Две новые школы и десять детсадов появятся к следующему 1 сентября в Казани. Об этом, отвечая на вопросы читателей, заявил начальник управления образования столицы РТ Ильнар Хидиятов. О том, каких перегибов не должно быть в изучении родного языка, почему очередь из детсадов скоро переместится в школы, сколько стоит место в детсаду и какую часть платят родители, как обстоит дело с охраной учебных заведений, — в репортаже с интернет-конференции «БИЗНЕС Online».
Ильнар Хидиятов: «Сегодня не выгодно ни школе, ни детскому саду иметь маленькое количество детей»
«СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ОДНОГО РЕБЕНКА В ШКОЛЕ — 52 ТЫСЯЧИ РУБЛЕЙ В ГОД, В ДЕТСКОМ САДУ — 98 ТЫСЯЧ»
Первая школа на полторы тысячи мест появится в жилом микрорайоне «Весна» на Мамадышском тракте, а вторая — на 1224 мест — на улице Рауиса Гареева, что за «Солнечным городом». Такие планы на следующий учебный год в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» озвучил начальник управления образования Казани Ильнар Хидиятов.
Однако вполне возможно, что в столице республики в скором времени вместо очередей в детские сады появится масштабный дефицит мест в школах. Если в прошлом году в городе в 164 школах учились 120 тыс. детей, то в этом году — 128 тысяч. В управлении образования прогнозируют, что к 2025 году учеников будет уже 195 тысяч. Строить школы Казань не успевает: хотя только в этом году в столице РТ ввели 3 новые школы, в них лишь более 3 тыс. мест.
«Новая школа построена в том числе и в жилом комплексе „Салават Купере“, но она уже практически укомплектована», — напомнил Хидиятов. По проекту должно было быть 5 первых классов, но в итоге их оказалось 10! И по мере ввода новых жилых домов (а уже сегодня на улице Наиля Юсупова, 5 начнут вручать ключи от 340 новых квартир!) количество детей увеличится. «Сейчас идет разговор о том, что в 2020–2021 годах в микрорайоне появится еще одна школа. Это есть в проекте, но окончательного решения пока не принято», — добавил гость интернет-конференции.
Затронул он и рейтинг учебных заведений. Одна из приоритетных задач управления образования — больше работать с теми учреждениями, которые находятся в нижнем сегменте качества обучения. «Есть разные моменты, почему они там оказываются, — пояснил Хидиятов. — Есть причины социального характера определенного микрорайона, где-то исторически сложилось, что в ту или иную школу не стремятся успешные ученики. Мы последние два года регулярно проводим семинары и тренинги педагогов этих школ, максимально подтянули учреждения дополнительного образования, и это дало эффект». По его словам, пропасть по результатам ЕГЭ «аутсайдеров» от лидеров за последние два года действительно сократилась.
Что касается ажиотажа вокруг престижных школ, то начальник управления образования Казани рассказал, как комплектуются все учебные учреждения.
«Прием детей в первый класс начинается с 1 февраля прежде всего для микрорайонов, которые расположены в непосредственной близости от школы. Есть четкие границы, дома. Все остальные могут попытать счастья уже только с 1 июля», — объяснил он. Кстати, именно поэтому близ популярных школ зачастую специально покупают квартиры — чтобы прописаться и получить приоритетное право записи, говорили эксперты по недвижимости на одном из круглых столов «БИЗНЕС Online». Но тут тоже есть проблема: школы-то не резиновые! В густонаселенных районах места для «коренных» кандидатов в ученики могут закончиться куда быстрее. И в таком случае школа тоже может вынужденно отказать родителям в своем приеме. Хотя ученик без места не останется — ему и родителям предложат другую школу.
«Стоимость содержания одного ребенка в школе — 52 тысячи рублей в год, в детском саду — 98 тысяч, а в учреждениях дополнительного образования — 15 тысяч рублей»
Что касается детских садов, то сегодня в столице РТ работает 301 дошкольное учреждение, которое посещают около 70 тыс. малышей. Если взять общую очередь, то сегодня, судя по порталу госуслуг, в ней зарегистрировано около 50 тыс. детей в возрасте от менее года до 7 лет. Хидиятов уверен, что 2 тыс. детей старше 3 лет — это те, родителям которых были предложены места, но не рядом с домом. И они решили подождать, пока начнется следующее комплектование. Проблема, по его словам, остро стоит с группами ясельного возраста с полутора до 3 лет. Сейчас в рамках федеральной программы ведется строительство 10 новых дошкольных учреждений, в которых предусмотрено 1100 мест для самых маленьких. Открыться они должны к новому учебному году. Это не предел: были года, когда в Казани открывалось 30 новых детских садов.
По словам чиновника, ежегодно более 60% бюджета города уходит на систему образования. Деньги распределяются исходя из количества детей в школе или детском саду. Стоимость содержания одного ребенка в школе — 52 тыс. рублей в год, в детском саду — 98 тыс., а в учреждениях дополнительного образования — 15 тыс. рублей. Такая высокая стоимость дошкольников получается из-за того, что по количеству их больше. И если в школе может учиться тысяча человек, то в сад ходит около 200 малышей. Соответственно, профильных специалистов нужно больше, да и содержание зданий требует своего. Около 40 тыс. за дошкольника приходит от родителей в качестве оплаты за присмотр и уход, остальное (все, что касается организации образования) выделяется из бюджета.
«Сегодня не выгодно ни школе, ни детскому саду иметь маленькое количество детей. В городе практически не осталось школ по 200–300 человек. Средняя их наполняемость — 600–700 учащихся, максимальная — 2 тысячи», — отметил Хидиятов.
«После изменения учебного плана произошло сокращение количества часов татарского языка. Но это не привело к физическому сокращению учителей»
«БОЛЕЕ 400 УЧИТЕЛЕЙ ТАТАРСКОГО ПРОШЛИ ПЕРЕПОДГОТОВКУ. КТО-ТО РАБОТАЕТ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ, КТО-ТО ПРЕПОДАЕТ ИЗО И МУЗЫКУ»
Судя по поступившим вопросам от читателей, ситуация с татарским языком продолжает будоражить людей. Гость редакции признал недопустимым случаи, когда где-то продолжают принуждать родителей русских детей писать заявления на изучение татарского. По его мнению, иногда и директор школы может не владеть этой ситуацией, и это может быть инициативой самих учителей. «Однако, если вопрос на уровне директора не решается, мы эту ситуацию разберем и все точки над „и“поставим, — заверил чиновник. — Можно лично мне на электронную почту писать».
Также он признал неправильной ситуацию, когда родитель вообще отказывается писать заявление, какой именно язык его чадо будет изучать на уроках родного языка. «Предмет включен в образовательную программу. Он есть в расписании. Выбор должен быть сделан», — заявил Хидиятов. Если же школа по умолчанию отдает предпочтение изучению одного из языков без заявлений от родителей, это тоже перекос.
«После изменения учебного плана произошло сокращение количества часов татарского языка. Но это не привело к физическому сокращению учителей, — говорит чиновник. — На сегодня в Казани работают примерно 800 учителей татарского, примерно столько же — русского языка. В рамках изменения учебного плана чуть более 400 учителей татарского прошли переподготовку. Кто-то теперь работает в начальных классах, кто-то преподает ИЗО и музыку, обществознание и другие предметы. В том числе и русский язык — при наличии соответствующей квалификации и образования. Сокращение учителей не произошло потому, что количество часов в целом не сократилось. Просто произошло распределение часов по другим предметам. Хотя нагрузка на преподавателей русского, конечно, возросла».
По словам Хидиятова, в Казани открыто 20 гимназий, где преподавание предметов ведется на татарском языке, и 17 школ с татарским уклоном. «Мы исходим от запросов родителей и не можем вразрез их желаниям открывать татарскую школу или класс. Много задавалось вопросов по открытию татарских классов в новой школе в „Салават Купере“. Но проблем с этим нет. Если есть 25 человек, кто готов идти в татарский класс, — пожалуйста, откроем. Кадры есть», — пообещал глава управления образования.
Комментируя резонансные случаи по России, когда ученики проносили в школу холодное и огнестрельное оружие, Хидиятов признал, что вопрос с охраной по-прежнему стоит остро
«ФИЗИЧЕСКУЮ ОХРАНУ ШКОЛ ДНЕМ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ ВАХТЕРЫ, ЧТО ПО СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ И РЕАЛИЯМ НЕ СОВСЕМ ПРАВИЛЬНО»
В целом сегодня нет проблем с комплектованием учителей. Но летом опять возникнет запрос на преподавателей математики и физики. Количество детей в школах становится больше, соответственно, больше нагрузки на преподавателей, нужны дополнительные силы. Чиновник отметил, что порядка 10% педагогов в Казани мужчины, что интересно — этот процент выше среди молодых учителей. Лучшими учителями за последние три года также становились мужчины. Что касается зарплаты, то с 1 января будущего года она поднимется на 4,3%.
«С сентября 2018 года мы в очередной раз перешли на новую систему оплаты труда. Если раньше оклад составлял 49 процентов, а все остальное — надбавки, сейчас 73 процента — это окладная часть, все остальное — надбавки. На сегодня средняя зарплата учителя составляет чуть более 34 тысяч рублей. Но эта цифра справедлива при расчете на среднюю нагрузку по Казани в 25 часов в неделю, — оговорился собеседник „БИЗНЕС Online“. — В расчете на одну ставку — а она у нас 18 часов — средняя зарплата составит 23 тысячи рублей».
Комментируя резонансные случаи по России, когда ученики проносили в школу холодное и огнестрельное оружие, Хидиятов признал, что вопрос с охраной по-прежнему стоит остро. Ни из республиканского бюджета, ни из муниципального денег на это в рамках нормативов не предусмотрено! И образовательные учреждения выходят из ситуации своими силами — где-то самостоятельно из внебюджетных источников, где-то и за счет родителей. Хотя чиновник уверил, что нет такого, что родители в обязательном порядке должны сдавать деньги на охрану. Из 545 образовательных учреждений Казани частные охранные предприятия работают на 178.
«Физическую охрану школ днем осуществляют вахтеры, что по современным требованиям и реалиям не совсем правильно, — отметил глава городского ведомства. — Естественно, если в школе учатся 1000 человек, никакой речи о личном досмотре быть не может. Все школы оснащены необходимым минимумом —кнопкой тревожного сигнала, камерами видеонаблюдения по внешнему периметру территорий, металлодетекторами и прочим. То есть технические средства все есть. А вот вопрос с физической охраной пока не решен», — отметил чиновник.
Разговор продолжался примерно 2,5 часа — полная стенограмма интернет-конференции появится на страницах «БИЗНЕС Online» позднее.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 200
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.