Похоже, российские санкции для Европы так легко не проходят. Национальная ассамблея Франции приняла в первом чтении так называемый «закон Макрона», направленный на либерализацию экономики. Казанская журналистка Галина Кириллович, проживающая во Франции, в материале, подготовленном специально для «БИЗНЕС Online», рассказывает, почему готовящиеся изменения вызвали ожесточенные споры не только в обществе, но и в правящей партии социалистов.
ОТКРОЙ ДВЕРИ СВОЕМУ КОНКУРЕНТУ
Некоторые левые депутаты даже высказали мнение, что этот закон направлен на перестройку французской экономики по американскому образцу, то есть с креном в сторону интересов работодателей. Документ, получивший свое неофициальное название по имени министра экономики Эммануэля Макрона, который является одним из его главных разработчиков и лоббистов, действительно призван снизить регулирующую роль государства и стимулировать рост конкуренции в ряде отраслей, но до американской модели ему все же далеко. По словам самого министра, предлагаемые меры должны «оживить экономику», которая сейчас излишне забюрократизирована и корпоративна. Высказывается также предположение, что на либеральных изменениях настаивает Евросоюз, озабоченный превышающим нормы ЕС дефицитом французского бюджета (в 2015 году прогнозируется дефицит в 4,5% ВВП, а должно быть не более 3).
Что же изменится, если закон будет окончательно принят? Например, он внесет изменения в работу торговли. Сейчас магазинам разрешается работать только пять воскресений в год (обычно перед праздниками), а Макрон настаивает на двенадцати. В туристических зонах ограничения вообще снимаются. Кроме того, сейчас магазины закрывают двери в семь-восемь часов вечера, а получат возможность делать это после полуночи. Понятно, что такой график предполагает финансовую компенсацию тем, кто будет стоять за прилавком в выходные. Это же новация коснется и предприятий сервиса. И все же крупные торговые сети принятие закона вряд ли обрадует. Дело в том, что он предписывает ретейлерам, чья доля рынка в регионе превышает 50%, уступать часть площадей конкурентам. Это должно поставить преграду монополизму и снизить цены.
ВСЯ НАДЕЖДА НА АВТОБУСЫ
Либерализация ждет и рынок междугородних автобусных перевозок. По мнению авторов документа, он излишне зарегламентирован. Открыть новое предприятие сложно из-за бюрократических ограничений, а поезда слишком дороги для многих французов, отмечают они. Передвигаться на автобусе действительно в 8 - 10 раз дешевле, чем на поезде. Ситуацию еще усугубляет то, что железнодорожное сообщение во Франции существует в основном между крупными городами, а в небольших населенных пунктах станции давно ликвидированы. Правительство также надеется, что либерализация рынка автокаров позволит создать десятки тысяч рабочих мест, что важно при безработице, превысившей 10%.
На позитивные изменения позволяет надеяться опыт других стран. Например, в Германии, где данный сегмент транспорта был либерализован в 2013 году, число пассажиров, воспользовавшихся междугородними автобусными маршрутами, за год увеличилось от нескольких десятков тысяч до 800 тысяч. Аналогичного эффекта удалось достичь и Великобритании, где такую реформу провели еще в 1985 году. Среди мер, предлагаемых господином Макроном, есть замена разрешительного порядка открытия новых автобусных линий на уведомительный.
ФРАНЦУЗОВ ПУСТЯТ В «ЗАКРЫТЫЕ» ПРОФЕССИИ
«Закон Макрона» предполагает упростить вход новых специалистов в так называемые «закрытые» профессии. Это адвокаты, нотариусы, судебные исполнители, оценщики, аптекари и некоторые другие. Например, сейчас открыть такую контору с нуля невозможно — надо или становиться совладельцем, или полностью выкупать бизнес. В результате многие способные и образованные, но еще не имеющие достаточно денег выпускники соответствующих факультетов остаются за бортом. Новый законодательный акт должен снять эти ограничения и, соответственно, снизить цены на услуги. А это уже касается всех. Кроме того, для представителей данных профессий устанавливается возрастное ограничение в 70 лет.
Еще одно нововведение направлено на более простое, чем в настоящее время, расторжение постоянных трудовых контрактов. Такие контракты имеют большинство работающих французов. Пока самого нерадивого и ненужного работника уволить сложнее и дороже, чем платить ему зарплату, что снижает эффективность работы предприятий.
Также законопроект предусматривает продажу государственных активов на сумму 10 млрд. евро. Из них 4 млрд. должны пойти на покрытие долга, а остальное будет инвестировано в экономику.
Премьер-министр Манюэль Вальс и Эммануэль Макрон официально представили законопроект 10 декабря, после чего разгорелась долгая и достаточно жесткая дискуссия. Причем раскол произошел в рядах самих социалистов, правительство которых этот закон и предложило. Действительно, «закон Макрона» выглядел бы логичнее, исходи он от правого кабинета, но неслучайно Вальса называют самым правым из левых политиков. Ради принятия законопроекта премьер-министр пошел на риск и воспользовался статьей 49.3 французской Конституции, смысл которой в том, что закон принимается без голосования. Однако в этом случае депутаты могут выразить недоверие правительству, которое обязано уйти в отставку. Законопроект тогда считается отклоненным.
Но господин Вальс, похоже, выбрал нужный момент. Его личный рейтинг достигает сейчас 60%, что сразу делало уход правительства проблематичным. Он и не состоялся. За недоверие кабинету министров высказались 234, против — 289 депутатов Национальной ассамблеи. После этого закон автоматически принят в первом чтении и в конце февраля направлен в сенат. Согласно официальному сообщению, этому предшествовали 111 часов прений, результатом которых стали более 1000 поправок. Такая впечатляющая цифра, кстати, не предел. Работа над документом продолжается.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.