«Сбербанк» в Татарстане потребовал признать банкротами 9 компаний и 5 топ-менеджеров ГК «Акос» Сбербанк в Татарстане потребовал признать банкротами 9 компаний и 5 топ-менеджеров ГК «Акос» Фото: prav.tatarstan.ru

«БЕНЕФИЦИАР ЗАЯВИЛ ОБ ОТСУТСТВИИ СРЕДСТВ»

Отделение Сбербанка в Татарстане, возглавляемое Рушаном Сахбиевым, потребовало признать банкротами 9 компаний, входящих в ГК «Акос», а также подало иски о банкротстве 5 топ-менеджеров холдинга: руководителя группы Александра Старикова, а также Василия Вахрамеева, Эдуарда Мухтарова, Сергея Кулагина и Михаила Котлярова. Двое последних на данный момент вышли из бизнеса, однако, как и действующие топ-менеджеры, выступили поручителями по кредитам.

С 2012 по 2014 год компании холдинга брали несколько траншей на общую сумму в 300 млн. рублей на три года для пополнения оборотных средств, пояснил «БИЗНЕС Online» Арсений Колобов, заместитель управляющего отделением Сбербанка в Татарстане. Платежные обязательства были нарушены, и банк потребовал досрочно вернуть деньги, но увы. «Бенефициар бизнеса заявил об отсутствии денежных средств для погашения долга», — продолжает банкир. Тогда, по словам Колобова, в Сбербанке предложили компании рассрочку и льготный период, однако и на это предложение «Акос» не согласился. Кроме этого, в банке отмечают, что «Акос» должен был подтвердить источники обслуживания долга, но этого сделано не было. При этом банк заподозрил проблемного клиента в подозрительных манипуляциях: «Бизнес со всех организаций, кредитующихся в Сбербанке и являющихся поручителями по обязательствам перед Сбербанком, переведен на другие компании группы, выручка по которым не раскрыта», — указывает Колобов.

К счастью для банка, в залоге находится автосалон на Горьковском шоссе, 49 — ранее в нем продавались «Мицубиси», сейчас — «Датсун и «ГАЗ». Его Сбербанк, по сути, уже выставил на продажу. «Банк приглашает на переговоры желающих приобрести данный автосалон», — обратилась через «БИЗНЕС Online» кредитная организация к потенциальным партнерам. Правда, по оценке банка, залог покроет долг не полностью, поэтому и поданы иски о банкротстве.

Пока что в суде непосредственно предъявлен иск на 90,4 млн. рублей, однако источники «БИЗНЕС Online», близкие к кредитной организации, отмечают, что это только первый транш, в дальнейшем будут выставлены требования и на оставшуюся сумму. Основным должником выступает ООО «Фирма Имавто», остальные компании в судебных делах фигурируют в роли поручителей. Среди них ООО «Трейд Плюс» (ранее известное как «Акос Трейд»), ООО «Грант Авто» (прежнее наименование — «Гранат Авто»), ООО ПТЦ «Автотракторсервис», ООО «СТО Комавто», ООО «Научно-Производственная компания», ООО «Акавто» (прежнее наименование — «Акос Авто»), ООО «СТО ГШ» (прежнее наименование — «Акос ГШ») и ООО «Агростройтранс-ОПТ». Их суммарная выручка за докризисный 2014 год превышает 4,2 млрд. рублей (впрочем, не исключены внутренние прогоны).

В то же время это далеко не все группы компаний «Акос». Согласно базе данных «Контур-Фокус», Стариков лично в качестве учредителя или соучредителя фигурирует в 29 компаниях. Вне арбитражных разбирательств остаются, например, «Акос-СТО» — 1,7 млрд. рублей, «Акос-Моторс» (выручка — 218 млн. рублей), «Акос-Закамье» (выручка — 21,8 млн. рублей), «Акос-Премиум» (выручка — 736 млн. рублей) и другие. Словом, бизнес разложен по множеству корзин. Суммарный финансовый результат фирм, по которым доступна отчетность, по итогам 2014 года составляет 82,8 млн. рублей.

«АКОС»: УГРОЗЫ ДЛЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ НЕТ

Сам совладелец «Акоса» винит в происходящем Сбербанк, отказавшийся рефинансировать кредит старому клиенту — 14 лет прежнего сотрудничества роли не сыграли. «В условиях кризиса и сопутствующего спада продаж это привело к просрочке платежей. На сегодняшний день мы продолжаем переговорный процесс, в том числе и на уровне руководства Волго-Вятского банка Сбербанка РФ», — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» руководитель группы Александр Стариков.

Совладелец «Акоса» Александр Стариков винит в происходящем «Сбербанк», отказавшийся рефинансировать кредит старому клиенту Совладелец «Акоса» Александр Стариков винит в происходящем Сбербанк, отказавшийся рефинансировать кредит старому клиенту Фото: Сергей Елагин

Пока же переговоры тщетны. «Мы рассчитывали заключить мировое соглашение с банком, однако условия банка оказались невыполнимыми для нас при нынешнем состоянии авторынка. Если точнее, то предлагался короткий период рассрочки с небольшим льготным периодом и, соответственно, высокими ежемесячными платежами», — рассказал Стариков.

Как сообщили «БИЗНЕС Online» в компании, в условиях падения продаж все силы направлены на повышение доходности по всем видам деятельности и оптимизацию затрат. Чтобы расплатиться с долгами, компания активно распродает имущество. К примеру, проданы земельный участок и производственная база в Куркачах. «Мы планировали продать еще часть объектов, на которые у нас уже были реальные покупатели, и реструктуризировать оставшуюся задолженность, однако Сбербанк отказался снимать обременение с них и подал иски о введении процедуры банкротства», — сообщили нам в компании.

При этом «Акос» не согласен со сделанной Сбербанком оценкой заложенного автосалона. Дилерский комплекс компании на Горьковском шоссе включает в себя земельные участки общей площадью 2 га и недвижимость общей площадью 10 тыс. кв. метров. Собственную оценку этой недвижимости в «Акосе» называть не стали, но утверждают, что его продажа с лихвой перекрывает весь долг.

В «Акосе» подчеркивают: «Все наши дилерские центры продолжают работать в штатном режиме, угрозы прекращения деятельности группы нет» В «Акосе» подчеркивают: «Все наши дилерские центры продолжают работать в штатном режиме, угрозы прекращения деятельности группы нет» Фото: Сергей Елагин

Отметим, что комплекс на Горьковском шоссе, 49 — одна из жемчужин «Акоса». Согласно данным официального сайта, там расположены автосалоны Mitsubishi и ГАЗ, дилерский центр Datsun, а также сервисный центр Hyundai. Потеря такого мощного центра при всех случаях — удар по бизнесу.

Напомним, что ранее похожие судебные трения возникли у «Акоса» с Промсвязьбанком, правда, масштаб спора существенно меньше: банк потребовал досрочно вернуть 50 млн. рублей и погасить проценты. Суды по этому иску в Вахитовском районном суде Казани продолжаются. Автодилер объяснил «БИЗНЕС Online» причину проблем падением интереса в Татарстане к «Мицубиси» и открыл против банка «второй фронт» в Арбитражном суде РТ, оспаривая одностороннее повышение процентов. Суд, однако, «Акосу» отказал, автодилер подал апелляционную жалобу.

«С другими банками таких проблем нет, — утверждают в компании и подчеркивают. — Все наши дилерские центры продолжают работать в штатном режиме, угрозы прекращения деятельности группы нет».

Судя по данным Росреестра, один из основных партнеров «Акоса» — Энергобанк. По крайней мере, здания автосалонов в Казани на проспекте Победы, 214 и 216, а также в Набережных Челнах на улице Низаметдинова, 1 и 5 и в Альметьевске на улице Герцена, 1 имеют обременение в виде ипотеки, взятой именно в этом банке. На автосалоны Suzuki и KIA на Аделя Кутуя, 96 ипотека взята в «АК БАРС» Банке.

В Энергобанке газете «БИЗНЕС Online» дали подчеркнуто лестную характеристику взаимоотношениям: «Группа компаний „Акос“ кредитуется в АКБ „Энергобанк“ с 2006 года. Кредитная история положительная на протяжении всего периода сотрудничества, в настоящее время никаких просроченных платежей не допускается, проблемная задолженность отсутствует», — отмечается в ответе банка.

ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА НА РЫНКЕ

Компания «Акос» работает на авторынке Татарстана и России с 1991 года, что делает ее одной из старейших в республике и стране. В 2011 году в ознаменование 20-летия компании Стариков дал интервью изданию «Автоклуб-Казань», в котором рассказал историю создания бизнеса.

Во время его работы в казанском филиале Академии наук власти решили создать на базе КАМАЗа и филиала академии межведомственную лабораторию по исследованию автомобильной техники и повышению ее качества. В 1991 году на основе этой лаборатории, где работал Стариков, и было создано первое предприятие группы.

Первоначально компания занималась автобусами, сотрудничая с Павловским и Курганским автозаводами, но затем переориентировалась на легковые автомобили. Стариков объяснил это тем, что обновление легковушек редко превышает три-четыре года, а коммерческий транспорт в те времена мог служить и по 10 - 20 лет. «В 1994 году мы заключили первый в республике контракт с зарубежным предприятием — корейским концерном Daewoo», — вспоминает Стариков.

Ныне группа является дилером Nissan, KIA, Suzuki, Infiniti, Mitsubishi, Datsun, а также ГАЗа и «Русских автобусов» (автобусы «ПАЗ», «КАВЗ», «ГоЛаз», «ЛиАЗ»). Согласно данным на сайте компании, ежегодно «Акос» продает около 5 тыс. машин. Автосалоны расположены в Казани, Набережных Челнах и Альметьевске. Всего на данный момент у группы, по ее данным, 14 действующих автосалонов.

«Акос» регулярно входил в рейтинг «БИЗНЕС Online» крупнейших предприятий Татарстана. Причем в 2013 году группа компаний, предоставив консолидированную отчетность, заняла в нем довольно высокую — 30-ю — позицию. Однако затем в «Акосе» отказались от такой практики, поэтому показатели оценивались по компании с самой большой выручкой в группе — ООО «Акос-СТО», что в итоге с выручкой в 1,7 млрд. рублей обеспечило ей 199-е место.

Отметим, что и в прошлый кризис «Акос» сталкивался с проблемами. Так, в 2010 году ВТБ подал иск о досрочном возврате 87 млн. рублей, который был удовлетворен. Суд тогда обратил взыскание на комплекс зданий, находящихся по адресу: Альметьевск, ул. Герцена, 1Б. Интересно, что на данный момент по этому адресу по-прежнему работает «Акос».

Рушану Сахбиеву уже доводилось весьма жестко сражаться с должниками-автодилерами Рушану Сахбиеву уже доводилось весьма жестко сражаться с должниками-автодилерами Фото: Сергей Елагин

К слову, легкое дежавю в нынешней ситуации могло возникнуть и у Сахбиева с Колобовым, которым уже доводилось весьма жестко сражаться с должниками-автодилерами. В 2011 году Сбербанк после нескольких попыток реструктуризаций забрал за долги в 980 млн. рублей два автосалона компании «Таттранском» (торговая марка «Сапсан») Ильдара Зиннурова на улице Спартаковской. Оба здания были проданы с торгов за 264 млн., хотя сам Зиннуров оценивал их в 1 миллиард. В процессе конфликта не обошлось без силовых акций и писем Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву. В конечном счете «Сапсан» почил в бозе.

Чем закончится нынешнее разбирательство, сказать трудно. Пока что предъявляемые к выплате долги не выглядят неподъемными с учетом масштабов бизнеса «Акоса». С другой стороны, и малозначительными проблемы не назовешь, тем более что авторынок по-прежнему в ауте. Пока же компании удалось одержать локальную победу: 6 июня прекращено дело о личном банкротстве в отношении Кулагина. По мнению суда, пока у банка нет на руках исполнительных листов о взыскании задолженности, этот чувствительный для бизнесменов вопрос поднимать рано.

«РЫНОК СЖАТ, И КОМУ-ТО ПРИХОДИТСЯ УХОДИТЬ»

Аналитики, опрошенные «БИЗНЕС Online», считают, что в условиях нынешнего жесточайшего кризиса участникам авторынка не позавидуешь.

Вячеслав Зубарев — генеральный директор ТТС:

— Рынок Татарстана находится в перманентном кризисном состоянии. Говорить о преодолении кризиса не приходится, думаю, в ближайшие время этого не произойдет. Это даже не кризис, а новая ситуация, которая продлится достаточно долго. Все автомобильные компании будут сейчас испытывать не лучшие времена. Продажи по сравнению с пиковым 2013 годом в среднем по рынку упали вдвое.

Основные меры, которые принимают игроки, — это повышение эффективности, снижение затрат. Каждый по-своему этим занимается. Объемы техобслуживания тоже снижаются, потому что у людей денег нет и на проведение регламентных работ. Падение идет везде, но на продаже машин это более заметно.

За три месяца 2016 года количество дилерских центров в стране сократилось на 6 процентов, и тенденция к сокращению продолжается «За три месяца 2016 года количество дилерских центров по продаже автомобилей в стране сократилось на 6 процентов, тенденция к сокращению продолжается» Фото: Сергей Елагин

Азат Тимерханов — руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат»:

— С января по начало апреля 2016 года количество дилерских центров в стране сократилось на 6 процентов. Это данные только за три месяца, и тенденция к сокращению продолжается. В 2014 году общее количество дилерских центров в стране по легковым автомобилям составило свыше 4 тысяч. Они были рассчитаны на объем в 3 миллиона машин ежегодно, а продано по итогам 2015 года было всего 1,5 миллиона новых автомобилей. Естественно, это не те показатели, на которые рассчитывали собственники. Рынок сжат, и кому-то приходится уходить. Поэтому количество дилерских центров сокращается и, по-видимому, продолжит сокращаться, пока рынок находится в таком положении.

В целом Татарстан на общем фоне выглядит хорошо и является одним из лидеров по количеству приобретаемых автомобилей, что объясняется хорошими экономическими показателями региона относительно средних показателей.

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

— Комитет автопроизводителей ассоциации европейского бизнеса в РФ пока опубликовал данные лишь за первые четыре месяца года. Согласно им, за январь-апрель 2016 года продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России стали меньше на 14,7 процента, чем за аналогичный период прошлого года. С одной стороны, можно говорить о продолжении кризиса, ведь показатель ниже, чем в прошлом году. С другой — по сравнению с началом года темпы снижения продаж замедляются, что позволяет утверждать, что отечественный авторынок постепенно переходит в состояние равновесия, пусть пока и неустойчивого. Вряд ли такие показатели должны удивлять. Хорошо известно, что в условиях кризиса в экономике продажи машин снижаются. Автомобиль не является предметом первой необходимости, это не тот товар, который человек приобретает в первую очередь, имея деньги. Когда потребитель принимает решение о покупке машины, он делает это не сразу, а взвешивает все за и против. Одним из определяющих факторов является цена, но перед этим потенциальный автовладелец определяет для себя главное — его собственные перспективы, сколь безоблачным будет его будущее. В частности, будет ли у него работа — источник дохода, приемлемы ли условия кредитования, если машина будет покупаться не на собственные средства, и так далее. И если потенциальный автовладелец не имеет ответов на эти вопросы или если они отрицательные, то вряд ли он купит автомобиль. Скорее он создаст запас продуктов и хозтоваров на тот случай, если лишится работы, но приобретать средство передвижения не станет, а нынешняя непростая экономическая ситуация лишь укрепляет потенциальных покупателей в этом.

Естественно, такая динамика продаж отражается и на дилерах. Но нужно принять во внимание, что у них есть возможность выбора. Они, как правило, не только реализуют новые машины, но и занимаются сервисным обслуживанием, продают запасные части, продают подержанные машины. У них есть пространство для маневра, что позволяет им остаться на плаву. Возможно, что кто-то из них вообще перестал продавать автомобили и стал заниматься другими видами деятельности. Необходимо разбираться в каждом случае невыплат по кредитам, ведь не факт, что их причиной могла стать именно продажа новых автомобилей.