Новый фильм Оливера Стоуна продемонстрировал Западу «человечного» Путина, а не того брутального мачо, каким рисует его иностранная пропаганда. Он вовсе не разгуливает с ядерной боеголовкой в кармане, а беспокоится о своих детях, печется об укреплении российских семей и не хочет, чтобы его внуки росли «принцами крови». О том, как нынешний президент не сразу согласился стать преемником Ельцина, кто вырастил «Аль-Каиду» и почему наш ответ ПРО будет дешевым — в обзоре «БИЗНЕС Online».
«Оказывается, Путин — это человек, и у него даже есть внуки!» — поражается западный зритель. «Он умный, здраво рассуждает и не совсем похож на Терминатора», — удивляются американцы
КАК ПУТИН И СТОУН ПОЗНАКОМИЛИСЬ В ТЕАТРЕ И ЧТО ОБЫКНОВЕННО ПОКАЗЫВАЮТ В ЭФИРЕ SHOWTIME
Начиная с понедельника Первый канал покажет четырехсерийную эпопею Оливера Стоуна «Интервью с Путиным», премьера которой уже состоялась на минувшей неделе на американском канале Showtime. Обсуждение этого фильма, начавшееся задолго до его показа, давно уже превзошло по объему и эфирное время, которое Showtime уделил кинообразу Владимира Путина, и количество интервью, взятых Стоуном у российского президента. С одной стороны, нельзя не радоваться такому нечаянному промоушен, а с другой — немного грустно, когда понимаешь, чем он вызван. «Оказывается, Путин — это человек, и у него даже есть внуки!» — поражается западный зритель. «Он умный, здраво рассуждает и не совсем похож на Терминатора», — удивляются американцы. Для человека англосаксонской культуры это действительно целое открытие. Тем более для аудитории американского кабельного канала Showtime, который обычно транслирует бокс, триллеры и сериалы ужасов, а теперь вот показал Путина.
В самом деле Showtime демонстрирует своим зрителям только то, что обречено на высокий рейтинг. Сейчас кинолента Стоуна соседствует на официальном сайте канала с сериалом «Любовники» (The Affair) и фильмом про Рэя Донована. («Слоган сериала: „Никто не должен знать“, — говорится в аннотации к „Доновану“. — Специализация героя — ликвидация проблем».) Кроме того, в арсенале Showtime в разные годы можно отыскать такие духоподъемные киношедевры, как «Ужасы по дешевке», «Бесстыдники» или «Мертвые, как я». Поэтому логично предположить, что 12 июня сего года, когда американские кабельщики запустили в эфир «Путина», благодарные зрители канала, обеспечив себя дозой попкорна, приготовились к чему-то для них вполне привычному, от чего потом сладко икается и о чем можно рассказать личному психотерапевту. Вместо этого их ждало разочарование. Путин оказался какой-то совсем не страшный. Он ни разу не нанес Стоуну хук слева, не валял его на татами, не погружался вместе с ним в батискафе на дно Байкала и не поднимался в небо с журавлями. Он просто и сердечно разговаривал со своим интервьюером — то в амфитеатре стадиона, то в салоне мчавшегося куда-то джипа, то в саду президентского загородного дома. Одна из бесед состоялась даже в конюшне, где российский лидер кормил лошадок, а создатель «Конана-варвара» опасливо косился на это каждый раз, когда рука хозяина Кремля оказывалась в опасной близости от лошадиных зубов. Но это был, пожалуй, самый душераздирающий момент фильма, и искушенного зрителя Showtime он вряд ли мог поразить по-настоящему.
Вероятно, янки должно было поразить другое — то, что Путин выглядит таким естественным и человечным, а вовсе не разгуливает с ядерной боеголовкой в кармане. Предназначение Оливера Стоуна — развенчивать американские мифы, чем он, кстати, занимается давно и успешно, еще с тех пор, как снял целую серию документальных фильмов о Фиделе Кастро («Команданте» (2003), «В поисках Фиделя» (2004) и «Кастро зимой» (2012) — прим. ред.). Герой вьетнамской войны, дважды раненый и воплотивший затем свои индокитайские впечатления в киноискусстве («Взвод» (1986), «Рожденный четвертого июля» (1989) и «Небо и Земля» (1993) — прим. ред.), Стоун привык идти против течения и, похоже, получает от этого удовольствие. Он дружил с заклятым врагом США Уго Чавесом, он же снял нашумевшую ленту «Украина в огне» о государственном перевороте в Киеве, который очень понравился в Москве и совсем не пришелся по вкусу в Вашингтоне, поэтому его знакомство с Путиным было в каком-то смысле предопределено. Говорят, что трижды оскаровский лауреат Стоун и один из самых влиятельных людей в мире Путин познакомились в театре, а уже потом решили продолжить свою дружбу под видеокамеры. Так или иначе, работа над фильмом заняла у режиссера последние два года, ради чего он четырежды ездил на рандеву со своим героем.
Первый канал приобрел у компании Showtime права на «Интервью с Путиным», и теперь лента, поразившая воображение янки, будет доступна и российскому телевизионному зрителю.
«Я ДУМАЛ ТОГДА ТОЛЬКО ОБ ОДНОМ — КУДА СПРЯТАТЬ ДЕТЕЙ»
«Интервью с Путиным» уже растащили на цитаты, каждая хлеще другой. Иногда президент РФ прибегает к свойственным ему просторечным выражениям, как, например, в тираде о своих якобы баснословных богатствах. Миф о том, что хозяин Кремля — подпольный миллиардер и вообще один из богатейших людей на планете, распространен в западных СМИ и поддерживается российской оппозицией, но Путин назвал его «чушью» и добавил, что в «гробу карманов нет», а значит, деньги, как бы велики они ни были, на тот свет «с собой не унесешь». На вопрос Стоуна о банковских счетах, якобы открытых им на Кипре, российский лидер только пожал плечами: «Нет, нет и никогда не было. Если бы это было, то давно предъявили бы». При этом Путин, конечно же, не утверждал, что он бедный человек, однако заметил: «У меня нет такого богатства, о котором говорят». А в период экономического кризиса богатство — это вообще обуза. «Вы бы думали вот сейчас, что делать с этими активами, как их сберечь, где разместить. И только головная боль от этого». В представлении президента настоящий богач — это Стоун: «У вас есть свое мнение, у вас есть талант. Вы имеете возможность его проявить, вы имеете возможность оставить после себя заметный след. Деньги такого счастья не дают, в гробу карманов нет, с собой не унесешь».
Возможно, поэтому дочери национального лидера никаким крупным бизнесом, по его словам, не занимаются. «Мои дети, несмотря на все те слухи, живут здесь, в России, в Москве, — объяснил он Стоуну, добавив, что они далеко не во всем послушны своему влиятельному отцу. — Но мы не спорим, мы скорее дискутируем». Кроме того, у президента РФ уже есть внуки. «Что касается внуков — кто-то в детский сад уже ходит. Понимаете, в чем дело, я не хочу, чтобы они росли какими-то „принцами крови“, я хочу, чтобы они выросли нормальными людьми». Правда, для того чтобы играть с ними, у Путина «не хватает времени», о чем он очень жалеет.
Любовь к своей семье и детям когда-то едва не помешала нынешнему президенту сделать стремительную вертикальную карьеру в Кремле. «Когда Ельцин предложил мне это (стать премьер-министром с перспективой стать преемником — прим. ред.) в первый раз, я отказался, — рассказал Путин. — Он прямо в свой кабинет меня пригласил, сказал, что хотел бы назначить меня премьер-министром и хотел бы, чтобы я потом баллотировался в президенты. Я сказал, что это очень большая ответственность, это может поменять всю мою жизнь и я не уверен, что к этому готов. Одно дело — быть просто чиновником, даже высокого ранга, можно жить жизнью практически рядового человека, ходить в гости, свободно ходить в кино, в театр, общаться с друзьями и не нести такую персональную ответственность за все, что происходит в стране, за судьбы миллионов людей. А взять на себя ответственность в той ситуации за Россию — это было очень непростое дело». Тем более Путин не знал, какие окончательно планы в отношении него у президента Ельцина, и допускал, что «в любую секунду могут прийти и сказать: свободен». «И я думал тогда только об одном — куда спрятать детей», — признался глава государства Стоуну.
Беспокойство вряд ли было напрасным: за три президентских срока Путин пережил пять попыток покушения на свою жизнь. «Не так много по сравнению с Фиделем Кастро, у которого я тоже брал интервью. Я думаю, у него их было около 50», — ободряюще заметил Стоун, разговаривая со своим высокопоставленным собеседником. При упоминании Кастро «преемник Ельцина» оживился и даже вспомнил разговор с ним: «Он сказал мне: „Ты знаешь, почему я еще жив? Потому что я всегда лично занимался вопросами своей безопасности“. Поэтому и я делаю свою работу. И мои сотрудники службы безопасности делают свою, и пока у них это получается успешно». «Другими словами, вы доверяете своей охране, и они делают хорошую работу», — по американски зеркально кивнул Стоун. «Я доверяю им», — согласился президент. «Но кого-то из сотрудников службы безопасности могут завербовать — это один из самых распространенных путей к подготовке покушения», — настаивал американец. «Я это знаю, — холодно констатировал Путин. — Знаете, что об этом говорят в России? Тот, кому суждено быть повешенным, не утонет. Только Бог знает судьбу — вашу и мою. Рано или поздно это случится с каждым из нас. Вопрос в том, что мы совершим на этой бренной земле, насладимся ли мы жизнью...»
«Я БЫ ПРЕДПОЧЕЛ НЕ ХОДИТЬ С ГЕЕМ В ДУШ. ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО Я МАСТЕР ПО ДЗЮДО»
Впрочем, по крайней мере единожды Путин подтвердил свое брутальное реноме, сложившееся у него на Западе, — когда Стоун задал вопрос, как бы он себя повел, оказавшись в душе с геем на подводной лодке. «Я бы предпочел не ходить с ним в душ, — улыбнулся российский лидер. — Зачем его провоцировать? Вы знаете, что я мастер по дзюдо».
Понимая, насколько тема сексуальных меньшинств и мифических «чеченских геев» беспокоит США и ЕС, Путин продолжил этот не слишком приятный для него диалог: «У нас нет никаких ограничений и притеснений по половому признаку. Более того, многие люди открыто заявляют о своей нетрадиционной сексуальной ориентации. Мы с ними поддерживаем отношения, многие из них добиваются выдающихся результатов в своих видах деятельности. Они даже получают государственные награды, ордена за свои успехи... Да, у нас есть закон, запрещающий пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних. Логика этого закона в том, чтобы дать детям спокойно вырасти, не влияя на их сознание. А когда он (ребенок — прим. ред.) вырастет, он может принять любое решение, как ему устроить свою жизнь, в том числе личную и сексуальную. И с этого момента, когда он становится взрослым и совершеннолетним (а совершеннолетие по нашим законам наступает с 18 лет), никаких ограничений вообще нет», — заключил Путин, добавив, что он как глава государства все-таки больше заинтересован в нормальных браках, поскольку в нетрадиционных союзах дети не рождаются. «Бог так решил, и мы должны уделять внимание рождаемости в нашей стране. Мы должны укреплять семьи. Но это не значит, что возможны преследования кого бы то ни было».
Зная о том, что в России особой популярностью не пользуются не только геи, но и предатели, американский режиссер спросил Путина о бывшем сотруднике ЦРУ и АНБ Эдварде Сноудене, получившем вид на жительство в РФ. «Сноуден не предатель, — отрезал президент. — Он не предал интересы своей страны, он не передал другой стране ни одной информации, которая бы наносила ущерб его народу». Другое дело, что Сноуден мог бы не предавать огласке тот факт, что США следит за всем миром, включая собственных союзников, а просто тихо уйти в отставку, если ему это не нравилось, считает хозяин Кремля. Сам Путин в свое время так и сделал. «Я подал в отставку в связи с тем, что не был согласен с теми действиями, которые предприняло правительство, — попыткой правительственного переворота. Я не хотел оставаться в рядах спецслужбы в это время», — рассказал глава государства, вспомнив о переломном для него и для страны 1991 годе, когда он ушел из рядов КГБ СССР.
Российские спецслужбы, по мнению Путина, далеко не так могущественны, как американские. «Во-первых, финансирование колоссальное идет на спецслужбы в США — мы не можем себе такого позволить. А потом, вы знаете, после времен СССР и такого абсолютного авторитаризма все-таки у нас есть определенное отторжение ко вседозволенности спецслужб», — объяснил российский лидер.
Что касается спецслужб США, то они гиперактивны не только в своей стране, но и за ее пределами, констатирует Путин. В связи с этим он вспомнил события кавказской войны. «Когда у нас начались проблемы в Чечне, на Кавказе, к сожалению, американцы поддержали эти процессы. Холодная война ушла в прошлое, у нас были ясные, прозрачные отношения со всем миром: с Европой, с Соединенными Штатами. Конечно, мы рассчитывали на поддержку. Вместо этого мы увидели, что американские спецслужбы как раз поддерживают террористов. И я вам сейчас скажу, на мой взгляд, важную вещь: у нас сложилось тогда абсолютно устойчивое мнение, что наши партнеры американские на словах говорят о поддержке России, говорят о готовности к сотрудничеству, в том числе в борьбе с терроризмом, а на самом деле используют этих террористов для раскачки внутриполитической ситуации в России. Что касается информационно-политической поддержки, то это не нуждается в доказательствах, это было очевидно для всех. Это делалось публично, открыто. А что касается оперативной поддержки и финансовой, у нас есть такие доказательства. Более того, некоторые из них мы представили нашим американским коллегам».
В частности, запрещенная в РФ террористическая группировка «Аль-Каида» тоже появилась на свет как результат внешнеполитической деятельности США. «„Аль-Каида“ — это результат не нашей деятельности, это результат деятельности наших американских друзей, — уверен президент РФ. — Это началось еще с советской войны в Афганистане, когда американские спецслужбы поддерживали различные направления исламского фундаментализма в борьбе с советскими войсками в Афганистане. Американцы вырастили и „Аль-Каиду“, и бен Ладена, а потом все это вышло из-под контроля. Это всегда так бывает, и наши партнеры в США должны были об этом знать. Это их вина».
Глава российского государства заверил Стоуна: «Мы, в отличие от многих наших партнеров, никогда не вмешиваемся во внутриполитические процессы других стран, это один из принципов нашей работы». Поэтому обвинения в хакерских атаках, возводимые на РФ, бессмысленны, считает Путин, ведь ни одна страна не могла бы при всем желании повлиять на ход избирательной кампании в Соединенных Штатах. Американский народ сам сделал свой выбор в пользу Дональда Трампа. «Он нашел те струны в душах людей, которые смог затронуть, — говорит Путин. — И никому, мне кажется, не удастся поставить под сомнение результаты эти выборов. Вместо этого те, кто проиграл, должны были бы сделать выводы из своей собственной деятельности, из того, как организована работа, а не искать причины на стороне. Но и что совсем уж плохо — насколько я себе представляю, уходящая команда наложила ему столько мин кругом и создала условия, при которых ему трудно выполнять свои обещания, данные народу. Но на самом деле мы не ждем ничего революционного».
«В случае „горячей“ войны США доминировали бы?» — прямо спросил Стоун у хозяина Кремля. «Я думаю, что этого бы (ядерной войны — прим. ред.) никто не пережил», — констатировал Путин. Разговор о губительности ядерного конфликта состоялся между кинорежиссером и президентом после того, как они совместно посмотрели давнюю черную комедию Стэнли Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу». Стоун даже подарил Путину DVD с фильмом, но, как оказалось, передал ему пустую обложку, забыв вложить в нее диск. «Типичный американский подарок!» — отшутился глава РФ.
«СТРАНЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СВОИМ СУВЕРЕНИТЕТОМ, МОЖНО ПОСЧИТАТЬ НА РУКАХ»
Политическая оппозиция в России существует, но она пока что не способна увлечь за собой сколько-нибудь заметное количество граждан, считает Путин. «Им надо показать избирателям, что программы, которые они предлагают, более выигрышные с точки зрения интересов избирателей», — заявил президент Стоуну. «Как бы ни старались демонизировать Россию, она демократическая страна. И суверенная. С этим связаны определенные проблемы, но в этом есть и большие преимущества. Страны, которые могут пользоваться своим суверенитетом, можно посчитать на руках. А многие страны обременены так называемыми союзническими обязательствами. По сути, они сами по собственной инициативе ограничили собственный суверенитет», — попенял Путин европейским партнерам. При этом глава государства полагает, что в настоящее время невозможно, чтобы завтра в РФ наступили такие же порядки, как в США, Германии и Франции. «Общество и государство, как любой живой организм, должны развиваться постепенно, поэтапно. Вот это и есть нормальный процесс развития».
При этом в РФ есть многие европейский свободы, в частности свобода слова. «Вы сказали о доступе к средствам массовой информации. У нас сотни телевизионных компаний и радиокомпаний. Государство их вообще никак не контролирует. Это невозможно просто», — признался Путин Стоуну.
Есть в России и свобода совести. При этом межконфессиональный мир выглядит, по оценке Путина, достаточно прочным. «Конфликтов между исламом, христианством, иудаизмом у нас никогда не было. И потом наши представители исламского сообщества — граждане России. У них другой родины нет. Это их родина, — заверил Путин своего американского интервьюера и добавил, что Москва никогда не станет халифатом. — Ну уж этого мы не допустим. Смотрите, как бы Вашингтон в халифат не превратился».
При этом РФ продолжит активно участвовать в делах исламского мира, в частности в сирийском урегулировании. «Мы заинтересованы не в раздувании конфликта, а, наоборот, в налаживании диалога для того, чтобы сохранить территориальную целостность страны, — еще раз обозначил свою позицию Путин. — Это очень сложно. Нам непросто добиваться какого-то консенсуса, но прямой контакт с одними и другими партнерами дает нам такой шанс, и в целом мы добиваемся успеха. Нам очень нужна поддержка Соединенных Штатов, Саудовской Аравии, Иордании и Египта».
То, что коллективный Запад продолжает окружать РФ стеной ПРО, вряд ли пойдет ему на пользу, предупреждает хозяин Кремля. «На самом деле это еще одна грубая большая стратегическая ошибка наших партнеров, потому что на все эти действия Россия даст адекватный ответ и это будет означать не что иное, как еще один виток гонки вооружения. При этом наш ответ будет гораздо дешевле. Техника может быть где-то более грубой, но она будет эффективной. И мы сохраним этот так называемый стратегический баланс. Баланс — это очень важная вещь».
Вместе с тем Путин продолжает надеяться на улучшение отношений между РФ и США «Надежда есть всегда. Пока нас не понесут в белых тапках на кладбище», — декларирует он и признается, что знание техник дзюдо всегда помогало ему не только на татами, но и в жизни. «Основная мысль — это гибкий путь, — формулирует президент РФ свое кредо. — Можно и нужно быть гибким. Иногда можно и уступить, но только в том случае, если это путь к победе».
Напоминаем, что полностью фильм Стоуна можно будет посмотреть на Первом канале в вечернем эфире с 19 по 22 июня.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 50
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.