«У НАС ЕСТЬ ДЕПУТАТ, БОКСЕР НИКОЛАЙ ВАЛУЕВ: ВИДЕЛИ ЕГО? НА ЕГО ФОНЕ ПЕТРОВ И БОШИРОВ ВООБЩЕ СМОТРЯТСЯ КАК ПРИЛИЧНЫЕ ЛЮДИ»

Олег Матвейчев — политтехнолог: 

— А я с самого начала и не сомневался, что эти персонажи не имеют к отравлению Скрипалей никакого отношения, меня не надо было и убеждать. Вопрос в том, до чего дойдут британцы в ходе своего «знаменитого» расследования. Когда они озвучили две фамилии, понимали, что не могут просто их назвать, все это не должно было быть впустую. То есть все равно какие-то люди реально должны были найтись. Представим себе: англичане действительно не врут, они правда зафиксировали двух человек, которые приехали на пару дней в Лондон, потом — в Солсбери, а затем взяли и уехали. Спрашивается: кто бы это мог быть? Ответ ГРУ — это идиотизм. Если бы нужно было посылать убийц и так далее, можно было бы заехать через Турцию или другую страну на машине за год-полгода до этого. Потому в данном случае единственный нормальный ответ на вопрос, кто эти двое, — голубые, которые решили сбежать от всех и провести любовный уик-энд. Кроме того, писали, что если эти ребята окажутся просто голубыми, то англичане попадут в дурацкую ситуацию, что мы, собственно, и увидели. Да, они не хотят об этом говорить, но все видно, все понятно. И единственное, о чем они врали, — так это о своих истинных причинах поездки в Великобританию. 

Егор Просвирнин — политолог:

— Почему их только сейчас показали? Очевидно, потому, что до этого британские власти не публиковали фотографии с камер наблюдения. Ведь все это, собственно, является реакцией на выложенное британцами огромное количество фотодоказательств. Просто они их раньше не предъявляли, потому это такой ответный ход с нашей стороны. Но эти двое меня совершенно не убедили, потому что если бы кто-нибудь меня обвинил в том, что я тайный агент ГРУ, занимающийся убийствами за рубежом, то как бы я стал оправдываться? Я бы в первую очередь предъявил свою трудовую книжку, все справки с работы, показал бы все свои материалы, предъявил бы своих коллег, попросил бы встретиться с моими родственниками, девушками и так далее. Открыл бы, наконец, свой аккаунт в соцсетях, по которому было бы понятно, что убийствами за рубежом я не занимаюсь. Рассказал бы, где учился, попросил бы встретиться с однокурсниками и даже одноклассниками. Да хоть с первой учительницей. В общем, настоял бы на встрече с людьми, которые могут рассказать, что я за человек и чем занимаюсь. Я думаю, каждый, кого бы обвинили в подобном, сделал бы так же. Более того, я бы попытался эту информацию сообщить как можно большему числу СМИ, распространить ее максимально широко. Я бы звонил в газеты, журналы, на телевидение: «Хотите — я к вам приду, расскажу, покажу какие-то фотографии и так далее и тому подобное?» 

А что делают эти люди? Приходят в одно СМИ, ничего о себе не рассказывают, никаких родственников, друзей, знакомых, коллег по работе не предъявляют. Какой-то внятной истории о том, кто они такие, чем занимаются и на что живут, мы тоже не услышали: «Не надо лезть в личную жизнь, мы не хотим никого подставлять...» Даже самые ярые патриоты Путина вынуждены были констатировать, что все это очень подозрительно. То есть все это максимально далеко от того, что стал бы делать нормальный человек, про которого бы стали говорить, что он занимается убийствами. Исходя из всего этого, данный ход России абсолютно неудачный, я даже в соцсетях вижу массу постов от людей, которые пишут: «Вы знаете, я поначалу думал, что Скрипалей отравили британцы, но, посмотрев это интервью, я понимаю, что это работа Кремля». Я сам, если честно, придерживался версии, что России незачем травить Скрипалей, это какое-то безумие, ерунда какая-то. А сейчас смотрю на этих гавриков, которые не могут объяснить, кто они, где они учились, с кем живут и чем свои деньги зарабатывают, которые выглядят как классические шпионы из советской брошюры, и вижу, что это действительно классические сотрудники спецслужб. Такие у меня обыск проводили.

Может ли ждать этих Петрова и Боширова политическая карьера в России? Я думаю, вполне. Потому что и Литвиненко полез в вопросы связей на вершине власти, потом туда полез Скрипаль. Ведь понятно, что если бы его надо было просто убить, то его застрелили бы. А это такая демонстрация, обозначение того, что в некоторые темы лезть не надо, потому что у людей, которые в них лезут, то полоний в чае обнаружится, то «Новичок» на дверной ручке, то еще что-нибудь. Так что такие, крайне заметные, способы убийства именно для демонстрации, чтобы четко показать, что это не какое-то криминальное убийство, не криминальная разборка. Если уж американец Джеф Монсон, бывший профессиональный боец, стал депутатом в России, то почему и этих двоих не сделать? У нас есть депутат, боксер Николай Валуев — видели его? На его фоне Петров и Боширов вообще смотрятся как приличные люди...

Максим Калашников — футуролог:

— Получилось очень неумело, грубо и топорно. Видно, что российские власти сработали на британцев, но обсмеялись все. Хозяева маленького магазина, которые поехали закупаться в Англию, взяли два билета на разные дни, поехали смотреть Солсберийский собор — все это настолько неубедительно, что российские власти в лице RT выставили себя идиотами. И удивительно, как простые граждане Боширов и Петров каким-то образом нашли мобильный телефон Маргариты Симоньян. Все это говорит о постановочности. Так что санкции еще будут, ничего не поможет. Лучше думать, как экономику поднять в условиях холодной войны. Все в стране сводится к пиару и спасательной имитации, сколько лет это мы уже наблюдаем, а не к решению важных, сложных проблем и систематической работе. Эта политика «пиарщины» потерпела полный крах. Меня не волнует, есть ли у этих двух граждан политическое будущее. А что, у Лугового есть политическая карьера? Сидеть, занимать место в Думе и быть никем? Это имитация чистой воды.

«КОНЕЧНО, ЭТИ ДВОЕ МЕНЯ НЕ УБЕДИЛИ, Я ЖЕ ВСЕ-ТАКИ АДЕКВАТНЫЙ ЧЕЛОВЕК»

Артем Шейнин — ведущий программы «Время покажет» на Первом канале:

— Я изначально говорил, что это очередная попытка разыграть перевертыш, которая более-менее удается, судя по вопросам, потому что стоит вопрос о том, что Петров и Боширов должны доказывать свою невиновность. Но сейчас 2018-й, а это вопрос 1937 года. Если существует какое-то представление о цивилизации, праве и состязательном процессе, не человек должен доказывать свою невиновность, а должны доказывать его виновность — это первое. Все объяснения обвиняемого или подозреваемого, которые не могут быть доказательно опровергнуты обвиняющей стороной, трактуются в его пользу. Если подойти к происходящему с точки зрения права и так любимой всеми демократии, то на все, сказанное ими, британская сторона должна ответить аргументами, фактами и доказательствами, если она хочет продолжать их обвинять. Таковых аргументов, фактов и доказательств у английской стороны как не было, так и нет.

Второе: перевертыш заключается в том, что вообще-то в рамках дела об обвинении в отравлении Скрипалей нам подсунули каких-то непонятных людей и теперь заставляют обсуждать, а доказали они свою вину или не доказали, работают они там-то или не там-то. Это в корне уводит от основного вопроса: на чем основано обвинение Российской Федерации в том, что она имеет отношение к отравлению Скрипалей? Нам, и соответственно, вам подпихивают обманку — куклу в виде обвинения данных двух людей — и мы начинаем это обсуждать. Я вообще не собираюсь обсуждать ни Боширова, ни Петрова, поскольку к началу этого дела они не имеют никакого отношения — Британия как не предоставляла никаких доказательств, так и не предоставила.

Третье: мне не нужно смотреть интервью, чтобы сделать вывод об их непричастности к отравлению Скрипалей. Для меня и без интервью — по съемкам, предоставленным с британской стороной с камер наблюдения, — было понятно, и сейчас я еще раз в этом убедился, что они кто угодно, что они там были для чего угодно, в связи с чем угодно, но не в качестве людей, которые пытались отравить Скрипаля по спецзаданию. Точка.

Индус Тагиров — академик АН РТ:

— Меня никто не убедил: ни те ни другие. Убедительных данных пока еще нет. Российские власти обязаны защищаться — это понятно. Ну а Петров и Боширов, я думаю, не станут депутатами Госдумы, имена их затеряются, исчезнут и забудутся.

Геннадий Гудков — экс-депутат Госдумы РФ, полковник запаса ФСБ:

— Ну конечно, эти двое меня не убедили, я же все-таки адекватный человек, закончивший институт когда-то, и даже не один. Так что впечатления отвратительные. Что касается политической карьеры, их она, я думаю, не ждет, потому что они, извините за выражение, двух слов связать не могут. Даже в том, чтобы отработать легенду, которую, видимо, с ними репетировали многократно, они не преуспели. Все-таки Луговой при всем том, в чем его подозревают, сверхспособный адекватно говорить, общаться, хорошо владеющий устной речью, — он поярче, безусловно. Так что, повторю, никакая карьера их не ждет. Хотя вполне возможно, что в каком-то ведомстве их представят к каким-то наградам, орденам, медалям. Но это все, на что они могут рассчитывать, потому что понятно: это никого ни в чем не убеждающие, не способные адекватно вести беседы люди.

«МОЖЕТ, ЭТИХ ПАРНЕЙ И ВДОХНОВИЛА КАРЬЕРА ЛУГОВОГО, НО НЕ ВСЕХ МОЖНО ДЕПУТАТАМИ ПРИСТРОИТЬ»

Игорь  Коротченко — военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона»:

— Это не российские власти, это они сами изъявили желание выступить на телевидении ввиду того, что у них возникли проблемы, из-за которых они не могут  выехать за пределы Российской Федерации без риска быть арестованными и экстрадированными в Англию. Поэтому они решили прояснить ситуацию и рассказать, зачем ездили в Солсбери. Это их личная позиция, которую они озвучили. Устраивает она кого-то или нет, достоверна или нет — вопрос оценок. В данном случае эти люди, услышав призыв Путина, решили обратиться в российское СМИ. И могу совершенно точно сказать, что это не офицеры ГРУ. Это 100 процентов. Их говор, манера поведения, словарный запас говорят об этом. Будучи членом общественного совета при министерстве обороны РФ, имея бэкграунд полковника и взаимодействуя в том числе и с системой военной разведки, я таких офицеров не встречал. Думаю, что никакой политической карьеры у них не будет. Луговой гораздо более продвинутый интеллектуально человек, чем эти два российских гражданина. Максимум, чего они хотят, — чтобы их оставили в покое. Офицер ГРУ получает как минимум три образования: военное училище, профильная академия, после которой идет отбор в систему военной разведки, плюс он заканчивает еще одну академию, где готовят соответствующих специалистов. Это откладывает отпечаток на интеллект людей, манеру поведения, разговор и так далее. 

Ркаил Зайдулла – драматург:

— Петров и Боширов — два очень странных человека, которые все время вместе гуляют, даже не знаю, что про них сказать. Англичане говорят, что именно эти парни отравили Скрипаля, Россия утверждает, что они этого не делали... Если честно, я обеим сторонам не верю, в этих шпионских играх все возможно. А имеют ли отношение эти двое к спецслужбам, сказать трудно. Их объяснения про то, что они из-за снегопада не поехали в Солсбери, весьма сомнительны. Но в то же время и у англичан нет железных доказательств, что именно россияне отравили Скрипалей. Сейчас со всех каналов столько лжи льется, что не знаешь, чему верить. Но вот версия относительно того, что Петров и Боширов сами нашли Симоньян, мне кажется неправдоподобной. Ну почему они именно ее нашли, почему не на «Эхо Москвы» вышли или другой канал, а именно на самый известный пропагандистский ресурс? Ведь можно было найти более объективную редакцию. Я думаю, что Симоньян сама их нашла и все это постановочный спектакль. Возможно, этих парней и вдохновила карьера Лугового, но, с другой стороны, не всех можно депутатами пристроить.

Федор Крашенинников — политолог:

— Если в чем-то меня и убедило данное интервью, то только в том, что эти два человека явно говорят не то, что было на самом деле, и были они в Лондоне для чего-то другого. Убивали или не убивали, я не знаю, но в том, что они там были не по своим частным делам, не как туристы, я не сомневаюсь. И их интервью для меня — это просто набор каких-то абсолютно странных утверждений. Как раз мои сомнения, если они и были, развеялись. То есть это действительно люди, которые в чем-то замешаны и которые не те, за кого себя выдают.

Почему показали только сейчас? А потому, что они очень долго решали, что делать. Ситуация все-таки довольно неприятная. Вы же понимаете: эти люди подавали документы на визу в английское консульство — российский паспорт, заграничный, кучу документов о себе, потом с этими документами и международным паспортом выехали из Российской Федерации, поэтому сказать, что таких людей не существует, невозможно. Тогда непонятно, что это за призраки такие, которые живут в России, и откуда у них фальшивые документы. Данных людей все равно бы пришлось показывать, потому что если бы этого не сделали, то это просто чистосердечное признание. А тут их показали, история затягивается — правда, до следующего вброса английских спецслужб, которые, очевидно, скоро обнаружат новую дозу информации. Тогда станет окончательно понятно, в каком некрасивом положении находимся мы все как граждане России. Я сомневаюсь, что этих ребят ждет какая-то политическая карьера. Скорее всего, они незаметно исчезнут, мы о них никогда ничего не услышим. Позиция России по Ковтуну и Луговому изначально заключалась в том, что эти люди встречались с Литвиненко, ездили в Лондон, но никого не травили, ничего не знают, никто их не пытался под хиханьки-хаханьки представить парочкой геев, никто не придумывал про них глупых историй и т. д. То есть изначально позиционирование всей ситуации было совершенно иное.

Илдар Баязитов — председатель фонда «Ярдэм»:

— Ясно, что это не отравители, просто английская сторона нагнетает. В настоящее время они хотят обвинить Россию во всех грехах. Зафиксировали на камеру каких-то парней, которые непонятно что делали, нашли крайних — и все, ведь самое главное, что они из РФ. Для английской стороны этого достаточно, чтобы предъявить обвинения. Но, конечно, ни о какой политической карьере Петрова и Боширова в России и речи быть не может.