Первый в России памятник Ивану Грозному на этой неделе появился в Орле. При этом именно в 2016 году исполняется 500 лет со дня рождения последней правительницы Казанского ханства царицы Сююмбике. Народный художник Татарстана Рушан Шамсутдинов, участник недавней выставки «Художники Татарстана: образ Сююмбике» в галерее «Хазинэ», в статье, написанной для «БИЗНЕС Online», включается в исторические дискуссии.
ЧЕРЕЗ КАЗАНЬ ПРОХОДИЛИ ВОДНЫЕ ТОРГОВЫЕ ПУТИ, ПОЭТОМУ ВОЙНА БЫЛА НЕИЗБЕЖНОЙ
Над образом Сююмбике я начал работать еще в 1960-е годы, когда учился в художественном училище. Тогда к нам на лекции приходил доктор искусствоведческих наук Фоат Валеев. И он нам читал лекции по истории нашего татарского ханства. Будучи студентами, мы заинтересовались этой темой. Это был 1965 год, и я захотел сделать дипломную работу, посвященную Сююмбике. Прежде чем я отправил тему на утверждение в Москву, мне разрешили войти в мавзолей, где похоронен ее муж — Сафа-Гирей хан. Я уже и эскизы на эту тему сделал, они сохранились до сих пор. Потом мне в экзаменационной комиссии сказали: пока эту тему брать рано, лучше возьмите Мусу Джалиля. Ему как раз только-только присвоили посмертно звание Героя Советского Союза.
Но спустя многие годы, когда я уже работал в журнале «Мирас», вернулся к теме Сююмбике. В то время там собрался замечательный коллектив из выдающихся ученых, литературоведов, искусствоведов — Анвар Хайри, Ильшат Халиуллин и другие. Этот журнал и сейчас выходит, но для того времени это было что-то новое. Мы тогда опубликовали столько уникальных статей по истории Казанского ханства нашего выдающегося ученого Ризаетдина Фахретдина. Он настолько глубоко изучал историю Казанского ханства и дал литературный портрет всем деятелям государства, в т. ч. и Сююмбике, ее мужа Сафа-Гирея, сына, Утямыш Гирея. Без всяких прикрас, без всякой сусальности, без всякой идеальности — все, как было, правду.
Сафа-Гирей хан был ее вторым мужем. По тем временам были в основном династические браки, а Сююмбике была дочерью ногайского князя — мурзы. Тогда даже не спрашивали, за кого она хочет замуж, автоматически выдавали: все, время подошло, привезли ее в Казань и здесь совершили никах. Когда Сафа-Гирей хан умер, она была временно регентшей при своем сыне. Утямыш Гирея тогда избрали ханом, но он был очень маленьким — ему было 4 - 5 лет, и Сююмбике фактическим занималась управлением государства. Это было очень сложное время, отношения с Владимиро-Суздальским княжеством были натянутые, а все войны — как в прошлом, так и в настоящем — связаны с экономикой. Через Казань проходили водные пути, знаменитый Шелковый путь проходил через Волгу, и поэтому война была неизбежной. Дело в том, что Казань уже несколько раз была под российским протекторатом, потому что служилые люди, так называемые мурзы, сами свергали некоторых своих ханов, представители русского посольства свободно сюда приходили, вели здесь торговлю, здесь была фактура русского купечества. Несмотря на это, народ собирался внутренними силами и прогонял их. Несколько раз были вооруженные выступления против Казанского ханства, многие были отбиты, часть территорий была завоевана. Но тогда самостоятельность государства еще не была ликвидирована, Казанское ханство существовало. Это была долгосрочная, целенаправленная политика, все было связано с экономикой, и простой народ, а порой и сама верхушка государства, ханы и регенты, просто были, как говорят в народе, козлами отпущения.
СЮЮМБИКЕ — ЭТО ЭТАЛОН ЦЕЛОМУДРИЯ, КРАСОТЫ И ПАТРИОТИЗМА
Спустя несколько десятилетий, а если быть точнее, ровно через 40 лет, я все-таки сделал эту работу, но в другой композиции. Там запечатлен момент, когда Сююмбике со своим сыном Утямыш Гиреем идет в мавзолей, а рядом стоят воины. Здесь же князь Серебряный, который говорит ей, мол, давай быстрее, нужно уже уезжать. Ее же уже взяли в плен...
Прошло почти 500 лет, а образ Сююмбике все еще жив в народной памяти как героини, как символа свободы... Есть такое понятие, как историческая генетическая память. Не зря же нам запретили изучать и освещать историю татарского народа. Это была политика царского правительства. В советское время история тоже попала под это же лекало. Историю КПСС и России написал Иосиф Сталин, и это все автоматически шло. У него вообще было негативное отношение к тюркским народам, поэтому было запрещено изучение наследия Золотой Орды. Ее разрешили изучать только во время Второй мировой войны, т. к. необходимо было сплотить татар, в том числе против фашизма. Закончилась война и после победы над фашизмом снова наступил запрет на изучение истории татар, связанной с Золотой Ордой. Это все было связано с политикой. Разрешалось изучать только булгарскую тему, а золотоордынская и история Казанского ханства были затушеваны. А образ Сююмбике — это генетическая память татарского народа, символ независимости, свободолюбия, детей в татарских семьях воспитывали женщины, а для них Сююмбике — это эталон целомудрия, красоты и патриотизма, любви к своему языку, к своему народу, к своей культуре.
Когда Сююмбике увезли в Москву, ее выдали замуж за Касимовского хана Шах Гали. Я даже писал его портрет, где он сидит с Василием III — отцом Ивана Грозного — и пьет вино. Сына Сююмбике Утямыш Гирея крестили и дали при крещении имя Александр. Его не спрашивали, взяли и крестили. Он долго не прожил, его впоследствии заточили в монастырь, где он, не достигнув возраста 20 лет, и умер. И так как он был из монархической династии, его похоронили не где-нибудь на свалке, а в Архангельском соборе Московского кремля. Я там был, могила его стоит там в углу, и поднимать вопрос об его перезахоронении в Казани не стоит. У нас в истории очень много выдающихся людей, чья память достойна увековечивания. У нас даже памятника защитниками Казани, погибшим при ее взятии войсками Ивана Грозного, нет! Если мы сейчас вытащим Утямыша-Александра, нужно же это как-то обосновать. По какой причине? Мы же даже не знаем, был он добровольно крещен или принудительно? Время правления Ивана Грозного было такое жестокое! Даже в советское время, когда нам читали лекции по истории, не скрывали, что период Ивана Грозного был ужасным для всех народов, которые жили здесь в Поволжье, на территории данного региона — никакой гарантии нет, что у тебя какое-то будущее есть.
ПУСТЬ ГОРДЯТСЯ, ЧТО ГРОЗНЫЙ — ОБЪЕДИНИТЕЛЬ ЗЕМЕЛЬ, ЗАХВАТЧИК. НО КАЗАНЬ ТРОГАТЬ НЕЛЬЗЯ!
Вот в Орле открывают памятник Ивану Грозному... Идет имперская политика. Но пусть там ставят! Но Казань трогать нельзя! Пусть там гордятся, что Иван Грозный — объединитель земель, захватчик. Он же начал расширять империю. До этого же Владимиро-Суздальское княжество малюсеньким было, Казанское ханство территориально было больше.
А еще его отец захватил северные территории вплоть до Онежского озера. До Балтики его не пустили, там в то время был Тевтонский орден, они бы и дальше пошли, устроили резню, захватили Новгородское вече. У них увеличилась территория, и, как следствие, стало очень много живой мужской силы — солдат. Конечно, когда они брали Казань, был значительный перевес в живой силе. Казань защищали три тысячи населения, среди которых были женщины, жены, дети. Представляете, какое отчаянное сопротивление было! Никто не хотел сдаваться. Тем не менее резню устроили от души, кровь текла потоками...
Но у нас есть еще Сибирское ханство. В Омске поставили памятник Ермаку Тимофеевичу и этим гордятся. Меня спрашивали: «Как вы относитесь?» Сейчас уже ничего не поделаешь, возмущайся не возмущайся, но надо поставить памятник хан Кучуму. Он тоже наш герой, выдающийся. Но поставить ему памятный знак вряд ли разрешат...
Рушан Шамсутдинов
Шамсутдинов Рушан Галяфович родился 25 ноября 1946 года в Старо-Татарской Слободе в Казани. График, художник книги, каллиграф. Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан (1997). В 1969 - 78 годах художник министерства местной промышленности ТАССР. Автор оформления около 300 книг, иллюстраций (темпера, акварель), станковых графических серий: «Религиозные праздники», «Портреты татарских ханов», шамаилей. Древние улицы и дома Татарской слободы, являющиеся неотъемлемой частью прошлого нашего народа, очень сильно повлияли на тонкую душу мальчика. В 1961 году он поступает в Казанское художественное училище, начинает выставляться на республиканских, зональных и всесоюзных выставках. Именно в это время Рушан заинтересовался темой, которая в свое время пугала даже именитых мастеров кисти («Прощание Сююмбике с мужем — ханом Сафа-Гиреем»). Но сюжеты его работ не умещались в традиционные рамки. Рушан вынужден был поменять тему. Картина «Джалиловцы» в 1966 году стала его дипломной работой. В 1968-м Шамсутдинов начинает работать в Татарском книжном издательстве художником-оформителем. В 1974-м удостаивается третьей премии конкурса «Казанский сувенир». В 1981-м получает диплом Московского полиграфического института, получив специальность художника-графика. С конца 1991 года работал в журнале «Мирас». В 1993 был назначен главным художником Татарского книжного издательства и заведующим художественно-графической редакцией. Его персональные выставки были организованы в 1993 (в музее Габдуллы Тукая), 1995 (в Национальной библиотеке РТ), 1996 (в выставочном зале союза художников РТ), 2000 годах (музей Шарифа Камала).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 87
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.