Как известно, "Вечерняя Казань", "Время и Деньги" в прошлом году приняли решение о сокращении полосности и количества выходов газеты. Эти меры предприняты изданиями, чтобы выжить на рынке. Впрочем, "Вечерка" себя уверенно чувствует, у нее есть преданные читатели. Нормально себя чувствуют "Вечерние Челны". Большие трудности сейчас испытывают "Известия Татарстана". Думаю, больших перспектив по тиражам у них нет: рекламы нет, подписчиков нет. Из-за больших задолженностей по печати сейчас никто не хочет печатать эту газету. Большие сложности у федеральных СМИ, за исключением, пожалуй, "Комсомольской правды". Что такое две с небольшим тысячи - тираж для "Коммерсанта"? Значительно за последние годы упали тиражи у "Известий", "Труда".

Если говорить в целом, за прошедшие полгода с рынка Татарстана не ушло ни одно известное, традиционное издание, но и приход новых игроков также пока не предвидится. Ну, а общая тенденция – тиражи будут снижаться, это ясно. Постепенное падение тиражей прогнозируемо. Люди находят другие источники получения информации - Интернет, радио, телевидение.

Рашид Галямов - генеральный директор ИД "Парадигма":

- Печатный рынок в Татарстане вызывает двоякие чувства. С одной стороны тиражи печатных изданий падают, и это вызывает сожаление. Ведь общественную функцию газет и журналов не могут заменить другие СМИ - те же ТВ или радио. Последние - это или пропаганда, или развлечение.

Если общество не читает газет, значит, оно перестает думать и ориентироваться в происходящем. Теряется его связность. Элита теряет обратную связь с народом (ТВ его не заменит), и варится в собственном соку. Единственным утешением здесь может служить тот факт, что часть аудитории переключается на Интернет.

С другой стороны наш рынок по прежнему избыточен "странными" изданиями, которые ломают рынок (пожирая кадры и деньги рекламодателей) и которые, на мой взгляд, даже полные идиоты не читают - настолько они неинтересны и примитивны.

Ну не может в Казани выходить столько ежедневных газет! Если считать с федералами и татарскими СМИ у нас выходит минимум десяток (!) таких газет - неудивительно, что тиражи их мизерные. Этого нет нигде в мире! Поэтому, наверное, не стоит сожалеть о падении тиражей – пусть побыстрее произойдет очищение рынка от балласта, который невозможно в руки брать. Пусть останется пара газет, но это должны быть Газеты. Не ошибусь, если скажу, что экономический кризис, как санитар леса, в этом только нам всем на руку. В прошлом году он уничтожил 80 процентов "гламурного мусора", в 2010 году, наверняка, продолжит свое дело.

Геннадий Наумов - главный редактор "МК-Поволжье":

- Подписка - не самое главное. На подписке до сих пор держится "Вечерняя Казань", но во всем мире она давно умерла. Прессу душит не кризис и даже не сужение рекламного рынка, а распространители газет. И кризис для СМИ только начался. В конце прошлого года у нас начались неплатежи со стороны продавцов. Я работаю на все Поволжье и, должен сказать, что самая плохая ситуация - в Казани: наценка 100 процентов и более, плохая торговая дисциплина. Да, рекламный рынок подсел, но читатели остались, резкого падения читательского спроса нет. У кого-то подсела подписка, но зато розница подросла. Кризиса здесь нет. Кризис в том, что продавцы стали наглеть.

Минназыйм Сафаров - главный редактор газеты "Ватаным Татарстан":

- Итоги зимней подписной кампании, как ни странно, порадовали – рост составил 34 процента! Мы нашли свою нишу: ходили от дома к дому, от квартиры к квартире, рассказывали людям о нашей газете. Для этого у нас был создан специальный отдел. К удивлению, многие люди просто не знали, что есть такая газета "Ватаным Татарстан". Общаясь с людьми, мы выяснили, что заблуждались, думая, что у людей нет денег или, что они привыкли к каким-то определенным газетам или журналам. По-прежнему есть люди, которым необходимо серьезное чтение, которые любят порассуждать, хотят задать вопрос газете и получить ответ, а не просто почитать что-нибудь легкое. В итоге за счет этой работы мы привлекли дополнительно шесть тысяч подписчиков. Надеяться на один лишь административный ресурс сейчас не приходится, работать с главами муниципалитетов можно в том плане, чтобы газету получали в библиотеках, школах. С нового года мы поменяли дизайн газеты. Изменился принцип верстки, более современным стал шрифт, увеличился размер фотографий, стало больше "воздуха". Вообще газета "отошла от официоза", стала более светлая, удобная для читателей.

Зуфар Хакимзянов - исполнительный директор Горпечати, входящий в группу компаний "Альянс" (сеть киосков "Горпечать"):

- Последние тенденции рынка печатных СМИ республики, в принципе, совпадают с общероссийскими тенденциями, обобщенными федеральными аналитиками: Первое - это сокращение взаимозаменяемых изданий в одном тематическом сегменте, среди изданий наблюдается естественный отбор, в результате которого выживает сильнейший и наиболее интересный для конечного потребителя продукт. Второе - сокращение спроса на ежедневные издания, что можно объяснить развитием электронных СМИ, параллельное развитие электронных версий изданий. Третье - популяризация коллекционных изданий (патворков). Ежегодно издательские дома выпускают в свет десятки коллекций (периодические издания заданной тематики, имеющие определенное количество выпусков), которые пользуются все большим спросом у покупателей.

Зульфия Султанова - главный редактор газеты "Челнинские известия":

- В отличие от других городских изданий, наша газета выходит дважды в неделю - в среду и пятницу. Тираж номера, выходящего в среду, составляет 3 тысячи экземпляров, в пятницу - 9 тысяч. Такая разница объясняется тем, что в среду мы публикуем больше информации официального, делового характера, а пятничный номер позиционируется у нас для более широкого круга читателей с познавательно-развлекательным содержанием. При проведении подписной компании мы делаем больший упор именно на пятничный номер. По итогам последней подписной компании мы сохранили те же цифры, что были до этого. Причем, опять же в отличие от ряда других челнинских газет, наш тираж сертифицирован и мы отвечаем за каждый экземпляр.

Справедливости ради надо отметить, что в долгосрочной перспективе рассчитывать только на подписку не приходится, потому что она постепенно уходит в прошлое. В дальнейшем мы планируем более активно развивать продажу газеты в городе. Но поскольку челнинский рынок сформировался уже давно, вклиниваться и находить в нем свое место довольно непросто. Тем не менее, мы рассчитываем, что наши продажи через розничную сеть будут расти. Во всяком случае, мы задействуем для этого все известные методы.

Наталья Голобурдова,

Ринат Билалов

 

Таблица № 1. Итоги подписной компании-2010.
Версия Татарстан почтасы

 

 

  Наименование издания 1 п/г 2006 2 п/г 2006 1 п/г 2007 2 п/г 2007 2 п/г 2008 1 п/г 2009 2 п/г 2009 1 п/г 2010 1 п/г 2010 к 1 п/г 2009 (%)
Федеральные СМИ
1 Аргументы и факты 14250 12802 12900 11015 10512 11709 - 11709 100
2 Известия 1438 1162 1271 1066 909 933 710 737 79
3 Комсомольская правда, "толстушка" 9200 7419 8792 6592 6754 6614 5059 5894 89,1
4 Российская газета, ежедневная 3037 2583 2584 2351 2104 2064 1407 1770 85,8
5 Советский спорт 1265 980 1084 925 709 578 464 557 96,4
6 Труд 12201 12259 12205 7082 9047 12221 2325 2392 19,6
Республиканские СМИ
7 Ватаным Татарстан, "толстушка" 20100 16272 17598 15242 17512 17227 16054 23231 134,9
8 Республика Татарстан, "толстушка" 22848 23045 24360 23847 26215 26545 26661 29463 111
9 Вечерняя Казань 40530 29263 30086 26365 27814 29072 26081 27214 93,6
10 Время и Деньги, "толстушка" 2473 1738 2227 1635 1187 1025 875 942 91,9
11 Звезда Поволжья 570 477 502 432 508 649 588 693 106,8
12 Казанские ведомости, "толстушка" 30504 27211 26909 30000 30143 27758 26971 28923 104,2
13 МК в Татарстане 1756 1149 777 547 355 322 160 213 66,1
14 Молодежь Татарстана 3704 1765 3301 2626 1427 1344 923 1082 80,5
15 Татарстан яшьляре 51064 42674 42525 37421 33510 33809 29492 31082 91,9
16 Шахри Казан, "толстушка" 3427 3198 2863 2935 5393 4571 3558 4645 101,6
17 Татарстан 7976 7561 7818 7996 8423 4664 1347 3857 82,7

 

Таблица №2. Тиражи газет и журналов на 2010 год.
Версия республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям *

 

  Наименование издания 1 п/г 2007 1 п/г 2009 2 п/г 2009  1 п/г 2010 1 п/г 2010 к 2 п/г 2009 (%)
Федеральные СМИ
1 Аргументы и факты 31529 30 052 28 880 31 921 110,00
2 Известия 2513 1 475 1 400 1 544 110,00
3 Российская газета, ежедневная 4886 3 691 2 940 2 956 100,00
4 Российская газета,"толстушка" ** - 88 003 87 086 87 181 100,00
5 Коммерсант*** - 2 465 2 255 2 280 101,00
6 Труд, ежедневный выпуск - 1 892 1600 1 494 93,00
7 Труд-7, "толстушка" 21396 14 360 6 029 5 752 95,00
8 Комсомольская правда, ежедневный выпуск - 9 646 10 490 12 000 120,00
9 Комсомольская правда, "толстушка" 34020 31 761 36 310 42 000 105,00
Республиканские СМИ
10 Республика Татарстан, ежедневный выпуск - 10 680 10 709 11 537 108,00
11 Республика Татарстан, "толстушка" 27505 33 223 33 325 39 092 117,00
12 Ватаным Татарстан, ежедневный выпуск - 16 077 14 280 14 083 99,00
13 Ватаным Татарстан, "толстушка" 21656 16050 17 170 24 315 142,00
14 Вечерняя Казань 37124 32 900 28 352 29 702 105,00
15 Казанские ведомости, ежедневная - 5 700 4 590 4 830 105,00
16 Казанские ведомости, "толстушка" 36302 36 850 35 200 36 250 103,00
17 Шахри Казан, ежедневная - 5 210 4620 4 174 90,00
18 Шахри Казан, "толстушка" 5913 6 210 6 252 6 457 103,00
19 Время и Деньги, ежедневная - 1 903 1 623 1699 105,00
20 Время и Деньги "толстушка" 4779 2 955 2 800 3 879 139,00
21 Звезда Поволжья 3000 3 780 3 780 3 780 100,00
22 Мэгърифэт 9800 7 500 6 700 7 522 112,00
23 Мэдэни жомга 6022 3 670 3 031 3 558 117,00
24 Татарстан яшьлэре 46181 36 500 31 770 33 300 105,00
25 Молодежь Татарстана 4459 - 3 615 3 342 92,00
26 Сабантуй 13485 7 560 5 015 9 803 195,00
27 Сувар 5179 - -

28 Туганайлар 2860 - -

29 Комеш кынгырау 4011 - -

30 Журнал "Татарстан" 8308 - 1 982 3 857 194,60
31 Журнал "Идель" 5521 - 3 575 3 130 87,60
32 Журнал "Магариф" 17204 - 10 772 11 645 108,10
33 Журнал "Сююмбике" 12593 - 3 659 6 329 173,00
34 Журнал "Казан утлары" 5909 - 1 755 4 771 271,90
35 Журнал "Майдан" 3300 - 849 1 826 215,10
36 Журнал "Салават Купере" 12412 - 6 305 10 533 167,10
37 Журнал "Чаян" 9557 - 2 986 3 829 128,20
38 Ялкын 5945 - 2 392 4 192 175,30
39 Журнал "Казань"     1 741 2 653 152,40
40 Журнал "Сахна"     400 2 241 560,30
41

Казанский медицинский журнал

    175 238 136,00