«Агрохолдинги вы цените в пять раз больше нас!» — взывали вчера на отраслевом съезде фермеры к чиновникам из минсельхоза. Те, оперируя усредненными данными, доказывали: все не так уж плохо, а скоро станет совсем хорошо. Сколько денег достанется фермерам из 36 млрд. рублей «единой субсидии», кто будет распределять эти деньги и как буксует льготное кредитование под 5%, узнавала корреспондент «БИЗНЕС Online».
«ЕСЛИ В РЕГИОНАХ БУДУТ КАКИЕ-ТО КОЛЛИЗИИ, МЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ»
Бурлил энергией и до отказа был заполнен вчера большой конференц-зал в Доме правительства Москвы. Причина тому — очередной съезд ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), на который съехались аграрии со всей страны. Первый его день прошел в формате «свободного микрофона»: каждый желающий мог выплеснуть свои заботы и проблемы, задать любой вопрос представителям минсельхоза РФ, Россельхозбанка и прочих структур, так или иначе участвующих в жизни фермеров. И они охотно пользовались шансом «посмотреть в глаза» партнерам. Видимо, поэтому съезды АККОР длятся с утра и до самого вечера — считай, полноценный рабочий день. «Это своего рода психотерапевтический сеанс, — полушутя отметил в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ глава одной из региональных ассоциаций фермеров и крестьян. — Люди сюда приехали рассказать о своих проблемах, чтобы в минсельхозе покачали головой и сказали: „Мы вас слышим. Все будет хорошо“. И человеку от этого легче».
Не обошлось без сюрпризов: неожиданно из программы исчез ранее заявленный министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев, что наверняка раздосадовало гостей столицы. Впрочем, президент АККОР и ныне депутат Госдумы Владимир Плотников поспешил заверить, что глава минсельхоза обещал явиться в пятницу на пленарную сессию съезда. А пока на растерзание добровольно сдались замминистры и главы департаментов.
Согласно переписи населения, в стране насчитывается 210 тысяч крестьянско-фермерских хозяйств, а 18 млн. человек ведут личное подсобное хозяйство. «Мы с гордостью говорим о достижениях наших фермеров, мы с гордостью говорим, что половина произведенной сельскохозяйственной продукции — это труд наших фермеров, и вам за это низкий поклон», — не без пафоса открывал мероприятие первый замминистра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов.
Вообще, судя по вчерашним реляциям чиновников разного калибра, фермерам и жаловаться-то грех, ведь как только не старается минсельхоз! Тот же Хатуов отметил, что, согласно постановлению правительства, 20% объемов кредитных ресурсов будут направляться исключительно на поддержку малых форм хозяйствования. Так, из 36 млрд. рублей федеральных средств «единой субсидии» на гранты для фермеров и кооперативов в этом году направят 7,6 млрд. рублей. Из 25 млрд., выделенных на льготное кредитование под 5%, фермерам также достанется не менее 20%. «Ваша задача — в интересах всех фермеров сделать все вместе с региональными властями, чтобы представители КФХ кредиты получили. Нам очень важно, если в процессе этого получения в регионах будут какие-то коллизии, мы должны это знать, где это происходит, с каким банком, по каким причинам. Очень важно, чтобы эти 20 процентов были получены. Если будут не получены, они вернутся в казну, потому что мы не сможем их перераспределить», — давал наказ Хатуов.
Увы, новый механизм льготного кредитования АПК может вовсе не запуститься до начала посевной кампании. Так считает отнюдь не какой-нибудь маргинал из медвежьей глуши, а целый председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин, пишет The Dairy News. Естественно, в минсельхозе этот вопрос аккуратно обходят стороной, тот же Хатуов заверял, что ведомство принимает экстренные меры. Но о том, что дела плохи, свидетельствовал вчерашний опрос, затеянный Плотниковым. Для начала он спросил, кто подал заявки в банк на кредит под 5%, и увидел лес рук. «А кто уже получил деньги?» — поинтересовался президент АККОР. Ни одной руки. Зал хохочет и аплодирует.
Согласно переписи населения, в стране насчитывается 210 тыс. крестьянско-фермерских хозяйств, а 18 млн. человек ведут личное подсобное хозяйство
«СЕГОДНЯ МЫ УДОВЛЕТВОРЯЕМ КАЖДОГО ПЯТОГО ЖЕЛАЮЩЕГО ФЕРМЕРА. НАДО УДОВЛЕТВОРИТЬ ВСЕХ»
Далее мероприятие поплыло по молочным рекам и кисельных берегам средств, которые минсельхоз припас для фермеров. Директор департамента экономики и господдержки АПК минсельхоза Наталия Чернецова среди новаций этого года выделила «единую субсидию». Проще говоря, ряд направлений господдержки, связанных с развитием отраслей АПК, объединен в одно направление. «Это было сделано в том числе по просьбе региональных властей, чтобы обеспечить маневренность, оперативность управления денежными средствами, — пояснила она. — Раньше порядка 50 направлений было предусмотрено в законе о бюджете и с учетом того, что править этот закон мы могли лишь два раза в год, мы были заложниками ситуации, когда не могли влиять на потребности субъектов». Теперь этот «шведский стол» с несколькими подходами к раздаче заменил «комплексный обед», включающий субсидии начинающим фермерам, семейным животноводческим фермам и сельскохозяйственным кооперативам. А уж регионы сами будут решать, кому и сколько надо дать. Впрочем, как заметила Чернецова, и от малых форм хозяйствования отмахнуться не получится — вместе с деньгами в регионы придут установки по поддержке фермеров. Хотя, как выяснилось впоследствии, еще как получится.
Минсельхозу также удалось провести через правительство идею увеличения сумм грантов начинающим фермерам и семейным фермам. «Мы общались со всеми грантополучателями страны, как у них сложилось хозяйство после мер господдержки. Тогда минсельхоз пришел к выводу, что объем грантов надо увеличить. Поэтому инициатива министра нашла поддержку в правительстве. В 2017 году размер гранта увеличился для начинающих фермеров, семейных ферм. Это мы считаем достижением», — гордо заявил Хатуов. По его словам, теперь цель — и дальше увеличивать объем выделяемых средств. «Сегодня мы удовлетворяем каждого пятого желающего фермера. Это плохо. Надо удовлетворить в ближайшие годы всех», — выдвинул замминистра тезис, слабо укладывающийся в российские экономические реалии.
Что совсем печально, урезана господдержка на литр молока — вместо 80 копеек на литр будет 60 копеек
Еще одно новшество — изменения в погектарной поддержке, которая, по мнению Хатуова, в последние годы была несправедливой: одинаковые суммы давались регионам с благоприятным и депрессивным климатом. В министерстве созрела мысль установить по территориям коэффициенты, но, видимо, решили, что и без того скудного запаса денег на это не хватит. Поэтому решено отказать в «погектарке» регионам, которым с погодой подфартило. «Было принято решение „погектарку“ оставить для регионов с более тяжелыми климатическими условиями, а более благоприятным она временно отменена», — заявил чиновник. В будущем такая поддержка может вернуться, но уже в комплекте с коэффициентам.
Что совсем печально, урезана господдержка на литр молока — вместо 80 копеек на литр будет 60 копеек. Мера, как заверил Хатуов, опять же вынужденная. «Нам пришлось часть суммы направить в том числе на тот объем коротких средств, который мы имеем. Сегодняшняя ситуация на рынке молока плюс зарезервированные средства для проведения интервенций позволят нам избежать — и мы в прошлом году частично добились этой ситуации — проседания цены для аграриев в сезон большого молока», — заметил замминистра. Но его предыдущие слова об «удовлетворении» вся и всех стали выглядеть совсем неубедительно.
Глава ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ Камияр Байтемиров
«Я ПОНИМАЮ, ЧТО КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ ДОТАЦИОННАЯ, НО 14 МИЛЛИОНОВ НА ВСЕХ!»
Пришел черед фермеров задавать вопросы. Более всего их, естественно, интересовали финансовые дела. «На 2017 год на Костромскую область выделено по фермерским хозяйствам 14 миллионов рублей всего. Я понимаю, что Костромская область дотационная и 5 процентов денег должны своих внести, остальные деньги федеральные. Но 14 миллионов на всех!» — негодовал один из делегатов. Чернецова на это повторила, что все было сделано во благо фермеров, и теперь дело за регионом, ведь это он решал, как распределить деньги. «Когда мы предусматривали в бюджете формат единой субсидии, ориентировались на то, что именно регион определяет приоритеты и те цели, на которые он даст, сколько и на что. Если региональный орган АПК решил, что 14 миллионов федеральной субсидии будет достаточно, тут, наверное, надо спросить по приоритетам регион», — отрапортовала чиновница.
Тут Хатуов, перебив подчиненную, заявил, дескать, денег всегда хочется больше, но жить надо с тем, что есть. «У нас по стране „единая субсидия“ — 36 миллиардов, которая сегодня пошла в регионы. Конечно, мы хотели бы, чтобы это было не 36, а хотя бы 50, но живем по средствам точно так же, как и вы по результатам финансовой деятельности. Слава богу, она у нас сегодня не ухудшается. Конечно, мы хотим больше средств. Но то, что смогла, страна определила и поручила нам эффективно использовать. Из этих 36 миллиардов 8,5 миллиардов (на сайте минсельхоза указаны упомянутые выше 7,6 млрд. рублей — прим. ред.) — это то, что предусмотрено в регионах на поддержку фермеров. В среднем по стране это 20 процентов от суммы в зависимости от регионов», — успокаивал фермеров замминистра. Наступила полная ясность: и тут выходит примерно как с зарплатной статистикой. И если у кого-то годовая премия 100 млн., а у кого-то оклад 10 тыс. без всяких надбавок, то в среднем картина будет приемлемая.
Что характерно, что даже вчера у чиновников не было данных, сколько получит из этих денег каждый конкретный субъект РФ. Плотников даже посоветовал министерству расписать, наконец, все суммы подробно по регионам. «Это мы всегда просим — дайте квоту, сколько пойдет на крестьян. Мы должны просить, убеждать, находить аргументы, чтобы увеличить объем поддержки. Мы сегодня все понимаем, что мало. Распределим то, что есть, и будем просить больше», — с надеждой говорил президент АККОР.
Фермеры тем временем интересовались, допустят ли региональные банки к льготному кредитованию под 5%. Пока, как известно, заключены соглашения с 9 кредитными организациями: Россельхозбанк, Сбербанк, Альфа-Банк, Промсвязьбанк, Банк ВТБ, Газпромбанк, Райффайзенбанк, Росбанк и банк «Открытие». По словам Чернецовой, уже закончился прием заявок на отбор региональных банков, и сегодня уже должен быть известен список тех, кому дали зеленый свет. Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» глава ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ Камияр Байтемиров, от Татарстана заявлялся «АК БАРС» Банк, но принято ли по нему решение, ему неизвестно. «Министр предложил не исключать региональные банки. В 12 субъектах до 20 процентов кредитов в региональных банках. Мы рассчитываем, что уже во втором полугодии и региональные банки будут уполномочены выдавать по новому механизму. Может быть, с 2018-го. Но мы сделаем все, чтобы они точно так же занимались выдачей кредитов», — сообщил Хатуов.
Аграрий из Ростовской области предлагала отстранять от аппетитного пирога льготного кредитования те банки, которые сосредотачиваются исключительно на агрохолдингах и крупных хозяйствах, забывая про малых мира сего. «Я предлагаю, если это возможно, дать возможность 5-процентные кредиты выдавать в том случае, если они будут выдерживать 20 процентов работы с малыми предприятиями. Это единственная возможность получить кредит малым формам собственности», — под аплодисменты зала объявила она.
Еще одна наболевшая тема — цена, по которой продают молоко аграрии
«ЕСЛИ МЫ ПРИДЕМ В ЛЮБОЙ МАГАЗИН, ТО ВОДА УЖЕ СТАЛА ДОРОЖЕ НАШЕГО МОЛОКА»
Еще одна наболевшая тема — цена, по которой продают молоко аграрии. «Доколе будет такой беспредел по всей стране, что цена молока колеблется от 16 до 25 рублей? У нас и 17 рублей за литр, летом 18, до 21 рубля зимой. Если мы придем в любой магазин, то вода уже стала дороже», — сокрушался тульский фермер. По его мнению, нужно установить одну цену, ниже которой молоко закупать нельзя. «Мы живы не благодаря той помощи, которой вы нас 25 лет пичкаете, а только вопреки, благодаря своим рукам», — с обидой и укором в голосе закончил мужчина.
Хатуов согласился, что цена и впрямь незаслуженная. «На протяжении последних двух лет министр всегда говорит, что цена на молоко должна начинаться для аграриев от 24 рублей, и это совершенно справедливо. Кстати, последние 4 месяца мы имеем именно такую цену. Когда мы имеем колебание цен, а потом считаем цену по году, то она, в принципе, у нас сегодня за 2016 год составляет 24 рубля», — успокаивал он. Средними цифрами первый зам Ткачева оперировал просто великолепно.
Напомним, «БИЗНЕС Online» уже писал, что закупочная цена на молоко расстраивает и депутата Госдумы Айрата Хайруллина. Он на недавнем съезде национального союза производителей молока всеми силами пытался убедить министра, что с такой ценой, уровнем господдержки, стоимостью кормов, энергоресурсов и прочих затрат работникам на фермах можно платить только по 13 тыс. рублей. «При 30 рублях за литр зарплата будет 15 - 17 тысяч рублей, при 35 рублях — 19 - 20 тысяч. А чтобы платить 22 - 25 тысяч рублей месяц, в среднем нужно продавать молоко за 38 рублей за литр. А так как рынок такую высокую цену нам не даст, то вся надежда на субсидии за литр молока», — пояснил Хайруллин. Но, как мы помним, упомянутые субсидии только сократились.
Чины из минсельхоза ждут тот счастливый день, когда российский фермер станет на одну ступень с заграничным: «Мы дойдем до того уровня, когда фермеры страны будут иметь такую же поддержку, как в других государствах»
«ВЫ МЕНЯ УНИЖАЕТЕ! В ПЯТЬ РАЗ СТАВИТЕ НИЖЕ ХОЛДИНГА»
Фермер из Татарстана поинтересовался, нельзя ли для участия в грантах вновь образованного сельскохозяйственного кооператива пропорцию 60 на 40 еще подвинуть в пользу фермеров. «Для участия в грантах у вновь образованного сельскохозяйственного кооператива должны быть собственные средства в 40 процентов. Это неподъемная сумма. Нельзя ли уменьшить это соотношение?» — спросил он. На это Чернецова заявила, что тогда придется сократить количество получателей денег либо увеличить общую сумму выделяемых средств. А с этим, как известно, туго. «Тут все поддерживают вас. Но сейчас мы говорим: Христа ради, оставьте 60 процентов федеральных, а 40 процентов своих, чтобы в худшую сторону не поменялось. Давайте эту долю сохраним. Раньше было 50 на 50, а сейчас 60 на 40, и слава Богу! Не просите ничего большего», — взмолился Плотников. Похоже, он хорошо осознавал, что некоторые идеи при высоком начальстве лучше не высказывать. Чего доброго увидят резерв для экономии бюджета.
Самым ярким выступлением в этот день, пожалуй, стал вопрос от челябинского фермера. Это был даже не вопрос, а целая история. Мужчина затронул больную для всех в зале тему борьбы за любовь федеральных властей, в которой фермеры вот уже не одно десятилетие проигрывают. «Представители власти постоянно говорят, что мы повышаем результаты, треть продукции производим. А почему именно 20 процентов, пятую часть выделяете КФХ?.. И вы мне даете 30 тысяч на 4 тысячи гектаров? Рядом холдинг в 8 тысяч гектар. Вы меня унижаете! В пять раз ставите ниже того холдинга, который рядом находится!» — сокрушался фермер.
Видно было, что тема задела его за живое. «Мое поколение, я по приказу отца остался в деревне, должно жить, вести дело наших дедов, пахать землю. Я за 4 года ввел в оборот 4 тысячи гектар земли, у меня сейчас 1,5 тысячи пахоты стоит, а рядом холдинги, где КРС вывозится, уничтожается. Их вы цените в пять раз важнее меня! Я вернул всех своих одноклассников, кто окончил агроакадемию и работал сторожами и строителями в Челябинске — благо не доехали до Москвы, они бы у вас трудоустроились. Я им дал жилье, я вернул их семьи. Средняя рождаемость у моих одноклассников — 3 - 4, есть 5 детей. Мне 30 лет! Вот это люди, которые будут работать в этом селе. Когда я после института вернулся, отец привел на кладбище и сказал: „Вот твой дед, расстреляли, ГУЛАГ, он пахал. Я ношу орден агронома, пахал. И ты, сын, будешь пахать здесь“. Я остался там, я людей туда возвращаю», — с укоризной говорил фермер.
А справедливости ради он предложил следующее: раз уж больше государство не в силах дать, пусть в те же пять раз понизит тарифы. «Давайте тогда в пять раз сделаем дешевле тариф на электроэнергию. Я-то коров держу, а он нет, он их вырезал, он угробил хозяйство, которое строил мой отец. Давайте сделаем мне тогда на воду в пять раз дешевле тарифы, чем ему, давайте сделаем на землю в пять раз меньше. Почему вы фермерам выделяете только 20 процентов помощи? Агрохолдинги вы цените в пять раз больше меня?» — не унимался челябинец. Было понятно, что к местному латифундисту у него реально «накипело».
Хатуов на этот эмоциональный спич пообещал пока что лишь приехать в хозяйство челябинского фермера и посмотреть, все ли так, как он говорит. А все беды и проблемы фермеров чиновник объяснил просто — последствия переходного периода. «Проблема переходного периода от плановой экономики к рыночной у нас длится 25 лет. Фермеры как класс родились в новой современной России. В структуре АПК мы ориентировались на мировой опыт. У нас еще остались родимые пятна бесхозяйственности, безответственности и расхищения. Но это тренд всей страны. Если в вашем регионе еще так, то сделаем так, чтобы мы сумели долечить и поднять уровень хозяйствования. Вас никто не унижает сегодня. Мы благодарны вам за вашу работу», — вроде бы признательно, но с назиданием говорил замминистра.
Плотников же пустился в философствования: «Могилы дедов заставляют многих присутствующих работать на земле, в той сельской глубинке мало кто остается. Сверкающая Москва, звезды, блеск — все сюда. А там кто? А Россия где? А Россия там и начинается». Сам же он, недолго поработав на селе еще в советское время, конечно, выбрал Москву...
В итоге чины из минсельхоза не дали сбить себя с оптимистического настроя: они уже видят счастливый день, когда российский фермер поднимется на одну ступень с заграничным. «Политика президента, правительства очень прогрессивная сегодня. Мы понимаем, что это только дело времени. Мы дойдем до того уровня, когда фермеры страны будут иметь такую же поддержку, как в других государствах. Но наш институт развития — 25 лет. У них столетний. Мы честно должны говорить, что прирастаем в доходности ежегодно не менее 10 - 15 процентов. Мало это или много? Я думаю, это приемлемо, но будем стремиться к лучшему», — закончил Хатуов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.