Вчера в музее «Новый Иерусалим» открылась выставка Даши Намдакова, которая стала первой ласточкой к грядущему глобальному сотрудничеству с Подмосковьем Вчера в музее «Новый Иерусалим» открылась выставка Даши Намдакова, которая стала первой ласточкой к грядущему глобальному сотрудничеству с Подмосковьем

«ДАШИ, ТВОИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАШЛИ ПОКЛОННИКОВ В САМЫХ РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА УЖЕ СЕГОДНЯ»

Накануне в подмосковном музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» чествовали бурятского скульптора и большого друга Татарстана Даши Намдакова. Торжественное открытие его выставки «Преображение», назначенное на 17 часов, немного задерживалось — губернатор Московской области Андрей Воробьев все никак не появлялся, а начинать без него было никак нельзя. Сам скульптор, одетый во все черное, уже минут 15 стоял у входа, встречал опаздывающих гостей, которые в большинстве своем были его давними знакомыми. Тем временем корреспондент «БИЗНЕС Online» пыталась отыскать среди собравшихся как на первом, так и на втором этаже музея мэра Казани Ильсура Метшина, который, по словам представителей пресс-службы подмосковного правительства, должен был присутствовать на открытии. К сожалению, он так и не появился, видимо, задержали в Москве дела, связанные с президентством в футбольном «Рубине». Зато Воробьев ожидания оправдал — уверенным шагом в компании своих охранников он обогнул рамки и прямиком направился к Намдакову. Потом уже скульптор на правах хозяина проводил губернатора на второй этаж, где под бурятские мелодии их терпеливо ждали представители музейного сообщества Подмосковья, а также лично приглашенные художником гости.

— Часто говорят о том, что великие художники и скульпторы получают признание после своей жизни. Я считаю, Даши, то, что делаешь ты, твои характеры, твоя страсть, твои произведения нашли поклонников в самых разных странах мира уже сегодня, — Воробьев по-свойски обратился к скульптору. — Мы наметили с вами большую программу сотрудничества. Сегодняшняя выставка — это, как принято говорить, первая ласточка.

Скульптор подводил Андрея Воробьева к каждому экспонату и пояснял, что же вдохновило на его создание и почему он так видит Скульптор подводил Андрея Воробьева к каждому экспонату и пояснял, что же вдохновило на его создание и почему он так видит

— Я сегодня счастлив открыть выставку. Я вижу очень много друзей, с которыми не виделся лет 10. Спасибо огромное, что пришли. Давайте откроем выставку... — застенчиво с улыбкой пригласил Намдаков.

И они отправились осматривать экспозицию, а следом за ними хлынули все остальные. Скульптор подводил губернатора к каждому экспонату и пояснял, что же вдохновило на его создание и почему он так видит. И объяснения действительно не помешали бы каждой скульптуре, вместо этого они были снабжены лишь небольшой табличкой с названием. Вот и гадай теперь, почему «Мадонна с птичкой» предстала в образе обнаженной кочующей девы, с любовью смотрящей на маленькую птичку в руках, а «Идея» так напоминает замысловатый череп... Стало быть, это останется секретом художника, его близких и губернатора.

К слову, Воробьев явно спешил, поэтому буквально пролетел через всю экспозицию, на которой представлено 41 произведение, тогда как первоначально для выставки готовили 77 работ Намдакова. «Ну, на связи», — бросил на прощание губернатор и поспешно скрылся. А скульптор отдался на растерзание поклонникам, которые уже несли ему альбомы, в которых он послушно ставил свой замысловатый автограф с абрисом лица, повторяющегося у него из скульптуры к скульптуре.

.

МУЗЕЙ-ЧЕРЕП: «БЫЛА ЛЕГЕНДА, ЧТО ОН МИЛЛИОНЫ ЛЕТ ЛЕЖАЛ НА ДНЕ БАЙКАЛА»

— Здесь сборная выставка разных годов, разного времени, — рассказывал Намдаков журналистам. — Ювелирные работы, которых я давно не видел, сюрпризом приехали откуда-то. Мне понравилась экспозиция, особенно понравился музей. Он такой шикарный, современный, такие пространства, здесь можно делать безумной красоты выставки. Спасибо большое, что пригласили.

Надо сказать, что выставляется Намдаков в Подмосковье не случайно. Поэтому не зря Воробьев на открытии говорил о сотрудничестве. Уже известно, что Даши будет работать по проекту благоустройства некоторых городов Подмосковья. Но какие это будут города и что именно будет делать скульптор, пока не раскрывается. Но и это все цветочки по сравнению с проектом парка русского географического общества (РГО) в Одинцовском районе. В начале мая президент РГО Сергей Шойгу вместе с Намдаковым представляли эскиз Владимиру Путину. Тот, судя по всему, дал добро. Предполагается, что на территории парка РГО «Патриот», расположенного на 57 км Минского шоссе, соберут все, чем может гордиться Россия: от мастеров, владеющих исчезающими ремеслами, до археологических артефактов, пылящихся в музейных загашниках. Но главным объектом парка, который наверняка вызовет у кого-то восхищение, а у кого-то негодование, станет огромный череп мамонта со 100-метровыми бивнями.

В начале мая президент РГО Сергей Шойгу вместе с Намдаковым представляли эскиз Владимиру Путину. Тот, судя по всему, дал добро В начале мая президент РГО Сергей Шойгу вместе с Намдаковым представляли эскиз Владимиру Путину. Тот, судя по всему, дал добро Фото: putin.kremlin.ru

Какая же связь Подмосковья с мамонтами? Оказалось, что первоначально Намдаков разрабатывал столь экстравагантный объект для Байкала. «Хотел построить как музей современного искусства и приглашать художников. Была легенда, что он миллионы лет лежал на дне Байкала, его выдуло волнами, и он лежит боком, как часть природы», — рассказал скульптор. Но волею судеб череп мамонта вынесло не на байкальский берег, а в Подмосковье. «Но получилось так, что я показал его в Москве, и говорят: „Давай построим его здесь. Здесь народа больше, концентрация людей больше, и гостей будет больше“. Мне осталось только согласиться», — вспомнил Намдаков. По его словам, из-за передислокации проект претерпел некоторые изменения. Если на Байкале планировали представить объект так, будто его создала сама природа, а не человек, то теперь череп «стал модерновый».

Художественный центр «Мамонт» площадью 24 тыс. кв. м будет состоять из 7 уровней, на которых разместятся экспозиции традиционных промыслов и ремесел, природных зон, отдельные этажи отведут под выставки РГО и галерею самого Намдакова, выше разместятся конференц-зал и просторный ресторан. По словам скульптора, вскоре должны приступить к проектированию и строительству. Однако пока не уточнятся, когда же столь амбициозную и масштабную задумку претворят в жизнь.

.

«Я УВЕРЕН, ЧТО СО ВРЕМЕНЕМ ЭТО СТАНЕТ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ КАЗАНИ»

Помимо Подмосковья Намдаков намерен тему с мамонтами развивать и дальше. На днях скульптор встретился с Егором Борисовым, главой Якутии, где собираются организовать всемирный центр мамонта. А Даши уже согласился создать ряд арт-изделий из настоящих бивней вымерших животных. «Бивни мамонта — уникальный материал, возможности которого до конца еще не изучены. И если создать коллекцию изделий из него, то я уверен, что ее ждет мировой успех. Потенциал гигантский, что подтверждают мои предварительные переговоры с крупнейшими музеями мира, в частности, Лондона и Нью-Йорка», — отметил художник. По его словам, он уже отказался реализовать подобный проект в Канаде, решив, что у России и Якутии должен быть эксклюзив.

.

Не забыл Намдаков и о Татарстане, где летом открыли статуи зилантов и барсов, завершающих композицию «Чаши». Эти фигуры вызвали в Казани ожесточенные споры, некоторые активисты даже пытались протолкнуть петицию с требованием срочно убрать статуи, но она так и не увенчалась успехом — зиланты и барсы по-прежнему стоят на страже браков, заключенных в центре семьи «Казан». К слову, к реакции татарстанцев довольный своей работой Намдаков отнесся по-философски. «Я уверен, что со временем это станет неотъемлемой частью Казани. Это будет ее лицом. Это придумано не нами, всегда так было и так будет: все, что появляется новое, когда оно такое активное, сильное, всегда бывают люди, которым не нравится, люди, которые против этого. Но это все устроится, люди вырастут, все это станет лицом Казани, хочешь этого или не хочешь. Искусство — такая вещь, которая не должна всем нравиться, это не конфетка, оно должно будоражить. Только время покажет, насколько мне как художнику это удалось решить. Посмотрим», — пояснил он свою позицию корреспонденту «БИЗНЕС Online».

.

Впрочем, как мы уже писали, в начале сентября УФАС по РТ отменило объявленный уже после завершения работ тендер на создание и установку скульптур около загса на сумму 289,2 млн. рублей. Поэтому могло оказаться, что скульптору попросту не заплатили за работу. «Нет-нет, все хорошо, — замотал головой Намдаков. — Просто у нас вот как получилось: мы сделали „Чашу“ и должны были сразу поставить скульптуры, у нас получилась задержка. И вот через два года мы вернулись к этому вопросу, потому что скульптуры — это часть всего ансамбля. Поэтому было принято решение проект завершить, и мы его этим летом открыли».

Так что, по всей видимости, в Татарстане художника не обидели. Поэтому он готов творить и дальше на благо республики. «Теперь мы дружим с Татарстаном. Я думаю, возможно, какие-то проекты еще будем делать. Просто сейчас я немножко занят большими проектами в других местах: и здесь, и за рубежом», — пояснил Намдаков.

Скульптор отдался на растерзание поклонникам, которые уже несли ему его альбомы, в которых он послушно ставил свой замысловатый автограф с абрисом лица, повторяющегося у него из скульптуры к скульптуре Скульптор отдался на растерзание поклонникам, которые уже несли его альбомы, в которых он послушно ставил свой автограф с абрисом лица, повторяющегося из скульптуры к скульптуре

А вот судьба «Хранительницы», которую хотели поставить в Болгаре, чем не на шутку взбудоражили общественность, пока не ясна. По словам Намдакова, ищут место. «Летом, когда был в Казани, разговаривал как раз на эту тему. Говорят, что мы обязательно поставим. Просто сейчас ищут новое место. Как только оно будет готово, пригласят, я приеду и посмотрю. Если мне понравится, будем ставить», — рассказал скульптор нашему корреспонденту. Сам он, скромничая, даже не стал предлагать идеи, где бы его творение смотрелось лучше всего. Это право он делегировал непосредственно руководству республики, которому предстоит отыскать такое место, куда бы «Хранительница» не просто вписалась, но и не вызвала ожесточенных споров. Задача эта, надо сказать, не из легких. «В Татарстане много мест, куда бы она хорошо легла. Но я думаю, что все-таки власти должны решить сами изначально, а потом пригласить меня, а я должен выбрать из двух-трех вариантов. Надо там жить, чтобы понимать, где бы она лучше встала», — отметил Намдаков.

А вот о своем потенциальном конкуренте Рафаэле Сайфуллине, который предложил властям Казани поставить возле Кремля пятиметровую статую «Конь-страна», Даши ничего не знает. «Не помню, не слышал, — задумчиво отреагировал он на вопрос „БИЗНЕС Online“ и отказался комментировать состоятельность идеи и замысла скульптора. — Это все-таки этика между художниками. Я не могу это комментировать. Это деликатная штука».