Дамир Исхаков Дамир Исхаков

ALMA MАTER: БУДУЩЕЕ ВО МГЛЕ

В кругу аналитиков, с которыми я общаюсь, по отношению к КФУ нынешнего формата существуют несколько подходов, один из которых звучит примерно так: «Не надо там ничего делать, все и так сгниет и развалится, надо думать о том, как выстроить собственное высшее учебное заведение, в полной мере реализующее образовательные потребности Татарстана и татарской нации в современных условиях». Понятно, что в данном случае речь идет о так называемом национальном университете и определенный смысл в такой позиции есть: зачем пытаться реформировать то, что, может быть, и невозможно реформировать?

Но, с другой стороны, вряд ли будет правильно отдать нашу alma mаter (кто не силен в латыни, переведу — «кормящая мать», так в старину любовно именовали свои университеты студенты) в руки людей, мало что смыслящих в образовательных делах (еще раз напомним, что в данной публикации речь идет только о гуманитарном образовательном направлении). Тем более что там в качестве заложников спущенных сверху преобразований оказались структуры двух педвузов со всем их профессорско-преподавательским составом, а также остатки татароведческих исторических кафедр бывшего КГУ с их немалыми научно-методическими наработками и большим опытом преподавания гуманитарных наук.

Однако общественность должна понимать, что повернуть действующее руководство КФУ лицом ко всему этнокультурному комплексу проблем, которые следовало бы решать в данном учебном заведении, будет чрезвычайно сложно, особенно принимая во внимание доминирующие в стране политические тренды. Недаром один из аппаратчиков, занятых в управлении внутренней политики президента РТ, во время обмена мнениями со мной в частном порядке о ситуации в КФУ заметил: «Гафурова вам не одолеть, за ним стоят такие силы…»

Действительно, из-за того что в данном случае мы имеем дело не только с действующим ректором и его малокомпетентной командой, но и с влиянием на ситуацию в университете всей окружающей обстановки, доля истины в приведенном высказывании имеется. Тем не менее есть и другая правда: этнонациональные интересы и потребности народов ПФО никто не отменял, они есть и в обозримом будущем будут. И именно поэтому политическое руководство Татарстана (отчасти и других национальных республик региона) не сможет остаться в стороне от поднимаемых разными авторами применительно к КФУ проблем.

В числе неблагоприятных факторов, затрудняющих открытое обсуждение положение дел с гуманитарным блоком в этом университете, следует назвать и ликвидацию в Институте международных отношений, истории и востоковедения этого учебного заведения всех элементов университетской демократии. Что имеется в виду? А то, что в рамках этого института сейчас все завкафедрой и деканы назначаются лично директором, то есть Рамилем Хайрутдиновым. Между тем на юрфаке университета они по-прежнему выбираются. Похоже, установление в указанном институте такого специфического режима личной диктатуры директора было изначально направлено на подавление любого инакомыслия, особенно татарского. Так вот, в результате всевозможных сокращений, ликвидаций и объединений, а также вытеснений неугодных лиц, в рассматриваемом институте (да и не только в нем) всех обуял вселенский страх потерять место, а это, как вы понимаете, в современных реалиях, когда гуманитариям чрезвычайно трудно найти достойную работу, категория совсем не абстрактная, ибо речь может идти об элементарном выживании (не все могут повторить путь Искандера Ясавеева). Сказанное означает, что со стороны сотрудников ИМОИВ мы будем иметь в дальнейшем только гробовое молчание или лакейское восхваление всего и вся в данном учебном заведении (такое мы уже неоднократно видели в разных форматах на ТV и в других СМИ).

.

ФИНАНСОВАЯ ТРУБА И ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ

Следует также затронуть еще один сюжет, вообще остающийся вне обсуждения, но оказывающий сильнейшее влияние на всю ситуацию в КФУ, в частности, на его гуманитарный блок (наверное, и на естественный, но сие нам не известно). Речь идет о том, что после изменения статуса прежнего КГУ на федеральный в рамках последнего начали оборачиваться громадные по университетским меркам средства. К примеру, Институт международных отношений, истории и востоковедения ежегодно только на исламский «фронт» получал около 60 млн. рублей, которые по весьма непрозрачным схемам осваивались и бесследно исчезали (кажется, что-то толковое на часть этих средств сделал лишь РИУ). Если бы была проведена детальная и профессиональная проверка того, как эти средства расходовались, обнаружилось бы много интересного…

Так вот лица, сидящие в зоне входа в эту финансовую трубу, контролируя и распределяя денежный поток (могут дать, могут и не дать), получили дополнительную власть и создали круговую поруку, повязав свое окружение на финансах. А ведь еще есть очень немаленькие доходы от внебюджетного обучения — только наивные люди не знают, о сколь больших суммах идет речь: скажем, по историческому профилю внебюджетное обучение на год оценивается в 83 тыс. рублей, а на татарской филологии, совмещенной с английским, доходит до 100 тыс. рублей в год.

Имейте в виду, что, несмотря на все заклинания директора ИМОИВ Хайрутдинова о том, что все эти деньги отдаются на общеуниверситетские нужды, позволим выразить сомнение в том, что ему и угодным начальству лицам из этого жирного пирога ничего не достается. Еще как достается. Поэтому самый большой университетский секрет — данные о ежемесячных окладах ректора, проректоров и директоров подразделений КФУ плюс необнародуемые данные об их премиях и иных поощрениях. Бросаю прямой вызов Ильшату Гафурову: слабо опубликовать все эти сведения?!

Только очень наивные люди не понимают, что без раскрытия всех тайных и явных сторон функционирования финансовых потоков в КФУ невозможно подойти к вопросу о его реформировании. Так как мы не относимся к этой категории, скажем прямо: спрут внутренних финансовых взаимосвязей (говорят, что в них включены даже некоторые отставные и не слишком эфэсбэшники), опутывающий университетские руководящие круги, — один из главных факторов, затрудняющих развитие внутриуниверситетской автономии и демократии, без чего нельзя даже близко подойти к изменениям в гуманитарном сегменте КФУ.

Ильшат Гафуров Ильшат Гафуров

КЛУБОК ПРОБЛЕМ

На самом деле тут в жесткий узел завязаны многие вещи.

Во-первых, после всех усушек и утрусок в ИМОИВ средняя нагрузка на преподавателей оказалась 900 часов в год (в нормальных западных университетах — 350 - 400). Но даже в условиях такой нечеловеческой нагрузки татарские филологи и историки татароведческого профиля с трудом могут себя прокормить, ибо на круг студентов, идущих на эти направления, оказывается не так много (скажем, татарских филологов по трем специальностям в год принимается около 70 человек на бюджетные места и что-то около 20 на внебюджетные). Историков вообще пока финансирует республика, выделяя в год (около 30 мест) на их обучение 2 млн. рублей. Эти направления по сложившейся в КФУ структуре финансовых потоков оказываются малорентабельными или вообще нерентабельными. Недаром Гафуров несколько лет тому назад предлагал АН РТ вообще забрать весь этот блок, чтобы обучением национальных кадров занималось это учреждение, к тому вовсе не предназначенное.

Во-вторых, при сложившихся в КФУ условиях крайней закрытости и отсутствии демократии, кроме прочего приводящих к вопиющим разницам в оплате труда профессорско-преподавательского состава и узкого круга всяческого университетского начальства (говорят, что весьма близкий к ректору главбух рассматриваемого заведения получает зарплату на порядок больше любого завкафедрой), сколько университет ни будет зарабатывать, все будет уходить на кормежку избранных, а не на выравнивание положения дел в разных его подразделениях, по определению не способных в равной степени монетизировать свои учебные курсы. Именно поэтому когда от татарской филологии или историков татароведческого профиля, годами развивавшихся в крайне неблагоприятной обстановке, требуют зарабатывать на уровне финансово успешных образовательных сегментов, на ум приходит аналогия с престарелыми родителями, для отдельных нелюдей оказывающихся «нерентабельными». На самом же деле, если поразмыслить, разве не общегосударственная политика вроде принудительного введения ЕГЭ только на русском языке для школ всех типов, на корню подрывающая национальные школы, ведет ко все большему снижению потребностей в учительских кадрах для них, делая в рамках КФУ аутсайдерами все без исключения «татароведческие» образовательные программы?

И вот тут, в-третьих, надо отдельно сказать о вине республиканского минобрнауки, где (не в последнюю очередь из-за калейдоскопической быстроты смены министров) так и не выработана линия поведения в изменившихся условиях, в том числе в области подготовки кадров через КФУ. Для начала заметим, что выставленный недавно этим министерством на обсуждение в комитете по образованию, культуре, науке и национальным отношениям Госсовета РТ проект документа, именуемого «Концепцией развития национального образования в РТ до 2030 года», — полная пустышка, не содержащая ни аналитики, ни видения будущего этой многострадальной сферы. В нем нет ответа ни на один из многочисленных вызовов, с которыми столкнулась национальная школа.

Беремся утверждать, что у нашего министерства образования и науки вообще нет никаких оценок потребностей в кадрах для национальных школ на перспективу. Если бы они существовали, разве не встал бы вопрос об объеме их ежегодной подготовки в стенах КФУ (другого места для этого в республике просто не осталось), в том числе с отдельным указанием на потребности в предметниках по естественным наукам со знанием татарского языка (или других языков: чувашского, удмуртского, марийского и т. д.)? Сюда еще добавим те школы (с этнокультурным компонентом; собственно национальные школы, например, в Башкортостане), которые функционируют за пределами Татарстана. Им ведь, наверное, тоже кадры нужны? Сколько? Никто в нашем доблестном минобрнауки не знает. Ко всему сказанному тут еще добавим, что в условиях подъема национального самосознания и усиления внимания к этнокультурному образованию во-многих школах из-за нехватки кадров по татарскому языку и литературе предметы стали преподавать лица, не имеющие соответствующих дипломов. Сколько их, ведется ли учет таких лиц в минобрнауке? Хотелось бы видеть соответствующие цифры, в т. ч. и применительно к национальным школам, находящимся за пределами РТ.

После всех подсчетов, уверен, дела, которые тут обсуждаются, выглядели бы совсем иначе.

Энгель Фаттахов Энгель Фаттахов

МИНОБРНАУКИ ДОЛЖНО БЫТЬ ЗАКАЗЧИКОМ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ НАЦШКОЛ

Вообще-то, наше правительство в лице минобрнауки должно было бы выступать прямым заказчиком при подготовке в КФУ преподавательских кадров для национальных школ, да и специалистов для академических институтов. Это не означает, что республика должна за это платить (хотя уже сейчас это делает, например, по профилю «история»), ибо Татарстан и так отдает федеральному центру 75% своих доходов, за счет которых финансируются в том числе и бюджетные места в университетах. А так как все федеральные и прочие университеты подчиняются минобрнауки РФ, в случае затруднений по подготовке наших кадров в стенах КФУ профильное республиканское министерство могло бы апеллировать к федеральному уровню. Разве не так?

Возможно ли проведение всех этих изменений в КФУ? Вполне возможно, но при наличии определенной политической воли в республике, а также обращений от имени Госсовета РТ в федеральный парламент, правительство РФ и лично к президенту страны.

Как видятся организационные аспекты тех изменений, которые необходимы в КФУ? Об этом поговорим далее.

Дамир Исхаков