Гипронииавиапром
«Гипронииавиапром» проработал варианты установки Ту-144 возле здания №2 КНИТУ-КАИ

СВЕРХЗВУКОВОЙ ЛАЙНЕР ПО ЦЕНЕ «ЖИГУЛЕЙ»

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», ЗАО «Казанский Гипронииавиапром» проработало варианты установки возле здания №2 (Четаева, 18) КНИТУ-КАИ самолета Ту-144, который ныне можно увидеть почти на окраине Казани, за забором здания №6 вуза, что возле ОАО «КМПО». Есть и соответствующие «картинки». Эту информацию нам подтвердил ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов: «На сегодня есть эскизы, макеты». Кстати, он и был инициатором дела на самом старте своего ректорства.

Ту-144 наряду с британо-французским «Конкордом» — один из двух сверхзвуковых лайнеров, которые использовались авиакомпаниями для коммерческих перевозок. Между прочим, первый полет машины состоялся 31 декабря 1968 года — на два месяца раньше, чем у его европейского аналога. Сегодня советских первенцев сверхзвуковых пассажирских перевозок осталось только 7 (всего было построено 16 летных экземпляров, но 2 разбились, а 7 были утилизированы после закрытия программы в 1978 году). Сегодня два Ту-144 — экспонаты музеев в Монино и Ульяновске. Один в 2005 году «из-под ножа» спас клуб героев города Жуковского и сегодня борется за его сохранение. Еще один, на котором американцы в 1996 - 1999 годах проводили программу сверхзвуковых исследований, стоит в том же Жуковском (предположительно, эксперименты на нем продолжат, а потому машину поддерживают в летном состоянии). Один в 2000 году туполевская фирма за $500 тыс. продала в Германию, где он стал гордостью технического музея города Зинсхайм. И, наконец, две машины — учебные пособия в авиационных вузах Самары и Казани.

460-2.jpg
Так казанский Ту-144 выглядит сейчас

Борт 77107, который находится в Казани, был испытательной машиной. Впервые он взлетел 20 августа 1975 года (так что самолету скоро исполнится 40 лет) и всего выполнил 490 полетов. В 187 из них проводились испытания с выходом на предельную скорость (более чем в 2 раза выше скорости звука). В 1984 году один из сотрудников казанского филиала туполевской фирмы увидел в Жуковском борт 77107, который собирались утилизировать. И он подал руководству КАИ мысль приобрести машину как учебное пособие. И институт купил Ту-144 за 10 тыс. рублей (столько тогда стоили «Жигули»), чтобы студенты могли воочию лицезреть конструкцию инженерного чуда и работу многих его агрегатов. У машины работают электромеханизмы, поднимается и опускается нос, выпускается переднее горизонтальное оперение, даже двигатели на месте, и, предположительно, их можно запустить.

Самолет прилетел сюда «своим ходом». 29 марта 1985 года его посадил на заводском аэродроме экипаж Владимира Матвеева. Установить его решили у близлежащего здания КАИ, подготовили площадку, и в августе туда и «прикатили» самолет. Для этого от него пришлось отсоединить крылья, а в округе убрали троллейбусные провода. Поглазеть на диковинную машину собралось чуть ли не все окрестное население.

Ту-144 будет эффектно смотреться в КАИ-Граде
Ту-144 будет эффектно смотреться в «КАИ-граде»

«УНИКАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ОПЕРАЦИЯ»

С тех пор самолет изрядно обветшал. Деньги на его содержание выделялись по остаточному принципу, но и тех давно не было. «Вообще, денег на содержание Ту-144 не выделяют, — рассказал «БИЗНЕС Online» завкафедрой конструкции и проектирования летательных аппаратов Владимир Гайнутдинов. — Это целая эпопея! Куда только мы не ходили, но денег никогда не находилось. А сейчас, видимо, убедили кого-то, что будет красиво, завлекательно, и средства нашлись... Надеюсь, наконец, покрасят самолет, а то при четырех ректорах — Дегтяреве, Гортышеве, Абрукове, Гильмутдинове — так и не получилось».

Словом, как лаборатория Ту-144 руководство КНИТУ-КАИ вряд ли интересует. Какова же его концепция? «Он очень красиво будет выглядеть между двумя зданиями в «КАИ-граде», — рассказал Гильмутдинов. — Ту-144 — сверхзвуковой пассажирский самолет, одно из лучших достижений инженерии ХХ века, будет стоять у нас. Вечером с подсветкой будет очень красиво. И у нас есть план сделать внутри самолета интерактивный музей инженерии. Во-первых, сам самолет — лучшая иллюстрация инженерных достижений. Во-вторых, внутри развернем интерактивные экспонаты, которые можно потрогать, покрутить, увидеть детали. Словом, это еще один наш проект по работе с детьми. Хотим показать им, что инженер — это сверхинтересно, реально круто, выражаясь молодежным языком».

Так самолет тащили от КАПО в 1985 году
Так самолет тащили от КАПО в 1985 году

По словам ректора, проект можно разделить на несколько этапов. Первый: разобрать, перевезти, собрать, поставить на постамент. «Это достаточно нетривиальная логистическая задача, — пояснил Гильмутдинов. — 90 тонн весит машина, у нее крупные габариты, и провезти ее по городским улицам — уникальная транспортная операция. Надо будет самолет разобрать: отстыковать крылья, 12-метровый киль, придется ли снимать двигатели — посмотрим. Будет специальная платформа для транспортировки, специальные краны — все сверхспециальное». Как рассказал Гильмутдинов, за разборку-сборку будет отвечать Казанский авиазавод.

И здесь возникает очень важный вопрос: как разбирать? Есть метод попроще. «Если примут решение буквально болгаркой распилить, а на месте состыковать, то с перевозкой проблем быть не должно», — рассказал «БИЗНЕС Online» источник в авиастроительной отрасли. Однако у такого варианта есть большое но. «При разборке однозначно конструкцию нарушат, — уверен Гайнутдинов. — Ведь даже на многих самолетах ВВС, которые пригоняют на ремонт и модернизацию, проблема даже болты вывернуть. А КАИ — не ремонтный завод, и деньги не те, так что, боюсь, это будет «разборка» болгаркой, условно говоря. Будут резать по живому. В результате, после «сборки» самолет перестанет быть организмом. Ведь сегодня мы гостям и студентам показываем, как крылышки передние выпускаются, нос опускается. Зачем это нужно? Сейчас студентам работу механизмов можно наглядно показать, а так придется на пальцах объяснять: чтобы улучшить обзор на взлете-посадке, самолет опускает нос; из-за проблем с устойчивостью решили сделать передние крылышки. Это работает так, это вот так... Превратится самолет в развлечение для туристов. Хотя, конечно, чего переживать? Страну потеряли, а тут речь о всего лишь самолетике. Тем более предполагается, все ринутся в авиацию, как только увидят его покрашенным, стоящим на постаменте».

Второй вариант более сложный: отстыковать, как положено, не нанося вреда конструкции, крылья, киль двигатели. В таком случае самолет останется более массивным и габаритным и перевозить его будет сложнее. По данным другого нашего источника, близкого к проработке практической реализации проекта, принят именно этот вариант: «Болгаркой решили не орудовать — потом не соберем. Будем отстыковывать крылья, хвост, двигатели по всем правилам».

В Ту-144 обещают сделать музей
В Ту-144 обещают сделать музей

3 МЛН. — НА ТРАНСПОРТИРОВКУ, 30 МЛН. — НА МУЗЕЙ

Следующий этап — перевозка. Как рассказал источник, самолет повезут на платформе. Уже присмотрены занимающиеся такими вопросами фирмы, среди них проведут конкурс. Маршрут же таков: ул. Дементьева — ул. Миля — Авторынок — ул. Амирхана. Примерно 7 - 8 километров. Скорость движения платформы — 3 - 5 км/ч. «Это очень сложная задача, — подчеркнул источник, — тащить такую махину в город. Но нет ничего невыполнимого, надо заниматься». По словам Гильмутдинова, деньги на транспортировку есть: «Нас поддержал президент Рустам Нургалеевич Минниханов. Республика выделяет на транспортную операцию 3 миллиона рублей. Этого должно хватить, транспортники сделали экспертизу и дали четкий расклад».

Далее — сборка. «Под эти 90 тонн надо подготовить сложную основу, — отметил Гильмутдинов. — Надо будет завести коммуникации для электричества, системы кондиционирования, наружного освещения. Наверное, для обеспечения самолета придется построить поблизости небольшое здание, через него и проходить в самолет, зимой там можно будет и переодеться». Как заверил ректор, создание музея берется финансировать федеральное министерство образования: «Я с министром Дмитрием Викторовичем Ливановым это обсуждал. Он очень хорошо принял идею, да ее и трудно не принять — реально красиво, и будет работать на популяризацию технических наук. Договорились так: мы находим средства на перевозку и установку, а министерство помогает оснастить музей. Очень-очень приближенно речь шла о 30 миллионах рублей».

«Думаю, деньги на перевозку и приведение самолета в порядок вполне адекватные, — рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель фонда содействия центральному музею ВВС (в подмосковном Монино) Александр Санников. — Мы сейчас ищем деньги на наружную покраску своего Ту-144. Нужно не менее 5 миллионов. Если заниматься внутренностями, уйдет гораздо большая сумма. Но все зависит от состояния машины. Мы сами работаем бесплатно, по выходным. Сейчас полностью восстановили кабину экипажа: ребята доставали, где могли, что могли, и то многого не хватает. На голом энтузиазме восстановили салоны, поменяли покрышки колес, изготовили опоры, на которых самолет стоит. Заработал механизм выпуска предкрылков, опускаем-поднимаем конус, запустили фары, освещение салона, — все системы, которые можно показывать, оживляем. Три раза в год — на День Победы, День независимости и День гражданской авиации — борт открываем и пускаем посетителей... Спасибо, нас поддерживают авиационные организации, например, очень помогло КБ имени Туполева».

Так борт 77107 выглядел 40 лет назад
Так борт 77107 выглядел 40 лет назад

ДВИЖКИ ОТОРВУТ С РУКАМИ И НОГАМИ

Несколько пугающую информацию выдал источник «БИЗНЕС Online»: «Была такая тема — продать двигатели Ту-144, а деньги пустить на приведение самолета в порядок и его содержание. Думаю, так и будет». Такой поворот не исключает и Гайнутдинов: «Сверхзвуковые движки Ту-144 — это и историческая ценность, и они могут пригодиться для вполне практических целей — для исследований на стенде. Насколько знаю, покупатели некогда уже забрасывали удочки. Да что двигатели! В тяжелые времена безденежья нам предлагали даже крылья «Кингкобры» продать. На их примере мы ребятам показываем разницу советских и американских технологий во время Второй мировой войны... Но мы не пошли на это».

Большой интерес к такого рода раритетам подтверждает и Санников: «Покупатель найдется быстро. Действует подпольный рынок подержанных двигателей, причем таких, которые и устанавливать-то, казалось бы, бесполезно. С вертолетов, которые в запасниках стоят, умудряются двигатели продавать. Спрос есть. А движки от Ту-144 могут понадобиться и, собственно, как объекты для изучения, ведь они не только на этот гражданский самолет ставились». Словом, утратив двигатели, самолет изрядно потеряет в исторической адекватности и, можно сказать, окончательно станет муляжом. Нужен ли нам такой вариант?

Архитекторы предупреждают, что поблизости от Ту-144 не должно быть никаких строений - чтобы на
Архитекторы предупреждают, что поблизости от Ту-144 не должно быть никаких строений, чтобы не «забивали» формы самолета

«И НЕ НАДО НИКАКИЕ ДОМИШКИ РЯДОМ СТРОИТЬ!»

«Если все получится, как мы задумали, это будет нечто!» — уверен Гильмутдинов. В оценке эффектности, которую приобретет с появлением Ту-144 довольно унылый пейзаж района ул. Амирхана — Четаева, с ректором согласен председатель правления союза архитекторов РТ Виталий Логинов. «Считаю, нормальное решение для установки. Такие объекты в городе могут смотреться вполне органично. Единственное пожелание: надо оставить вокруг него чистое пространство, не застраивать его, чтобы была возможность прочувствовать формы самолета! Ни в коем случае не надо никакие домишки рядом строить... У нас в городе подобных объектов нет, будет уникальная вещь».

Остается одно но: несмотря на договоренности о финансировании, точные сроки последнего рейса Ту-144 пока не определены. По словам Гильмутдинова, есть надежда, что он «перелетит» к зданию №2 КНИТУ-КАИ уже к лету следующего года.

Безимени-6.jpg
Безимени-7.jpg
Безимени-8.jpg
Безимени-9.jpg