Галимзян Кабиров
Сегодня стало известно об аресте ректора ветеринарной академии Галимзяна Кабирова (фото: ksavm.senet.ru)

РАССЛЕДОВАНИЕ В ОБСТАНОВКЕ ПОЛНОЙ СЕКРЕТНОСТИ

Сегодня стало известно о громком аресте ректора ФГБОУ ВПО «Казанская государственная академия ветеринарной медицины им. Баумана» Галимзяна Кабирова. Ректора в собственном доме задержали оперативники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РТ. Следственный комитет РФ по РТ возбудил уголовное дело в отношении 58-летнего Кабирова, он подозревается в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»). По версии следствия, летом 2012 года подозреваемый заключил договор с фирмой по установке систем видеонаблюдения на объектах, относящихся к ведению возглавляемого им вуза, на сумму 99,2 тыс. рублей. Деньги были выплачены из федерального бюджета. Однако ректор почему-то дал указание руководителю фирмы установить камеры в месте, не имеющем к вузу прямого отношения, — во дворе собственного дома.

Задержание Кабирова произошло 22 октября, однако ректору внезапно стало плохо, и его из изолятора временного содержания перевели в железнодорожную больницу. В палате Кабирова содержат под конвоем. Добавим, что расследование было проведено в атмосфере полной секретности, о нем не знали даже высокопоставленные сотрудники правоохранительных органов, с которыми удалось поговорить «БИЗНЕС Online».

04.jpg
Женщина-вахтер журналистов в приемную ректора ветакадемии не пустила

«РЕКТОР В БОЛЬНИЦЕ? А ЧТО С НИМ СЛУЧИЛОСЬ?»

В Казанской государственной академии ветеринарной медицины корреспондентов «БИЗНЕС Online» отказались пустить в приемную ректора. «Ректор был, но ушел», — рассказала нам женщина-вахтер.

По ее словам, в настоящий момент все руководство учебного заведения находится на совещании, поэтому поговорить с журналистами никто не может. На месте не оказалось не только личного помощника ректора Булата Камалова, но и всех проректоров. «Ректор в больнице? А что с ним случилось?» — переспросил нас один из сотрудников вуза. Он объяснил, что сейчас в академии идет защита докторской диссертации, на которой присутствует все руководство академии. Собеседник издания предположил, что именно это обстоятельство помешало кому-нибудь из проректоров встретиться с журналистами. Впрочем, судя по происходящему, в вузе все идет как обычно. Сотрудников правоохранительных органов в здании не замечено.

Прокомментировать происходящее никто не смог и в расположенном неподалеку — на улице Возвышенной — коттедже ректора. Несмотря на несколько вызовов в видеозвонок, к корреспондентам из скромного двухэтажного здания из красного кирпича с основательным забором и территорией в 5 соток никто не вышел. Предположительно, на территории именно этого коттеджа установлены камеры видеонаблюдения, как подозревает следствие.

Ректор действительно оказался в 15-й железнодорожной больнице. Никакой охраны или сотрудников полиции около медучреждения не замечено. Судя по всему, больница работает в обычном режиме. К сожалению, пообщаться с самим Кабировым не получилось. Главврач больницы Айдар Сагдеев подтвердил, что он лечится именно здесь, но к пациенту не пропустил. «Кабиров проходит стационарное лечение, — рассказал Сагдеев, добавив, что может предоставлять информацию только по официальным запросам суда, следствия или прокуратуры. — Он нуждается в нахождении в стационаре. Его выпишут после окончания стационарного лечения и обследования, когда он перестанет нуждаться в стационарном лечении».

03.jpg
Удивляет скромная сумма госзакупки в 99,2 тыс. рублей, которая легла в основу уголовного дела, исполнитель обязался провести «демонтаж и монтаж видеонаблюдения»

«ЭТОТ КОНТРАКТ ВНИМАТЕЛЬНО ИЗУЧАЛИ СЛЕДОВАТЕЛИ»

Удивляет скромная сумма госзакупки — 99,2 тыс. рублей, которая легла в основу уголовного дела. По данным сайта «Госзатраты», с декабря 2010 года по июль 2015 года вуз провел всего 277 контрактов на общую сумму 164,6 млн. рублей. Львиную долю выделяемых средств академия тратила на коммуникации — во главе списка контрактов в роли исполнителей значатся ОАО «Татэнергосбыт», ЗАО «Газпром межрегионгаз Казань» и МУП «Водоканал» с максимальными суммами от 9 млн. рублей и ниже.

Контракт, который заинтересовал следователей, академия заключила с неким ООО «Кредо» в июле 2012 года. За 99,2 тыс. рублей исполнитель обязался провести «демонтаж и монтаж видеонаблюдения». Однако, по версии следствия, вместо территории вуза видеокамеры усилили безопасность личного дома ректора. В справочном сервисе «Контур-Фокус» есть карточка ООО «Кредо». В роли директора и учредителя фирмы указан Мингазетдинов Ильяс Фуатович. На счету у фирмы 7 государственных контрактов на общую сумму 2,2 млн. рублей, и все они с ветеринарной академией.

05.jpg
По версии следствия, вместо территории вуза видеокамеры усилили безопасность личного дома ректора

Мингазетдинов заявил, что об аресте ректора узнал от корреспондента «БИЗНЕС Online». Предприниматель сообщил, что следователи проверяли контракт на установку системы видеонаблюдения в вузе в этом году, однако ничего криминального не нашли. «Мой контракт живой, нормальный, искать в нем нечего, все прозрачно, — заявил он «БИЗНЕС Online». — Насколько мне известно, мои сотрудники камеры установили на территории академии».

Судя по сайту госзакупок, контракты ООО «Кредо» доставались вполне обыденные. 818,8 тыс. рублей фирма получила в конце 2013 года за ремонт систем пожарной сигнализации в зданиях КГМА, контракт на 445 тыс. рублей был подписан в 2011 году за поставку и монтаж системы видеоконференц связи, 201,9 тыс. рублей ООО «Кредо» освоило в 2012 году по строке расходов вуза «Техническое обслуживание охранно-пожарной сигнализации в первом полугодии 2013 года».

Мингазетдинов выступает в роли учредителя еще одного ООО «Кредо-М» на пару с Соколовым Михаилом Васильевичем, фигурирующим в роли директора или учредителя еще нескольких малоизвестных казанских фирм, в числе которых ООО «Паритет», ООО «Кельвин», ООО «Земстрой».

01.jpg
Вся трудовая деятельность Кабирова связана с Казанским ветинститутом

«ОН СУМЕЛ СТАБИЛИЗИРОВАТЬ ОБСТАНОВКУ В АКАДЕМИИ...»

В 2012 году в Академии ветеринарной медицины состоялись торжества по случаю 55-летия со дня рождения Кабирова. Выпускник Буинского ветеринарного техникума, свой выбор профессии он сделал в родной деревне Малые Шигирданы, где его родители держали домашний скот. Позже он стал выпускником факультета ветеринарной медицины вуза. После службы в армии вернулся в альма-матер и стал постепенно двигаться вперед по карьерной лестнице. Кабиров — доктор ветеринарных наук, профессор. Заведовал кафедрой технологии животноводства, затем стал деканом, а позже — ректором. По его инициативе в вузе появились три новые специальности: метрология, стандартизация и сертификация, переработка сельскохозяйственной продукции и ветеринарно-санитарная экспертиза.

«За короткий срок пребывания на этой должности он сумел стабилизировать обстановку в академии, развернуть капитальный ремонт учебных корпусов и общежитий академии и мобилизировать творческий коллектив академии на успешное выполнение основной функции академии — подготовку высококвалифицированных ветеринарных врачей, зооинженеров и инженеров по сертификации и стандартизации продуктов животноводства, — сообщает о Кабирове официальный сайт вуза. — Вся его трудовая деятельность связана с Казанским ветинститутом, он автор более 190 научных, учебно-методических работ и 10 патентов».

В 1990 году Кабиров защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Влияние хелаткомплексных соединений на переваримость, обмен веществ и продуктивность молодняка овец». А уже через 10 лет, в 2000 году, защитил докторскую диссертацию на тему: «Разработка средств профилактики и лечения гипомикроэлементозов овец и свиней».

КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС И АТАКА НА ПРЕДШЕСТВЕННИКА

rifatjamal.jpg
Рифат Курбанов

Но не все так однозначно. В 2007 году ситуация с распределением жилья в вузе заставила возмущенных сотрудников обратиться с жалобой на своего ректора в правоохранительные органы. Дело в том, что в декабре 2004 года вуз построил на федеральные деньги и сдал в эксплуатацию некий объект по адресу: Сибирский тракт, 35, корпус 3. Согласно первоначальному проекту, этот объект должен был стать общежитием, однако в ходе строительства решением минсельхоза РФ (учредителя вуза) его перепрофилировали в жилой дом на 62 квартиры, и именно в таком качестве его приняла госприемка.

«Многие сотрудники академии, стоящие в очереди на улучшение жилищных условий, с большой надеждой ждавшие введения в строй нового дома, надеялись получить жилье в нем. Однако их ожидания оказались несбыточной мечтой. По непонятным причинам более полугода дом пустовал, распределение квартир в нем не производилось. При этом дом отапливался, на его содержание тратились деньги. Начавшееся летом 2005-го распределение проходило келейно, пока сотрудники находились в отпуске.

Первыми получили квартиры люди из ближнего окружения ректора Кабирова, которых в списке очередников на улучшение жилищных условий вообще не было», — сообщали в заявлении на имя прокурора РТ доценты КГАВМ Валентин Шилов, Александр Апышков, старший лаборант Ирина Рафикова. Заявители возмущались тем, что в то время, когда десятки сотрудников-очередников, проживающих в ужасных условиях, безуспешно обивают пороги ректората с просьбой выделить им жилье в новом доме, ректор наотрез отказывает им, хотя многие квартиры продолжают пустовать.

Любопытно, что в начале нулевых вокруг кресла ректора ветеринарной академии разразилась настоящая война. Силовики в августе 2001 года предъявили целый букет тяжких статей предшественнику Кабирова, бывшему ректору Рифату Курбанову: взяточничество, хищение, сексуальное домогательство. Работники следствия собрали несколько томов различных бумаг, якобы служащих доказательством по делу. Но доказать ничего не удалось — процесс забуксовал во всех судебных инстанциях: от Советского райсуда и до Верховного суда России, — Рифат Замалович доказал свою невиновность.

Несколько лет Курбанов потратил на восстановление репутации и добился своего — осенью 2006 года министерство финансов России выплатило бывшему ректору Казанской ветеринарной академии компенсацию морального вреда в размере 100 тыс. рублей, но положение дел это не изменило: ректором академии остался Кабиров.

06.jpg
Согласно отчету о финансовых результатах, ветакадемия в 2014 году получила 43 млн. рублей целевых средств и 192 млн. рублей за оказание различных услуг

«НИКАКОГО ЗАКАЗА НЕТ. ЕСЛИ БЫ ЭТО БЫЛО НУЖНО, РЕКТОРА БЫ ПРИГЛАСИЛИ И СКАЗАЛИ: «ПИШИ ЗАЯВЛЕНИЕ»

«БИЗНЕС Online» удалось получить комментарий у экс-ректора Казанского ветинститута Курбанова. «Я прочитал новость об этом аресте, и мне уже позвонили несколько человек. Думаю, здесь нет никакой расчистки места для кого-то, о чем пишут в комментариях читатели «БИЗНЕС Online» (речь идет о слухах о возможном назначении на должность ректора министра сельского хозяйства РТ Марата Ахметоваприм. ред.), — рассуждал Курбанов в разговоре с корреспондентом нашего издания. — Установка системы видеонаблюдения в своем частном доме вместо академии — это обычный уголовный эпизод, который лежит на поверхности и за который можно легко зацепиться. А уже после возбуждения уголовного дела на очевидном факте — и то, если будет желание и необходимость — последует все остальное».

По убеждению Курбанова, в случае необходимости процедура освобождения теплого кресла прошла бы совсем иначе. «Для серьезных людей в таких действиях для освобождения какого-то места, насколько я знаю, нет необходимости, — отметил экс-ректор вуза. — Ректора бы просто вызвали и сказали: товарищ Кабиров, освободите место, напишите заявление по собственному желанию. Во всяком случае, я о таких предложениях ему не слышал. Мне в свое время тоже предлагали написать заявление по собственному, я отказался, тогда возбудили уголовное дело. Но тут никаких параллелей с моим увольнением нет — на меня был заказ, здесь никакого заказа нет. Здесь, я еще раз говорю, очевидное, элементарное уголовное дело».

Курбанов добавил, что по пустякам уголовное дело не заводят и тем более задержание не производят. «В случае неудачи они несут ответственность, так что никто из органов на себя по пустякам такое не возьмет, — полагает собеседник «БИЗНЕС Online». — Это такая технология: на очевидном пустяке возбуждают уголовное дело, которое позволяет проводить уже более серьезные следственные действия. Потому что без уголовного дела никто обыски проводить не может».