ШАГ ЗА ШАГОМ: ТАТАРСТАНСКАЯ СЕТЬ ПРОДОЛЖАЕТ ЗАВОЕВАНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА

Сегодня, 5 декабря, в Нижнем Новгороде открывается первый супермаркет сети «Бахетле». Об этом нашему изданию сообщил коммерческий директор компании Дмитрий Зуев. Детали озвучены не были, однако осенью этого года в компании рассказывали, что супермаркет общей площадью 5,3 тыс. кв. м (площадь торгового зала — 2,2 тыс. кв. м) разместится на первом этаже торгового центра «Фестиваль» на Казанском шоссе. Ассортимент нового магзина составит около 40 тыс. наименований. Сообщалось также, что компания планирует реализовать проект полностью за счет заемных средств, а общий объем инвестиций, по подсчетам «Бахетле», составит порядка 150 - 200 млн. рублей. Срок окупаемости проекта — 5 - 7 лет. Вакансии о наборе сотрудников в магазин появились на рекрутинговых порталах в ноябре этого года.

В этом году в федеральных СМИ также публиковалась информация о том, что, помимо Нижнего Новгорода, компания «Бахетле» также планирует выйти на рынки Уфы и Самары. На сегодня за пределами Татарстана, не включая Москву, супермаркеты сети работают также в Новосибирске и Барнауле.

В Нижнем Новгороде «Бахетле» общей площадью 5,3 тыс. кв. м (площадь торгового зала — 2,2 тыс. кв. м) разместится на первом этаже торгового центра «Фестиваль» на Казанском шоссе

Напомним, что супермаркет «Бахетле» в Нижнем Новгороде — третий по счету, который компания открыла в текущем году. Так, в январе в Старо-Татарской слободе Казани появился «Бахетле-Халяль», о котором мы подробно писали. Специфика данного проекта выражена в его названии, поэтому ассортимент этого магазина не так богат, как в обычном супермаркете сети, однако это искупается пониманием нужд целевой аудитории. В магазине представлено более 10 тыс. наименований товаров поставщиков из Европы, Азии и России и более 2 тыс. изделий собственного производства.

В «Бахетле-Халяль» представлено более 10 тыс. наименований товаров поставщиков из Европы, Азии и России и более 2 тыс. изделий собственного производства

Второй магазин в 2014 году компания открыла в Москве. Он стал 9-м по счету супермаркетом «Бахетле» в столице России. Торговая площадь объекта составила 960 кв. м (общая — 1,7 тыс. кв. метров).

Кроме этого, в ноябре этого года стало известно о планах компании по освоению территории рядом с Казанью. Так, к марту 2016 года компания намеревается построить супермаркет площадью 6 тыс. кв. м рядом с поселком Усады.

Таким образом, «Бахетле» делает ставку на экспансию, что является выигрышной стратегией на растущем рынке. Однако экономическая ситуация становится все сложнее. Будем надеяться, что татарстанская сеть супермаркетов докажет свою эффективность, поскольку сегмент ретейла в России еще не исчерпал потенциала своего роста, а высокое качество будет востребовано всегда.

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», верят в успех нового проекта «Бахетле», но предупреждают, что в следующем году ретейлерам будет сложнее вести бизнес, чем в нынешнем.

Вакансии о наборе сотрудников в нижегородский «Бахетле» появились на рекрутинговых порталах в ноябре этого года

«БАХЕТЛЕ» БЕРЕТ КАЧЕСТВОМ»

Леонид Рахимов — эксперт по коммерческой недвижимости:

— Несмотря на сложное время, «Бахетле» уверенно продолжает свое развитие, с чем можно только поздравить. Надеюсь, что жителям Нижнего Новгорода магазин также придется по вкусу, как и казанцам. Сомнений в том, найдет ли «Бахетле» своего покупателя в Нижнем Новгороде, абсолютно нет. Во-первых, это вкусно, а вкусно покушать любят все. Есть такое понятие, как нишевые предпочтения, и тот, кто привык покупать подешевле, пойдет в тот же «Ашан» или «Магнит». А «Бахетле» берет качеством, богатым разнообразием предлагаемых товаров, у них красивые и комфортные магазины, адаптированные под российского жителя продуктовые матрицы. Я думаю, что в Нижнем Новгороде магазин будет воспринят на ура, все предпосылки для этого есть.

Иван Федяков — директор ИА «Инфолайн»:

— Ввиду непростой ситуации, в которой находится Россия, да и весь мир, есть серьезный риск, что эти инвестиции будут реализованы неэффективно. Другой вопрос, если проект был запланирован гораздо раньше и основное финансирование получил еще на тех этапах, тогда этот шаг можно смело считать планомерной реализацией экспансий магазина. Вообще, для торговых сетей сейчас наступают очень непростые времена, поэтому их эффективность в основном достигается благодаря масштабности.

Что же касается самой сети «Бахетле», то, действительно, у нее есть ряд преимуществ на фоне других игроков этого рынка. Свою конкурентоспособность она доказала, зайдя на высококонкурентный рынок Москвы, и не просто зайдя, а зайдя и закрепившись на этом рынке, составив существенную конкуренцию таким известным столичным игрокам, как «Седьмой континент» и «Азбука вкуса». Поэтому освоение Поволжья для данной сети не должно составить какого-то большого труда, тем более, что успешный опыт экспансий в другие регионы у магазина есть.

Сейчас мы находимся еще только на первой фазе тех экономических проблем, которые последуют за всеми событиями, которые мы наблюдали в 2013 году. Мы еще до конца не ощутили влияние того же курса рубля. Есть определенная инерция. Основная фаза кризисных явлений придется на начало-середину следующего года. И вот тут как раз возникнет серьезный вопрос с точки зрения того, кто окажется в более выгодном положении: тот, кто сокращал инвестиции и повышал эффективность действующих объектов, или тот, кто несмотря на все объективные сложности и трудности в экономике не отказался от продолжения активных инвестиционных действий и «завоеваний» новых рынков? Однозначного ответа сейчас пока нет — факт неопределенности просто зашкаливает.

Что касается поиска «своего покупателя» в Нижнем Новгороде, то тут очень важно, чтобы ретейлер провел определенную адаптацию под местного потребителя с учетом его особенностей. В то же время, как я уже сказал раньше, у «Бахетле» есть опыт экспансий — та же эффективная адаптация под московского потребителя, и, наверняка, менеджмент предусмотрел все адаптационные особенности в Нижнем.

Муслима Латыпова
«Бахетле» в Нижнем Новгороде — это третий по счету супермаркет, который компания Муслимы Латыповой открыла в текущем году

«ПРЕМИУМ-СЕГМЕНТ В РОССИИ ПОКА ЕЩЕ ТОЛЬКО РАЗВИВАЕТСЯ,
А КРИЗИС НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВЕЧНЫМ»

Роман Гринченко — аналитик «Инвесткафе»:

— Я считаю, что «Бахетле» является такой маркой, которая несмотря на то, что это премиум-сегмент, на рынке Нижнего Новгорода сможет найти своего потребителя. Все-таки город достаточно крупный, и в нем есть разные слои населения, в том числе и те, кому интересно приобретать продукты в премимум-сегменте. У «Бахетле» хорошие перспективы в Нижнем Новгороде. Кроме того, сеть уже давно хотела развиваться и расширяться, и данный город — хорошее место, чтобы это сделать.

Стоит сказать, что в условиях сегодняшнего кризиса, если все остальные форматы низкого и среднего ценового сегмента испытывают достаточные проблемы, связанные со снижением потребительской активности, количества приобретаемой продукции потребителями, то премиум-сегмент не ощущает такой тенденции. У целевой аудитории этого сегмента доля расходов на продовольствие в структуре общих расходов достаточно низка, и рост цен не столь сказывается именно на премимум-сегменте. В среднем же сегменте, который является самым уязвимым, это заметно, и наблюдается некоторый отток потребителей в более дешевый сегмент.

Важно отметить, что премиум-сегмент в России пока еще только развивается, и есть достаточно большой потенциал для рынка. Кризис не может быть вечным и когда-то закончится, а российский рынок продуктового ретейла является достаточно слаборазвитым. Об этом свидетельствует то, что доля розничных сетей цивилизованного формата в общей доле розничного оборота составляет порядка 25 процентов в целом по России. Показатель варьируется, и самый большой — в Санкт-Петербурге. В развитых странах этот показатель может достигать 80 процентов, поэтому в России еще есть потенциал роста. Сейчас компании стараются занять долю на рынке, потому что чем дальше, тем это сложнее будет сделать. Сети будут расти. Как говорил Галицкий (владелец сети «Магнит»ред.), розничный ретейл является специфичным, и небольшие игроки не могут выжить. По мере того, как будут развиваться сети, необходимость небольших магазинчиков будет отпадать. Поэтому сейчас сети все равно продолжаются развиваться, что доказывает и пример «Бахетле». Премиум-рынок, конечно, гораздо уже, поэтому развиваться нужно быстро. Для подобных компаний основной потенциал сейчас заключается именно в регионах, потому что там наименее развита сетевая торговля.

«ТОРГОВЫЕ СЕТИ — СЛОЖНЫЙ И ТЕХНОЛОГИЧНЫЙ БИЗНЕС»

Дмитрий Прокофьев — вице-президент Ленинградской областной торгово-промышленной палаты

— Торговые сети в России, безусловно, не исчерпали своего потенциала, более того, эта отрасль на протяжении многих лет была одним из драйверов российской экономики. Я никогда не считал справедливым упреки в адрес торговых сетей, это сложный бизнес, организационно и технологически, и совсем не такой высокомаржинальный, как это принято считать. В развитии сети «Бахетле» прослеживается логика, и, скорее всего, ее проект в Нижнем Новгороде окажется востребованным. «Бахтле» не присутствует на Северо-Западе России, и было бы интересно увидеть магазины этой сети в Санкт-Петербурге, где несмотря на насыщенность рынка торговыми сетями сохраняется спрос на супермаркеты с продуктами высокого качества и оригинальным ассортиментом, кроме того, для большого города востребованными являются магазины с хорошими отделами кулинарии.