Александр Фридман

ВЫ ИЛИ ВАС — ВЫБИРАТЬ МЕНЕДЖМЕНТУ

– Александр Семенович, в этом году вы приезжаете в Казань с темой «Вы или Вас: профессиональная эксплуатация подчиненных». Почему «Вы или Вас»? Неужели все так жестко в менеджменте?

– Жестко или не жестко — это решать вам. Но, на мой взгляд, есть две позиции: «Вы или Вас». То есть вы управляете или вами управляют. Вы решаете вопрос или вопрос через какое-то время начинает решать вас. Вы делаете выбор или через какое-то время выбор делает вас, то есть он навязывает уже выбор между плохим и худшим. Поэтому для руководителя выбор, на мой взгляд, небольшой: либо он учится профессионально управлять, либо будет мириться с тем, что будет происходить на его территории. Да, это моя точка зрения, а у вас она может быть, конечно, любая.

– Что преобладает в формате вашего выступления: теоретическая часть или набор управленческих кейсов?

– Выступление, как обычно, сбалансировано содержанием: есть теория и есть привязка ее к практическим ситуациям. Более того, я всегда готов взять для разбора прямо на семинаре любую ситуацию, имеющую отношение к теме, которую мне предложат слушатели. На мой взгляд, так гораздо эффективнее, чем разбор неких кейсов, происходящих в неведомых землях с неведомыми компаниями. Это мой подход, я вообще не большой сторонник так называемых кейсов. И, насколько мне известно, в мировой практике от кейсов уже давным-давно отказываются, и только на нашей территории эта тема по-прежнему модна.

– Александр Семенович, на семинаре вы будете говорить о настройке правильного отношения подчиненных к работе. Можно ли в нескольких словах выразить, какое оно — правильное отношение с точки зрения регулярного менеджмента?

– В нескольких словах выразить достаточно сложно. Правильное отношение подчиненного к работе — это отношение ответственное, с включенной головой. Ответственность у человека бывает либо внутренняя, либо внешняя. Внутренняя ответственность происходит от характера и воспитания, человек сам достаточно ответственный, и поэтому у него голова всегда идет впереди рук. Внешняя ответственность возникает при профессиональном управлении. Управлять людьми с внутренней ответственностью гораздо легче, потому что, по сути, с ними остается только договориться о результатах, и, собственно, управление на этом заканчивается. Но людей с внутренней ответственностью, к сожалению, мало. Людей, которые могут быть ответственны в случае профессионального управления, гораздо больше, и поэтому я бы их не считал непригодными к работе. Но люди, на мой взгляд, работают так, как ими управляют. Если на управление сотрудником нужно тратить слишком много управленческих усилий, то его можно считать нерентабельным, но отбрасывать всех, кто не обладает внутренней ответственностью, наверное, слишком нерационально.

НЕЛЬЗЯ СТАТЬ МАСТЕРОМ ШАОЛИНЬ, ЛИШЬ ПОДРАЖАЯ ЕГО ДЕЙСТВИЯМ

– Сейчас в управлении модно использовать концепцию так называемых бирюзовых организаций, когда подчиненные участвуют в принятии каких-либо управленческих решений. Что вы думаете о подобных инструментах управления? Противоречат ли они вашему подходу?

– Сегодня в моде одно, а завтра — другое. Мода проходит, а матчасть остается. Что же касается конкретно «бирюзовых организаций», то так называемая бирюзовая форма является высшей формой корпоративного управления. Ранее об этом говорил Ларри Грейнер в 1968 году, он это называл компанией пятого уровня. Чуть позже, примерно в 90-е, про это говорил Питер Сенге, когда выдвинул концепцию саморазвивающихся компаний, в которых люди сами развивают среду, в которой работают. Сейчас появилась новая идея «бирюзовых компаний» как некий этап организационного развития. Ничего нового в этом вбросе нет, есть просто упаковка. Так вот, компании так называемого пятого уровня должны эволюционно пройти через все другие этапы. И пока они их не прошли, никакой «бирюзы» в них не возникнет. То есть «бирюзовая технология» является достаточно высокой формой организационного управления. Внедрить ее вместо всех предыдущих этапов невозможно. Метафорический пример: вам может очень нравиться выступление мастера единоборств из монастыря Шаолинь, но даже если вы наденете такую же пижаму и начнете подражать его движениям, боюсь, у вас ничего не получится до тех пор, пока вы не пройдете соответствующие тренировки в течение необходимого количества лет. То же самое и «бирюза»: попробовать это можно, но с тем же успехом, как стать мастером Шаолинь, подражая его движениям. Регулярный менеджмент является необходимым этапом в жизни любой компании, достигшей определенного размера. А «бирюзовая форма» является «тюнингом» регулярного менеджмента, да еще которую надо вводить после двух других организационных этапов, которые должны предшествовать так называемой бирюзе или компаниям пятого уровня. Так что они ничему не противоречат, они дополняют, но, к сожалению, не заменяют регулярного менеджмента. А заниматься модными историями, на мой взгляд, уместно тем, кто не знает матчасть. Тот, кто не знает матчасти, занят поисками «волшебных таблеток», волшебных артефактов, всякого рода снадобий универсального свойства. И для тех, кто не знает матчасть, годятся что «бирюзовые компании», что Scrum (Скрам), что Agile (Эджайл), что любые вбросы, которые принимаются ими за истину. Но, это, к сожалению, не моя целевая аудитория.

– Каков, на ваш взгляд, главный принцип профессиональной эксплуатации подчиненных?

– Главный принцип профессиональной эксплуатации подчиненных — знание матчасти, то есть знание механизмов системы корпоративного управления и умение ими действовать. То есть главный принцип: «Знай и умей». Надеюсь, вопрос о главном секрете менеджмента вас удовлетворил, потому что мог бы я ответить и по-другому: главный принцип профессиональной эксплуатации отсутствует, главный принцип – есть набор подходов.

Коллеги, до скорой встречи на моем семинаре 10 февраля в Казани.

«Вы или Вас: профессиональная эксплуатация подчиненных»