ТЕМ ВРЕМЕНЕМ КАЗАНСКАЯ ФИРМА ЗАПУСКАЕТ ПРОИЗВОДСТВО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ САМОЛЁТОВ В КАЗАХСТАНЕ – ТАТАРСТАНУ ОНИ НЕ НУЖНЫ

Авиационное производство в Татарстане – на грани исчезновения. Такое мнение о «текущем моменте» прозвучало вчера на выездном заседании комитета Государственного Совета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству. Среди прочего депутаты посетили казанское ООО «Фирма «МВЕН», уже который год пытающееся обратить внимание властей республики на разрабатываемые и производимые им самолёты. Но серийно строить и продавать эти машины будет не Татарстан, а Казахстан. В логике ситуации разбирался корреспондент «БИЗНЕС Online».

«ФЕРМЕР» - ЭТО ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ

Члены комитета, кажется, с интересом осматривались в одном из цехов МВЕН – и посмотреть есть на что, и делегация Госсовета РТ приехала на фирму впервые. Между тем, предприятие существует уже 20 лет. Это единственный в России разработчик и производитель быстродействующих парашютных систем спасения летательных аппаратов вместе с экипажем и пассажирами. Известно три десятка случаев, когда продукция фирмы спасала жизни людей. Последний раз - на прошлой неделе в Татарстане, когда у мотодельтаплана в полёте сломалось крыло – ещё один «крестник».

Также фирма имеет лицензию на разработку и производство легких летательных аппаратов из полимерно-композитных материалов. С 2002 года здесь выпускают «МВЕН-2 «Фермер» - единственный в России специализированный сельскохозяйственный самолёт. Построено 8 машин (стоимость одного – 4 миллиона рублей, западного аналога – $300 тысяч), которые трудятся в разных регионах страны. Самолёты имеют сертификат единичного экземпляра, для массового производства необходим сертификат такого типа, получить который очень хлопотно и затратно. Но эти проблемы не испугали правительство Казахстана, которое решило построить у себя завод по производству продвинутого варианта машины - «Фермер-500». Завод возводится в Карагандинской области, и, как рассказал «БИЗНЕС Online» заместитель генерального директора МВЕН Михаил Невельский, производство должно начаться до конца 2011 года. Предполагается выпускать 72 самолёта в год, но мощность завода позволяет делать до 100 машин.

Проект создания производства, который ведётся казахстанским ТОО «КазАвиаСпектр» оценивается в 1,7 млрд. тенге ($11,5 млн.), он включен в карту индустриализации страны и получит поддержку государства. Министерство сельского хозяйства Казахстана подтвердило потребность в самолётах типа «Фермер-500» в количестве 350 бортов.

ВОПРОС ВОЛИ

Занятно, что вопрос о создании производства «Фермера» в Казахстане уже возникал несколько лет назад. Но тогда, как известно «БИЗНЕС Online», казанской фирме на уровне правительства РТ было заявлено: «Казахстану отдавать?! Да вы что! Ни в коем случае! Будем строить у себя». Комментарии излишни.

Сегодня МВЕН наладит в Казахстане производство, передаст этой стране ограниченную лицензию на выпуск «Фермеров», поможет в переучивании пилотов в создаваемом специальном центре. Через пару месяцев в Казань на обучение приедут казахстанские инженеры и рабочие.

Почему всё-таки в Казахстане, а не в Татарстане, «БИЗНЕС Online» уточнила у Невельского.

- Министерство сельского хозяйства республики не видит необходимости в этих самолётах, - считает руководитель МВЕН. - А Казахстан не только видит, но и хочет, чтобы производство находилось у него. Сельскохозяйственная республика создает у себя машиностроительную промышленность, у нас - развивается нефтехимия… Наши город и республика считаются авиационными, но это не совсем так – КАПО в очень сложном положении, КМПО давно не выпускает авиационные двигатели. При этом авиация до сих пор – одна из областей, в которых мы реально конкурировали и сейчас пока можем конкурировать со всем миром. На самом деле, развитие авиации вопрос политический: если есть желание её развивать, она будет. Если нам нужна региональная, малая авиация, мы, конечно, можем закупить эти самолёты на Западе – с больших самолётов начали, а маленькими продолжим - нормально, продавцы с радостью выстроятся в очередь. Но можем и выпускать свой самолёт, конкурентоспособный… А в Татарстане для развития малой авиации нужна определенная воля.

- А нужен ли сельхозавиации «Фермер»?

- В сельском хозяйстве сейчас нет ничего, кроме списываемых Ан-2, использовать которые экономически невыгодно. Мы считаем, что Татарстану необходимо как минимум 50 «Фермеров». И сельчанам не надо приобретать самолёт - только покупать услуги. А оказывать их должна специализированная авиакомпания, и не только в Татарстане, где сезон работы для неё очень короткий, а по всей стране по «цыганскому» методу - с юга на север и обратно, весь год. Потребность в таких услугах огромна».

ЗАТО ХОРОШО РАБОТАЕТ МАРКЕТИНГ

Невельский рассказал «БИЗНЕС Online», чем закончилась татарстанская эпопея австрийской фирмы Diamond Aircraft Corporation, которая прорабатывала возможность выпуска в республике (в частности, говорилось о мощностях ОАО «КАПО») лёгких самолётов, то есть конкурентов продукции МВЕН. Президент РТ Рустам Минниханов несколько раз встречался – и в Казани, и в Австрии, - с генеральным директором Diamond Кристианом Дрисом.

Отметим, что Diamond – один из мировых лидеров в производстве лёгких самолётов, с пятью самостоятельными сборочными линиями и офисами в Северной Америке, Европе, Азии и Австралии. Но в России компании не везёт - все проекты (начиная с 2004 года их упоминалось немало – в Нижнем Новгороде, Самаре, Иркутске, Калмыкии) по разным причинам срывались. И вот – Казань. Последние известия о контактах руководства РТ и Diamond относятся к ноябрю 2010 года, когда обсуждалась организация сотрудничества между австрийцами и КАПО. Как сообщила тогда пресс-служба президента РТ, Минниханов на встрече заявил о необходимости развития контактов Diamond и Казанского авиазавода и отметил, что приобретённый для Татарстана самолет Diamond Aircraft хорошо себя зарекомендовал. Кстати, получить информацию о том, как используется этот самый  DA 42NG, не представляется возможным – никаких официальных комментариев.

Так вот, по словам Невельского, в конце прошлого года вопрос выпуска в Казани австрийских двух - четырёх местных самолётов обсуждался в минпромторге РТ, куда МВЕН пригласили в качестве оппонентов идеи. «Хотя мы сказали: если будет что-то такое - слава Богу! Потому что до сего дня вопрос продвижения малой авиации в России - в загнанном состоянии. Пусть будет прецедент. Если австрийцы хотят, пусть вкладывают деньги, ставят завод и делают самолёты», - проясняет позицию фирмы Невельский.

Но условия Diamond оказались неприемлемыми – австрийцы предложили Татарстану вложить в дело 4 миллиарда рублей. «Вот тогда всёстало понятно, - говорит Невельский. – Причём у австрийцев не лучший самолёт, но зато хорошо работает маркетинг».

ГЛАВНОЕ – ЧТОБЫ НЕ МЕШАЛИ

- Михаил Аркадьевич, прорабатывали ли вы возможность законодательных инициатив, которые могут помочь фирмам, подобным вашей?

- Да, но озвучивать их не хочу, давайте сначала послушаем, что скажут депутаты Госсовета, насколько они созрели. А вообще мы привыкли рассчитывать на свои силы и нам хотелось бы просто не встречать сопротивления.

- Над какими новыми проектами работаете?

- Над четырёхместным самолетом «Мурена». В этом году сделаем макет, покажем его на МАКСе, а на 2012 год планируем первый полёт и начало сертификации. Мы уже встретили доброе отношение со стороны авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета, необходимую поддержку КГТУ имени Туполева и Казанского НИИ авиационной технологии (именно там проходило заседание комитета, авт.).

- А потребность в таких машинах есть?

- Россияне каждый год закупают за границей несколько десятков самолётов вроде «Мурены» по гораздо более высокой цене (предполагаемая стоимость «Мурены» – около 9 миллионов рублей, авт.) и более сложных в эксплуатации.

- Слышал, что вы разрабатываете самолёт и для местных авиалиний…

- Да, десятиместный. Но если сельхозсамолёт – одни вложения, «Мурена» – в разы больше, то в разработку региональной машины надо вложить средств на порядок больше. А так как мы работаем на свои деньги, сначала надо реализовать предыдущие проекты. Вот казахам отдаём лицензию - и на эти деньги сможем разрабатывать другой самолёт.

И знаете… Неделю назад мы были на выставке в Германии и заметили, что отношение к россиянам изменилось. Если раньше к нам относились, как к нищим, но способным многое сделать, то сегодня - как к тем, кто делать ничего не умеет, но у кого куча денег. Самое обидное, что мы и сами к себе так относимся, и это надо менять.

…Добавим, что в МВЕН разработали и изготовили опытный образец двигателя для «Мурены», но он тоже требует сертификации, а потому на самолёт будет устанавливаться импортный движок Rotax.

«В ДУШЕ АЛЬБЕРТА КАШАФОВИЧА ВСЁ РАВНО ЧТО-ТО ШЕВЕЛИТСЯ…»

Напомним, что главным в повестке дня заседания был вопрос о ходе реализации принятого в прошлом году республиканского закона «Об инновационной деятельности». Подводя итоги увиденному и услышанному, председатель комитета Марат Галеев среди прочего заметил о ситуации в авиаотрасли: «Многое мы утратили, многое – на грани исчезновения. Я знаю, что среди наших депутатов немало тех, кто когда-то был, так или иначе, связан с авиацией. И, думаю, в душе у Альберта Кашафовича (Шигабутдинов, глава ОАО «ТАИФ», выпускник КАИ 1976 года, авт.) всё равно что-то шевелится, когда он всё это слушает, видит. Есть шанс возродить былое в новом качестве, конкурентоспособном. Не всё утрачено. Самое главное – остались люди. Хорошо, что у нас тут присутствует Линар Габдельнурович (Якупов, председатель Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства РТ, авт.), мы бы хотели, чтобы вы всё-таки обратили внимание и на эту сферу. Здесь иногда нужны минимальные формы поддержки, речь не идёт о больших вливаниях».

Комитету по развитию среднего и малого предпринимательства РТ поручено выработать меры поддержки МВЕН, в том числе в части финансирования работ по завершению сертификации самолётов.

Тимур Латыпов

Фото: Госсовет РТ, МВЕН