Вместе с тремя новыми резидентами, одобренными сегодня республиканской экспертной комиссией под руководством премьер-министра Алексея Песошина, ТОСЭР «Набережные Челны» после утверждения в Москве наконец достигнет круглой отметки в четверть сотни компаний Вместе с тремя новыми резидентами, одобренными комиссией под руководством Алексея Песошина, ТОСЭР «Набережные Челны» после утверждения в Москве наконец достигнет круглой отметки в четверть сотни компаний Фото: tatarstan.ru

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СМОЛА

Вместе с тремя новыми резидентами, одобренными сегодня республиканской экспертной комиссией под руководством премьер-министра Алексея Песошина, ТОСЭР «Набережные Челны» после утверждения в Москве наконец достигнет круглой отметки в 25 компаний. На данный момент в челнинском реестре 21 действующий резидент, еще одного — ООО «Камский металлург» — Казань утвердила 9 августа, итого отмашки из Москвы ждут уже четыре компании. Получается, что только за август и сентябрь эта четверка принесет в копилку ТОСЭРа 885,5 млн рублей, доведя общую сумму инвестиций в челнинскую территорию до 25,9 млрд рублей.

Вот что мы знаем о потенциальных резидентах. ООО «НПК Химресурс», зарегистрированное в Челнах прошлым августом, давно ждали в ТОСЭРе. Еще весной на интернет-конференции в «БИЗНЕС Online» замруководителя исполкома Челнов по вопросам развития ТОСЭРа Эльдар Тимергалиев рассказывал о проекте производства эпоксидной смолы как о стратегическом для кооперации местных промышленников. «Эта смола является связующим материалом в производстве многих компонентов, — объяснял Тимергалиев. — Она нужна для лакокрасочных изделий, для герметиков, которые, к примеру, используются на строительстве „Силы Сибири“. В России твердая эпоксидная смола не производится. Она, кстати, может использоваться и на производстве клюшек, что немаловажно для нас, учитывая фабрику „ЗаряД“». Защищенный проект, кстати, так и называется — «Организация производства эпоксидных смол в России», чем подчеркивает свою импортозамещающую роль. Основными поставщиками эпоксидной смолы в России остаются зарубежные компании Olin Corporation, Kukdo, Hexion, Huntsman Corporation, Spolchemie.

На комиссии проект представлял гендиректор Эдуард Яруллин, принадлежит же бизнес трем собственникам. Основным является Алсу Абузярова (50%) — ранее она состояла в учредителях казанского клинингового ООО «Дельфо». Айрат Галеев держит четверть в «Химресурсе» и остается учредителем еще трех действующих компаний на рынке медицинских услуг Москвы, Елабуги и Челнов. Последние 25% принадлежат супруге директора Эльзе Яруллиной, у которой имеются активы в совершенно разных отраслях — она является старшим партнером в казанской строительной компании «Ростстройинвест», где директором тоже выступает Яруллин, а также владеет частью АНО ДПО «Учебно-кадровый центр Перспектива-Казань». Основное место работы Яруллиной — данный учебный центр, которым она же и руководит.

Отмашки из Москвы ждут уже четыре компании. Получается, что только за август и сентябрь эта четверка принесет в копилку ТОСЭРа 885,5 млн рублей Отмашки из Москвы ждут уже четыре компании. Получается, что только за август и сентябрь эта четверка принесет в копилку ТОСЭРа 885,5 млн рублей Фото: tatarstan.ru

Сам идеолог и гендиректор «Химресурса» Яруллин тоже в разное время выступал учредителем семи и руководителем шести компаний. В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он уточнил,что основным полем предпринимательской деятельности для него всегда оставалась стройка и разнообразное производство. «Первым моим бизнесом был ресторанный, а потом стройка и производство — стройматериалов, товаров гражданского назначения, в том числе занимался и химией. Благодаря этому опыту я знаю о дефиците на рынках эпоксидной смолы. Вообще, я стартапер — мне интересно все новое и сложнореализуемое. Мы довели до ума несколько импортозамещающих проектов».

По словам гендиректора, штат «Химресурса» на сегодняшний день частично набран, оборудование тоже уже законтрактовано — как австрийское, так и отечественное. Компания арендовала 850,5 кв. м в КИП «Мастер» и прошедший с момента регистрации год занималась в основном НИОКРом — стандартизацией и разработкой продукта. Речь идет пока именно о твердой эпоксидной смоле — на первой линии «Химресурс» планирует выпускать 300 т продукта в месяц. По расчетам Яруллина, рынок готов «съесть» в четыре раза больше, причем половину спроса обеспечивает американский холдинг 3М, занятый производством средств антикоррозийной защиты, клеев и абразивных материалов в 25 км от Челнов на территории ОЭЗ «Алабуга». С «3М Россия» уже заключены договоры на поставку сырья: эпоксидная смола будет добавляться в антикоррозийные порошки для нефтегазовых трубопроводов. Кроме того, переговоры по договорам поставок «Химресурс» успешно провел с японской Somar Corporation и Ярославским заводом порошковых красок (ЯЗПК), в процессе — компании Teknos, Jotun, Hempel, Azko Nobel, «Гатчинский ЗПК» и ряд других потребителей.

АМЕРИКАНЦЫ ПОД САНКЦИЯМИ: ДАЕШЬ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНУЮ КООПЕРАЦИЮ

По данным «БИЗНЕС Online», именно американский холдинг и выступил неформальным инициатором проекта, из-за санкций не имея возможности самостоятельно инвестировать на территории России. Изначально американцы даже хотели видеть подобное производство у себя в «Алабуге», однако инвесторы остановили выбор на челнинском ТОСЭРе. Яруллин подтвердил «БИЗНЕС Online», что 3М, как якорный потребитель будущего продукта, всецело поддерживает его начинание. 1,2 тыс. т смолы, которые 3М готов покупать ежемесячно, — это потребности двух российских заводов холдинга, второй из которых размещен в Волоколамске. Для американцев важно, чтобы Яруллин в будущем масштабировал проект, причем не просто увеличив поставки, но и выйдя на полный цикл. Как пояснил гендиректор, производство твердой эпоксидной смолы само по себе является вторичным циклом — она делается из готовой жидкой с добавлением других компонентов.

Эльдар Тимергалиев рассказывал о проекте производства эпоксидной смолы, как о стратегическом для кооперации местных промышленников Эльдар Тимергалиев рассказывал о проекте производства эпоксидной смолы как о стратегическом для кооперации местных промышленников Фото: «БИЗНЕС Online»

«На сырье мы тоже законтрактованы, — рассказал Яруллин, — 50 процентов сырья нам будет поставлять Завод бисфенола А из структуры „Казаньоргсинтеза“. Вторую половину мы станем закупать у питерской группы „РусКемикалс“, это представитель тайваньского бренда, импортер жидкой эпоксидной смолы. Синтезируя жидкую смолу и бисфенол, мы получим твердый продукт и на первом этапе обеспечим импортозамещение на 50 процентов, а в перспективе выйдем на полный цикл. Средняя рентабельность химического производства сегодня составляет 15–18 процентов. Это отличная прибыльность, но мы перед собой пока ставим показатель по чистой прибыли 7 процентов. Выход на полный цикл в будущем обеспечит рост прибыли. К сожалению, отрасль была развалена в 1990-е годы, и организовать производство жидкой смолы с нуля сегодня слишком сложно — это огромный завод и сырье, которого в России, опять же, нет. Однако задача полного цикла и 100-процентной локализации стоит перед нами как второй этап проекта».

Общий объем вложений «Химресурса» заявлен на уровне 124,5 млн рублей, из которых 55,9 млн — капитальные вложения. Компания добавит в копилку ТОСЭРа 31 рабочее место, средняя зарплата составит 34,5 тыс. рублей.

ВЫТЕСНИТЬ ИМПОРТНЫЕ ШКИВЫ

ООО «Литейный завод „Стандарт“» после утверждения своего проекта в Москве станет рекордсменом среди всех действующих резидентов челнинского ТОСЭРа. Компания заявила рекордно низкие вложения в производство запчастей для грузоподъемного оборудования — всего 60,4 млн рублей, из которых капвложения составят 50,6 миллиона.

По сути, это новая чугунная литейка, которая пока разместится на КИП «Мастер», а на будущий год по плану переедет на арендные площади в районе стройбазы. Руководитель проекта Радик Ахметов обещает инновационную технологию кокильного литья, которая снизит себестоимость лифтовых шкивов, сохраняя показатели импортной продукции и по химического составу, и по физико-механическим свойствам. Ахметов рассчитывает, что его заводик полностью вытеснит импорт шкивов для итальянских лебедок Montanary, OTIS и Sicor, а также белорусских от «Могилевлифтмаша». Кроме лифтового хозяйства завод намерен обеспечивать запчастями и нефтепромысловое грузоподъемное оборудование.

Ахметов заявил о наборе 58 единиц персонала. На серийное производство он планирует выйти в 2025 году. Сам руководитель, который является и единственным собственником нового юрлица, созданного в этом году под ТОСЭР, до сих пор выступал на рынке только как индивидуальный предприниматель — с 2008 года он занимался производством металлоизделий, а в 2016-м переориентировался на их обработку. Ахметов также входил в татарстанское отделение межрегиональной ассоциации молодых предпринимателей до ликвидации этой общественной организации.

 Компания арендовала 850,5 кв.м. в КИП „Мастер“ и прошедший с момента регистрации год занималась в основном НИОКРом — стандартизацией и разработкой продукта Компания арендовала 850,5 кв. м в КИП «Мастер» и прошедший с момента регистрации год занималась в основном НИОКРом — стандартизацией и разработкой продукта Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ СМОГЛИ ОБЪЕДИНИТЬ ВСЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОДДЕРЖКИ БИЗНЕСА»

Наконец, самый крупный проект — металлообрабатывающий центр — презентовал гендиректор ООО «Кама-Трейд Татарстан» Андрей Бредихин. В промзоне Набережных Челнов он собирается очищать горячекатаный металлопрокат заказчиков толщиной 3–25 мм по технологии экологического травления поверхности (Eco Pickled Surface). Очистка EPS будет стоить компании 600,6 млн рублей, из которых 274,5 млн пойдут на стройку. На новом производстве будут работать 131 человек, с которыми Бредихин намерен выйти на серию в первом квартале 2022 года.

Стоит отметить, что о планах на резидентство именно с этим проектом компания заявляла еще на заре ТОСЭРа в 2016 году — с тем же показателем численности сотрудников и почти с такими же инвестициями (564 млн рублей по тем ценам). Возможно, подготовка проекта оказалась сложной задачей для команды Бредихина, но помимо бюрократических процедур он успел за это время собрать денег. В прошлом году заем в 228 млн рублей под 5% годовых на EPS-очистку одобрил компании фонд развития моногородов, выдав, правда, в итоге 216 миллионов. Кроме того, в ноябре 2017-го на тот момент руководитель фонда Илья Кривогов сообщал и о гарантийной поддержке проекта со стороны Корпорации МСП на 134 млн рублей, которая позволила привлечь 234 млн из Промсвязьбанка под проект, который тогда и вовсе ориентировался на конец 2019 года. Также гарантию на 30 млн рублей ООО «Кама-Трейд Тататрстан» дал гарантийный фонд РТ.

Как удалось Бредихину собрать полную корзину господдержки, он пояснял в июле. «Это был первый такой, я бы сказал, уникальный проект как для самого ФРМ, так и для Корпорации МСП, ну и для нас, естественно, где смогли объединить все инструменты поддержки бизнеса, — говорил бизнесмен на „Деловом обеде“ в Челнах. — Каркас здания уже возведен. В конце августа начнется монтаж оборудования, а запуск центра запланирован на февраль-март следующего года. На выходе компания будет иметь очищенный горячекатаный металлопрокат по европейским нормам и стандартам. На начальном этапе будет создано 74 новых рабочих места, а дальше нарастим коллектив до 150 работников». Отметим также, что изначально компания заявляла мощность на уровне 120 тыс. т обработанного металла в год, но сейчас объем производства не уточняется.

КТТ занимается обработкой металлов и нанесением на них покрытий с 2007 года, как микропредприятие с чистой прибылью на уровне 10 тыс. рублей за 2016 год. Выручка за тот же период чуть-чуть не дотянула до 6 млн рублей. Сейчас они позиционируют новую технологию как уникальную не только для России, но и для всей Европы. Аналогичные методики, по словам Бредихина, используются на сегодняшний день только в Америке, включая Южную, позволяя очищать новейшие высокопрочные стали. С экологической стороны проект называется абсолютно безвредным, а затраты на металл технология должна сократить на 30%.

«Существует две традиционные технологии очистки горячекатаного металлопроката — травление в кислоте и сухая дробеструйная очистка, — говорится в презентации КТТ. — Травление в кислоте — экологически вредное производство. Наша технология не дает никаких рисков загрязнения окружающей среды. Процесс очистки происходит в закрытом пространстве, вода и дробь циркулируют по закрытому контуру. Шлам, образующийся в результате очистки, собирается в системе фильтрации и после высушивания может быть сдан в металлолом. За счет того, что очистка осуществляется в „мокрой“ среде, никаких вредных выбросов, в виде пыли, не происходит. Опасных химических соединений в процессе обработки тоже не образуется».