Уже вторая за эту весну челнинская продуктовая сеть местного значения сокращает свое присутствие на рынке — на этот раз дело дошло до полной ликвидации бренда. Сеть продуктовых бутиков Fresco закрывается на фоне новой волны экспансии в автоград «Пятерочек» и «Магнитов», которые уже обогнали местных игроков по количеству магазинов. По мнению экспертов «БИЗНЕС Online», сегодня даже среднего масштаба местные продуктовые ретейлеры спят и видят, как бы подороже продаться федералам.
Сеть продуктовых бутиков Fresco закрывается на фоне новой волны экспансии в автоград «Пятерочек» и «Магнитов»
ФЕДЕРАЛЫ ПОДЖИМАЮТ РЫНОК ПРОДУКТОВОЙ РОЗНИЦЫ
После сокращения челнинской продуктовой сети «Тэмле», которая недавно избавилась от 2 магазинов из 17, передав их в распоряжение «Пятерочке» от Х5 Retail Group, покидает местную розницу еще один продовольственный бренд локального значения — торговая сеть Fresco. Продуктовые бутики, как они позиционировались владельцем Геннадием Ежковым, один за другим передаются в аренду все тем же федералам: как сообщили «БИЗНЕС Online» в администрации одного из магазинов, на освободившиеся площади зашли «Пятерочка» и «Магнит», они же, судя по всему, скоро поделят и последние три магазина, которые пока еще работают под вывеской Fresco. Впрочем, по версии из другой торговой точки, как минимум один из магазинов перейдет другому представителю большой и закрытой от публики семьи предпринимателей Ежковых, но бренд уходит с рынка в любом случае.
«БИЗНЕС Online» обратился с вопросами к Григорию Ежкову, но он ответил, что сеть принадлежит не ему, а Геннадию, и отказался от комментариев. Связаться же с Геннадием изданию не удалось.
Оборот розничной торговли с начала года в Челнах показал рост на 4% и составил по итогам января – марта 34,6 млрд рублей. Такие данные были представлены в отчете социально-экономического развития города. Если же брать глобально, то в прогнозе развития города на 2018–2020 годы оборот розницы существенно не изменится. В 2018 году он прогнозируется на уровне около 145 млрд рублей, что всего на 0,3% больше, чем в прошлом. В последующие два года рост составит в сопоставимых ценах всего 0,4–0,7%.
Что касается доли рынка местных сетей, то можно примерно представить ее, подсчитав число магазинов челнинских ретейлеров по карте сервиса «2ГИС». По Челнам в итоге получается следующая картина: Fresco — 3 магазина (правда, на карте пока еще числится 6 магазинов), «Тэмле» — 14 магазинов, «Эссен» — 13 магазинов, «Камилла» (которую выкупил тот же «Эссен») — 27 магазинов, «Челны Хлеб» — 41 магазин. Кроме того, есть в Челнах один супермаркет «Бэхетле». Федералы, представленные компанией Х5 Retail Group, имеют в автограде два гипермаркета «Перекресток» и 66 магазинов «Пятерочка». «Магнит» представлен 59 магазинами. Таким образом, федералы уже заняли больше половины рынка продуктовой розницы и процесс этот, как видим, ускоряется.
Торговый дом «Дуслык», владеющий сетью магазинов у доме «Тэмле», в марте закрыл магазины в 30-м и 17-м микрорайонах автограда. У «Дуслыка» еще имеются магазины в Заинске, Альметьевске, Мамадыше, Бугульме, Нижнекамске — всего, по данным сайта торгового дома, в Татарстане насчитывается 45 магазинов «Тэмле». Основным владельцем формально является Альбина Сулейманова, дочь бизнесмена Рината Сулейманова.
Оборот розничной торговли с начала года в Челнах показал рост на 4% и составил по итогам января – марта 34,6 млрд рублей
Слухи о возможной продаже сети «Челны Хлеб» в пользу бренда «Пятерочка» тоже муссировались в Челнах, однако их нашему изданию опроверг гендиректор торгового дома «Челны Хлеб» Эдуард Юнусов. «Мы работаем. Вас что-то путают. А за это (слухи — прим. ред.) можно и в суд подать. Хотели купить, просто не смогли», — комментировал тогда Юнусов. На вопрос, в чем же не сошлись стороны, глава торгового дома ответил: «Деньги — не главное, а не сошлись в принципах». ТД «Челны Хлеб» объединяет более 55 магазинов общей торговой площадью более 25 тыс. кв. м в Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске, Заинске, Мензелинске, Менделеевске, Муслюмово. Основной формат работы — «магазин у дома».
Запрос в X5 Retail Group о ситуации на рынке розницы и дальнейших планах по покорению автограда наше издание отправило еще в апреле, однако ответ до сих пор не получен.
В ДУХЕ ЕЖКОВЫХ: ПОРАБОТАЛИ — И ХВАТИТ
Небольшая и не очень заметная в городе сеть Fresco воспринималась как наследница некогда широкой и значительно более популярной сети магазинов у дома «Славный». Сетью из 17 магазинов владели многочисленные Ежковы — шесть братьев и сестра, делившие ответственность за развитие торговых точек, пять из которых вел Владислав Ежков. Основанная в 1999 году и разросшаяся к концу первого десятилетия двухтысячных, сеть «Славный» имела успех в первую очередь у пенсионеров, которым уже в те времена Ежковы предлагали постоянную десятипроцентную скидку, даже не спрашивая пенсионного удостоверения. Fresco, кстати, до сих пор сохранил традицию пенсионных скидок, хотя сегодня таким маркетинговым ходом уже никого не удивишь. Братья, в частности Владислав, вообще вели бизнес социально ответственно: как он сам рассказывал «БИЗНЕС Online» в 2009 году, сам Владислав, к примеру, вывешивал в магазинах номер своего сотового, чтобы общаться со всеми желающими покупателями. При этом ассортимент магазина не напоминал полки дискаунтера для малообеспеченных слоев населения, вполне соответствуя запросам любой клиентуры. Бизнес Ежковы вели активно: ввели редкий тогда еще для капитальных магазинов круглосуточный формат работы, тратили деньги на наружную рекламу, сохраняли демократичную ценовую политику. Тем не менее к концу 2011 года Владислав первым заявил о выходе из розничного бизнеса, объяснив свой шаг усталостью от коммерции, и передал свои пять магазинов в аренду «Челны Хлебу». После этого и остальные «Славные» постепенно ушли с рынка.
На освободившиеся площади зашли «Пятерочка» и «Магнит»
Относительно активную предпринимательскую позицию занимают в семье четверо из братьев Ежковых — это Владислав, Эдуард, Григорий и владелец Fresco Геннадий, о чем можно судить по данным сервиса «Контур.Фокус». Первопроходцем среди них, видимо, стоит считать именно Геннадия — он зарегистрировался как индивидуальный предприниматель еще в 1998 году, сразу занявшись продуктовой розницей. Оба действующих сегодня ООО Геннадия были основаны в 2008 году, на пике активности Ежковых — в этот период братья создали бóльшую часть своих юрлиц, почти все из которых относятся к продуктовому ретейлу. За Геннадием остаются ООО «Репешок» с положительной динамикой по выручке, которая за 2016 год составила 255,5 млн рублей, и с небольшой прибылью в 6,9 млн рублей. Fresco же работает под ООО «Гравилат», которое за 2016 год показало 248,1 млн рублей выручки и 12 млн рублей чистой прибыли, однако с убытком от продаж на уровне 3 млн рублей.
Владислав, Григорий и Эдуард по очереди подтянулись в ряды самостоятельно зарегистрированных предпринимателей только в 2002–2004 годах. ООО «Славный» регистрировалось на Владислава и в хлебный 2008 год показало выручку в 724,6 млн рублей с прибылью 19 млн, но год спустя выручки уже не было — судя по всему, доходы сети были переведены на другое предприятие. Примерно такая же картина характерна и для других продовольственных компаний Владислава — «Яснотка» и «Девясил», которые были переданы ему в свое время Эдуардом, они дали пик продаж в 2010 году (100 и 131 млн рублей соответственно) и скатились к нолям год спустя. Все они тем не менее до сих пор действуют, ежегодно принося владельцу символический убыток в десяток тысяч рублей — очевидно, налоговый. Еще одно «мертвое» по финансовым показателям предприятие «Белое озеро» Владислав и Геннадий открывали напополам — судя по цифрам, оно и не пыталось вести хозяйственную деятельность.
Григорий отчитывался за финансы двух своих ООО — «Иссоп» и «Горлюха» — только в год их регистрации, а Эдуард несколько отошел от семейного продовольственного ретейла, взяв на себя управление недвижимостью через ОАО «Центральное» и мебельное направление через ООО «Миксмебель 16», основанное четыре года назад. К мебели он тяготел и раньше, в свое время открыв ныне ликвидированное «МебельОптТорг-16». Также Эдуард отвечал за оптовые поставки разнообразных товаров и сырья под юрлицом «Славный 1».
«ВСЕ МЕЛКИЕ РОЗНИЧНЫЕ СЕТИ С РЫНКА СО ВРЕМЕНЕМ УЙДУТ»
Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», в выходе из продуктовой розницы Ежковых видят разные причины. По мнению Дмитрия Калачева, генерального директора сети товаров для дома «Впрок», основная состоит в серьезно усиливающейся в секторе конкуренции, прежде всего со стороны федеральных игроков. Другой причиной выхода эксперт называет тот факт, что розничный бизнес для семьи Ежковых уже давно стал не единственным.
«Насколько я знаю, Ежковы уже довольно продолжительное время специализируются на недвижимости, для них розничный бизнес являлся побочным, и они не занимались особо его развитием, из-за чего сеть со временем и теряла покупателя. Им интереснее строить какие-то объекты недвижимости и сдавать их в аренду. Они в гораздо большей степени занимались именно этим направлением. И, видимо, когда розница перестала приносить тот уровень доходов, который приносила ранее, они и приняли решение ее закрыть. У них достаточно много объектов недвижимости и они уже давно девелоперы, а не ретейлеры», — заявил Калачев.
По его словам, практически в любом розничном бизнесе в настоящее время наблюдается стагнация. Произошло определенное насыщение во всех секторах и роста продаж уже нет, соответственно, внутри секторов конкурентная борьба обострилась, и сети теперь вынуждены проводить оптимизацию и бороться в буквальном смысле за каждого покупателя.
«По моим ощущениям, сейчас в Челнах федеральные игроки на рынке продовольственной розницы имеют преобладающую долю. Такой вывод можно сделать, даже если просто обратить внимание на количество открытий магазинов. „Камилла“ не демонстрирует каких-либо признаков развития, „Челны Хлеб“ вроде бы неплохо себя чувствует, но открываются только „Пятерочки“ и „Магниты“. Они растут быстро, и их доля на рынке серьезно увеличивается». Из местных игроков на рынке остались «Челны Хлеб», «Эссен» с «Камилой» и дискаунтеры «Тэмле», — констатирует эксперт.
Федералы уже заняли больше половины рынка продуктовой розницы и процесс этот, как видим, ускоряется
Денис Нитенко — генеральный директор челнинского ООО «Деловой центр „Форт Диалог“» видит причиной сворачивания локальных розничных сетей дальнейшее укрупнение розницы и в целом — глобализацию. «Я уверен, что все мелкие розничные сети с рынка со временем уйдут. А следующими в эту очередь встанут сети среднего масштаба — „Челны Хлеб“, „Тэмле“ и другие, и на рынке останется всего два-три больших федеральных оператора. Уход с рынка мелких сетей — это нормальная ситуация, нормальный процесс, учитывая, что платежеспособный спрос в городе падает и местным сетям становится все труднее и труднее составлять ценовую конкуренцию федералам. Они не могут работать так же, как федералы, с входящими ценами, не могут позволить себе так же работать с поставщиками, как, скажем, X5 Retail Group», — убежден Нитенко.
Нитенко согласен с Калачевым в том, что рынок сейчас стагнирует. Доходы населения не падают, но и не растут, из-за инфляции в конечном итоге товары становятся дороже. «Кроме этого, очевидно, что фискальными органами проводится большая работа по выведению на свет божий теневых доходов населения. Люди вынужденно начинают платить налоги, и поэтому реально располагаемые доходы у них уменьшаются. Соответственно, розничный рынок уже не может вместить всех тех, кто считает, что может заниматься розничной торговлей. В конечном итоге ведь все определяет клиент, он голосует своим рублем и в условиях свободного выбора: туда, куда люди ходят за покупками, там и концентрируются деньги. Но пока преобладания федеральных сетей над местными не наблюдается», — объясняет он.
«Думаю, что где-то около 40 процентов рынка Челнов занимают федеральные сети, а все остальное — это местные и региональные. Конечно, если в конечном итоге останется лишь один розничный оператор, то это будет плохо, а если будет два или три, то вполне нормально. На самом деле в России розничный рынок менее концентрирован, чем в той же Европе, не говоря уже о США. Крупных игроков на Западе значительно меньше, чем у нас. Поэтому сейчас даже средние сети вроде того же „Челны Хлеба“ спят и видят, чтобы пришел тот же самый Х5 или „Магнит“ и купил их даже не за хорошую цену, а просто за нормальную. Им сейчас очень тяжело, я это знаю очень хорошо», — заверил Нитенко.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 31
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.