Сегодня на площадке torgi.gov.ru состоялся первый в РТ аукцион
по продаже лесных насаждений

ПЕРВЫЙ ЛЕСНОЙ АУКЦИОН ДОЛЖЕН ПРИНЕСТИ МИНЛЕСХОЗУ КАК МИНИМУМ 1,3 МЛН. РУБЛЕЙ

Сегодня на площадке torgi.gov.ru состоялся первый в Татарстане аукцион по продаже лесных насаждений для субъектов малого и среднего предпринимательства (результаты станут доступны в течение трех дней). Организатором выступает министерство лесного хозяйства РТ. Всего на продажу выставлено 96 лотов, в которые вошли лесные насаждения, расположенные на территории Сабинского лесничества.

На торги выставлены лесные насаждения общей площадью 523 гектара. Если учесть, что общая площадь Сабинского лесхоза — 60,292 тыс. га, то на аукцион выставлено менее 1% от площади всего лесхоза. Объем древесины, которую разрешено будет вырубить по всем 96 лотам, составляет 44,936 тыс. куб. метров. Из этого объема 28,398 тыс. куб. м — это деловая древесина, то есть та, что пригодна для использования в круглом виде или для производства пиломатериалов, а 16,538 тыс. куб. м — фактически дрова. Начальная цена всех 96 лотов вместе взятых — 1,312 млн. рублей. Таким образом, минимальная плата за 1 куб. м древесины составляет порядка 30 рублей. Интересно, что в Сабинском районе в 2013 году был открыт свой деревообрабатывающий комплекс, который рассчитан на переработку 140 тыс. куб. м леса в год. Таким образом, общий объем предлагаемой представителям МСБ древесины не превышает и трети от годовых «аппетитов» одного этого комплекса. Впрочем, возможно, что в течение года будут проводиться и другие аукционы — в других районах и на больших площадях.

Что же разрешено рубить и пилить бизнесменам в сабинских лесах? Судя по приложенной документации, им предлагается проведение выборочной рубки спелых и перестойных лесных насаждений. Все это традиционные для наших широт породы — липа, ель, береза, встречается и осина. При этом оговаривается, что заготовке не подлежат не заклейменные деревья, подрост ценных пород и все деревья вне делянки. Договор заключается до конца года — вывезти древесину необходимо до 31 декабря 2016-го. Согласно договору минлесхоз передаст победителю аукциона лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, для заготовки древесины. В свою очередь, покупатель обязуется принять лесные насаждения и уплатить за них обозначенную плату. Также победитель аукциона обязуется очистить лесосеку от порубочных остатков, а также соблюсти ряд требований — правила заготовки древесины, ухода за лесами, пожарной безопасности в лесах и пр.

НОВЫЙ ПРИНЦИП: «СРУБИЛ — ЗАПЛАТИ ГОСУДАРСТВУ ЗА ВОСПРОИЗВОДСТВО ЛЕСА»

Напомним, что с 1 октября 2015 года вступили в силу изменения Лесного кодекса, которые упростили лесозаготовку для малого и среднего бизнеса. Предприниматели получили право участвовать в аукционах и по их результатам заключать договоры купли-продажи лесных насаждений для коммерческой заготовки древесины.

Как рассказал «БИЗНЕС Online» начальник отдела государственного лесного реестра, использования лесов и лесоустройства минлесхоза РТ Алексей Мосунов, несмотря на то что законодательство, разрешающее продажу лесных насаждений МСБ, вступило в силу еще в октябре прошлого года, министерство организовало первый аукцион только теперь, поскольку ранее не было необходимых нормативных актов. Принципиальное отличие этого нового способа продажи леса на корню в том, что ранее лесозаготовителям приходилось брать участки в аренду на 49 лет, на которых нужно было проводить не только рубки, но и лесовосстановительные работы, то есть сажать лес, ухаживать за ним, лечить и защищать от пожаров на протяжении полувека. Теперь же предприниматель избавлен от этой незнакомой и чуждой ему работы. Свою делянку он получает сроком на год, покупая, по сути, только сами деревья. Бизнесмен платит государству деньги, вырубает обозначенные лесхозом деревья и уходит с участка. То есть вводится принцип «Срубил — заплати государству за воспроизводство леса». Тогда как раньше был другой принцип: «Срубил — посади».

Как пояснил Мосунов, дальнейшая забота по восстановлению леса ложится уже на органы исполнительной власти, то есть на профессионалов своего дела — работников лесничеств. «Для малого и среднего бизнеса разрешили покупку лесных насаждений через аукционы. Это облегченный вариант, так как не нужно брать участок в аренду: просто лес покупается, спиливается — и все. А ведь в аренду участок дается на 49 лет — за этим участком нужно ухаживать: пилить и сажать, ухаживать за лесом», — пояснил Мосунов. На вопрос о том, как будут использовать спиленный лес, он пояснил, что это будет решать уже сам бизнесмен. «Мы предоставляем делянку, а по выходу древесины он уже сам будет решать, сколько уйдет на распиловку, сколько — на дрова», — пояснил начальник отдела государственного лесного реестра, использования лесов и лесоустройства минлесхоза РТ .

«ОТ НАШИХ ЛЕСОВ ЧТО ТАМ ПОЛУЧИТ БИЗНЕСМЕН?»

Директор Сабинского лесничества Васил Гизатуллин тем не менее не видит в Татарстане больших перспектив для развития лесозаготовительной отрасли в связи с упрощением правил покупки леса на корню для МСБ.

«Это ведь не таежные леса. От наших лесов что там получит бизнесмен?» — недоумевает глава лесничества и добавляет, что развития лесозаготовительной отрасли с введением новых правил покупки лесных насаждений можно ждать в регионах с хорошим лесом. «У нас ведь гнилой лес с мелкотоварной малоценной древесиной, которая идет в основном на щепу, на гранулы», — считает Гизатуллин. Тем не менее он сообщил, что деревообрабатывающий комплекс Сабинского лесничества будет участвовать в аукционах. Директор рассказал, что ежегодно в его лесничестве по главному пользованию полагается срубать 74 тыс. куб. м, а также производить рубки ухода в объеме еще 74 тыс. кубометров. Он пояснил, что, несмотря на то что Татарстан относится к малолесным регионам (лесистость — 17,5% от территории РТ), лес все равно нужно постоянно рубить. «Если его не срубить, то будет «кладбище» леса. Он ведь должен обновляться! Если не производить рубки ухода, деревья начинают болеть и гнить», — пояснил Гизатуллин. В Татарстане до сих пор этой работой занимались лесничества. Желающих взять лес в аренду на 49 лет не наблюдалось.

Тахир Хадеев, председатель комитета Госсовета РТ по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике, в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отметил, что видит позитивный момент в старте лесных аукционов.

«Это шаг к тому, чтобы облегчить задачу для малого и среднего бизнеса. Ты уже не в привязке работаешь (к аренде на десятки лет прим. авт.), а выигрываешь аукцион, пилишь лес. Самое главное, чтобы после тебя там было чисто, чтобы после тебя там могли люди восстановить лесные насаждения», — говорит Хадеев. Тот факт, что в Татарстане не развита лесозаготовительная сфера бизнеса, он связал в высоким уровнем газификации. «То, что мы газификацию первыми в РФ провели, потребность в дровах у нас отпала. Активные люди уехали в другие регионы. И стройматериалы сейчас другие пошли, которые выдерживают и 10, и 40 лет. Поэтому такого большого оборота нет», — объяснил Хадеев. Он считает, что это в конечном счете привело к накоплению леса, который сегодня требует обновления. «Перестой создает источник болезней, старые деревья падают», — отметил глава комитета. «Так что надо лес сажать и надо лес пускать в оборот. Должен быть баланс, но баланс с плюсом, чтобы республика вышла к цифре 25 процентов лесистости», — считает председатель комитета по экологии.