Кризис кончился — такое ощущение могло сложиться от доклада главы минфина Татарстана Радика Гайзатуллина на сессии Госсовета РТ. С опережением плана платят налоги и нефтехимики, и оборонщики, и даже, прости господи, банкиры. Ускоренными темпами богатеет народ — доходы, а значит, и НДФЛ выросли за первый квартал на 6,7%. Впрочем, дефицит бюджета остался прежним, а долг Татарстана уже на пределе. За тем, как Минтимер Шаймиев задержал министра на трибуне, наблюдали корреспонденты «БИЗНЕС Online».
Депутаты Госсовета РТ заслушали отчет об исполнении бюджета республики за 2016 год, доходы которого были выше 220 млрд рублей, расходы — более 222 млрд, дефицит — почти 2 миллиарда
ТРАНШИ ФЕДЕРАЛОВ, «ОПЕРЕЖАЮЩИЙ ТЕМП РОСТА» ЗАРПЛАТ, ДОПДОХОДЫ ОТ НЕФТЕХИМИКОВ
Сегодня на 29-й сессии Госсовета РТ депутаты увеличили бюджет республики на 2017 год на 43,6 млрд рублей по расходам (до 230,2 млрд рублей) и доходам (до 222,7 млрд рублей) — за счет поступлений из федерального бюджета, пенсионного фонда и роста собственных налоговых и неналоговых доходов. Но разница дебета и кредита все та же — 7,6 млрд рублей. «Дефицит не изменится, он обеспечен источниками финансирования», — объявил министр финансов РТ Радик Гайзатуллин.
На этом же заседании (предпоследнем в весенней сессии) депутаты приняли исполнение бюджета 2016 года с дефицитом в 2 млрд рублей. Доходы бюджета по итогам прошлого года составили 220,2 млрд рублей, расходы — 222,2 млрд рублей.
«Бюджет реализован в запланированных параметрах. Все они подтверждены внешней проверкой и заключением Счетной палаты», — отметил председатель комитета по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин. По его словам, риски, характерные для 2016 года, некритично затронули исполнение бюджета республики в прошедшем году.
Одновременно с этим глава комитета заявил, что сумма госдолга РТ на текущий момент остается одной из самых высоких среди регионов РФ — 93,4 млрд рублей. «Нам необходимо настойчиво проводить работу по его сокращению и дальнейшему снижению расходов на его обслуживание», — отметил Якунин.
Но повестка дня вернулась к теме корректировки бюджета на текущий год. Министр финансов РТ сообщил, что бюджет скорректирован прежде всего за счет дополнительных налоговых и неналоговых доходов, которые ожидаются в размере 25,3 млрд рублей из тех самых 43,6 млрд рублей.
Предложенное увеличение минфин обосновал фактическим исполнением бюджета РТ за прошедшие пять месяцев и прогнозами крупных компаний до конца года. Плановые значения по налогу на прибыль депутаты увеличили на 9,1 млрд рублей до 72,1 млрд рублей. Рост налоговых отчислений за пять месяцев уже показали химические и нефтехимические производства, производители радио-, оптических и измерительных приборов, банковская сфера (что весьма неожиданно на фоне краха Татфондбанка).
ДЕНЬГИ НА ЧМ-2018, WORLDSKILLS-2019, 17 МЛН. РУБЛЕЙ НА СОДЕРЖАНИЕ ДЕПУТАТОВ ГОСДУМЫ ОТ РТ...
Ожидаемые поступления по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) выросли на 2 млрд, и по итогам года они должны превысить 47 млрд рублей. Это, по словам Гайзатуллина, связано с опережающим темпом роста средней заработной платы, выплатой дивидендов и премиальных в ряде крупных компаний. За первый квартал 2017 года рост средней зарплаты составил 106,4%, тогда как по прогнозу ожидалось 104,9%.
Спасибо и «Татспиртпрому». В связи с положительной динамикой производства и реализации алкогольной продукции в РТ, а также ожидаемым поступлением акцизов на нефтепродукты бюджетные назначения по акцизам на 2017 год увеличили на 6 млрд до 32,3 млрд рублей. В связи с ростом налогооблагаемой базы планы по налогу на имущество выросли на 500 млн рублей до 25,8 млрд рублей. Надо сказать, что сегодня же депутаты продлили действие пониженных налоговых взносов на имущество до 2019 года. Плановые назначения по транспортному налогу увеличили на 300 млн до 3,8 млрд рублей в связи с увеличением поступлений налога от физлиц. Объем неналоговых доходов относительно утвержденного плана увеличен на 7,3 млрд рублей — видимо, есть намерение продать что-нибудь ненужное.
Из федерального бюджета и пенсионного фонда РФ вместе с остатками прошлых лет в республиканскую казну поступит 18,3 млрд рублей (из 43,6 млрд рублей). Эти деньги пойдут на поддержку сельского хозяйства — 5,8 млрд рублей, дорог — 1,8 млрд рублей, жилищное строительство — 1,7 млрд рублей, создание современной городской среды — 1 млрд рублей, лекарственные препараты — 1 млрд рублей. На устойчивое развитие сельских территорий потратят 860 млн рублей, подготовку к ЧМ-2018 — 857 млн рублей, подготовку к чемпионату профмастерства WorldSkills-2019 в Казани — 345 млн рублей, господдержку малого и среднего бизнеса — 248 млн рублей, развитие туризма — 41,8 млн рублей, поддержку проектов в области обращения с отходами — 26,9 млн рублей. Содержание депутатов Госдумы и членов Совета Федерации от Татарстана оценили в 17,2 млн рублей.
Собственные допдоходы республика в основном направит на софинансирование федеральных программ. Часть средств (678 млн рублей) будет внесена в уставный капитал АО «Татагролизинг», ООО «Уруссу-Водоканал», а также создаваемого АО «Проекты Татарстана».
Марат Галеев (справа): «Недоимки — это проблема постоянная, она и в прошлом году была, и в этом году, я думаю, есть проблемы»
«ДИНАМИКА РОСТА В ПРИНЦИПЕ ХОРОШАЯ, НО И НЕДОИМКИ ЕСТЬ»
Когда на заседании парламента, к слову, любого уровня речь заходит о деньгах, депутаты непременно проявляют завидную активность. Вот и в Госсовете к министру финансов после его выступления мгновенно выстроилась солидная виртуальная очередь желающих задать вопросы. Опередил всех член комитета ГС по госстроительству и местному самоуправлению Николай Рыбушкин. Он решил уточнить сразу несколько деталей по законопроекту об исполнении бюджета РТ за 2016 год, в том числе какой объем межбюджетных трансфертов был передан местным бюджетам в 2016 году. Также он спросил: «Анализ Счетной палаты свидетельствует о том, что в 2014 году мы увеличивали доходы и расходы бюджета, но дефицит бюджета практически оставался неизменным... Не означает ли это, что по итогам 2016 года не была профинансирована часть расходов бюджета?»
Министр подтвердил, что дефицит бюджета-2016 действительно есть — порядка 2 млрд рублей, но все расходы «полностью обеспечены и профинансированы за счет остатков на начало года и привлеченных кредитов». По трансфертам Гайзатуллин напомнил, что они были выделены в виде основной суммы, субвенций (порядка 21,6 млрд), субсидий (13,2 млрд рублей) и дотаций (порядка 1,2 млрд рублей).
Включил свой микрофон и зампредседателя комитета ГС экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев: «У меня, как правило, по доходной части бюджета вопросы. Отчет Счетной палаты показывает, что динамика роста в принципе хорошая, но в том числе и недоимки есть. Недоимки — это проблема постоянная, она и в прошлом году была, и в этом году, я думаю, есть проблемы. Не можете осветить, в каком состоянии работа с недоимками по налогам?»
«По недоимкам, если посмотреть отчет на 1 января 2015 года и 2016 года, действительно есть определенный прирост — порядка 1,3 миллиарда рублей, — согласился министр. — Но он объясняется тем, что есть и некоторые объективные причины. Это связано с тем, что изменился срок уплаты по имущественным налогам, это дало определенный негатив: с 1 октября имущественные налоги физических лиц перенесли на 1 декабря. И часть есть, конечно, по плательщикам. В этом вопросе сейчас президентом дано поручение, создан штаб, работа ведется. Я думаю, в дальнейшем будет положительная динамика».
Член комитета ГС по социальной политике Рифат Ганибаев поинтересовался поддержкой МСБ: «В рамках каких государственных программ и в каких объемах осуществлялась в 2016 году государственная поддержка малого и среднего предпринимательства?» Радик Рауфович ответил: «У нас ежегодно более миллиарда рублей выделяется малому бизнесу, но об этом, наверное, точнее скажет министерство экономики. Это по 6 направлениям. А сумма за 2016 год составила 1 миллиард 100 миллионов рублей, — повторил министр. — Из них порядка 560 миллионов рублей — за счет федерального бюджета, остальное — за счет бюджета республики».
Хафиз Миргалимов: «Физкультура — освоено 98, массовый спорт — почти 92 процента. Или программы нереальные, или программы повышенные. В чем дело?»
«ДЕНЕГ НЕТ, ИЩИТЕ, ДЕПУТАТЫ, ДЕНЬГИ!»
В очередь на вопросы министру встала и фракция КПРФ в полном составе. Впрочем, ее руководитель — депутат Хафиз Миргалимов — скорее не вопрос задал, а выступил с короткой, но, как и всегда, пламенно-обличительной речью: «При формировании бюджета на 2016 год по некоторым нашим параметрам говорили: денег нет, ищите, депутаты, деньги! Да, денег нет, их много не бывает, постоянно не хватает. Но я посмотрел освоение выделенных средств, консолидированного бюджета — тоже: то 96, то 93, то 98, то 99 процентов. Например, консолидированный расход ЖКХ: освоение составило 96,2 от плановых показателей. Физкультура — освоено 98, массовый спорт — почти 92 процента. Или программы нереальные, или программы повышенные. В чем дело? Почему министерства и ведомства не осваивают те деньги, которые им выделены?!»
«Спасибо за вопрос! — по традиции, но отнюдь не жизнерадостно сказал министр. — Здесь есть два основных момента. Источники финансирования у нас — консолидированный бюджет, бюджет республики, местные бюджеты плюс еще федеральные средства. По федеральным средствам у нас, особенно это практикуется в последние годы, в конце года выделяются средства. И у министерств их часть остается неиспользованной, переходит на следующий год. Вот это возможная причина определенного невыполнения. И есть экономия по тендерам. Я считаю, это объективно. Поэтому в дальнейшем нам, наверное, необходимо усилить работу. И в этом деле уже что-то поправили, так как по соглашению сейчас выделяют средства уже в начале года. Думаю, этот вопрос меньше будет [актуален] по итогам 2017-го».
Важный вопрос о федеральных кредитах задал еще один депутат из фракции КПРФ предприниматель Александр Комисаров: «В бюджете было предусмотрено увеличение краткосрочных кредитов для покрытия временных кассовых разрывов. Как фактически в течение года использовался данный инструмент? И в прошлом году Республика Татарстан привлекла часть средств по федеральным кредитам. Насколько я знаю, с некими обязательствами, рядом условий. Были выполнены эти условия?»
«Действительно, республика в прошлом году привлекала кредиты федерального бюджета, — подтвердил министр. — Часть из них, 2,2 миллиарда, использована на рефинансирование... Да, при подписании соглашения были определенные условия — по дефициту не более 10 процентов, расходы по госслужбе должны быть не более 2,3 процента. И самое главное, что общегосударственный долг не должен превышать 62 процентов от налоговых и неналоговых доходов. Все условия по 2016 году выполнены. Что касается краткосрочных кредитов в течение года, республика действительно воспользовалась этим, мы несколько раз брали кредит. В прошлом году было на 30 дней, сейчас минимум увеличен — 50 дней. Мы своевременно возвращали».
Депутат-коммунист Артем Прокофьев задал провокационный вопрос: «Опять мы видим, что муссируется тема перераспределения средств между регионами-донорами и регионами-реципиентами. Уже некоторые губернаторы регионов-доноров, не стесняясь, говорят... Вот губернатор Калужской области Анатолий Артамонов заявил, что быть регионом-донором почетно, но невыгодно, что политика минфина носит дестимулирующий характер для регионов-доноров. Вот с учетом таких подходов министерства финансов мне хочется понять, какова динамика поступления средств в 2016-м в сравнении с предыдущими годами. И второе: на сегодняшний день в этом направлении какие есть предложения и как это будет развиваться?»
«Речь идет о субсидиях, я так понял? — переспросил министр. — По субсидиям, если посмотреть прошлый год, в основном сложилось порядка 71 процента за счет бюджета Российской Федерации, 29 процентов — за счет бюджета республики... На 2017 год установлен другой порядок, здесь уже со стороны республики увеличился [вклад]: республика — 40 процентов, а 60 процентов — за счет федерального бюджета. То есть сегодня есть определенные [тенденции], отрицательные для нас: мы должны больше вкладывать...»
Минтимер Шаймиев: «Я вношу предложение поблагодарить Радика Рауфовича за столь успешную работу, терпение, выдержку, пожелать дальнейших успехов»
«Я ПРОСТО ВНОШУ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПОБЛАГОДАРИТЬ»
Попытали депутаты министра финансов еще и про средства на оказание высокотехнологичной медпомощи, на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, на зарплату бюджетникам, на татарстанские моногорода...
А когда Гайзатуллин ответил на все вопросы и, облегченно вздохнув, оставил трибуну, то не успел сделать и пяток шагов, как спикер ГС Фарид Мухаметшин вернул его обратно: «Одну минутку, Радик Рауфович... Есть вопрос у Минтимера Шариповича».
В зале насторожились: о чем хочет спросить министра финансов первый президент, госсоветник РТ Минтимер Шаймиев?
Но, оказывается, дело было в другом. «Радик Рауфович работает 15 лет министром финансов нашей республики, — напомнил Шаймиев. — Я хотел бы сказать, что, как мы с вами видим, работает успешно. Я просто вношу предложение поблагодарить за столь успешную работу, терпение, выдержку, пожелать дальнейших успехов».
И Гайзатуллин уже окончательно покинул трибуну — теперь под аплодисменты зала. Министром он, напомним, стал 18 июня 2002 года, так что действительно — юбилей.
С содокладом выступил председатель комитета ГС по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин, затем цифры законопроекта об исполнении бюджета РТ за 2016 год проанализировал председатель Счетной палаты РТ Алексей Демидов. После этого депутаты почти единогласно приняли (83 — за, 2 — против) постановление по исполнению бюджета за 2016 год.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 17
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.