Для мигрантов крупный город в такой развитой стране, как Германия, является точкой притяжения

НЕКОТОРЫЕ РАЙОНЫ МЮНХЕНА ПРЕВРАТИЛИСЬ В ЭТНИЧЕСКИЕ ГЕТТО

Мюнхен — третий по количеству жителей город Германии с населением в 1,5 млн. человек. И если первые два города — Берлин и Гамбург — вполне соответствуют определению мегаполиса, к тому же являясь самостоятельными субъектами в составе немецкой федерации, то столица Баварии в этом смысле значительно им уступает. Вроде и город большой, но масштаб его агломерации отнюдь не впечатляет.

Малые города в Германии, и в Баварии особенно, с точки зрения развития инфраструктуры и качества жизни практически ничем не уступают крупным. За время становления в послевоенной Германии социального государства здесь удалось сгладить многие пороки эпохи индустриального развития, при которой концентрация производства, капитала и технологий в крупных городах способствовала высасыванию людских ресурсов из сельской периферии. Крупный город, формируя более высокие стандарты жизни и становясь местом притяжения людей, создавал вокруг себя пояс экономически зависимых городов и поселений. И чем дальше от крупного города проживал человек, тем ниже были стандарты его жизни с точки зрения возможности получения качественного образования, социальных благ, уровня оплаты труда, транспортной доступности и так далее. Такая ситуация присуща многим странам Европы, России и особенно странам третьего мира. В современной Германии, напротив, развитая сеть транспортных и информационных коммуникаций, а также относительно равномерное распределение доступа к социальной инфраструктуре заметно снижает в глазах немцев привлекательность крупных городов как места жительства.

А вот для мигрантов, по понятным причинам, крупный город в такой развитой стране, как Германия, является точкой притяжения. Жизнь на грани криминальных отношений при отсутствии возможности социализации более благоприятна именно в крупном городе.

Мюнхен издавна был прибежищем различных мигрантов — как политических, так и экономических. Начиная с 1960-х годов здесь осело большое количество выходцев из бывшей Югославии и Турции, выступавших в роли гастарбайтеров. И если славяне не выделяются из общей массы жителей, то турецкий фактор в Мюнхене заметен довольно сильно.

Еще в 2012 году, во время моего первого посещения столицы Баварии, мне бросилось в глаза обилие на улицах женщин-мусульманок, облаченных в черные хиджабы. У многих из них лица были полностью закрыты, сохранялись лишь узкие разрезы для глаз. Как мне сказали, в никабах ходят не только арабки, но и многие турчанки.

Вид на Мариенплац и Новую Ратушу с высоты колокольни церкви Святого Петра

Некоторые районы Мюнхена превратились в своеобразные этнические гетто, преимущественно турецкие. Один из таких районов прилегает к южной стороне главного вокзала (München Hauptbahnhof). Правда, здесь нет таких проблем, как в этнических гетто Парижа, куда боятся заходить не только иностранцы, но и полиция. Местные обитатели не проявляют агрессии по отношению к чужакам. Более того, здесь расположено множество отелей, где селятся иностранные туристы, а в многочисленных кебабных наряду с посетителями-турками немало европейцев. В чем заметное отличие таких районов от тех, где проживают немцы, так это более шумное поведение местных обитателей-турок, а также отсутствие идеальной чистоты на улицах, присущей чисто немецким районам.

В МАЛЫХ ГОРОДАХ МИГРАНТЫ СТАНОВЯТСЯ ЗАМЕТНЫМ МЕНЬШИНСТВОМ, СОЗДАВАЯ ПРОБЛЕМЫ

Особенность нынешнего года, которая бросилась в глаза: мусульманок в черном облачении стало заметно меньше. Вероятно, резко увеличившееся количество мигрантов из Ближнего Востока, а также возросшее количество терактов оказали свое влияние. Мне сообщили, что немцы стали высказывать меньше терпимости к некоторым проявлениям мусульманского дресс-кода, в частности к никабам и черным хиджабам. То, что является нормой в тех же Эмиратах, в Германии многие стали ассоциировать с проявлениями терроризма.

Один из ораторов на митинге против мигрантов мусульман в Мюнхене в 2013 году. Надпись на его футболке: «Защитник Конституции»

Понятно, что это результат мощной миграционной волны, захлестнувшей с прошлого года Европу и особенно Германию. В Баварии, которая из всех немецких федеральных земель приняла наибольшее количество мигрантов, ксенофобские настроения стали проявляться весьма заметно. Неслучайно в прошлом году одним из наиболее громких скандалов на тему мигрантов стала акция отчаяния мэра маленького баварского городка Ландсхут. Исчерпав терпение, он отказался принимать направленный федеральным правительством очередной автобус с мигрантами, развернув его и отправив прямиком в Берлин. Эта акция сопровождалась резкой критикой в адрес канцлера Ангелы Меркель. Такую же жесткую позицию по вопросам миграции занимает нынешний глава правительства Баварии Хорст Зеехофер.

Кстати, если говорить о Мюнхене в целом, то мигранты последней волны не сильно бросаются в глаза, как, например, в той же Италии, где они оккупировали привокзальные площади и парки, вытеснив добропорядочных граждан. Основной контингент наиболее знаковых районов столицы Баварии — это все-таки многочисленные туристы. На их фоне мигранты несколько теряются. Одна из причин этого — целенаправленная политика федерального правительства, стремящегося к равномерному распределению мигрантов по различным населенным пунктам страны. И если немецкие мегаполисы от этого несколько выигрывают, то малые населенные пункты, напротив, страдают, так как во многих из них мигранты становятся заметным меньшинством, создавая проблемы коренным жителям.

Понятно, что следствием этого является рост популярности правых партий, апеллирующих к национализму. Впрочем, мне еще в 2013 году как-то довелось присутствовать на митинге немецких правых в Мюнхене. Уже тогда главным объектом их критики были мигранты-мусульмане. Антиисламские настроения проявлялись не только в речах, но и в многочисленных плакатах. На них изображались перечеркнутые красной линией минарет с полумесяцем, а также эмблемы политических организаций, симпатизирующих мигрантам, — партий «Левые», антифашистов.

Кстати, на этом митинге политические противники организаторов составляли не менее половины собравшихся, со свистом и улюлюканьем перебивавшие ораторов, выкрикивавшие в их адрес оскорбительные лозунги и кричалки. Бросалось в глаза, что большинство этих антифашистов имело смуглый цвет кожи и явный ближневосточный или североафриканский тип лица. Причем, в отличие от ксенофобов-ораторов, эти сторонники толерантности как-то нервно реагировали на мои попытки их сфотографировать, отнюдь не проявляя терпимости. Не исключено, что они давно бы спровоцировали драку с организаторами митинга, если бы не многочисленные полицейские, отделившие ораторов от толпы цепью металлических ограждений.

Так что нараставшая напряженность между коренными жителями и мигрантами подспудно стала проявляться в Мюнхене еще несколько лет назад. А последняя волна мигрантов, обрушившаяся на головы немцев благодаря гостеприимной риторике Меркель, прорвала заслоны политкоректности, высвободив наружу ксенофобские настроения значительной части немецкого общества.

У северного входа на Терезин луг установлен весьма неэстетичный памятник жертвам теракта 1980 года

ПОГОВАРИВАЮТ ОБ ОТМЕНЕ ОКТОБЕРФЕСТА

Уже после моего возвращения домой в Мюнхене несколько недель назад произошел теракт одиночки, убившего 9 человек в районе торгового центра «Олимпия». Запуганные волной исламистского террора в Европе жители баварской столицы отреагировали панически. Многим в тот день казалось, что действует подпольная исламистская группа, начавшая террор по всему городу. Сообщения о якобы имевшей место стрельбе приходили из различных мест города, но позже они не подтвердились. Неожиданностью оказалось то, что теракт устроил не исламист, а психически неуравновешенный немец иранского происхождения, являвшийся к тому же поклонником известного норвежского террориста Андерса Беринга Брейвика, а его жертвами стали в основном мусульмане. Впрочем, поскольку террорист-одиночка оказался все же сыном выходцев из мусульманского Ирана, этот факт заметно подогрел антимусульманские настроения в Германии.

В Мюнхене уже поговаривают о возможности отмены в этом году праздника пива «Октоберфест». Это одно из знаковых событий города, которое ежегодно посещает несколько миллионов человек, большей частью— иностранцы. В нынешних условиях проявляется все больше сомнений относительно способности немецкой полиции и спецслужб обеспечить безопасность мероприятия, тем более что теракт на «Октоберфесте» уже однажды имел место. В 1980 году его совершил правый экстремист Гундольф Келер, который взорвал бомбу, унесшую жизни 13 человек (в том числе его самого), при том что еще более 200 человек оказались ранеными. У северного входа на Терезин луг (Theresienwiese), на котором проводится «Октоберфест», установлен весьма неэстетичный железный памятник жертвам данного теракта.

Русский след в Мюнхене: один из рекламных плакатов в центре города

«КУБАНСКИЕ» ПАРНИ С «РЯЗАНСКОЙ МОРДОЙ»

Впрочем, довольно о плохом. Ведь Мюнхен — это не только место прибежища правых экстремистов и выходцев из Ближнего Востока. Здесь много и наших, причем не только туристов, а именно иммигрантов — как из числа русских, так и из числа российских немцев.

Мне неоднократно приходилось общаться с «нашими» немцами — выходцами из России, Казахстана и Киргизии. Все они довольны своим материальным положением в Германии, но проявляют крайнюю степень заинтересованности событиями на исторической родине настоящей. Причем почти все они демонстрируют поразительный патриотизм по отношению к России (как минимум на словах), отмечая утрату в Германии каких-то близких неформальных человеческих отношений, наполненных прямотой и искренностью. В Германии — в школе, вузе, на работе — над ними довлеют правила политкорректности, не позволяющие в полной мере быть самими собой. Это, конечно, не порождает серьезных проблем, но оставляет ощущение какого-то психологического дискомфорта. На этой почве большинство русских немцев проявляет выраженные пропутинские настроения, которые во многом являются ответной реакцией на психологический дискомфорт от политкорректной Германии.

Особенно многих «наших» немцев бесит русофобия немецких СМИ. Побывавшие по обе стороны бывшего железного занавеса они понимают, насколько неадекватно большинство немецких журналистов оценивает ситуацию в России. По этой причине среди русских немцев сохраняется высокая популярность российских СМИ, оценивающих события в более привычной для них трактовке. И это вызывает беспокойство у многих представителей политической элиты Германии, опасающихся взращивания на собственной почве российской пятой колонны. Среди русских же немцев растет популярность правой партии «Альтернатива для Германии», выступающей, с одной стороны, с антимигрантской риторикой, с другой — за восстановление сотрудничества с Россией.

Кубанские казаки на улице Мюнхена

На фоне потенциальных коллаборационистов хочется отметить одного истинного немецкого патриота из числа репатриантов. Уже через пять минут общения с ним, причем абсолютно на неполитическую тему, в нем стали проявляться высокомерие и спесь цивилизованного человека по отношению к варвару. На мой вопрос, давно ли он был на родине, тот ответил, что родина у него здесь, а в России не был лет 20 и ехать не намерен. Попутно вспомнил наши дороги и дураков во власти. Надо сказать, что окружающая обстановка соответствовала атмосфере общения, так как неожиданная встреча произошла в холле военного музея в баварском городке Ингольштадте. Эта встреча обескуражила меня еще и потому, что, кроме меня, а также этого немецкого патриота и трех его русскоязычных сопровождающих, в музее больше не было посетителей. И когда я неожиданно услышал русскую речь, я, естественно, обрадовался. Однако послевкусие от общения с этим репатриантом оказалось с доброй примесью горечи.

Еще одно проявление русского следа в Мюнхене — это ряженые кубанские казаки, певшие песни недалеко от площади Мариенплац. Честно говоря, каких-то позитивных эмоций они не вызвали. Глядя на них, мне вспомнился эпизод из фильма «Бег» по роману Булгакова, где в константинопольском цирке выступала «конная группа казаков-джигитов во главе с есаулом». Но те казаки-джигиты были настоящим, вынужденно покинувшими Родину по политическим соображениям. А эти ряженые казачки явно приехали из-за денег. Особенно комично на их фоне смотрелся пакет с парижской надписью на русском языке «Рив Гош». Эти «кубанские» парни с «рязанской мордой» (отсылка к фильму «Офицеры») звонко голосили на всю Ивановскую, то есть Neuhauser Straße, укрепляя в сознании немцев столь привычный для многих из них образ убогих русских.

Окончание следует.

Николай Атласов

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции