ОТКРОЙ ДВЕРИ СВОЕМУ КОНКУРЕНТУ

Некоторые левые депутаты даже высказали мнение, что этот закон направлен на перестройку французской экономики по американскому образцу, то есть с креном в сторону интересов работодателей. Документ, получивший свое неофициальное название по имени министра экономики Эммануэля Макрона, который является одним из его главных разработчиков и лоббистов, действительно призван снизить регулирующую роль государства и стимулировать рост конкуренции в ряде отраслей, но до американской модели ему все же далеко. По словам самого министра, предлагаемые меры должны «оживить экономику», которая сейчас излишне забюрократизирована и корпоративна. Высказывается также предположение, что на либеральных изменениях настаивает Евросоюз, озабоченный превышающим нормы ЕС дефицитом французского бюджета (в 2015 году прогнозируется дефицит в 4,5% ВВП, а должно быть не более 3).

Что же изменится, если закон будет окончательно принят? Например, он внесет изменения в работу торговли. Сейчас магазинам разрешается работать только пять воскресений в год (обычно перед праздниками), а Макрон настаивает на двенадцати. В туристических зонах ограничения вообще снимаются. Кроме того, сейчас магазины закрывают двери в семь-восемь часов вечера, а получат возможность делать это после полуночи. Понятно, что такой график предполагает финансовую компенсацию тем, кто будет стоять за прилавком в выходные. Это же новация коснется и предприятий сервиса. И все же крупные торговые сети принятие закона вряд ли обрадует. Дело в том, что он предписывает ретейлерам, чья доля рынка в регионе превышает 50%, уступать часть площадей конкурентам. Это должно поставить преграду монополизму и снизить цены.

ВСЯ НАДЕЖДА НА АВТОБУСЫ

Либерализация ждет и рынок междугородних автобусных перевозок. По мнению авторов документа, он излишне зарегламентирован. Открыть новое предприятие сложно из-за бюрократических ограничений, а поезда слишком дороги для многих французов, отмечают они. Передвигаться на автобусе действительно в 8 - 10 раз дешевле, чем на поезде. Ситуацию еще усугубляет то, что железнодорожное сообщение во Франции существует в основном между крупными городами, а в небольших населенных пунктах станции давно ликвидированы. Правительство также надеется, что либерализация рынка автокаров позволит создать десятки тысяч рабочих мест, что важно при безработице, превысившей 10%.

На позитивные изменения позволяет надеяться опыт других стран. Например, в Германии, где данный сегмент транспорта был либерализован в 2013 году, число пассажиров, воспользовавшихся междугородними автобусными маршрутами, за год увеличилось от нескольких десятков тысяч до 800 тысяч. Аналогичного эффекта удалось достичь и Великобритании, где такую реформу провели еще в 1985 году. Среди мер, предлагаемых господином Макроном, есть замена разрешительного порядка открытия новых автобусных линий на уведомительный.

ФРАНЦУЗОВ ПУСТЯТ В «ЗАКРЫТЫЕ» ПРОФЕССИИ

«Закон Макрона» предполагает упростить вход новых специалистов в так называемые «закрытые» профессии. Это адвокаты, нотариусы, судебные исполнители, оценщики, аптекари и некоторые другие. Например, сейчас открыть такую контору с нуля невозможно — надо или становиться совладельцем, или полностью выкупать бизнес. В результате многие способные и образованные, но еще не имеющие достаточно денег выпускники соответствующих факультетов остаются за бортом. Новый законодательный акт должен снять эти ограничения и, соответственно, снизить цены на услуги. А это уже касается всех. Кроме того, для представителей данных профессий устанавливается возрастное ограничение в 70 лет.

Еще одно нововведение направлено на более простое, чем в настоящее время, расторжение постоянных трудовых контрактов. Такие контракты имеют большинство работающих французов. Пока самого нерадивого и ненужного работника уволить сложнее и дороже, чем платить ему зарплату, что снижает эффективность работы предприятий.

Также законопроект предусматривает продажу государственных активов на сумму 10 млрд. евро. Из них 4 млрд. должны пойти на покрытие долга, а остальное будет инвестировано в экономику.

Премьер-министр Манюэль Вальс и Эммануэль Макрон официально представили законопроект 10 декабря, после чего разгорелась долгая и достаточно жесткая дискуссия. Причем раскол произошел в рядах самих социалистов, правительство которых этот закон и предложило. Действительно, «закон Макрона» выглядел бы логичнее, исходи он от правого кабинета, но неслучайно Вальса называют самым правым из левых политиков. Ради принятия законопроекта премьер-министр пошел на риск и воспользовался статьей 49.3 французской Конституции, смысл которой в том, что закон принимается без голосования. Однако в этом случае депутаты могут выразить недоверие правительству, которое обязано уйти в отставку. Законопроект тогда считается отклоненным.

Но господин Вальс, похоже, выбрал нужный момент. Его личный рейтинг достигает сейчас 60%, что сразу делало уход правительства проблематичным. Он и не состоялся. За недоверие кабинету министров высказались 234, против — 289 депутатов Национальной ассамблеи. После этого закон автоматически принят в первом чтении и в конце февраля направлен в сенат. Согласно официальному сообщению, этому предшествовали 111 часов прений, результатом которых стали более 1000 поправок. Такая впечатляющая цифра, кстати, не предел. Работа над документом продолжается.