Сегодня в Набережных Челнах простились с гендиректором ЗАОр «НП НЧ КБК» Владимиром Бестолковым. Корреспондент «БИЗНЕС Online» услышал, как пришедшие на панихиду с сомнением обсуждают сохранение народного предприятия в его нынешней форме, трудности с доставкой тела в Челны: говорят, одна из авиакомпаний, пользуясь моментом, запросила за это 9 млн. рублей. Вскрытие показало, что шансов спастись у Бестолкова не было — его сердце буквально разорвалось на части.
«ПО КОЛИЧЕСТВУ ПРИШЕДШИХ МОЖНО СУДИТЬ О ТОМ, КАК ЕГО УВАЖАЛИ...»
Сегодня автоград простился с генеральным директором своего единственного народного предприятия Владимиром Бестолковым. Его тело привезли в Набережные Челны в минувшую субботу из Якутска, где он рыбача проводил отпуск. Хотя официально панихида была назначена на 11 часов, к 10 утра на площади перед ДК «Энергетик», где проходила церемония, собралось много людей. Гроб установили в холле второго этажа Дома культуры, и прощание проходило в поточной форме, как в мавзолее: не считаясь со статусами, люди поднимались по лестнице, возлагали цветы к подножию и, обходя постамент с усопшим, сливались с предшественниками. К моменту, когда руководитель исполкома Наиль Магдеев, депутат Госсовета РТ Рафис Бурганов, экс-гендиректор ОАО «Камгэсэнергострой» Александр Евдокимов и вероятный преемник Бестолкова — замгендиректора ЗАОр «НП НЧ КБК» Андрей Фомичев взяли на себя миссию сказать последние слова об усопшем, к покойному под «Аве Мария» Джулио Каччини подошло не менее тысячи человек. Прошли бывшие коллеги по депутатскому корпусу, который Владимир Иванович покинул, заняв место в Госсовете РТ. Прошли известные бизнесмены и старожилы города — Венера Иванова, Вадим Махеев, Абдулхак Батюшов, Леонид Штейнберг, прокурор Александр Евграфов, приехал из Казани первый секретарь ТРО КПРФ Хафиз Миргалимов.
«Человек он был по внутреннему своему состоянию правильный — в отношении к людям, к делу, — поделился с «БИЗНЕС Online» мыслями об усопшем Мунир Гайнуллов, гендиректор ООО «Домкор». — У меня он оставил однозначное впечатление — это был человек, с которым можно идти в разведку и можно сделать очень многое, он не подведет и не подставит. Простой и открытый».
По словам писателя Николая Алешкова, Бестолков был настоящим земляком всех челнинцев, несмотря на то что родился в Перми. «Мама у него родом из села Шильна, и он с детства каждое лето ездил сюда, а потом приехал насовсем, — рассказал Алешков. — Кроме того, он двоюродный брат знаменитого Геннадия Филатова (бывший председатель набережночелнинского горсовета — прим. ред.), а с Филатова начиналось челнинское землячество. Бестолков — один из немногих больших руководителей, которые были в авторитете у всего города. Об этом можно судить хотя бы по количеству людей, которые сегодня сюда пришли. Его уважали заслуженно. КБК он руководил недолго, но работал давно и сумел сохранить все традиции, которые начинались при Титове: высокую зарплату, почти нулевую текучку кадров. И в общественной жизни он был активен — проявлял себя и в депутатском корпусе, и в землячестве. Это большая утрата для города. Еще неизвестно, кто после него будет».
Ближе к официальной части ненадолго приехал проститься гендиректор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, примерно в это же время прибыл и гендиректор ТТС Вячеслав Зубарев. Тем временем почетный караул у постамента менялся. У Сергея Майорова и Уела Хусаинова вахту приняли чиновники Альфинур Галиакберова и Наталия Кропотова, а затем на пост заступил и руководитель исполкома.
НИКТО НЕ ЗНАЛ ОБ ИНФАРКТАХ
Между тем, возложив цветы, часы ожидания люди заполняли в холлах разговорами об усопшем. Можно было услышать и тревоги о будущем народного предприятия, и слухи о том, что управлять КБК могут прислать человека из Казани, несмотря на устав предприятия, по которому пост должен достаться человеку из коллектива. Прозвучала в разговорах и история последних часов Бестолкова. Как выяснилось, в Якутии с Владимиром Ивановичем рыбачили 6 человек, среди них — родной брат и друзья из Челнов, Перми и Якутска. Бестолков очень любил это дело и регулярно, несколько раз в год, выезжал порыбачить. В этот раз компания выбрала место в двух часах полета на вертолете от Якутска.
Когда Бестолкову стало плохо, друзья попытались на месте оказать ему первую помощь — искусственное дыхание, массаж сердца, другие традиционные процедуры. Впоследствии в морге Якутска их заверили, что они все делали правильно, однако вскрытие показало, что шансов выжить у Владимира Ивановича не было — он скончался в результате обширного инфаркта, который, судя по рубцам на сердце, оказался уже третьим по счету. Похоже, о перенесенных двух инфарктах Бестолкова никто и не знал, и не факт, что он знал о них сам. Третий же инфаркт, как известно, всегда бывает последним. Сердце просто разорвало на части.
Когда рыбаки поняли, что своими силами им с приступом не справиться, они пытались по спутниковой связи дозвониться до МЧС, однако контакт с областным центром из якутской глуши был неустойчивым, время уходило. В итоге они дозвонились до Челнов, где в тот же час были подняты на ноги друзья и близкие. В 11:30 в пятницу вертолет компании «Полярные авиалинии» вылетел за Владимиром Ивановичем, чтобы доставить его в Якутск. Эта же компания самолетом доставила тело в Набережные Челны. Организовать доставку удалось достаточно быстро, несмотря на некоторые сложности — к примеру, одна из авиакомпаний, к которой обратились челнинцы, запросила 9 млн. рублей за перелет, зная, что у людей нет выбора. Однако «Полярные авиалинии» за адекватную оплату организовали самолет сами на средства, выделенные комбинатом и собранные друзьями. Компания рассчитала маршрут и для максимальной скорости снарядила 14 человек экипажа. Это позволило долететь до автограда за 15,5 часов, поскольку один экипаж по правилам не может осуществлять столь долгий рейс, а предоставить компания из северной глубинки могла только Ан-26. При отсутствии смены экипаж с перерывами на необходимый отдых летел бы 2,5 суток. Это было недопустимо еще и по той причине, что в небольшом Якутске не оказалось возможности бальзамирования тела. Благодаря скорости доставки и усилиям персонала авиакомпании по сохранению тела этот факт никак не отразился на его состоянии — врачи дали заключение о возможности публичной панихиды. Покойный был доставлен в аэропорт Бегишево в субботу в 20:30, здесь его встретили близкие и работники КБК и перевезли в морг.
БЕСТОЛКОВА ПОХОРОНИЛИ РЯДОМ С ТИТОВЫМ
Усопшего отпевали в храме Серафима Саровского, куда и направилась траурная процессия после того, как всем удалось проститься с покойным и отзвучали последние слова. После похорон люди смогли вернуться в ДК «Энергетик» на поминки, а похоронили Бестолкова рядом с могилой его легендарного предшественника на посту гендиректора КБК Сергея Титова, о котором тоже непременно вспоминали все в этот день как о человеке, задавшем курс, по которому неукоснительно следовал Владимир Иванович.
С имени Титова начал свою речь заместитель Бестолкова на предприятии Фомичев. «Сегодня мы прощаемся с любимым генералом, руководителем предприятия, политиком и человеком. Владимир Иванович за последние четыре года продолжил дело Сергея Павловича, он поднял предприятие и укрепил его позиции. Мы гордимся этим. Вечная память о нем останется в сердцах его друзей и коллег».
Магдеев обратился с соболезнованиями поименно к супруге и детям Бестолкова — Татьяне Ивановне, Елене и Ивану, а затем и ко всем челнинцам. «Сегодня в дружной большой семье нашего города большое горе, невосполнимая утрата. Ушел из жизни один из самых сильных и уважаемых руководителей города и республики. Один из ярких руководителей в своей отрасли. Более 30 лет — все свои молодые годы — он отдал вместе с Сергеем Павловичем Титовым картонно-бумажному комбинату. КБК стал лучшим комбинатом в стране благодаря той активной жизненной и профессиональной позиции, которую занимал Владимир Иванович. Он оказался талантливым учеником и лучшим продолжателем дела Титова. Несмотря на непростые экономически годы КБК стал единственным предприятием, которое сегодня показывает рост объемов промышленного производства, выполняет все социальные программы. По сути, ушел из жизни народный генерал, который вместе со своей командой на деле доказал, что народное предприятие имеет право на жизнь, и эта жизнь бьет ключом. Буквально три недели назад все мы: и Татьяна Ивановна, и дети — дружно отмечали очередной день рождения предприятия. Владимир Иванович собирался в отпуск и говорил, что после отпуска у него громадье планов... Мы все понимаем, что все заботы и тревоги о предприятии проходили через сердце Владимира Ивановича. Лучшей памятью этому прекрасному, открытому, красивому, мощному, высокому, доброму, но строгому человеку будет успешно работающее народное предприятие и люди, которых он любил, уважал, понимал и поддерживал. Его имя уже сегодня вписано в золотую историю нашего города».
От имени коллег Бестолкова по депутатскому корпусу выступил замруководителя фракции «Единая Россия» в Госсовете РТ Бурганов. «Меньше недели назад, когда мы расходились на парламентские каникулы, мне и в голову не могло прийти, что следующая наша встреча с Владимиром Ивановичем будет последней. Это полный энергии и творческих задумок человек, который с честью продолжил дело Титова. Предприятие бурлило, кипело и выдавало на гора новую продукцию и миллиарды рублей в бюджеты различных уровней. Владимир Иванович буквально год со дня избрания нового состава Госсовета работал вместе с моими коллегами в одном комитете по экономике, предпринимательству и инвестициям. Он никогда не соглашался ни с чьим мнением без доказательной базы, был в хорошем смысле слова лоббистом промышленности и интересов своего предприятия. Нам будет не хватать его взвешенного и авторитетного мнения при принятии очередных законов».
Завершил официальную часть Евдокимов, напутствовав коллектив КБК не растерять наследие Титова и Бестолкова. «Мне в жизни повезло — мы участвовали в строительстве комбината. С периода строительства наше знакомство продолжалось. Этот человек рос на глазах, он прошел суровую школу Сергея Павловича — школу человечности и профессионализма. Владимир Иванович любил людей, которые с ним работали. Народное предприятие должно было развиваться, и в этой цели он преуспел. Он был первым, кто установил на комбинате картонно-делательную машину. Остальные смотрели, получится ли у челнинцев. Быть первым — эта задача, которая ставилась Сергеем Павловичем, реализовалась Владимиром Ивановичем. В коллективе много учеников Владимира Ивановича, комбинат в ваших руках».
«В ОТЛИЧИЕ ОТ МНОГИХ У НЕГО БЫЛ СОБСТВЕННЫЙ СТЕРЖЕНЬ»
Топ-менеджеры и чиновники высокого ранга, пришедшие попрощаться с Бестолковым, поделились с «БИЗНЕС Online» своими грустными мыслями...
Альберт Петров — председатель комиссии горсовета Набережных Челнов по жизнеобеспечению населения и градостроительству, генеральный директор ООО УКС «Камгэсэнергострой»:
— Я знал Владимира Ивановича близко и очень давно, когда он еще работал еще только чуть ли не мастером. Где-то лет 30 назад мы познакомились. Он же был двоюродным братом Филатова Геннадия Ивановича — коренного челнинца, первостроителя, который работал генеральным директором Тукаевской птицефабрики, занимал должность председателя горсовета Челнов. Кстати говоря, у Владимира Ивановича родители тоже были отсюда родом. Ну что о нем сказать? Толковый, порядочный... Он как человек очень хороший был, из него получился прекрасный руководитель. Он вырос здесь, на комбинате, прошел все ступени, знает и технологию, и людей. И производством занимался, и реализацией. Хороший человек... Ну руководить без характера, конечно, нельзя. Но он всегда был порядочным, очень добрым человеком, никогда никому не отказывал, если нужна помощь. Владимир Иванович был очень активным членом нашего челнинского землячества, участвовал во всех мероприятиях. Всегда их поддерживал и с удовольствием проводил эти мероприятия. Умница был! Что еще сказать?..
Юрий Аляшев — замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ:
— Я, к сожалению, не был знаком с Владимиром Ивановичем близко. Но я долго прожил в Челнах и в свое время начинал стройку, работая мастером. Тогда как раз на БСИ строился картонно-бумажный комбинат и его руководитель Сергей Павлович Титов руководил службой заказчика, влезал в любое дело, мы сталкивались по работе. К сожалению, вот сейчас такой уход, это и для меня тоже очень больно. Считаю, что таких людей, как Владимир Иванович, очень мало, я думаю, что город потерял многое. В то же время хочется надеяться, что коллектив КБК сохранится, будет существовать в том виде, в котором он сейчас есть, будет развиваться, хотя на рынке сегодня наблюдается большая конкуренция. Вы знаете, что в соседнем районе построена приличная фабрика с продуктом не хуже, чем у КБК. Но челнинский комбинат сейчас очень сильно модернизируется, реконструкцию проводит, уже начал выпускать новые виды продуктов, надеюсь, сможет не только отстоять свое место на рынке, но и развиться, нарастить объемы, усилится в своем движении за пределами республики. Уверен, что в КБК никакой варяг не появится и линия развития компании будет сохранена.
Вячеслав Зубарев — депутат Госсовета РТ, председатель совета директоров ООО «УК «ТрансТехСервис»:
— Думаю, все скажут о нем, что это был действительно человек большой души, скромный, работящий, действительно по-настоящему хороший человек. При этом тот человек, который и дело делает, и не выпячивается, и людей любит, и для людей много чего делает. Делал...
Сергей Рачков — депутат Госсовета РТ, генеральный директор ЗАО «Расстал», председатель совета директоров ЗАО «ТАТПРОФ»:
— Конечно, мы все скорбим, это глубоко печальное событие... Владимир Иванович отличался от многих тем, что у него был собственный стержень. То есть он никогда не плыл по течению при принятии решений, у него всегда существовало собственное мнение. Он разбирался во всех вопросах досконально и говорил свое веское слово, только будучи убежденным в правильности этого решения. Наверное, его звездным часом стали последние годы, когда он еще вместе с Сергеем Павловичем долго вынашивал идею реконструкции комбината, позднее эту идею ему удалось реализовать. Сейчас благодаря этому КБК получил такой задел, что многие годы комбинат может чувствовать себя уверенно и в части продаж, и в части качества продукции. Он был просто хорошим мужиком, просто единомышленником. Мы часто с ним общались, он был искренним, убежденным сторонником развития идеи народных предприятий. Он писал статьи на эту тему, выступал, агитировал, в том числе и меня. Я некоторые элементы у него подсматривал и внедрял у себя. В общем, таких людей у нас немного, это действительно серьезная потеря, большая утрата. Но он создал хороший задел, я думаю, коллектив в дальнейшем будет двигаться в правильном направлении.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.