Искандер Хайруллин и Рамиль Вазиев

ПРАЗДНИК БЕЗ СЛАВУТСКИХ

Церемонию вручения премии «Тантана» (с тат. — «Триумф») назначили на 27 марта, когда во всем мире отмечается День театра. По случаю двойного торжества — и награждение, и профессиональный праздник — парковка театра им. Камала была забита автомобилями, а за 15 минут до начала вечера на хлебном месте уже дежурили эвакуаторщики. Посмотреть на церемонию пришли не только актеры, режиссеры, сценаристы и прочие представители городской богемы, но и самые обычные зрители, которые, впрочем, отличались особой театральной подкованностью. «Я хожу в основном на татарские спектакли, поэтому многих номинантов просто не видела, — делится с корреспондентом нашего издания Гузель, пожилая дама, одетая во все блестящее. — Вот «Черная палата» — очень интересная работа, но она, конечно, не для всех». Женщина также рассказала, что, если бы не знакомый в театральных кругах, попасть на «Тантану» ей бы ни за что не удалось — слишком уж стремительно в кассе Камаловского разошлись билеты на мероприятие.

За пять лет существования премия обросла традициями, одна из которых — размер вознаграждения для победителей. Сумму в 50 тыс. рублей организаторы впервые озвучили в 2011 году, такой же она остается и в 2015-м — даже с учетом «курса рубля и уровня инфляции за последний год, составляющего 16,7 процента» (цитируем шутку одного из ведущих церемонии). Кстати, «на конферансе» в этот вечер были актеры театра им. Камала Искандер Хайруллин и Рамиль Вазиев. Первый каламбурил и импровизировал, а второму, кажется, было не до шуток: в составе труппы родного театра он претендовал на победу в номинации «Лучший актерский ансамбль» (за спектакль «Меня зовут Красный»). Хайруллин, блестяще сыгравший в премьере уходящего сезона роль Ричарда III, в число «фигурантов» премии не попал, как и, собственно, спектакль по пьесе Шекспира. Зато по количеству номинаций заслуженно лидировала другая работа камаловцев — смелая интерпретация «Ходжи Насретдина» от главрежа Фарида Бикчантаева. Постановка упоминалась в списке претендентов аж пять раз — столько же шансов получить «Тантану» было у спектакля челнинского татарского драмтеатра «Слуга двух господ», на один меньше — у работы теперь уже главрежа казанского ТЮЗа Туфана Имамутдинова «Любовь людей». Замыкал четверку фаворитов спектакль «Оскар и Розовая дама» Набережночелнинского театра кукол с тремя номинациями на премию. А вот театр им. Качалова в этом году вообще не выдвигался, официальная причина — во время подачи заявок труппа под руководством Славутского-старшего ездила на зарубежные гастроли.

Фарид Бикчантаев
Фарид Бикчантаев

О СТРОГИХ, НО СПРАВЕДЛИВЫХ

Учредителем «Тантаны» в свое время выступило министерство культуры республики, поэтому в состав жюри вошел, в частности, министр Айрат Сибгатуллин. Кроме чиновников от культуры, судьбу премии решали завлит театра им. Камала Нияз Игламов, председатель комитета государственного совета РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев и другие.

Последний поделился соображениями о «Тантане»-2015 с нашим корреспондентом — по его словам, премия в этом году примечательна количеством номинантов и лауреатов из регионов Татарстана. «Я затрудняюсь назвать эти театры провинциальными, потому что хороший театр провинциальным называться не может. То, что в районах у нас живут полноценной театральной жизнью, означает, что там есть достойные зрители, ведь театр без зрителя не существует. Единственное, чего я не совсем понял, так это почему нынче Тинчуринский театр остался почти что в стороне. Есть одна номинация у «Кара Пулат» (тат. «Черная палата»), но она коллективная, а ведь там работают прекрасные молодые актеры. Но у меня, к сожалению, всего один голос в комиссии!» — посетовал Валеев. Свой комментарий он давал в перерыве между первой и второй частью церемонии и фактически случайно поделился инсайдом: номинаций у Тинчуринского было много, а вот победа случилась действительно только одна, и о ней зрителям стало известно лишь в самом конце мероприятия.

Разиль Валеев
Разиль Валеев

ЦЕРЕМОНИЯ БЕЗ ЦЕРЕМОНИЙ

Конечно, «Тантана» — не «Тони» (американская театральная премия, которую называют эквивалентом кинематографического «Оскара» и музыкальной «Грэмми», — прим. ред.), и даже не «Золотая Маска», и в этом нет ничего зазорного. Но все же немного грустно, что церемония вручения главной театральной премии республики во многом напоминала студенческую весну — причем даже не гала-концерт, а какой-нибудь отборочный поединок мехмата с истфаком. Открывал вечер танцевальный ансамбль — 9 молодых людей и столько же девушек безумно артистично, но так же асинхронно двигались под Sing Sing Sing Бенни Гудмана. В перерывах между оглашениями победителей публику также развлекали детский ансамбль танца KAZAN, герой конкурса Turkvision Айдар Сулейманов, молодая звезда татарской эстрады Ришат Тухватуллин (в этот вечер далеко не всем лауреатам аплодировали так же обильно, как ему) и многие другие. Самыми зрелищными выступлениями на церемонии отметился ансамбль фольклорной музыки РТ, которым уже много лет руководит Айдар Файзрахманов. Варганы, трещотки, барабаны, безудержное веселье — вот это все.

По части нарядов светское мероприятие тоже оказалось весьма демократичным: никаких шлейфов и декольте, бабочки — только на ведущих. Главный редактор журнала «Ялкын» Йолдыз Миннуллина и режиссер Ильгиз Зайниев, которым поручили оглашать победителей в номинациях «Дебют» и «Лучший актер театра кукол», и вовсе пришли в джинсах. Особенно за эту «вольность» досталось Йолдыз: женщина из первого ряда, облаченная в макси-юбку с принтом из крупных ромашек, наверняка, считающая себя иконой стиля, громко негодовала: мол, журналистка-то по такому поводу могла бы и платье надеть.

В первом отделении церемонии награждали актеров второго плана, лучших исполнителей эпизодических ролей, а также победителей в номинациях «Дебют» и «Лучший актерский ансамбль». Из начинающих исполнителей жюри выделило сразу двух актрис: солистку театра оперы и балета им. Джалиля Венеру Протасову и Алину Мударисову из Альметьевского драматического. Обе девушки из-за гастролей на церемонии присутствовать не смогли — букет, почетный значок и пластиковую карту им обещали передать коллеги. Альметьевский государственный татарский драматический театр отметился до перерыва еще одной победой: лучшим был признан актерский ансамбль, занятый в вербатиме «Невыдуманные истории». Награды в также достались артистам из Челнов, Атни и Мензелинска.

«БЕЗ МОЛОДЦЫ БИТ?»

После перерыва зрителей ждало все самое интересное: решалась судьба премий за лучшие мужскую и женскую роли и главной номинации фестиваля — «Событие года». Перед развязкой по всем законам драматургии наградили старожила казанского ТЮЗа Алексадра Купцова (артисту присудили премию в номинации «Честь и достоинство» — за верность профессии) и молодого танцовщика Антона Полодюка (он стал лучшим актером музыкального театра). «Свет народной души очень часто сияет вдали от сюжетной магистрали», — философски заметил член жюри Игламов. Он вышел на сцену, чтобы вручить специальные дипломы номинантам, оставшимся в шаге от победы, но, по мнению жюри, все равно заслуживающим поощрения. Один из четырех утешительных призов получил действительно очень важный спектакль — постановка для слепых и слабовидящих детей Набережночелнинского государственного театра кукол под названием «Ежик и туман», который также был номинирован на «Событие года», но, забегая вперед, не получил премию.

Нияз Игламов (слева)

Для директора челнинского кукольного театра Зухры Митрофановой попадание в шорт-лист «Тантаны» социального экспериментального проекта стало сюрпризом: коллектив театра выдвигал на премию совсем другой спектакль. «Актеры работают с 6 слепыми детьми, которых усаживают в специальные подвижные кресла. Это социальный проект, поэтому для участников все абсолютно бесплатно, — после церемонии мы попросили Митрофанову немного рассказать о постановке. — Это история о ежике, созданная на основе сказок Сергея Козлова, но туман для зверька не такой, как в мультфильме: он появился в лесу от того, что на земле много мусора, и люди жгут на природе костры. Мы задействуем звуки, запахи, вкусы, тактильные ощущения. В ходе спектакля дети чувствуют, как идет дождь, щупают, как растет трава, и даже пьют настоящий чай с малиновым вареньем».

Денис Осокин
Денис Осокин

И вот под песню I feel good выходит писатель Денис Осокин — ему доверили объявлять победительницу в номинации «Лучшая женская роль». «Дания Нуруллина», — говорит литератор, и часть зала (вероятно, лучшая) аплодирует актрисе камаловского стоя. Следом награждают Разиля Фахертдинова — актер из Челнов, состоявшийся в роли Труффальдино из Бергамо, отшучивается со сцены на татарском: «Без молодцы бит?» И наконец, «Событием года» на «Тантане»-2015 становятся сразу две постановки: спектакль театра им. Тинчурина «Кара пулат» (опыт оперной режиссуры от балетмейстера Георгия Ковтуна на музыку Эльмира Низамова) и «Ходжа Насретдин» главного режиссера театра им. Камала). ТЮЗовская «Любовь людей», набережночелнинский спектакль «Слуга двух господ», социальный «Ежик и туман» остались без награды, но подчеркнули разнообразие спектаклей, претендовавших на главный театральный трофей Татарстана.