ЧТО РУССКОМУ ХОРОШО, ТО ИНДИЙЦУ...

В Индии мне рассказали историю, которая произошла на самом деле. Одна семейная пара из России остановилась в Западной Бенгалии, в Навадвипе, в гостеприимной семье индусов. Им предоставили лучшую комнату, каждый день щедро кормили маслянистой вкусной едой, как и положено на Востоке, и отказывались брать какую-либо плату за жилье. Нашим, скованным русским менталитетом (за все нужно платить), было неудобно. Поэтому, когда пришла пора уезжать из этого дома, они пошли в магазин и выбрали шелковое сари в подарок хозяйке дома. Очень дорогое сари (около 7 тыс. рупий, или 8 тыс. рублей, что составляет большую сумму в Индии, где обильно пообедать можно за 100 рупий). Шелковое сари — это предмет роскоши для индианки, и они надеялись, что хозяйка обрадуется подарку. Однако, быстро оценив стоимость и высокое качество шелка (все женщины здесь в этом специалисты!), она отказалась принять подарок. «Я не возьму, потому что мой муж в этой жизни не может себе позволить такие вещи», — сказала она с улыбкой. И русская семья вынуждена была купить ей дешевое хлопчатобумажное сари, чему она была необычайно счастлива.

Реакция этой женщины очень удивила меня: как можно отказаться от того, что само идет тебе в руки? Не знаю, как вы, а я была воспитана в духе идеи «сделай себя сам», в обществе, где каждый уверен, что он достоин большего, чем у него есть, поэтому нужно карабкаться по карьерной лестнице, расталкивая конкурентов, влезать в долги и кредиты, чтобы получить жилье получше и машину пошикарнее. Поэтому мне, например, хорошо знакомо острое ощущение несправедливости и обделенности, постоянное чувство неудовлетворенности тем, что ты имеешь, возможно, уходящим в наше революционное прошлое с его завистью к буржуям. Причем эта неудовлетворенность постоянно подпитывается рекламой, где можно увидеть людей, очень счастливых в связи с тем, что они имеют новую модель айфона, бутылку бескалорийной пепси или просто отличное средство для чистки унитазов. Конечно, сейчас модно критиковать потребительское общество, но кратко его идею можно выразить так: будь счастлив любой ценой.

В противовес истории с индианкой, отказавшейся брать дорогое сари, потому что ей оно не положено по судьбе, мне почему-то вспомнился очень яркий случай из моего студенческого прошлого. Я просила хозяина съемной квартиры об отсрочке по оплате на пару дней (отмечу, что до этого я платила исправно), но он не согласился и орал на меня в трубку: «Мне все равно, где ты возьмешь эти деньги: укради, убей, но принеси сегодня же! Или убирайся из квартиры». Самое «прекрасное» в этой истории то, что владелец квартиры работал (и, наверное, успешно работает до сих пор) в полиции, занимает высокий пост на страже закона и порядка. Это не к тому, что у нас все плохо, а где-то лучше, просто история для размышления.

ДХАРМА И ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ ДУШИ

«Я не могу взять ваш подарок, потому что мой муж не может позволить такие дорогие вещи в этой жизни», — сколько мудрости стоит за словами простой женщины. И эта мудрость культуры Индии зиждется на двух ключевых понятиях — дхармы и реинкарнации, которые в корне меняют мировоззрение человека и являются основным отличием Востока от Запада.

В Индии каждый человек — будь он богатым чиновником из Калькутты с пенсией в 60 тыс. рупий в месяц или продавцом пластиковых тазов на улицах Навадвипы с еженедельным доходом в 200 рупий — знает, что существует перевоплощение души, что эта жизнь не единственная и что в зависимости от своих поступков в этой жизни ты получишь следующее тело в другой. Каким будет это новое тело? Попугая, собаки, человека или полубога на райских планетах? Так или иначе, свою судьбу (или карму) в этой жизни не изменить: ты получишь ровно столько богатств, сколько заслужил, и ровно такую по красоте и качествам характера жену, какой достоин. 

И это не какая-то отстраненная философская идея, а практика жизни. Давайте подумаем, к чему приводит представление о том, что у нас одна-единственная жизнь? К тому, что надо взять от жизни все! А значит, если не получилось добиться желаемого законным способом, нарушай закон; если не удалось получить желаемую вещь от мужа, заведи любовника или вовсе разведись с мужем-неудачником; если жена не доставляет удовольствия, потому что постарела и подурнела, то найди себе жену помоложе и посговорчивее. Борись за место под солнцем, иди по головам!

Современная Индия, конечно, тоже испытывает на себе влияние этих идей. Но до сих пор с молоком матери люди здесь получают знание о том, что существуют высшие законы, управляющие нашей жизнью, знание о дхарме — долге, неотъемлемом свойстве объекта. Что такое дхарма простыми словами? Допустим, дхарма сахара — быть сладким. А дхарма женщины — следовать за мужем и принимать любые условия, какие он для нее создает, не прося большего. И все обязанности, которым живые существа должны следовать, прописаны в священных писаниях — дхарма мужчины, женщины, брахмана (священника), кшатрия (царя), вайшьи (торговца) и шудры (рабочего), а также вечная дхарма души, ее обязанности перед Богом.

Поэтому индийцы очень спокойно могут прожить свой век, всю жизнь работая подметальщиком улиц или портным, с одним мужем или одной женой, нося дешевые хлопковые сари и пластиковые браслеты.

Это качество индийцев порой выводит из себя западных людей. Например, такой историей со мной поделился один американец (назовем его Джек), менеджер крупной международной строительной фирмы. В одном из городов Индии задерживался к сдаче высотный дом по причине медленной работы строителей. Джек, следуя привычной схеме, предложил поднять ежедневные выплаты рабочим, чтобы усилить их энтузиазм, хотя прораб (из местных) не рекомендовал ему этого делать. Однако на следующий день вообще никто из рабочих не пришел на стройку! Джек в гневе обратился к своему прорабу, но тот спокойно ответил: «Чего вы хотите? Вы заплатили им больше, чем нужно на один день, поэтому сегодня у них есть на что купить еду, они придут на работу только завтра».

Я была свидетелем похожей истории. Вместе с моими знакомыми мы переплыли на лодке через священную реку Гангу. Это занимает немного времени — около 15 минут. И там выяснилось, что одна женщина из нашей группы опоздала и сейчас находится на другом берегу. Эта женщина постоянно живет в Индии, она лично знает лодочника, переправившего нас через реку, поэтому позвонила ему по телефону. Однако он наотрез отказался вернуться за ней, хотя она обещала ему щедро заплатить за это. Он стоял в дырявой рубахе, босой и с улыбкой отказывался от дополнительного заработка: «Нет, не надо денег, не поплыву». И лег отдыхать в своей лодочке.

БЫТЬ ДОВОЛЬНЫМ СВОЕЙ ДОЛЕЙ И НЕ ПОСЯГАТЬ НА ЧУЖОЕ

Такому образу мышления способствует также другое понятие индийской философии — ишавасьи, по которому все в этом мире принадлежит Богу. Об этом свидетельствует древнейший трактат «Шри Ишопанишад», признаваемый всеми индийскими философскими школами. Каждый должен быть доволен тем, что выделено ему как его доля, и не посягать на чужое, понимая, кому все принадлежит. Если ты живешь благочестиво, исполняя свой долг жены, мужа, отца, дочери, сына, правителя или водителя автобуса, Господь пошлет тебе материальное процветание — в этой жизни или следующей. 

Наверное, поэтому в истории Индии нет ни одной завоевательной операции. Как пишут историки, на протяжении долгой истории у Индии никогда не было имперских амбиций и завоеваний за пределами индийского субконтинента. При том что многие цари Индии, например Чандрагупта Маурья или Ашока, были не менее могущественны, чем Александр Македонский или Юлий Цезарь, однако они никогда не стремились к захвату чужих земель. Майкл Лейбих, доктор политических наук, специалист в области негосударственной разведки, эксперт по Индии, пишет в статье «Стратегическая культура Индии»: «Они знали, что, если будут содержать в порядке свою собственную землю (субконтинент), у них будет все, что им необходимо. Я предполагаю, что в индийской стратегической культуре существует сильный фактор „геополитического“ насыщения, происходящий из исторического опыта, который показал, что лучший способ стать (и оставаться) Великой Державой — это не захват чужих земель и ресурсов, а развитие и оптимизация своих собственных».

Сегодня большинство граждан Индии гордятся тем, что их страна стала ядерной державой. Но, несмотря на пропаганду новых идей, жизнь в Индии до сих пор остается гораздо счастливее и проще, чем в западных странах, — не только потому, что здесь круглый год солнце, а потому, что люди здесь в большинстве своем довольны тем, что у них есть, — тем мужем или той женой, которые у них есть, тем домом, в котором они живут, той работой, какую послал Бог, и тем количеством комфорта, какой им достается. Жена кормит вечером мужа-чернорабочего, который весь день носил на своей голове кирпичи, простым кичри (густым супом из риса, маша и овощей), муж сытый и довольный ложится спать. Что ему с того, что где-то неподалеку богатый владелец магазина шелковых сари ест сабджи (овощное рагу) с топленым маслом? Ведь он после ужина точно так же завалится на левый бок, уснет и забудет, где находится — в бедной хижине из листового железа или в добротном кирпичном доме. И никто не может сказать, кто из них проснется на следующее утро и кем станет в следующей жизни.

Наталия Федорова