В пятницу, 23 октября, в Казани состоялась презентация книги Венеры Якуповой «Добро и зло российской журналистики». Почему этот скромный сборник в 140 страниц вызвал столь обширный резонанс? В какой степени в этой книге затрагивается судьба отдельных журналистов и их редакций, а в какой — федеральных структур и информационной системы Татарстана? Об этом размышляет журналист и общественный деятель Римзиль Валеев в статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online».
Венера Якупова со спонсором издания книги Владимиром Кожевниковым |
С ПЕЧАТНОГО СТАНКА — НА КНИЖКИНУ СВАДЬБУ!
Действительно, удивительный факт: всероссийская презентация случилась сразу после выхода в свет книжки, подготовленной малоизвестным «Издательским домом Маковского». Мало того, ею заинтересовался союз журналистов Болгарии, и не исключено, что следующим летом состоится представление книги в Варне. Проблемы, оказывается, похожи! Возможно, придется допечатать дополнительный тираж, так как публике явно не хватит 1000 экземпляров, отпечатанных на средства спонсора Владимира Кожевникова — редактора частного издательского дома «Ярмарка» (Лениногорск).
На презентацию, устроенную союзом журналистов республики, пришли наиболее опытные и матерые из деятелей журналистики. Хорошие взволнованные слова произнесли Римма Ратникова — председатель союза журналистов Татарстана, Фарит Шагиахметов — генеральный директор АО «Татмедиа» и другие высокие медийные лица. Как раз в этот день случился день рождения мэтра татарстанской журналистики, бывшего собкора «Советской России» Марселя Зарипова, которому был вручен букет цветов и сразу микрофон для выражения его откровений. Асы журналистики хвалили Венеру Якупову и ее книгу, иногда журили, вступая в полемику о шансах печатной журналистики в условиях всесилия ТВ и интернета. И все помирились, когда дело дошло до разрезания огромного торта, выполненного в виде обложки презентуемой книги. Его объема хватило на всех присутствующих!
Что же такого случилось и почему информационная продукция из Татарстана, выпущенная на деньги спонсора из его глубинки, оказалась столь востребованной на федеральном уровне? Дело в том, что книга состоит из 17 диалогов с известными, знаковыми личностями российской журналистики, о самом остром и злободневном, что происходит в российском информационном пространстве. Речь шла о том, о чем говорят обычно журналисты и вольнодумные общественники. Власть и информация, свобода слова и гласность, рынок и демократия, изменение статуса и места журналистики в современном обществе. Собеседники Якуповой оказались чуть откровеннее и высказывали мысли, которые не всегда разделяют в высоких коридорах власти. Запахло перестроечной атмосферой, когда общество, истосковавшееся по правде, кидалось на издания и взахлеб слушало смелых выступающих и мудрых мыслителей. Что выглядело довольно странно и неожиданно. Что такое? Уже все продано и поделено, механизм власти отработан, и слова всякие излишни. Вот мысли собеседников Венеры Якуповой.
Огромного торт, выполненный в виде обложки презентуемой книги |
«Люди перестали ощущать разницу между журналистикой и пропагандой... Журналист должен быть на стороне слабого, а пиарщик всегда на стороне сильного». (Алексей Симонов, президент фонда защиты гласности, Москва)
«Мы нередко видим доведенную до абсурда идею медиабизнеса — «ни строчки без копейки». (Владимир Касютин, секретарь союза журналистов России, главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок», Москва)
«Мы забыли, что журналистика — это социальный институт и мы обязаны прежде всего служить интересам общества». (Леонид Речицкий, генеральный секретарь профессионального союза журналистов РФ, секретарь союза журналистов России, Москва)
«Сегодня многие пишут, не веря ничему и ни во что. И собственным текстам не веря. Но знают им цену — в обоих смыслах слова». (Леонид Шинкарев, советский и российский журналист, писатель, путешественник, Москва)
«Журналист сегодня — это человек без статуса, зачастую, слуга каких-то господ. Обслуживание властной вертикали наносит ущерб самой вертикали, потому что у нее нет объективного зеркала». (Юрий Пургин, генеральный директор издательского дома «Алтапресс», Барнаул, Алтайский край)
«Наш чиновничий аппарат не понимает ценности и значимости печатных СМИ для настоящего и будущего России. Не понимает и не создает никаких благоприятных условий для нашей отрасли». (Александр Оськин, председатель ассоциации распространителей печатной продукции, Москва).
Фарит Шагиахметов, руководитель главного государственного медиахолдинга Татарстана, в который входит и возглавляемая Якуповой газета «Казанские ведомости», отметил, что не со всеми мыслями героев книги он согласен, но сам факт обсуждения проблем отрасли актуален.
Ему известны все горячие проблемы, о которых говорится на российских форумах. Например, почти везде разгромлена система розничной продажи газет и журналов. Не раз поднимались вопросы поддержки киосков, которые выживают с трудом из-за налогов и других проблем. Между тем в Липецкой области розница развивается. Но в других регионах и у нас в Татарстане это дело буксует, в киосках можно купить напитки и продукты, но прессу — крайне редко. После сокращения дотирования доставки прессы по почте выросли подписные цены, и люди вынуждены отказываться от любимых изданий.
У меня осталось такое впечатление от книги и презентации. Прогнозы о скорой кончине печатных изданий сильно преувеличены. Но они, как сама профессия журналиста, сейчас находятся в подвешенном состоянии. Особенно гуманитарные, национально-культурные, «неденежные» секторы. Их гибель чревата крахом всего российского общества и государства. Не всегда удается наладить деятельность инфраструктуры масс-медиа, насколько серьезна ситуация.
Может быть, поэтому Венера Якупова решила написать книгу, важную для всей страны, предъявить ее из Казани как местную инициативу совести? Так же она уже выпустила в свое время книгу в защиту крымских татар, книгу «100 историй о суверенитете». Непростые и неоднозначные темы. Не о прогулках при луне. Жесткие, иногда беспощадные преграды и аргументы на пути гуманных поступков отступают перед нормальным журналистским словом. Иногда. Иногда этого не случается. Тоже правда жизни.
На презентацию, устроенную союзом журналистов республики, пришли наиболее опытные и матерые из деятелей журналистики |
КАК ЕЙ УДАЕТСЯ ПОДНИМАТЬ ОБЩЕФЕДЕРЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ?
Якупова — зампред союза журналистов Татарстана, она вхожа в общероссийские медиаструктуры. Полагаю, ей помогает и учеба в специфическом в свое время элитарном учебном заведении — высшей комсомольской школе, и стажировка в ведущих центральных СМИ. И работа в редакции газеты «Молодежь Татарстана», которая, к сожалению, сейчас прекратила существование. В свое время ей не хватило такого редактора, как Венера. И теперь Татарстан остался без молодежной газеты, хотя и имеет журнал «Идель». Поучительный пример, как можно развалить существующие институты. Слава богу, иногда можно создавать новые бренды. Кстати, «Казанские ведомости» победили в конкурсе «Легендарные бренды» в номинации «Мультимедийное издание». И жизнь, и смерть существуют рядом в журналистском сообществе, все зависит от таланта и подготовленности людей.
Ни для кого не секрет, что происходит в информационной сфере России. Она тоже стала частью рынка и инструментом делания денег. И захвата или удержания властных и теплых кабинетов, собственности, льгот и благ. Но интрига все-таки есть. Пока неизвестно, чем закончится история с гражданским обществом и системой власти, судьбой журналистики, печатных изданий. Венера Якупова, встречаясь с коллегами из регионов и федерального центра на медиафорумах и фестивалях, не ходила на пляж или не шопинговала в супермаркетах, а задавала вопросы именитым коллегам, записывала ответы на диктофон. А те в своем профессиональном кругу нередко называли вещи своими именами. Некоторые вопросы попадали в суть проблем как скальпель, вскрывая закрытую банку законсервированных истин.
Порой отдельные тезисы собеседников автора книги явно противоречат друг другу, создавая атмосферу полемики. Пусть это не новые вещи, многое жуется и пережевывается уже давно. Но ничего не меняется, накапливая гремучую смесь противоречий в головах и душах. Если учесть общественно-политическую атмосферу нынешнего общества, механизм власти и взаимодействия сил, накопления политической усталости, то эти разговоры напоминают перестроечные откровения.
А что, если никто не нарушает закон и не наступает на грабли УК РФ, не замахивается на основы конституционного строя, почему бы не пикироваться, не обнажать душу, не называть вещи своими именами? Многие уже разучились говорить сермяжную правду с трибун, экранов и от микрофонов, уступая площадку политическим клоунам с высокими мандатами. Подумалось: пусть хоть в книжке выскажутся о самых важных вещах. Не только цеховому сообществу, даже широкой публике могут показаться интересными мысли, которые вряд ли родятся в головах юных интернет-жучков и телезрителей, уже выросших на клипах и видеоприколах.
Книга состоит из 17 диалогов с известными и знаковыми личностями российской журналистики |
РЕКЛАМА, РЫНОК, ИНТЕРНЕТ...
Впрочем, вряд ли поколение next, блуждая в глобальной сети интернет, ломает голову над этими вопросами. Например, такими. Как выйти из кризиса, охватившего весь медиарынок России? Как нам цивилизованно обустроить рынок СМИ? В чем заключается миссия профессиональной журналистики в XXI веке? Но власти исполнительной и законодательной они тоже не дают покоя. Ведь обычно к начальству идут журналисты и политики, просят льгот и денег. А иногда официальные штатные лидеры проваливают выборы, несмотря на старания проплаченных политтехнологов.
Вообще, тревожно наблюдать за деградацией общества, распадом культурных ценностей. Неизвестно, какими будут наши дети и внуки, уже сейчас попадающие в зависимость от компьютерных развлечений. Им кажется, что газеты и журналы не нужны, когда есть телевидение и интернет. Но уже сейчас в Японии, Германии возвращаются к печатным изданиям, которые, оказывается, служат отдельной формой удовлетворения потребностей и развития. Так ведь если надеяться на технику, можно и букварь, школьные учебники закачать в планшеты или прислать по электронной почте! Жизнь показывает непредсказуемость восприятия мира через разные каналы, так как еще не было в истории прецедента столь разнообразных вариантов развития или разложения человеческой натуры. Скорее всего, нужны все виды и формы доставки информации и культурных ценностей, но надо научить обращаться с ними.
«Уходя в интернет, пресса неизбежно утрачивает свою влиятельность, весомость, авторитет...» — так считает Лев Кощеев, главный редактор региональных газет «Уральский рабочий» и «Вечерний Екатеринбург» (Екатеринбург, Свердловская область). Однако развитие интернет-изданий не освобождает от поиска лучших форм их адаптации к общению с человеком, влияния на общественные процессы, особенно в режиме мультимедиа, сочетая аудиовизуальную и печатную информацию.
Болезненно идет вхождение СМИ в рынок, так как газета, журнал — не только товар, а важное средство воспитания. «Нет такого способа зарабатывать деньги в СМИ, не теряя при этом в качестве», — так заявил Якуповой Сергей Чупринин, главный редактор журнала «Знамя» (Москва). Пока так кажется, что невозможно сочетать качество с востребованностью, массовостью информационного продукта. Иногда находятся люди, которые берутся за невозможное и доказывают обратное.
Кто же думал, что газета «Казанские ведомости», родившаяся в 90-е годы на волне борьбы за статус республики, делавшая первые шаги под руководством известной журналистки Любови Агеевой, все-таки наберет вес и аудиторию в результате долгих трудов. И теперь газета обошла по тиражу знаменитую «Вечерку», а ее редактор становится популярным и серьезным экспертом, действующим лицом российского медиасообщества.
Довольно часто встречаются горькие, обидные случаи развала основ нашей профессии, о которых говорит Надежда Ажгихина, секретарь союза журналистов России в книге о добре и зле журналистики: «Качественная журналистика замещается развлечением, пропагандой, рекламой, всякой дешевкой».
Хочется привести и другие слова коллег Якуповой. Руслан Гусаров, журналист-репортер (Москва): «Власть и СМИ по-разному понимают, что такое свобода слова, какой она должна быть для СМИ».
Леонид Левин, генеральный директор издательско-полиграфического дома «Норд-Пресс» (Якутск, Республика Саха-Якутия): «Да, живем мы врозь, а «тонуть» будем вместе. Добиваться лучшей доли надо для всей отрасли, а не только для себя».
Павел Гутионтов, секретарь союза журналистов России (Москва): «Мы должны постоянно показывать, что неправильно делает власть. В чем она ошибается. О чем она не хочет думать. Мы должны приводить неудобные факты».
Вера Южанская, главный редактор областной газеты «Наше Время» (Ростов-на-Дону): «Мы переводим то, что говорит власть, на язык народа. И делаем громче голос народа, чтобы его услышала власть. Это наша главная задача».
Вячеслав Белоусов, генеральный директор издательского дома «Северная неделя» (Архангельская область, Северодвинск): «Журналист получает гонорар после выхода статьи или сюжета, пиарщик, как киллер: вначале деньги, потом публичный выстрел».
На «книжкиной свадьбе» состоялся разговор и о болезненных вещах, нерешенных проблемах. От их замалчивания (например, подготовка кадров, состояние журфака, качество контента, актуальность и оперативность СМИ) проблемы сами собой не рассосутся. После презентации я спросил Якупову, добилась ли она своей цели от этой книги, довольна ли резонансом? Венера сказала, что растормошить журналистское сообщество важно. Но особенно важно пробудить власть, раскрыть перед ней все, что происходит в масс-медиа. Посмотрим, получится ли у нее. А пока все, чего она добивалась, удалось.
В заключение хочется привести слова Михаила Федотова, советника президента России, одного из авторов закона РФ «О СМИ», сказанные в интервью Венере Якуповой: «У нас масса умных людей. Дайте им возможность, они все сделают, чтобы российские медиа процветали. Просто не надо этим людям мешать...»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 50
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.