообщил источник «БИЗНЕС Online». Во всяком случае, именно такая сумма фигурирует в приблизительной смете, составленной постановочной группой. А инициатором постановки мюзикла выступил известный поэт Ренат Харис, вышедший с инциативой в мэрию города Казани. Как сообщают наши источники, на паритетной основе проект был поддержан президентом РТ и мэрией столицы.
На постановку пригласили оперного режиссера Михаила Панджавидзе. В свое время окончивший ГИТИС и долгое время служивший в Большом театре, он хорошо известен казанцам рядом неординарных постановок на сцене ТГАТ оперы и балета им. Джалиля. За спектакль «Любовь поэта» он был удостоен государственной премии РТ им. Джалиля. Его постановка оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» была номинирована на «Золотую маску», и этой награды за лучшее исполнение женской партии в спектакле была удостоена Альбина Шагимуратова. Сейчас Панджавидзе — главный режиссер Национальной оперы Беларуси. Отметим, что именно в казанском оперном театре сложился тандем Панджавидзе и поэта, лауреата государственных премий РТ и РФ Рената Хариса, автора либретто оперы «Любовь поэта». Можно предположить, что именно Харис рекомендовал пригласить режиссера.
«ОН СОЗДАЛ КЛАССИЧЕСКИЙ МЮЗИКЛ!»
Идею написать мюзикл на основе старой легенды про закипевший без огня казан Низамову подарил тоже Харис. Кстати, это не единственная их совместная работа. В дни Универсиады в Болгаре намеревались представить их рок-оперу «Черные палаты», тоже по древней легенде. Ее должен был ставить известнейший балетмейстер и режиссер Георгий Ковтун. Но из-за финансовых проблем «Черные палаты» все еще ждут своего часа. Похоже, на этот раз новый проект дойдет до зрителя. «Ренат Харис, предложив мне эту тему, сам написал либретто, — рассказал «БИЗНЕС Online» Низамов. — А я как раз думал, каким сочинением мне стоит ознаменовать окончание консерватории. Хотелось написать что-то о Казани». Первыми «Алтын казан» исполнили студенты. Дипломная работа Низамова шла в оперной студии, и то, что либретто для произведения начинающего композитора написал народный поэт Татарстана, безусловно, было удачей.
Эльмир Низамов |
Есть один нюанс: автор определил жанр «Алтын казана» как рок-оперу, с чем категорически не согласен Панджавидзе. По его словам, в России рок-оперой считают все, что нельзя назвать оперой в классическом понимании. Режиссер полагает, что Низамов создал весьма неординарный мюзикл: «Он написал классический бродвейский мюзикл. Ну просто «чистейшей прелести чистейший образец». И если делать такой мюзикл, то ставить его надо, запуская весь творческий процесс, в соответствии с мировыми технологиями. Поэтому если первоначально была идея показать премьеру «Алтын казана» 30 августа, то позже решили, что в этот день публика увидит некий превью-обзор, разумеется, с элементами сюжета. Режиссер сумел убедить городские власти в том, что это единственный возможный вариант. Макет будущего спектакля уже готов, он изобилует спецэффектами, в частности, есть возможность воспроизводить голограмму. У «Чаши» музыка, в силу технических вопросов, пойдет в записи, на ней играли студенты и выпускники оркестрового факультета консерватории. В массовке — сводный хор Казанского музыкального колледжа, театр танца «Сайдаш».
Михаил Панджавидзе и Гали Абайдулов на репетиции |
«ОН ПОЧТИ ЧТО УЭББЕР»
Как полагает режиссер, музыка, написанная Низамовым, весьма интересна, в ней есть и ориентальность, и бродвейский шик: «Она напоминает мелодии Уэббера, есть в ней что-то от «Призрака оперы», есть в мюзикле и явные хиты». Что касается Хариса, его представлять нет смысла: либретто его оперы «Любовь поэта», балетов «Сказание о Йусуфе» (этот спектакль получил госпремию РФ) и «Золотая орда» сами за себя говорят. Одна из важнейших составляющих частей любого мюзикла — танец. Ставить танцы дал согласие (и это небольшая сенсация) знаменитый танцовщик, а ныне уже балетмейстер Гали Абайдулов из Санкт-Петербурга. Балетоманы наверняка помнят его по потрясающе сделанной по пластике и драматизму партии Модеста в фильме-балете «Анюта».
«В основе мюзикла лежит легенда о создании Казани, о том, что был такой золотой котелок, который без огня закипал только в чистых руках, только у людей добрых и нравственных, — рассказывает режиссер. — А вот у хана, чьи руки были обагрены кровью, котелок не закипел. В финале котелок похищает змей Зилант и с тех пор хранит его на дне Казанки. Наших героев ждет много приключений, и в мюзикле будет такой ход: действующие лица — современные молодые люди — в результате какого-то странного волшебства перенесены в ту эпоху. И когда котел похищают, они снова оказываются в нашем времени. Они спрашивают друг друга о том, а был ли вообще этот котелок? И сами себе отвечают, что, конечно, был, просто в него надо верить. Герои поют в финале очень красивый зонг, там есть такие слова: «Я верю в тебя, казан, я верю в тебя, Казань!» — рассказывает режиссер.
Гали Абайдулов и Эльмира Калимуллина, которой предстоит сыграть роль ханской дочери |
30 августа возле загса-«чаши» (а это место, полагает Панджавидзе, одна из энергетических точек столицы Татарстана) казанцы и гости города увидят часовое превью будущего спектакля. «Такое совпадение, — отмечает Низамов, — я ведь тогда и не знал, что его построят. А теперь появилась идея поставить его на открытом воздухе и показать для всех».
ТАК МОГУТ РАБОТАТЬ ТОЛЬКО ТАТАРСТАНСКИЕ АРТИСТЫ
Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на репетиции масштабного проекта. Подготовка проекта проходит в ДК «Сайдаш». Мы попадаем на перерыв, многие предпочитают дремать на стульях. Репетиции идут вторую неделю. Как объясняет Эльмира Калимуллина, несмотря на лето и отпуска, артисты сидят тут безвылазно.
«Нужно сказать, опера «Алтын казан» и сотрудничество с композитором Эльмиром Низамовым занимает большое место в моей жизни, — говорит Калимуллина. — Еще когда я была студенткой казанской консерватории, мы ставили эту оперу силами нашей оперной студии и студенческого оркестра. В той постановке я исполняла роль матери главного героя — ведуньи Сихатбану. «Алтын казан» — очень глубокое произведение и по музыке, и по смысловому наполнению, и в этом заслуга не только таланта Эльмира Низамова, но и автора либретто, поэта Рената Хариса, у них получился очень гармоничный творческий тандем. Позже мы еще раз ставили эту оперу силами студенческой оперной студии, и хотя произведение было нам уже знакомо, это была новая работа, потому что изменился состав актеров, наполовину обновился оркестр. Поэтому, когда мне сказали, что готовится новая постановка этой оперы, я согласилась, не раздумывая». Отметим, что помимо этого, участники первой постановки — Калимуллина, Рузиль Гатин, Айдар Сулейманов — исполняли песни из мюзикла на концертах. «Там много песен про Казань, про его историю, — говорит Низамов. — Они стали жить своей жизнью».
Интересен состав певцов. Калимуллина играет роль ханской дочери Аксылу, нежной, чуткой девушки, которая влюбляется в главного героя — кузнеца Битимера. Напомним, что совсем недавно финалистка «Голоса» участвовала в другом мюзикле — «Поколение Маугли», где играла с воспитанниками казанской Школы творчества Константина Хабенского. «Багира, моя предыдущая героиня — совсем другая, — говорит Калимуллина. — Багира — дитя улицы, в ней нет изнеженности, она выросла в другой среде, она иная по характеру, по поведению. Думаю главное, что объединяет этих моих героинь, это благородство, и готовность пойти до конца в борьбе за правду».
«Я уже говорила, что Эльмиру Низамову удалось написать совершенно волшебную музыку, — резюмирует Калимуллина. — Она сочетает в себе и классические мелодии, и рок-музыку, и новое звучание народных инструментов. «Алтын казан» правильнее было бы назвать рок-оперой. Внешнему человеку может показаться, что скучно раз за разом участвовать в одной и той же постановке, но это не так. Сейчас с нами работает другой режиссер, человек с опытом работы в Большом театре. Кроме того, меня привлекает возможность попробовать с себя в другой роли. Ну и, наконец, мне кажется, что я уже немного другой человек, чем три года назад, и мне есть что нового показать зрителям». Кроме того, в «Алтын казане» поет Артур Исламов (Ханзадэ). Помимо работы в труппе театра оперы и балета он также участвует в рок-группе Alqanat, играющей не только баллады, но даже метал, так что ему реалии рок-оперы знакомы. А партию Сихатбану исполняет участница Turkvision Алина Шарипжанова.
Филюс Кагиров (фото: vk.com) |
Партию Битимера взял на себя Филюс Кагиров, звезда эстрады. Поучаствовать в рок-опере ему предложил автор. «Сначала я задумался, — рассказывает Кагиров. — Ведь это совсем не похоже на мое творчество. Я больше по народным песням, по классике. А тут совсем другое. Мы работаем около недели. Панджавидзе очень интересно ставит, после каждого эпизода мы сами удивляемся результатам — оказывается, вот как мы можем! И режиссер говорит, что так могут работать только татарстанские артисты, с другими, мол, пришлось бы возиться. Для меня это новое амплуа, проба в новом направлении. Слава богу, вроде получается. А как оно на самом деле — зрители увидят 30 августа. Безусловно, опыт помогает. Мне так и сказали: пой по-своему, нам нужен именно народный певец, никого не смущайся».
«РОССИИ ПОМЕШАЛ «НОРД-ОСТ»
Скорее всего, когда «Алтын казан» осенью выйдет уже в полном формате, он может положить начало созданию в Казани еще одного театра — театра мюзикла. Одним из инициаторов- лоббистов его создания выступает Харис. «В начале Года культуры я написал статью, где объяснил, что я жду в этом году, а это создание в Казани театра мюзикла, где шли бы и мюзиклы, и оперетты, и рок-оперы. Город давно уже готов к созданию такого театра», — прокомментировал Харис «БИЗНЕС Online» свою идею.
Панджавидзе полагает, что создание такого театра в Казани возможно, но логичнее, если он будет антрепризным, то есть команда будет собираться под определенный проект, и спектакль будет жить до тех пор, пока на него ходят зрители. «У нас был печальный опыт — постановка «Норд-Оста» в Москве, — рассказал режиссер. — Этот очень интересный спектакль у нас сейчас ассоциируется с терактом, и все забывают, что это был успешный коммерческий проект национального мюзикла, первый в России. Это ужасно, что там в зале погибло много людей, но погиб еще и грандиозный проект. Делу развития мюзикла в России был нанесен сильный удар. Музыку из «Норд-Оста» долгое время просто не исполняли».
Режиссер считает, что создать в Казани такой театр можно, но это будет нелегко — нужны и помещение, и дирекция, и постоянное финансирование, рекламная служба. Пока же «Алтын казан» будут репетировать в одном из профилакториев Казани. И если проект, в котором заняты наши звезды Калимуллина и Кагиров, будет успешным, он может стать первой постановкой нового казанского театра.
«ПУСТЬ СДЕЛАЮТ ПРОЕКТ КОММЕРЧЕСКИ УСПЕШНЫМ»
Казань, с одной стороны, не страдает недостатком театров, но с другой, почему бы не открыться и еще одному? Инициативу оценили эксперты «БИЗНЕС Online».
Венера Ганеева — народная артистка РФ, лауреат госпремии им. Тукая, профессор:
— Может быть, пока не стоит открывать новый театр, а попробовать ставить мюзиклы в уже существующих? Если они выдержат хотя бы 10 постановок с аншлагами, тогда стоит о чем-то говорить. Пусть попробуют создать коммерчески успешный проект.
Эдуард Трескин — певец, народный артист РТ:
— Казани однозначно не хватает рок-опер, мюзиклов и оперетт. Я за такой театр.
Рашид Калимуллин — председатель союза композиторов РТ:
— Когда я был молодым композитором, то ездил в Екатеринбург в театр оперетты на мастер-классы. Я тогда подумал: ведь наши города так похожи во многом, почему же у нас нет такого театра? Если Казань позиционирует себя как третья столица, нам нужен такой театр. И мюзиклы, и оперетты, и рок-оперы — это очень популярный жанр, ходить в такой театр будут и казанцы, и туристы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.