Ильшат Гафуров впервые провел в эфире университетского телевидения «Прямую связь» — формат обратной связи, который переживает пик популярности с легкой руки российского президента Ильшат Гафуров впервые провел в эфире университетского телевидения «Прямую связь» — формат обратной связи, который переживает пик популярности с легкой руки российского президента Фото: kpfu.ru

«СТРОЙКА НА «СКОВОРОДКЕ». СЛЫШАЛА, ЧТО УНИВЕРСИТЕТ СТРОИТ БУНКЕР...»

Ректор КФУ Ильшат Гафуров накануне впервые провел в эфире университетского телевидения «Прямую связь» — формат обратной связи, который переживает в России пик популярности с легкой руки президента РФ Владимира Путина.

Напомним, в апреле Гафуров созвал необычный круглый стол «Информационные войны в социальных сетях», в котором сам принял активное участие. Приглашенные блогеры попеняли ректору на то, что в вузе нет информационной открытости — соответственно, появляется поле для домыслов, манипулирования фактами. По всей видимости, «Прямая связь» ректора стала попыткой исправить эти упущения. Хотя массово прямая линия никак не анонсировалась — на сайте университета и в паблике вуза в соцсетях появилась лишь скромная информация с просьбой отправлять вопросы в пресс-службу университета.

Советник ректора Юрий Алаев выступил — с оглядкой на прямую линию президента России — в роли Дмитрия Пескова и взял на себя роль модератора. Он сообщил, что будет задавать ректору вопросы, которые пришли по электронной почте, обещал прямые включения из Елабуги и Деревни Универсиады.

К сожалению, дебют Гафурова в новом формате омрачило трагическое ЧП, которое произошло в одном из общежитий вуза, — в Деревне Универсиады покончила с собой, оставив предсмертную записку, студентка первого курса ВМК. Появившись перед телезрителями, ректор сразу же выразил соболезнования родственникам погибшей: «В Деревне Универсиады случилась трагедия. Я приношу соболезнования всем, кто знал нашу студентку Лейсан Ахатову. Это трагедия всего университета, ведь в этом возрасте люди только-только начинают жить».

Любопытно, что Гафуров охотно ринулся в бой — Алаев рассказал, что студия принимает звонки по городскому телефону, из аппаратной сразу же доложили о первом звонке. Девушка, представившись Анастасией, обеспокоенно спросила ректора: «Что за бункер строят перед главным зданием?» Напомним, в первых числах мая газета «БИЗНЕС Online» сообщила о том, что в сквере перед вторым корпусом КФУ работают три буровые машины, сбоку от здания Национальной библиотеки рабочие вручную копали грунт вдоль фундамента. «Я слышала, строят какое-то здание на «сковородке», — говорила Анастасия недовольным тоном. — Говорят, университет строит бункер-архив для Национальной библиотеки. Что происходит? Если там действительно идут работы, то это будет означать вырубку деревьев в сквере перед университетом. Только-только утихла история с вырубкой деревьев возле второго корпуса, а здесь снова возникнет конфликт!»

«Все, что происходит в нашем университете, тщательно отслеживается, обрастает всякими домыслами, — сказал ректор, отвечая телезрительнице. — Эта территория не принадлежит университету, она городская. И на сегодняшний день у меня нет информации о том, что там будут строить бункер».

На электронную почту пресс-службы пришел вопрос о том, будет ли сделан перерасчет зарплаты преподавателей и стипендий студентов на фоне дешевеющего рубля с 1 сентября. Гафуров сразу же объяснил, что эти процессы регламентированы документами федерального правительства и указами министерства образования. «Тем не менее есть возможность для проведения перерасчетов у самих вузов за счет ресурсов, которые они сами зарабатывают, — рассказал ректор. — Экономическая ситуация сейчас непростая, и все знают, что идет колоссальная экономия ресурсов, перед каждым предприятием стоит задача — выполнить все обязательства, которые они на себя взяли. У нас есть задача — к 2018 году средняя зарплата преподавательского состава должна быть в два раза выше средней зарплаты в республике. Сейчас средняя зарплата в регионе — 29 тысяч, средний заработок наших преподавателей намного выше! И министр накануне поставил задачу — базовая часть этой зарплаты должна быть прогарантирована, чтобы стимулирующие и дополнительные выплаты не были более 30 процентов от общей базовой зарплаты».

Гафуров напомнил о том, что в настоящее время идет обсуждение законопроекта о повышении с 1 июля минимального размера оплаты труда (МРОТ) на 21% — до 7,5 тыс. рублей. По его словам, как только новая планка МРОТ будет установлена, вуз договорится с директорами институтов. Преподаватели будут получать только в «базовой» части как минимум 15 тыс. рублей (и это не считая дополнительных выплат).

Все в лучших традициях прямых линий Путина — перед фасадом местного учебного корпуса в ряд выстроились люди, рядом с ним стоял человек с микрофоном. Как только аппаратная сообщила о том, что «ректор на связи», все дружно принялись рукоплескать и приветственно махать руками Первое прямое включение соединило через телемост ректора с преподавателями и студентами из елабужского филиала КФУ Фото: kpfu.ru

«В ВОПРОСАХ ЯЗЫКА МНОГОЕ ЗАВИСИТ ОТ ВОСТРЕБОВАННОСТИ...»

Первое прямое включение соединило через телемост ректора с преподавателями и студентами из елабужского филиала КФУ. Все в лучших традициях прямых линий Путина — перед фасадом местного учебного корпуса в ряд выстроились люди, рядом с ним стоял человек с микрофоном. Как только аппаратная сообщила о том, что ректор на связи, все дружно принялись рукоплескать и приветственно махать руками. Вопросов из Елабуги было всего два — первый касался сертификации выпускников.

«Сертификация проходит под эгидой республиканского минобразования, это нововведение. Министерство интересуется, насколько выпускники педагогических направлений готовы идти работать в школы. Посмотрим, как будет воспринят этот эксперимент выпускниками. Это дополнительная аттестация, она носит рекомендательный характер и никогда не заменит госэкзамена. Но со следующего года, например, чтобы получить право работать в клиниках и стационарах, аттестацию нужно будет пройти в обязательном порядке всем выпускникам. Этим уже будет заниматься минздрав. То есть выпускники могут получить диплом, но не будут иметь права работать в стационаре, иметь допуск к лечению», — сказал ректор.

Через полчаса прямого эфира университетское телевидение ушло на рекламу. После нее Алаев заявил, что начинаются острые вопросы. В основном они касались татарского языка и национального компонента в системе высшего образования в целом. Напомним, ощутимую политику по выхолащиванию татарского компонента из КФУ недавно раскритиковал президент Татарстана Рустам Минниханов, показав Гафурову «желтую карточку» за информационную закрытость и «за то, что он плохо отнесся к родному языку».

«Татарский язык признан в нашей республике государственным. Будут ли сформированы в КФУ группы на двуязычной основе и будет ли изучаться в полном объеме татарский язык во всех институтах?» — зачитал письмо телезрительницы Алаев.

«Я сразу хочу сказать — формата Татарского государственного педагогического университета у нас не будет, — заявил Гафуров. — В вопросах языка многое зависит от востребованности. Раньше в университетах преподавали на латыни, потом перешли на национальные языки, сегодня все чаще преподают на английском. Это вынужденная мера, если мы хотим быть в тренде! Поэтому все больше предметных областей будет переноситься на английский язык, особенно в тех институтах, где учится много иностранных студентов».

По словам ректора, на последнем заседании ученого совета было принято решение о создании координационного совета по поликультурному образованию — он будет контролировать соблюдение закона о государственных языках. В него войдут не только сотрудники КФУ, но и, возможно, депутаты, а также все «заинтересованные лица».

Ректору также пришла «анонимка»: «КФУ является светским учебным заведением, но почему-то расходует средства на ресурсный центр по развитию исламского и исламоведческого образования, вместо того чтобы направить их на развитие науки». Гафуров пояснил, что ресурсный центр появился, потому что КФУ выиграл право реализации федеральной целевой программы по исламоведению: «Это грант, который финансируется, — сумма денежных вливаний в разное время колеблется от 50 до 70 миллионов рублей в год. Мы его создали, чтобы у нас был в вузе центр ответственности за реализацию этого проекта. Точно так же был создан научно-образовательный центр по фармацевтике, потому что мы реализуем федеральную целевую программу. То, что у нас светское государство, еще не значит, что у нас государство без веры. Все, что связано с исламом, сегодня требует глубокого осмысления, и научная составляющая у этого проекта очень большая. Программа ориентирована на переподготовку тех, кто является носителем ислама, тех, кто курирует национальные вопросы».

К слову, Гафуров рассказал, что был выпущен приказ минобразования РФ, согласно которому КФУ может на платной основе проводить адаптацию мигрантов, в том числе обучать приезжих русскому языку.

ПРО ВЫРУБЛЕННЫЙ СКВЕР, МОНОПОЛИЮ В ЗАКАМЬЕ И КОТТЕДЖИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

После очередной рекламы герой вечера вышел на связь с филиалом в Набережных Челнах. Там студенты и преподаватели дожидались общения с ректором в огромном зале, в котором собрались около 100 человек. Был задан вопрос о ремонте в общежитиях, но Гафуров попутно решил рассказать о том, как должен развиваться филиал в автограде. При этом он добавил, что его периодически критикуют на фоне новостей об отремонтированных зданиях вуза.

«Критикуют, говорят: «Где-то опять Гафуров деньги нашел». Читают «БИЗНЕС Online», и там многие в комментариях пишут: уселись на «золотые горы», дескать, опять будут деньги «осваивать». Все наши работы идут на нижнем пределе стоимости, квадратный метр ремонтных работ у нас один из самых низких в Татарстане. И в Набережных Челнах мы активно планируем строиться, это позволит нам привлечь дополнительный контингент студентов. В Челнах наш институт будет рассматриваться как базовый в реализации нормативных документов, связанных с Камским кластером. Я думаю, никто не примет решения о создании там на пустом месте еще одного вуза. Челны ведь получили статус территории с опережающим ростом, то есть там ожидается неплохой приток дополнительных инвестиций».

Гафуров и Алаев успели ответить и сотруднику, который прислал вопрос об обеспечении жильем молодых ученых. В частности, ректор сообщил о том, что в Казани преподавателям выделили землю под строительство коттеджей.

«Это где Ботанический сад?» — поинтересовался Алаев.

«Когда говорят про Ботанический сад, у многих складывается ощущение, что мы вырубили и начали строить! — посетовал ректор. — Там сада никогда не было! Это всегда был пустырь! Есть российский жилищный фонд, через который эти земли, поскольку они федеральные, мы оформили, сегодня наши люди там строят себе коттеджи. Но им эта земля передается бесплатно. Это район Царицыно, там живут наши крупные чиновники, а теперь и наши преподаватели будут жить».

Ректор улыбнулся, когда зашел вопрос о том, когда же возле университета появится парковка. Так Алаев аккуратно подвел Гафурова к наболевшей теме с вырубкой сквера за библиотекой им. Лобачевского. Как выяснилось, ректор решил-таки провести публичные слушания относительно благоустройства данной территории.

«Эта территория очень маленькая, никому не нужна была, пока мы не начали на ней что-то делать. Если так пойдет дальше, то завтра дойдут до двора университета. Начнут говорить, что не гвоздики там надо сажать, а тюльпаны. Хорошо! С двором университета мы как-нибудь сами разберемся, это наша собственная территория. А в случае с этим сквером, раз вышел такой общественный резонанс... Я понимаю, что он кем-то педалировался, чтобы побольше негатива на нас вылилось. Мы просто быстро развиваемся, динамично двигаемся, поэтому некоторые люди просто не понимают, что происходит в университете. Такова жизнь: кто-то успевает, а кто-то — нет», — отметил он.

Напоследок ректор призвал всех неравнодушных прийти на публичные слушания и подчеркнул, что специально проведенный недавно опрос показал — проблема с парковкой все же актуальна.