Сегодня в Набережных Челнах состоялся очередной аукцион на право размещения и эксплуатации рекламных конструкций. Реальные торги состоялись лишь по одному билборду из 29 — схватились «Домкор» и иногородняя компания. Остальные, несмотря на обилие заявок, разошлись по начальной цене. Вместо федералов, которых так опасались местные игроки, корреспондент «БИЗНЕС Online» застал среди участников самарцев и казанцев. Это и сделало возможным спектакль.
Сегодня торговались билборды в центре Челнов, то есть потенциально самые востребованные. Была подана 121 заявка от 9 компаний и индивидуальных предпринимателей
ЗАЯВОК МНОГО, УЧАСТНИК ОДИН
Лишь за один лот из 29 поборолись сегодня участники аукциона на право установки и эксплуатации рекламных конструкций в Набережных Челнах. За билборд на перекрестке проспекта Хасана Туфана и улицы Шамиля Усманова схлестнулись местный строительный холдинг «Домкор» и дебютант на рынке Челнов — самарская компания «Цвет». Их борьба уже казалась бесконечной, но когда цена лота со 115 тыс. рублей выросла до 356,5 тыс., то «Цвет» в лице своего представителя Никиты Усенкова уступил. Усенков забрал соседний щит по начальной цене — практически все лоты сегодня ушли тем же порядком. Лишь первые три предложения аукциониста Павла Куркина были формально похожи на торги — они были проданы с подорожанием на один шаг за 120,8 тыс. рублей каждый.
Примечательно, что всего на билборды была подана 121 заявка от 9 компаний и индивидуальных предпринимателей. Даже если на один лот поступило 7 - 8 заявок, свою табличку поднимал лишь один из заявителей, отчего происходящее напоминало фарс, как и на позапрошлых торгах, когда из 10 лотов вообще ни один не был куплен. Сегодня в основном торговались билборды на оживленных проспектах Мира, Сююмбике и Хасана Туфана, в центре города, то есть потенциально самые востребованные.
Четыре билборда разыграны не были — на них нашлось лишь по одному претенденту, с ними и будет заключен договор. Один лот сняли с торгов как никому не нужный, остальные ушли описанным порядком по начальной цене. Учитывая, что стоимость трехстороннего щита исполком заявил на уровне 177 тыс. рублей, общая сумма поступлений в бюджет города немного превысила 3,5 млн. рублей.
Лидером торгов стала компания «Реклама-центр», которая выкупила право на эксплуатацию 7 щитов, ООО «Лестер» досталось 5 билбордов, самарскому предпринимателю Сергею Щеглову, казанским ООО «Лариса-сити» и ООО «Рим» — по три, а «Цвету», «Домкору» и директору мебельного магазина «Ильдом» Ильсуру Валиахметову — по одному.
Интересно, что в торгах не участвовал собственник ООО «Деск Медиа» Вячеслав Гусев, который проявился на старте аукционной кампании как темная лошадка и заставил игроков переживать. За Гусевым видели федералов: на первых торгах он сорил деньгами, заплатив за 9 щитов свыше 4 млн. рублей, а потом заявил о намерении прибрать к рукам весь челнинский рынок. С тех пор свою долю на этом рынке он не увеличил.
Интерес «Домкора» к билборду возле дома 13/02а прозрачен — рядом находится офис компании. «Мы каждый год там размещаемся, — пояснил журналистам коммерческий директор холдинга Юрий Мочалин. — В таком случае хорошая экономия получается. Это единственный лот, где произошли принципиальные торги. Все остальное, похоже, прошло по сговору».
Другие участники аукциона не согласились с предположением Мочалина. На прямые вопросы журналистов о предварительной договоренности они качали головой или отвечали кратким «нет». От подробных комментариев рекламисты дружно отказались, хотя до сих пор стремились к контакту с прессой.
Единственным, кто поделился своим мнением об аукционе и перспективах рынка, оказался варяг Усенков. Свой заход в автоград он назвал пробным — хотел изнутри понять, как и что в Челнах устроено.
«Мы по порядку идем по Приволжскому федеральному округу, — сказал он, отвечая на вопрос корреспондента „БИЗНЕС Online“. — У нас производственная компания полного цикла, и мы несколько лет назад вышли на рынок рекламных щитов. У нас в области все торги прошли, теперь мы мониторим соседние регионы. У нас тоже бывает, что лоты разыгрываются без повышения стоимости от номинала. Могу предположить, что на этом рынке люди пытаются соблюсти свои интересы, но это когда два участника, а если семь или даже больше, я думаю, здесь невозможен сговор. Мне кажется, даже три человека не смогут договориться. Тут, возможно, дело в том, что снижение цены не повлияло на желание людей покупать щиты. Я вот один щит взял, за другой поборолся, чтобы все процессы проверить в действии. Это скорее подготовительная работа на будущие аукционы в надежде на более приемлемые цены».
Усенков добавил, что у них в Самаре лоты формируются как из одного билборда, так и из нескольких, цена может начинаться от 7 млн. рублей. При этом участники аукционов в соседнем регионе представляют широкую географию — среди них есть компании из Санкт-Петербурга, Новосибирска, в том числе и федеральные агентства, а самарские торги проходят в электронном виде.
На прямые вопросы журналистов о предварительной договоренности участники торгов качали головой или отвечали кратким «нет»
ИСПОЛКОМУ НУЖНО ОТТОРГОВАТЬ ВСЕ ЩИТЫ, ПОКА ИДЕТ СУД
Проблема с законностью «наружки» в Челнах не решалась более трех лет. Команда предыдущего мэра Василя Шайхразиева прекратила попытки разыгрывать щиты еще в апреле 2014 года, когда первые же торги были отменены управлением ФАС по РТ из-за того, что исполком торговал несвободными точками. Щиты на них уже стояли, и новые хозяева не имели права сносить их самостоятельно. После этого прецедента торги систематически переносились, пока ими не озаботилась уже команда действующего мэра Наиля Магдеева.
В декабре прошлого года исполком разыграл 9 лотов, но следующие 10 в январе продать не смог. Камнем преткновения стала стоимость аренды рекламной площади. Если на первом аукционе ее выставляли по 130 рублей за 1 кв. м, то на втором — уже по 410 рублей за «квадрат». Кроме того, за право установки владельцы должны были заплатить 130 тыс. рублей за двусторонний щит и 216,4 тыс. — за трехсторонний. На 10 билбордов было подано 33 заявки, и все заинтересованные компании на аукцион пришли, но лоты проигнорировали, поэтому веры Усенкова в конкуренцию местные игроки, возможно, не разделяют. По их расчетам, январские аппетиты исполкома подрывали рынок, а перед общей угрозой готовы сплотиться и вчерашние соперники.
После несостоявшихся торгов в январе Магдеев высказался однозначно: раз никому не надо, вообще уберем рекламу с проспекта Чулман, где размещались торгуемые точки. Однако под нажимом УФАС муниципалитету все же пришлось несколько подвинуться в цене, поскольку время сегодня играет против исполкома: стоимость аренды была снижена с 410 до 255 - 300 рублей в зависимости от формата билборда. Впрочем, пассивность рекламистов явно свидетельствует о том, что и эта цена высоковата.
Тем временем служба Александра Груничева продолжает давить на власти автограда — антимонопольщики настаивают на сносе всех 639 рекламных конструкций города. Об этом 7 марта на пресс-конференции говорил замруководителя УФАС РФ по РТ Рузалин Хабибуллин. «Исполком Набережных Челнов во исполнение нашего предписания начал проводить аукционы по 10 рекламным конструкциям, — говорил Хабибуллин. — Но вы представьте себе: 639 поделить на 10 — сколько лет они будут проводить аукционы? Соответственно, антимонопольному органу было некуда деваться, как только подать иск о сносе всех рекламных конструкций. Я думаю, у нас есть все шансы выиграть данный процесс. Конкуренция не соблюдается, ничего для этого не делается».
При этом представитель УФАС не исключал, что тяжба будет долгой. «Скорее всего, будут опять три инстанции. Но мы считаем, что здесь есть бездействие со стороны органов местного самоуправления», — говорил он. Выходит, сейчас перед исполкомом в качестве последнего китайского предупреждения поставлена задача отторговать все щиты до завершения тяжбы, которая только стартовала, что власти автограда и делают: следующий аукцион назначен уже на завтра, на него будет выставлено 40 билбордов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.