«Все построили себе шикарные дома, приобрели хорошие машины, имеют счет в банке, а ведь все это бывшие колхозники, все выходцы из села Кичкасс Оренбургской области», — одновременно радуется за своих бывших одноклассников, живущих в Германии, и огорчается за своих соотечественников, живущих в России, генеральный директор радиокомпании «Вектор» Виктор Классен. При чем здесь советская система образования? Об этом Классен рассказывает в своем материале для «БИЗНЕС Online».
Генеральный директор радиокомпании «Вектор» Виктор Классен
«ВЫПУСТИЛИСЬ МЫ В 1966 ГОДУ, ПРОШЛО 50 ЛЕТ, И ВОТ МЫ ВСТРЕТИЛИСЬ»
Я недавно вернулся из Германии, где прошла встреча нашего выпуска спустя 50 лет после окончания сельской немецкой школы села Кичкасс Переволоцкого района Оренбургской области. В Германии она проходила, потому что из всего класса лишь я один остался в России. Все остальные в 90-е годы, во времена канцлера Гельмута Коля и господина Ельцина, не будем говорить пресловутого, покинули нашу страну. Как евреи уехали в Израиль, так немцы, в количестве чуть меньше трех миллионов человек, покинули тогда Россию. Не самые глупые, не самые ленивые. Знаете, была сделана такая большая глупость, Россия этих людей потеряла. В свое время, пригласив их всех сюда, вот так не по-хозяйски их отпустили и потеряли...
Но не будем о грустном. Итак, выпустились мы в 1966 году, прошло 50 лет, и вот мы встретились. На встрече, кстати, была и наша классная руководительница Анна Андреевна Бергманн, был ее муж — наш географ, биолог Эдуард Яковлевич. Еще остались люди, которые дали нам знания, выучили нас. Это замечательно.
Во время визита в Германию, конечно, поездил по стране, побывал в гостях у одноклассников, посмотрел, как они живут. С печалью и с радостью говорю: живут очень хорошо. К сожалению, в оренбургских наших сельских поселениях так хорошо не жили, как они там живут. Это грустно, потому что Германия — страна, побежденная Россией, и мы часто слышим эту мысль, но когда ты туда приезжаешь, так уже не кажется. Не все так прекрасно, разумеется, моим одноклассникам, например, не дали работать по специальности. Большей части нашего класса, получившей высшее образование, в Германии не подтвердили дипломы, как бы не признали их образование. Было разве что одно-два исключения. Так что пришлось большинству трудиться на рабочих специальностях. Тем не менее все построили себе шикарные дома, приобрели хорошие машины, имеют счет в банке и все такое прочее. А ведь все это бывшие колхозники, все выходцы из села Кичкасс Оренбургской области. Вот и судите сами, кто завоеванная страна.
«У НАС В КЛАССЕ БЫЛО 16 ГЕНРИХОВ»
У нас была замечательная школа. Из русских, правда, на все село был один Коля Зыков, но и он разговаривал по-немецки, так как нужды разговаривать по-русски не было. Хотя, конечно, все предметы были на русском языке и по советской программе. Преподавалось тогда все исключительно хорошо, особенно блестяще — математика. И если я чего-то в жизни достиг, — в 23 года окончил легендарный физтех в Москве, в 26 лет защитил диссертацию и стал кандидатом физико-математических наук, а ровно через 10 лет в 1986 году защитил докторскую и переехал в солнечный Татарстан, — то в первую очередь все это благодаря математической подготовке в своей школе.
Мы решали много задач, у нас была великолепная теоретическая подготовка, мы участвовали в Оренбурге в олимпиадах, ездили в райцентр, как сейчас помню, на тракторе, на санях, по-другому было не проехать. Мы занимались спортом, у нас была художественная самодеятельность, работал хор. Я, абсолютно не умеючи играть ни на одном музыкальном инструменте, играл в оркестре русских народных инструментов, страшно вспомнить, на мандолине. И все это, как говорили шутя наши учителя тогда, в добровольно-принудительной форме. Это привело к тому, что из нашего класса, а у нас, кстати, в классе было 16 Генрихов, все они, и еще несколько не Генрихов, поступили в высшие учебные заведения. Мы получили великолепное начальное образование. А что сейчас? Сейчас я как преподаватель Казанского авиационного института, как заведующий кафедрой радиофизики на физтехе могу сказать, что, к сожалению, ребята не умеют многое из того, что умели мы — ученики сельской школы. Им просто не дали тех нужных знаний. Это грустно и плохо.
«ВСЕ ХРОНИЧЕСКИ НЕ УМЕЮТ РИСОВАТЬ ГРАФИКИ, ОСОБЕННО ЗДЕСЬ, В ТАТАРСТАНЕ»
Не все так плохо, конечно, как я написал выше. Скажем, в этом году мне посчастливилось присутствовать на знаменитом собеседовании при приеме в мой родной Московский физико-технический институт. Туда совершенно сумасшедший конкурс. Там нет понятия проходного балла в чистом виде, хотя, конечно, там смотрят на результаты ЕГЭ, и знаете, ребята приезжают поступать на физтех в Москву со всей страны, у некоторых из них результаты экзамена достигают 300 баллов. Это талантливые ребята, с охапками различных почетных грамот с олимпиад, в том числе международных.
Так вот, в ходе собеседования мы им даем задания в духе знаменитых задач академика Петра Леонидовича Капицы, задаем какие-то вопросы на сообразительность, где-то пытаемся понять, зачем человек хочет учиться в таком сложном вузе. И я вам скажу, что это потрясающие ребята, хочется взять всех, но, к сожалению, есть определенное количество мест.
Стоит ли что-то менять в нашем образовании? Я думаю, что реформы в сфере образования сегодня, конечно, нужны. Но реформы не ради реформы. Как у преподавателя, как у завкафедрой именно по математике у меня есть целый ряд предложений. В первую очередь все хронически не умеют рисовать графики, особенно здесь, в Татарстане. Долгое время я преподавал в Северном Тушино в заочной и вечерней физико-технической школах, вел занятия именно у школьников. И я их в первую очередь учил как раз рисовать графики, решать математические задачи на сообразительность. Сейчас я с горечью наблюдаю, что такого рода знания напрочь отсутствуют у школьников, говорю именно о математике. И вот целый ряд таких провальных моментов, я их вижу. А современный инженер, ученый, естествоиспытатель должен понимать, как рисовать графики функций. Но, не умеют.
Я преподаю 50 лет ровно (начал в 16 лет!), и на самом деле полон оптимизма по поводу возможных достижений будущих российских инженеров. Мы видим сегодня, как наши молодые ребята побеждают на всех естественно-научных олимпиадах (множество золотых медалей), мы видим, как стремительно развиваются наукоемкие отрасли (чего стоят только ОЭЗ «Алабуга» и Иннополис). Так что держим хвост пистолетом!
Виктор Классен
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 61
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.