А руководство ФРС США тем временем раскололось на сторонников и противников идеи ужесточения денежной политики. 

Федеральная резервная система США выпустила очередной обзор о состоянии дел в экономике этой страны, который, по цвету обложки, называется «бежевой книгой». По мнению ФРС, в производственной сфере отмечается «устойчивое улучшение»: в 10 из 12 округов зафиксирован небольшой рост потребительских расходов. Несмотря на подорожание сырья, давление в сторону повышения зарплат является при этом «слабым или подавленным», говорится в обзоре. 

В то же время в ряде округов сохраняется неопределенность: в частности, кое-где были отмечены перебои с поставками, связанные с землетрясением и цунами в Японии. В целом обзор показал примерно ту же картину состояния экономики США, что и полтора месяца назад, когда вышла предыдущая «бежевая книга». 

Отметим, что, по мнению большинства в руководстве американского ЦБ, экономика США еще не настолько окрепла, чтобы можно было отказаться от ее поддержки, и опубликованные данные в целом подкрепляют эту оценку, говорят эксперты. 

В частности, в понедельник выступил глава Федерального резервного банка Атланты Деннис Локхарт, который сказал, что ФРС необходимо «проявить терпение» при принятии решения о том, когда стоит начинать сворачивание антикризисных программ, учитывая умеренные темпы роста экономики страны и тот факт, что ускорение темпов инфляции, скорее всего, будет носить временный характер. 

«Мое представление о будущем подразумевает необходимость проявить некоторую степень терпения в том, что касается кредитно-денежной политики, – заявил Локхарт, который вновь войдет в состав Комитета по открытым рынкам ФРС в 2012 году. – Экономическое восстановление все еще характеризуется неравномерностью и хрупкостью. Я полагаю, что процесс возвращения к нормальным экономическим условиям, включая высокую степень занятости, все еще требует поддержки». 

Во вторник выступил уже глава ФРС Бен Бернанке, который также заявил, что нынешний рост цен на сырье, вызвавший всплеск инфляции, связан с факторами спроса и предложения на глобальном рынке и, скорее всего, является временным явлением. Скорее всего, эти выступления являются частью сложной борьбы внутри ФРС, направленной на выработку политики этой организации на заседании Комитета по открытым рынкам в конце апреля. 

Напомним, что проблема этого заседания в том, что на нем должна быть озвучена реакция ФРС на два события: рост потребительской инфляции и падение потребительской уверенности. Первое требует ужесточения денежной политики (увеличения стоимости кредита), второе – продолжения или даже усиления стимулирования экономики, т. е. смягчения денежной политики (продолжения эмиссии или даже ее усиления). При этом руководство ФРС сегодня разделилось практически поровну на сторонников той или иной позиции. И рассматривать «бежевую книгу» нужно именно с точки зрения данной ситуации – как она повлияет на окончательное решение, избежать которого практически невозможно (в мае заканчивается предыдущая программа эмиссии). 

Если смотреть на этот документ с такой позиции, то, скорее всего, она – на пользу той части ФРС, которая считает, что денежную политику нужно ужесточать. Другое дело, что назвать анализ однозначным тоже нельзя, поскольку явных признаков улучшения явно не видно, особенно с учетом роста инфляции с одновременным падением потребительской уверенности. Вообще в рамках монетаристского подхода к реальности, с учетом теории циклических кризисов, такой ситуации вообще быть не может: либо рост инфляции (что характерно для растущей части экономического цикла), либо падение уверенности (что свойственно для понижающей части). 

Мы, конечно, понимаем, что инфляция эта носит не монетарный характер, а является инфляцией издержек и следствием как раз той эмиссии, которая должна стимулировать экономику; что аналогичная ситуация была в конце 1970-х гг. (ну, это и они понимают), когда кризис точно так же, как и сейчас, носил не циклический, а структурный характер (этого они точно не понимают). Но объяснить это руководству ФРС невозможно: они и слов-то таких не знают, как «структурный кризис» (точнее, отказываются признавать данное явление). И, как следствие, впадают в состояние когнитивного диссонанса, когда должны одновременно принять два противоположных решения. 

Не вызывает сомнений, что какое-то решение они примут. Более того, я уверен, что это будет решение о смягчении денежной политики, т. е. о продолжении эмиссии. Просто потому, что это более выгодно администрации Обамы, которая сегодня играет важную роль в выработке решений ФРС. Другое дело, что это вызовет продолжение (и даже усиление) роста инфляции, что само по себе не улучшит ситуацию в американской и мировой экономике. 

В заключение можно отметить, что, как всегда, когда мнения разделяются практически поровну, никакие данные не дают окончательного решения в ту или иную сторону. Какие бы данные или анализы ни появились в ближайшие недели, они вряд ли дадут однозначные ответы на вопросы, стоящие перед денежными властями США (ФРС, в частности), а значит, высокая степень неопределенности останется. Впрочем, с точки зрения развития кризисных процессов ничего не изменится – они будут продолжаться, причем, скорее всего, более или менее длительная передышка, обязанная своим появлением как раз активному вмешательству государства в экономические процессы, заканчивается.

Fintimes