Российский авторынок, обвалившийся в прошлом году на 36%, продолжает падение — еще на 15%. На этом фоне «ТрансТехСервис» вошел в тройку крупнейших автодилеров страны. О том, где он нашел золотую жилу, куда жаловаться на хамство продавцов и что сгубило российский футбол, в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» рассказал владелец компании, депутат Госсовета РТ Вячеслав Зубарев.
Вячеслав Зубарев: «Бизнес — это дело рискованное, я к этому философски отношусь. Самое главное — предприятие должно быть устойчивым и безубыточным»
«ПРОЕСТЬ-ПРОГУЛЯТЬ ТАКОЕ КОЛИЧЕСТВО ДЕНЕГ Я ПРОСТО НЕ СПОСОБЕН»
— Вячеслав Викторович, наша газета недавно опубликовала сведения о доходах некоторых VIP'ов за 2015 год, и оказалось, что вы «обеднели» в 12 раз. По этому поводу наша читательница Альбина Иванова спрашивает: «От чего-то пришлось отказаться? А бизнес-то ваш устоит?»
— Действительно, сумма, которую я получил в качестве дивидендов и от продажи недвижимости в 2014 году, была в разы больше, чем в 2015 году. Но надо понимать, что более 90 процентов полученных доходов было направлено не на личное потребление, а на развитие бизнеса или на создание финансовых резервов. А проесть-прогулять такое количество денег лично я просто не способен (смеется).
Конечно, после такого скачка инфляции все обеднели: зарплата в рублях у большинства вроде осталась такой же или даже стала чуть больше, а покупательская способность снизилась из-за роста цен. Автомобильный рынок обвалился, и доходы рухнули, а значит, упала и стоимость бизнеса. И в разы. Но бизнес — это дело, как известно, рискованное, я к этому философски отношусь. Самое главное — предприятие должно быть устойчивым и безубыточным, и этих целей нам удается достигать.
— Что происходит на автомобильном рынке?
— В прошлом году, конечно, было драматичное падение рынка по России — минус 36 процентов по АЕБ (ассоциация европейского бизнеса — прим. ред.). Я считаю, что эта цифра занижена, реально, думаю, падение было процентов 40. У ТТС было падение — 32 процента. Это падение меньше российского рынка. В этом году, по данным АЕБ, падение продолжается — минус 15 процентов. А вот в этой ситуации, я думаю, что фактическое падение за пять месяцев чуть-чуть меньше.
— С чем связано продолжение падения российского авторынка на 15 процентов? Все-таки в экономике стагнация, но не падение.
— Автомобильный рынок достаточно инерционный: люди должны почувствовать улучшение в экономике, только после этого они думают о покупке автомобилей. Хотя, конечно, типаж покупателя разный, но все-таки подавляющее большинство покупки соотносит со своими возможностями, а радикального улучшения в экономике страны, на мой взгляд, не произошло. Кроме того, в прошлом году еще были агрессивные ценовые акции у ряда дистрибьюторов. Два этих компонента в сумме дают минус 15 процентов.
— А в ТТС падение есть?
— За 5 месяцев 2016 года у нас плюс 11 процентов. Что касается цифр ТТС, то они абсолютно точные, а в данных АЕБ, считаю, погрешность — плюс-минус 5 процентов.
— За счет чего рост в 11 процентов на фоне общего спада рынка?
— Происходит дифференциация, ведь кто-то вообще уходит с рынка автомобильного бизнеса, обанкротившись или находясь в предбанкротном состоянии. Думаю, этот процесс будет продолжаться. Правда, для татарстанского рынка это не так характерно, потому что у нас этот процесс произошел несколько раньше, в другие кризисы.
— Кто ушел с рынка?
— Ушли все дилеры Chevrolet, и покупатели пошли в другие салоны, в том числе в наши. У нас в Казани салона Chevrolet не было, но были три в других местах: в Йошкар-Оле, Альметьевске и Чебоксарах. Но это все-таки не такие крупные города, как Уфа и Казань, где мы присутствуем.
— У Chevrolet какая доля рынка была?
— Думаю, процентов 6.
«Мы за последнее время построили много автосалонов, и они недозагружены»
— Вам кто-нибудь предлагал купить свой бизнес?
— Бизнесы мы сегодня не покупаем, потому что, во-первых, нет особо заманчивых предложений, во-вторых, у нас мощностей хватает. Мы за последнее время построили много автосалонов, и они недозагружены. Хотя если будут интересные предложения, мы готовы их рассмотреть.
Но при этом слишком далекие регионы я не рассматриваю, поскольку главная проблема в автомобильном бизнесе не финансовая, а управленческая: чем дальше объекты, тем сложнее ими управлять.
— То есть нельзя построить сеть по всей стране подобно «Эльдорадо»?
— Можно построить, но это уже будет следующий шаг, это кардинально другая управленческая модель предприятия.
— А в этом году автосалоны строите?
— Единственная стройка, которую мы в этом году ведем, — это салон Porsche в Уфе. До конца этого года планируем завершить. Мы только потому связались с этой стройкой, что в Уфе до нас Porsche не было.
Я считаю, что в целом в России сегодня избыток автоцентров минимум на треть. И в Казани также переизбыток. Если треть центров перепрофилировать, то оставшихся хватит для удовлетворения потребностей автолюбителей на сегодняшний день.
«ЧТО НУЖНО АВТОВАЗУ, ЧТОБЫ НАРАСТИТЬ ОБЪЕМЫ ПРОДАЖ? СНИЗИТЬ ЦЕНУ»
— Какие города и марки автомобилей дали ТТС плюс 11 процентов за 5 месяцев?
— По премиум-брендам у нас растут продажи BMW, Lexus, Audi. По массовым брендам — Volkswagen, Renault, KІА, Skoda и LADA. Но надо понимать, что по некоторым брендам, например, Audi, LADA, мы открыли автосалоны в Уфе только в прошлом году, и у них еще не в полной мере была отдача. Поэтому плюс мы имеем не только за счет роста продаж в старых автосалонах, но и за счет того, что введенные салоны в 2014 - начале 2015-го начали сегодня выходить на нормальный оборот.
— Какой бренд максимально вырос?
— У нас продажи Ford и BMW выросли на 60 процентов к прошлому году. Это связано с низкой базой прошлого года.
— В каком классе автомобилей произошло наибольшее падение?
— Пока по классам автомобилей все идет более-менее ровно. Конечно, отдельные бренды в определенные промежутки времени «выстреливают» в ту или иную сторону. Аутсайдеры определились еще раньше. Chevrolet просто ушел с российского рынка. Продажи Peugeot, Citroen, Volvo тоже сильно упали. В этом году динамика похуже у Hyundai, чемпиона прошлого года. Получше себя чувствует сегодня Ford и Volkswagen, но причина простая: в прошлом году они больше провалились. Явных новых провалов в этом году нет. В премиум-сегменте Lexus идет с плюсом, получше смотрятся Porsche и BMW.
«Vesta и X-Ray, безусловно, хорошие автомобили, и спрос-то на автовазовские машины сегодня хороший, но мы видим, что по объемам продаж они пока не догнали KІА Rio и Hyundai Solaris»
— А в бюджетном сегменте как дела? АвтоВАЗ в минусе?
— Последняя тенденция у АвтоВАЗа — вроде спад остановился, в мае они даже нарастили долю рынка. За 5 месяцев 2016 года они немного в минусе. Но в целом я воздержался бы от прогнозов, потому что недавно произошла смена руководства и непонятно пока, к чему это приведет. Думаю, когда закончится переходный этап, они начнут восстанавливать свою долю рынка.
— Что можете сказать по новинкам АвтоВАЗа Vesta и X-Ray? Создают эти модели конкуренцию лидерам рынка в соответствующих сегментах — Vesta теснит ли KІА Riо? (Дамир)
— Это, безусловно, хорошие автомобили, и спрос-то на автовазовские машины сегодня хороший, но мы видим, что по объемам продаж они пока не догнали KІА Rio и Hyundai Solaris. Если есть намерение выйти на более высокий уровень продаж, то АвтоВАЗу нужно быть более агрессивным на рынке.
— Перспективы у АвтоВАЗа есть?
— У любого завода есть перспективы, у АвтоВАЗа в том числе. Я считаю, что продукт они создали хороший, другое дело — он находится в очень конкурентном сегменте. Для того чтобы продажи были массовыми и не уступали продажам Rio и Solaris, я считаю, автовазовские машины по цене должны позиционироваться все-таки ниже. Потому что, положа руку на сердце, бренды KІА и Hyundai стоят больше, чем АвтоВАЗ. При равной цене что скорее купят: KІА Rio или АвтоВАЗ? Думаю, в пропорции один к десяти купят KІА. Что нужно сделать АвтоВАЗу, чтобы нарастить объемы продаж? Снизить цену.
«ЖДАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЫГОДЫ — ДЕЛО ОЧЕНЬ РИСКОВАННОЕ»
— От чего в большей степени зависят продажи — от моды на автомобили или от акций дилеров?
— По большому счету на продажи влияют две вещи: ценовая агрессия производителя и наличие новых моделей. Появилось у Lexus большое количество новых моделей — и продажи пошли вверх. Porsche в прошлом году расширял модельный ряд — и продажи возросли. Более сдержанное повышение цен проводили в прошлом году Hyundai и KІА, и рыночная доля этих брендов пошла вверх.
— Как считаете, что будет с ценами на авто до конца 2016 года? (Светлана П.)
— Цены на автомобили все-таки растут. В этом году курс рубля не падает, а даже чуть-чуть подрос на 12 процентов, но цены на автомобили не снижаются. Причина простая: если смотреть динамику курса доллара и евро и цен за последние два года, то курс увеличился в 2 раза, а цены — на 40 - 50 процентов. Поэтому отката по ценам сейчас не будет. А если курс рубля будет падать, то цены будут расти более активно. При этом надо понимать, что цены определяют не дилеры, а производители.
— А в этом году рост цен есть?
— По некоторым сегментам рост был, но галопирующего повышения цен нет. Сегодня многие дистрибьюторы, чтобы не уйти с российского рынка, работают себе в убыток. Понятно, что, имея за спиной финансовую подушку материнской компании, они могут на нашем рынке какое-то время поработать в убыток, но все равно стремятся к тому, чтобы в целом выйти как минимум на безубыточность.
— То есть рекомендация такая: покупайте автомобили сегодня, цены будут только расти?
— Я думаю, что ждать дополнительной выгоды — дело очень рискованное, можно и не дождаться. Гораздо больше вероятность дождаться повышения цен, причем необязательно об этом объявят на сайте дистрибьютора. Могут быть отменены какие-то скидки, например, за trade-in. Казалось бы, цена-то не изменилась, но по факту раньше можно было получить скидку в 40 тысяч рублей, а после отмены уже нельзя. Фактическая цена покупки, таким образом, вырастет. Безусловно, есть вероятность того, что кто-то из дистрибьюторов введет скидки, но она так же мала, как шанс выигрыша в лотерею.
— В ТТС новый BMW Х6 со скидкой стоит 4,2 миллиона рублей, а в Москве — от 3,8 миллиона до 4 миллионов рублей в салоне BMW на Рублевке, «Авилоне» и «Пеликан Авто», поэтому многие казанцы едут брать машины в Москву. ТТС — классная компания, но покупатель предпочитает более экономичные покупки, и это по всем автомобилям. Скажем, по Volkswagen всегда более дешевые предложения в Уфе, в компании «Керг Авто», — порядка 100 тысяч рублей. (Анонимно)
— Здесь, как всегда, дела в нюансах. Либо сравниваются неравнозначные комплектации, либо неравнозначные авто. Мы сейчас выставляем цены ниже среднего по рынку. И цены наших коллег мы тоже мониторим. К слову, у нас много покупателей из других регионов, что было бы нелогичным, будь у нас высокие цены. Например, за 5 месяцев текущего года «Керг Уфа» продал менее 300 авто Volkswagen, а мы — почти 800. Не может же столько человек ошибаться... По BMW нужно уточнять год выпуска и был ли автомобиль в программе «Тест-драйв». У нас цена на Х6 2016 года выпуска комплектации prestige начинается от 4099000 рублей, и это еще без различных дополнительных программ, таких как лизинг или льготный кредит, а новые авто 2015 года уже по цене 3749000 рублей.
Если нет желания приезжать к нам в автосалон, можно убедиться в ценах по телефону или на нашем сайте. Так что, боюсь, в Москве вам назвали не самую низкую цену. У нас на сайте есть предложение Х6 по цене 3549000 рублей. Но это, скорее всего, авто по программе «Тест-драйв». И наши результаты говорят за себя. Татарстан и Башкортостан фактически единственные регионы в РФ, где BMW является безусловным лидером в премиум-сегменте. Разве это было бы возможно при неконкурентных ценах?
ДОЛЯ ТТС НА РОССИЙСКОМ АВТОРЫНКЕ — 2,7%
— Четвертое место ТТС по России — похвально! Расскажите, как удается держаться на плаву в это тяжелое для отрасли время? Может, поделитесь секретами? (Анонимно)
— По итогам прошлого года «ТрансТехСервис» занял третье место в России по количеству проданных автомобилей.
— Это для вас абстрактное соревнование?
— Но все равно приятно! Быть среди лидеров всегда приятно.
— Наверное, это дает вам некоторую дополнительную уверенность в разговоре с производителями? За вами — большая доля рынка...
— Наша доля рынка постоянно растет, и мы намерены ее увеличивать и впредь. Сами считайте: если за 5 месяцев этого года рынок упал на 15 процентов, а мы выросли на 11, то наша доля рынка увеличилась процентов на 30.
— Какая у вас доля на российском рынке?
— За первые 5 месяцев этого года наша доля составляет чуть менее 3 процентов (2,7 процента).
— 3 процента для третьего места, мне кажется, мало...
— Ну что вы, для российского масштаба это совсем не мало! Это среди 3,6 тысячи дилеров (по данным аналитического агентства «Автостат»).
— А кто занимает первое и второе места?
— Первым с большим отрывом идет «Рольф», второе место занимает Major, но с ним у нас отрыв очень незначительный. Но московский рынок отличается от региональных, поэтому лидерство «Рольфа» объяснимо. Они с одного салона продают столько же, сколько мы с трех.
«На продажи влияют две вещи: ценовая агрессия производителя и наличие новых моделей. Porsche в прошлом году расширял модельный ряд — и продажи возросли»
— Но все-таки за счет чего вам удается держать планку? Читатель просит поделиться секретами...
— Секрета никакого нет.
— Может быть, за счет того, что Татарстан — богатый регион?
— Безусловно, Татарстан — один из лучших регионов России по уровню доходов. Из регионов нашего присутствия это самый лучший регион.
— В каких субъектах ТТС работает?
— Марий Эл, Чувашия, Башкортостан, Удмуртия и Татарстан. И понятно, что здесь Татарстан явный лидер. В этом смысле нам повезло.
— Татарстан лучше даже по сравнению с Башкортостаном?
— Даже по сравнению с Башкортостаном. Жители Татарстана, конечно же, хотели бы иметь больше доходов, но справедливо будет признать, что уровень доходов в нашей республике все же выше, чем у соседей. Во всяком случае, уровень доходов людей снижается чуть медленнее, чем в других регионах.
— Сколько автомобилей вы продали за пять месяцев текущего года?
— За 5 месяцев этого года мы продали 22 тысячи машин, из которых новых — 14,6 тысячи. А в прошлом году за этот же период продали 17 тысяч.
— Сколько новых машин вы продали за весь 2015 год?
— За прошлый год мы продали 40326 новых автомобилей.
— А пик продаж у вас какой был?
— Пик был в 2014 году — 59546 автомобилей. За прошлый год падение, как я уже сказал, было 32 процента.
— Зарплаты тоже падают в такие периоды? Или кадры сокращаете?
— Резких разовых сокращений мы стараемся не делать. Как правило, мы просто прекращаем набор новых сотрудников, и численность персонала уменьшается естественным путем. Но процесс освобождения от неэффективных работников идет у нас постоянно. Максимальное сокращение численности работников у нас было в 2014 - 2015 годах — в пределах 5 процентов.
«ЧТО ТАКОЕ ДИКИЙ АВТОРЫНОК? ЭТО СМАТЫВАНИЕ СЧЕТЧИКА»
— Увеличились ли по сравнению с январем-маем 2015 года объемы продаж авто в кредит? Или остались на том же уровне? (Зуфар)
— Доля продаж в кредит — от 40 до 50 процентов. Так было и в прошлом году, так идет и сегодня.
— Это неплохо!
— Это очень даже неплохо!
— Выходит, рынок автокредитования проснулся?
— Он проснулся еще в прошлом году, когда стали проводиться акции, когда началось субсидирование, когда стали поступать интересные предложения. По сравнению с прошлым годом доля этого сегмента достаточно стабильна.
— Вырос ли интерес к подержанным авто? Какие марки и модели пользовались наибольшим спросом на вторичном рынке за январь-май 2016 года? (Ильгизар Зарипов)
— В прошлом году в этом сегменте рынок России падал процентов на 15, а мы выросли на 60 процентов. В этом году рынок авто с пробегом стабильный, даже чуть растет, а мы выросли почти в два раза. За 5 месяцев 2016 года мы продали 7,5 тысяч автомобилей с пробегом, а в прошлом — 3,8 тысячи.
— Вы в прошлом году говорили, что сделали ставку на подержанные автомобили...
— Не то что ставку, а просто увидели, что есть возможности роста. Возможности роста на новых автомобилях ограничены, потому что рынок поделен достаточно плотно. Продажа машин с пробегом в значительной степени находится в диком рынке, но это же неправильно. Помните, в 90-е годы мы все на рынок ходили, понимая, что вещи там дешевле? А после того, как несколько раз обожглись, купив некачественный товар, стали предпочитать магазин. Может быть, там и дороже, но безопаснее и выгоднее в конечном итоге. Что такое дикий авторынок? Это сматывание счетчика. И юридических опасностей там много. Можно напороться и на жуликов. Конечно, там можно купить машину дешевле, но надо понимать, что играешь в лотерею.
— Подержанные автомобили вы продаете в специальных центрах?
— У нас бизнес-модель такая, что при каждом центре или рядом с ним есть специалисты для оценки сдаваемого автомобиля. В основном мы принимаем по схеме trade-in: человек покупает у нас новую машину, а в зачет ее оплаты сдает старую. Я думаю, это максимально удобно.
— Но необязательно старая машина должна быть купленной ранее у вас?
— Необязательно. Мы принимаем любые машины, но понятно, что предпочтительнее купленные у нас.
— Эта предпочтительность выражается как-то в ценах?
— Думаю, это выражается в простоте ее оценки, потому что купленная у нас — это для нас как открытая книга, мы знаем, что с ней было, какой ремонт, какие недостатки. К купленной не у нас мы относимся немного с подозрением, поэтому более придирчиво тестируем.
«Я думаю, подержанные машины покупают прагматичные люди. Покупая новую машину, вы платите еще и за эмоции»
— Наверное, и оцениваете подешевле?
— На оценку это не должно влиять, но, понимаете, везде люди работают. Последнее слово все равно за человеком, а не за инструкцией. Когда человек опасается, он более осторожен и может цену занизить. Да, мы даем установку нашим сотрудникам, чтобы оценивали на уровне рынка и не занижали цену, но я вполне допускаю, что в каких-то отдельных случаях срабатывает человеческий фактор. Причем не в корыстных целях, а просто человек осторожничает, побаивается, потому что он несет ответственность. Если он примет машину с дефектом, который потом выявит покупатель, то у него будут неприятности.
— Куда уходят принятые подержанные машины?
— Принятые автомобили уходят в специальное подразделение, а потом они реализуются либо на площадках машин с пробегом, которых у нас в Казани три, либо на общих площадках, либо в салонах автомобилей премиум-класса на выделенных местах.
— Возраст принимаемого автомобиля играет роль? «Старушек» берете?
— Сначала у нас была установка не брать старые машины, но, отказывая в их приеме, мы обижали своих клиентов. Сейчас мы принимаем все, но, чтобы не портить имидж ТТС, «старушек» отдаем оптом небольшим компаниям в других регионах, которые занимаются продажей только подержанных автомобилей.
— Подержанные машины покупают обедневшие люди?
— Я думаю, все-таки прагматичные люди. Покупая новую машину, вы платите еще и за эмоции.
— То есть определенная логика в этом есть?
— Логика, безусловно, есть. Как правило, себестоимость езды (в определенных условиях комфорта и безопасности) на автомобиле с пробегом значительно дешевле, чем на новом. Хотя, конечно, новая машина лучше.
— А нет опасности, что старый автомобиль начнет ломаться?
— Ломаются все автомобили, но если автомобиль регулярно обслуживался на сервисе и проходил все необходимые регламентные работы, то его ресурс выше.
— Откуда такой рост продаж подержанных автомобилей?
— Стоимость автомобиля выросла, и что в этих условиях делать человеку, если у него есть потребность обновить машину? У него два варианта: либо перейти на класс ниже, либо купить такого же класса, но с пробегом. Согласитесь, не каждый готов с Toyota пересесть на АвтоВАЗ...
— Есть ощущение, что производители закладывают пониженный ресурс, чтобы люди чаще меняли машины. А вы как считаете, какой ресурс у новых автомобилей?
— Если машине до пяти лет, то ездить и ездить. Другое дело — жесткая эксплуатация сокращает ресурс автомобиля.
— А у машин отечественной сборки какой ресурс? Говорят, что после пяти-семи лет они начинают сыпаться.
— Сыпаться — не сыпаться, но дополнительного внимания и обслуживания требуют. Кстати, мы это учитываем в своих сервисных центрах. У нас реализуются специальные программы для обслуживания машин, и не только отечественной сборки, у которых вышел гарантийный срок, это и эконом-ТО, и предложения по альтернативным запасным частям. Буквально в ближайшее время стартует и еще целый ряд сервисных акций, направленных на обслуживание клиентов, объединенных в эконом-пакет.
«НЕЛЬЗЯ ВЕШАТЬ КЛЕЙМО НА ВСЕ 5 ТЫСЯЧ СОТРУДНИКОВ»
— Вячеслав Викторович, в анонимных комментариях к анонсу о встрече с вами было несколько жалоб на работу сотрудников ТТС. Давайте разберем их. Первая: «В 11:30 любой салон ТТС вымирает. „Менеджеры по продажам“ садятся в тест-драйвовские автомобили и едут в город обедать. Угадаете, во сколько они возвращаются? Дозвониться в отдел продаж практически любого вашего салона — все равно что в Кремль, оператор записала телефон, обещали перезвонить — вторую неделю жду. Может, стоит развернуться лицом к клиентам, стать мобильнее и эффективнее реагировать на запросы потребителей, оптимизировать внутренние затраты компании? Четыре авто покупал в ТТС, больше не буду, видимо...»
— Поверьте, я целиком и полностью на стороне клиента! Если бы я выявил, что кто-то из наших менеджеров на тест-драйвовском автомобиле уехал на обед, поверьте, я за это по головке его не погладил бы... Я буду очень благодарен за любую информацию, которая позволит нам навести порядок. Но на основании таких обезличенных и анонимных сигналов навести порядок сложно. Нельзя же наказать всех менеджеров по продажам во всех наших салонах.
«Ни один случай выявления хамства и безразличия мы не оставим без последствий. Мы очень заинтересованы в улучшении клиентоориентированности наших сотрудников»
— Через какие каналы можно жаловаться?
— У нас есть клиентская служба, есть сайт ТТС, через который тоже можно сообщить, можно пожаловаться и по телефону, и в письме на мое имя по электронной почте, и оставить запись в книге жалоб, которая есть в каждом салоне. Но только просьба: нужна конкретная информация: в каком салоне, когда, кто из менеджеров. Мы обязательно проверим факты и примем меры. Недостатки у нас есть, но нельзя вешать клеймо на все 5 тысяч сотрудников...
— В этой жалобе адрес автосалона указан: «Пожалуйста, обратите внимание на персонал в автосалонах вашей фирмы! Например, на улице Декабристов. Сплошное хамство и безразличие. Был там пару раз, и каждый оставил плохое впечатление и разочарование. Много лет являюсь клиентом вашей фирмы и хочу им остаться».
— Дам задание клиентской службе, чтобы они обратили внимание на эти салоны. Ни один случай выявления хамства и безразличия мы не оставим без последствий. Мы очень заинтересованы в улучшении клиентоориентированности наших сотрудников. Думаю, что все-таки подавляющее большинство наших сотрудников добросовестно и профессионально относятся к работе.
— По ремонту тоже есть нарекания: «Приобрел в ТТС KIA Sportage. После 37 тысяч пробега полетела коробка-автомат. Машину загнал на ремонт 25 мая, до сих пор не готова. Можно ли заменить коробку целиком и отдать а/м клиенту, а с неполадками разбираться самим, не доставляя проблем автовладельцу?»
— Жалко, что нет конкретики по автосалону, но по имеющейся информации я попробую определить причины и проконтролировать ремонт.
(От редакции: пока интервью Зубарева готовилось к публикации, пришла информация из «ТрансТехСервиса» о том, что по этому обращению клиента была заменена АКПП на новую).
— А вообще, у вас практикуется замена коробки передач, как советует ваш клиент?
— Это зависит от политики дистрибьютеров и причин неполадки. Общего правила на сей счет не существует. Но то, что машина долго стоит в ремонте, — это неправильно. Просьба к клиентам: не надо долго копить в себе недовольство, сообщайте о ваших претензиях в клиентскую службу, она для этого специально создана.
— По запчастям замечание: «По SsangYong в ТТС ужасная ситуация с поставками гарантийных запчастей. Клиенты ждут месяцами. Либо нормализуйте сроки в соответствии с требованиями законодательства, либо расторгните дилерский контракт и объявите об этом публично».
— К сожалению, в данной ситуации дистрибьютор SsangYong, которым является компания Sollers, самоустранился от проблем клиентов. Мы вынуждены сами искать запасные части. Мы бы с удовольствием отказались от дилерства, но мы не можем бросить клиентов, потому что в этом случае им придется ездить за несколько сотен километров на обслуживание своих автомобилей.
«Мы понимаем, что должны меняться, и делать это будем в соответствии с требованиями рынка, следуя самым современным тенденциям автобизнеса»
«МЫ НЕДОСТАТОЧНО УДЕЛЯЛИ ВНИМАНИЕ ПОСТГАРАНТИЙНЫМ АВТОМОБИЛЯМ»
— Как вы видите дальнейшее развитие ТТС, планируется ли дальнейшее увеличение представленных в ТТС брендов и в связи с этим расширение сети автосалонов и увеличение персонала? (Василий)
— Задача номер один — научиться жить в условиях постоянного кризиса, то есть нужно повышать эффективность. Что касается расширения линейки брендов и салонов — возможно точечное расширение (не массовое) при условии, если это не приведет к потере эффективности.
— Ваш прогноз: долго кризис продлится?
— Долгосрочного прогноза у меня нет, потому что он сильно зависит от политической ситуации. Если говорить о ближайших трех годах, то, думаю, больших изменений не будет. Ни в худшую, надеюсь, ни в лучшую, к сожалению, сторону.
— И как ТТС будет действовать в этой новой реальности?
— Сегодня наша главная задача — это повышение эффективности и качества нашей работы. Также мы расширяем ассортимент наших услуг, например, мы недостаточно уделяли внимание сервисному обслуживанию постгарантийных автомобилей. Сейчас в рамках действующих сервисных центров мы наладили постгарантийное обслуживание машин, у нас целый ряд предложений: эконом-ТО, лоукост-предложения по кузовному ремонту. И цены у нас конкурентны даже с серым рынком. Сейчас осуществляем продажу запчастей для автовладельцев, которые сами ремонтируют свои машины. И цены на них выдерживают сравнение с любым магазином. Мы налаживаем мелкооптовую продажу запчастей и для маленьких сервисных центров. Будем развивать сопутствующие нашему бизнесу направления.
— Давайте представим такую ситуацию, что вы ушли из автобизнеса. Во что вы инвестируете или в какой отрасли начнете свою деятельность? (Андрей) Есть ли в планах или в мечтах попробовать построить бизнес в других сферах? Каких? (Юлия Бахтина)
— Желания, конечно, есть, потому что у меня, как и у многих людей, зачастую чешутся руки попробовать сделать что-то новое. Если это хобби, то можно с легкостью пробовать. Но бизнес — это серьезные финансовые риски и ответственность. Боюсь, что у меня не получится заниматься несколькими направлениями сразу. Если это в ущерб личному времени, то его и так немного, и у меня нет желания превратиться в человека, который только работает, мне не нравится такая модель жизни. Я, конечно, мечтаю выстроить такую модель управления компанией, чтобы по минимуму принимать в нем участие. Но пока у меня не получается — в экономике все время какие-то потрясения: то возможности взрывного роста, то, наоборот, надо спасаться. Такие «качели» требуют более оперативного управления, а если мне устраниться от управления компанией, то оперативность явно пострадает. Рисковать ТТС нельзя, потому что, во-первых, это мое детище, во-вторых, есть ответственность за коллектив. К тому же, у меня никогда не стоял вопрос, куда бы деньги деть. Я, наоборот, кредитовался, искал деньги.
«МАССОВОЙ ПРОДАЖИ АВТОМОБИЛЕЙ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ НЕ БУДЕТ»
— Популярность онлайн-продаж товаров растет с каждым годом. Это касается и автомобильной отрасли, в частности, продажи автозапчастей. Есть у вас задумка организовать продажи автомобилей через интернет-магазин? Именно продать машину, а не оформить предварительный заказ. Например, человек выбирает машину, оплачивает, а сотрудник автосалона доставляет машину по адресу в пределах города. (Васильев М. В.)
— Я думаю, что продавать через интернет машины будут, более того — Tesla продается только через интернет. Но я все-таки думаю, что нельзя приравнивать покупку автомобиля к покупке телевизора. Вот мне, например, обязательно нужно посидеть в автомобиле, проехать, чтобы понять, что этот автомобиль мой. Какие бы красивые картинки ни были, каким бы подробным описание ни было, я не могу купить автомобиль не глядя.
— Но люди-то разные...
— Я все-таки думаю, что в ближайшее время массовой продажи автомобилей через интернет не будет. Но, безусловно, за интернетом будущее, и мы думаем над тем, как не оказаться в отстающих. Мы видим возможности выстраивания контакта с клиентами через интернет и уже коммуницируем с нашими клиентами. Но утверждать, что автосалоны закроются и автомобили будут подгоняться к подъезду покупателя, я не могу. Думаю, что в ближайшее время этого не будет. До конца года мы должны начать продажи запасных частей через интернет-магазин.
— А доставка автомобиля к подъезду — это когда будет?
— Думаю, в ближайшее время это станет возможным. А в массовом порядке будет тогда, когда сменится поколение покупателей.
— Как вообще вы видите перспективу автомобилестроения?
— Если дать волю фантазии, то рисуется такая картина: благосостояние людей будет расти, двигаться по нашим городам на автомобилях станет невозможным — будет одна большая пробка. Поэтому введут запрет на движение в центре городов на частных автомобилях, и все пересядут на беспилотные автомобили, трассы которых будут по всему городу. И телепортация грузов будет, поэтому отпадет надобность в грузовых автомобилях. Думаю, развитие пойдет в этом направлении. Но все же это воплотится в реальность не при нашем поколении.
— Вы будете менять концепцию работы ТТС? (Виталий)
— Мы понимаем, что должны меняться, и делать это будем в соответствии с требованиями рынка и следуя самым современным тенденциям автобизнеса.
— Не хотите первыми в России сделать интернет-магазин по продаже автомобилей?
— А что такое интернет-магазин? Это соответствующая компьютерная программа и склад. В принципе, у нас все это есть. Нам ничто не мешает продавать сегодня через интернет. Но во взаимоотношении с клиентами через интернет, честно говоря, мы рассматриваем не продажу машин, а долгосрочные отношения, когда партнеры очень хорошо знают друг друга. Конечно, это надо делать через приложение, в которое входишь и все видно: и машину можно купить, и отремонтировать, и узнать последние новости нашей компании. Многое из этого сейчас возможно через сайт ТТС. Мы намерены развивать это направление.
«Если все существующие автомобили одним махом перевести на электричество, то потребление электричества на Земле вырастет в разы»
«В БОРЬБЕ ЗА ЭКОЛОГИЮ МОЖНО ЕЕ УГРОБИТЬ ЕЩЕ БОЛЬШЕ»
— Вы пару лет назад скептически относились к электромобилям. На прошлой неделе Volkswagen объявил о том, что в ближайшие два-три года треть авто будут ездить на электричестве. Как думаете, в нашей стране скоро появится инфраструктура для электромобилей? И будет ли ТТС массово продавать электромобили? (Анонимно)
— Я не к электромобилям скептически относился, а к массовой их продаже. Электромобили — это пока экзотика. Что касается Volkswagen, то я знаю про этот прогноз. Правда, они обещали этого достичь не за 2 - 3 года, а к 2025-му. Я считаю, что это очень смелый прогноз, потому что 2025 год не за горами — всего 9 лет.
Помню, когда мы задавались вопросом про электромобили, просто посчитали количество продаваемых автомобилей в мире и требуемые для этого ресурсы. Первое — сколько потребуется электроэнергии. Если все существующие автомобили одним махом перевести на электричество, то потребление электричества на Земле вырастет в разы. Можно ли за 9 лет в разы увеличить мощность электростанций? Представим даже, что и создадут сеть зарядных станций, и люди захотят покупать электромобили. Потребуется огромный объем электричества и аккумуляторных батарей. Где взять столько мощностей для их производства? Даже допустим, что произошел какой-то технический прорыв и научились делать синтетические аккумуляторы, но где взять столько мощностей на выработку электроэнергии? Экологические последствия этого надо просчитать. В борьбе за экологию можно ее угробить еще больше.
«РОССИЙСКИЙ ФУТБОЛ УГРОБИЛИ БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ»
— Единственное место в Челнах, где нет ни велосипедной, ни пешеходной дорожки, — это возле «Красного замка» ТТС. Наверное, депутатские обязанности мешают и вам не хватает времени заниматься благоустройством возле ваших владений. (Анонимно)
— Благоустройством своей территории мы занимаемся, но к велосипедной и пешеходной дорожкам ТТС не имеет никакого отношения, как и любое другое предприятие города. Действительно, напротив нашего офиса разрыв велосипедной дорожки есть: она разрывается метров на 100 и потом опять идет. Мне самому непонятно, почему так сделали. Говорят, кто-то не разрешил нарушить газон. Но справедливости ради надо сказать, что на велосипеде проехать, не выезжая на автостраду, все-таки можно, и тротуар там есть. Тем не менее я попробую разобраться в этом вопросе.
— А ТТС спонсирует благоустройство города?
— Да, мы выделяли деньги на общегородские мероприятия, а также на обустройство спортивных и детских площадок. ТТС оказывает помощь в основном школам, детским спортивным учреждениям и ветеранам. Дети и ветераны — это наши приоритеты.
— Вы являетесь депутатом в Госсовет РТ. Я живу в 13 комплексе Нового города Челнов, и вы не раз избирались по этому округу. За это время что сделано вами для жителей? (Анонимно)
— Боюсь, что ваш читатель имеет в виду не законы, которые мы принимали в Госсовете РТ... Благоустройство в городе идет, в том числе в этом комплексе. Но это не мои депутатские действия, а городских властей. Что касается конкретно 13-го комплекса, то за последние годы были сделаны большие вложения на ремонт жилого фонда.
— Можете дать совет, как предпринимателю вести себя в кризис, чтобы выжить и думать о будущем?
— Первое — нужно смотреть правде в глаза, не выдавать желаемое за действительное, то есть правильно оценить ситуацию на рынке и в своем бизнесе. Если человек строит свои планы, отталкиваясь от неправильной оценки ситуации, то они обречены на неудачу. Второе — нужно строить бизнес-модель так, чтобы предприятие работало прибыльно, и не надо путать прибыльность с отсутствием кассового разрыва. Любая пирамида заканчивается большим скандалом. Третье — надо помнить, что из любой ситуации есть выход. Ни в коем случае не надо складывать руки и сдаваться!
— Для завершения разговора актуальный вопрос: вы футбол любите?
— Да, но не тот, что показывает российская сборная. Я считаю, что российский футбол угробили большие деньги. Нужно прекратить платить этим дармоедам такие огромные деньги. И пусть будет в команде меньше так называемых звезд — все равно их игру противно смотреть из-за их показной лени и усталости. Нужно на порядок, а лучше на два сократить финансирование так называемых команд мастеров, а эти деньги направить на развитие детских спортивных школ. И это будет гораздо лучше для развития футбола в России.
— Вячеслав Викторович, спасибо за интересный разговор!
Зубарев Вячеслав Викторович родился 25 ноября 1959 года в городе Златоусте Челябинской области. Окончил Челябинский политехнический институт по специальности «автомобили и тракторы».
1981 - 1983 — мастер на заводе двигателей ПО «КАМАЗ».
1983 - 1989 — начальник цеха ПО «КАМАЗ».
1989 - 1991 — начальник производственного комплекса ПО «КАМАЗ».
1991 - 1993 — начальник отдела маркетинга завода двигателей ПО «КАМАЗ».
1993 - 2008 — генеральный директор ООО «ПФ «ТрансТехСервис».
С 2008 — председатель совета директоров ООО «УК «ТрансТехСервис».
С 2000 — депутат Государственного совета РТ. Член комитета по бюджету, налогам и финансам.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 73
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.