Будет ли меняться российская Конституция? Эта тема в числе прочих обсуждалась на круглом столе в «БИЗНЕС Online», посвященном итогам 2018 года и прогнозам на 2019-й в стране и мире. Участники говорили о российской налоговой системе, причем о ней был дан неожиданно положительный отзыв. Также речь шла о пенсионной реформе, которая окончательно рвет с советским наследием.
Возможные изменения российской Конституции, в числе прочих, обсуждались на круглом столе «БИЗНЕС Online», посвященном итогам 2018 года и прогнозам на 2019
«САМОИЗОЛЯЦИЯ НЕ ДАСТ НИКАКИХ ПРОРЫВОВ, ЭТО НИКОМУ НЕ УДАВАЛОСЬ…»
«Владимира Путина спросили, какие события года для него главные в 2018-м. Он ответил: выборы президента и чемпионат мира по футболу», — отметил в начале разговора модератор встречи, напомнив о недавней пресс-конференции главы государства, и попросил участников круглого стола ответить для начала на вопрос «Какие события в 2018-м, с вашей точки зрения, были главными для России в целом и для Татарстана в частности?».
Первым ответ держал председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев, который у него получился философским: «Я вообще считаю, что не очень корректно выделять некие события, потому что любое событие — это часть процесса, а процессы развиваются в каких-то векторах, тенденциях. Потому уловить текущие тенденции важнее, чем акцентировать внимание на каком-либо отдельном событии. Если говорить про Россию, то без контекста ситуации в глобальном мире это тоже будет некорректно».
Объяснив свою позицию, Марат Гадыевич продолжил: «Какие новые тенденции в глобальном масштабе происходят в этот отрезок времени? Начало XXI века — это новый технологический уклад, в какой-то мере контуры его формируются. Хотя реальность меньше ожидаемого. Были действительно очень большие ожидания, скажем, от бурного развития биотехнологий, нанотехнологий, теперь цифровых технологий, но они переворота пока не сделали, хотя эффективность по цифровым технологиям — не столько по разработке новых продуктов, сколько по повышению эффективности действующих технологических процессов — налицо. Эффективность есть, и здесь резервы такие, которые нельзя игнорировать. Все новые прорывы, хотим мы или не хотим, происходят больше частью не в гаражах, как многие считают, не в таких маленьких структурах, а в крупных транснациональных корпорациях. В этом смысле, если мы хотим попасть в новый технологический уклад, самоизоляция не даст никаких прорывов, это никому не удавалось…»
Марат Галеев: «Уловить текущие тенденции важнее, чем акцентировать внимание на каком-либо отдельном событии»
Продолжил дискуссию в том же ключе Эмиль Гатауллин, известный адвокат и постоянный комментатор «БИЗНЕС Online»: «Основная российская проблема — исключение из диалога. Россия как-то не смогла приобрести субъектность. То ли мы находимся в каком-то абсолютном подчинении у „коллективного Запада“, то ли являемся независимым субъектом в политике, в том числе во внешней, и реализуем свои собственные интересы. И здесь, мне кажется, Россия, которая пыталась заявить о себе как о независимом субъекте, проводящем свою собственную политику, направленную на защиту интересов, может быть, элиты, не воспринимается как страна диалога, причем абсолютно… И я не вижу каких-то путей выхода из этой ситуации. Мы говорим, а нас не слышат, не хотят слышать…»
Также Гатауллин заметил: «Я обратил внимание, что Путин превратился в мировой бренд. С одной стороны, он такой страшный, он решает проблемы выборов в Америке. Это утверждение ни на чем не основано, конечно, это просто элемент внутренней политики Америки, надувание-раздувание…»
«Демонизации», — заметил модератор.
«Тем не менее благодаря этой демонизации Путин набрал вес и становится на международной арене фактом, с которым приходится считаться», — подчеркнул Гатауллин.
Эмиль Гатауллин: «Благодаря демонизации Путин набрал вес. И становится на международной арене фактом, с которым приходится считаться»
Наверное, самый оптимистичный взгляд на итоги 2018 года высказал Марат Бикмуллин, депутат Казгордумы, председатель совета директоров ООО «Информационные системы»: «Для меня вопросы, которые предложены на обсуждение, достаточно понятные, потому что я ощущаю их каждый день своим карманом, а это самый верный способ оценки. И я бы начал с того, что оценил итоги года как положительные. Это видно по моим предприятиям, по предприятиям моих знакомых».
Депутат высказал неожиданную мысль о том, что влияние Запада благотворно сказывается на России во всех аспектах. Правда, он имел в виду не западные санкции, а то, что россияне сейчас часто бывают за границей, видят, насколько там удобно для людей все устроено, например, в общественных пространствах, и хотят того же самого у себя дома, к примеру в Казани. Депутат сообщил, что он велосипедист, как раз на велосипеде тоже проехал по многим странам…
Опять же неожиданно Бикмуллин вполне доброжелательно отозвался о российской налоговой системе, которую предприниматели, как правило, резко критикуют: «Еще из положительных моментов, как это ни парадоксально, — наша налоговая система. Сегодня она стала всеобъемлющей. Я, как предприниматель, плачу налоги и год назад был неконкурентоспособен, потому что большинство не платило налоги, НДС… речь о всяких серых, темных делах. А сегодня за счет информатизации все-таки создали мощную налоговую систему, не платить налоги стало очень опасно. Поэтому все платят налоги — и добросовестным предпринимателям стало легче…»
Марат Бикмуллин высказал неожиданную мысль, что влияние Запада благотворно сказывается на России во всех аспектах
РОССИЯ В СКОРОМ ВРЕМЕНИ РОДИТ «ПЯТОГО СТАЛИНА»
«Судороги мирового кризиса затронули прежде всего Россию, как говорил Маркс, самое слабое звено в капиталистической цепи. И конечно, все, что происходит с экономикой, — это просто производное того, что здесь очень слабые позиции и при хозяйственных отношениях, и при политических. И вообще, в принципе, низовые связи здесь очень рыхлые, поэтому любые колыхания ветра сразу флагштоком начинают бить нас по лицу, хлестать нас, — образно описал нынешнее состояние страны известный политолог Руслан Айсин. — Потому что Россия — страна парадоксов, страна дуализма, здесь мало что поддается логике, здесь невозможен Гегель, поэтому возможны всякие Бердяевы, мистицизм, гностицизм и прочее. Но строгой логики здесь быть не может по определению. Я думаю, отдельно определять Россию как какую-то систему достаточно тяжело, поэтому здесь прогнозирование всегда спотыкается…»
В защиту этого утверждения Айсин привел исторический пример: «Даже Ленину в январе 1917 года революция казалась такой далекой, что во время одного из своих выступлений он сказал: „Мы, старики, может быть, не доживем до решающих битв этой грядущей революции“. И как же ошибся! Поэтому у нас идут всякие „нащупывания“. Вот Проханов заявил о том, что Россия в скором времени страна родит пятого Сталина…»
Руслан Айсин: «Отдельно определять Россию как какую-то систему достаточно тяжело, поэтому здесь прогнозирование всегда спотыкается…»
Предоставляя слово Артему Прокофьеву, депутату Госсовета РТ (фракция КПРФ), секретарю рескома компартии, модератор заметил: «Этот год показал КПРФ как одну из ведущих политических сил в стране, судя по президентским выборам в марте и по кандидату в президенты Павлу Грудинину. Он оказался способен на неожиданные ходы, его пришлось всей системе останавливать и мочить, причем при таком безусловном фаворите. Эта сила произвела фурор и в ряде регионов на сентябрьских выборах, хотя все партии вроде бы уже похоронили. Мое ощущение: некий ренессанс КПРФ был в этом году — она показала, что это партия левой надежды, левой идеи, протеста. Вообще, я считаю, что это единственная нормальная партия в стране со своей идеологией, а остальные… Понятно, что „Единая Россия“ — это правящая партия. Но настоящая партия, в истинном смысле, такая, какими создавались партии в XIX и XX веках, с идеологией, — только КПРФ. Симулякры ЛДПР и „Справедливая Россия“ вообще всерьез нельзя рассматривать…»
Прокофьев итоги 2018-го подвел так: «Один из главных итогов года — это даже не президентские выборы, не губернаторские и региональные парламентские, которые много сюрпризов родили, а все-таки пенсионная реформа. Вот смотрите, у меня недавно телевизионные журналисты брали интервью тоже по итогам года. Когда звонили, первое, о чем предупредили: „Вы только не говорите, пожалуйста, про пенсионную реформу…“ То есть они сами понимают, что это и есть главный итог года — принятие пенсионной реформы, что многое именно в этом событии проявилось. Если обобщать, это, может быть, самая яркая составляющая того процесса, который сейчас идет, — последовательного снятия государством с себя социальной ответственности. Пенсионная реформа, то, как она проталкивалась, те протесты, которые были, — это очень важно».
Назвал депутат и другие факты: «Не менее важны те документы, которые обрисовывают нам перспективу. Например, вышел приказ министерства труда РФ о том, как победить бедность. Я его назвал „как победить бедность на бумаге“, потому что это история про то, что вот давайте среди бедных найдем еще более бедных и будем помогать только им, а остальных объявим недостаточно бедными. В этом же приказе, кстати, есть и про самозанятых: давайте искать среди бедных самозанятых. Это что значит? Что мы не только не будем им помогать, мы еще с них налоги станем брать. То есть это на самом деле системная политика, которая нас ждет в будущем. Кстати, у нас на последнем заседании Госсовета одно из решений было принято в этом ключе: давайте введем имущественный ценз и по нему будем исключать получателей из числа социальной помощи. То есть это сейчас такая системная политика государства, которая очень ярко проявилась и, к сожалению, будет продолжаться».
Артем Прокофьев: «Самая яркая составляющая того процесса, который сейчас идет, — последовательное снятие государством с себя социальной ответственности»
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СИСТЕМА В СТУПОРЕ: «ЧТО НИ ДЕЛАЕТ ДУРАК, ВСЕ ОН ДЕЛАЕТ НЕ ТАК»
Тему, поднятую депутатом-коммунистом, продолжил известный экономист Рустам Курчаков: «На языке писаний мы в какой ситуации? До 2008 года было 7 тучных лет, в России точно, 7–8 тучных лет. А после 2008 года, ну там можно отсчитать и от 2009-го, 7 тощих лет. Вот сейчас и 7 тощих лет прошло. К чему это привело?»
«Исход евреев из Египта начнется?» — пошутил модератор.
«Нет-нет, не надо, у нас своя история, — парировал Курчаков. — В конце тощих лет приходит осознание, что тощее состояние надолго. До тех пор, пока не поменяешь экономическую модель. И здесь вопросы, которые раньше казались экономическими, переходят в политику. Почему этот год такой динамичный, насыщен такими событиями? А тощие годы закончились, и это поняли уже не единицы — какие-то там мудрецы или власти, а массовое российское сознание к этому пришло. И оно задвигалось…»
«Тощие годы закончились — и сделали пенсионную реформу», — заметил модератор.
«Насчет пенсионной реформы — в чем ее смысл? Я вам скажу: пенсионная реформа — это не то, что Путин сначала сказал одно, потом изменил точку зрения, как во время пресс-конференции опять объяснял. Пенсионная реформа подвела итог советскому наследию, — высказал свою точку зрения Курчаков. — В чем разница между перестройкой и нашим временем? Есть очень много аналогий… Первая — тот, кто пережил конец 80-х — начало 90-х, должен понимать: тогда была и сейчас есть неосознанность происходящего. То есть никто не видит картины. Каким бы умным человек ни был, целиком картины не видит, только часть. Второе — неуправляемость. „Неуправляемость“ тогда, в тот период, — это самое модное слово. А сейчас мы что видим? То же самое — управленческая система в ступоре, возникает, как в детской дразнилке, ситуация „что ни делает дурак, все он делает не так“. Это не в ругательном смысле, не потому, что там дураки… Нет, на самом деле наиболее активная, грамотная, опытная часть во власти сидит на всех уровнях. Но они пришли к такой ситуации, что, какое замечательное решение сейчас ни придумай, ничего не получится. Вон в Госдуме без конца стараются что-то получше придумать — одно запретить, другое разрешить. И ничего…»
Рустам Курчаков: «Пенсионная реформа подвела итог советскому наследию»
Завершил эту часть дискуссии председатель Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев: «Год был очень противоречивым. Почему? Потому что сохранилась все-таки устойчивость власти — при санкциях, при всех непопулярных мерах… Посмотрите — парламент принимает документы, все они идут на зажим регионов. Такое впечатление, что кто-то сверху специально раскачивает лодку. Но благодаря таким регионам, как Татарстан, вот эта устойчивость сохранилась. Это самое главное… Еще я убедился, что при всех санкциях есть большие резервы у бизнеса. Опросы показывают — да, с одной стороны, покупательная способность падает. Неудивительно — то что-то одно придумают, то другое, то пенсионную реформу… Но при этом сохраняется устойчивый потенциал, который заложен предыдущими десятилетиями, той еще властью. А на подходе новая волна ребят, которые начинают заботиться об обществе, а не только о своем кармане, как в прежний период. Поэтому такое противоречивое впечатление об итогах года: с одной стороны, вроде все хуже, с другой — есть уверенность в потенциале. При этом сохраняется пренебрежительное отношение власти к бизнесу, особенно к малому, к малому предпринимательству… Прежде всего со стороны исполнительной власти, особенно на среднем и на нижнем уровне. Удивительное дело — это те, кто должен помогать бизнесу… Кроме того, вот была система арбитражных судов. Она так трансформирована, что сейчас уже сложно доказать правоту. А те институты развития, которые есть, они как-то разрознены…»
Шамиль Агеев: «Парламент принимает документы, и все они идут на зажим регионов. Такое впечатление, что кто-то сверху специально раскачивает лодку»
ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО В НАШЕМ КОРОЛЕВСТВЕ?
Особо интересны на круглом столе по итогам года прогнозы. Что будет, что нас ждет, к чему готовиться? Модератор напомнил: «Следующий год для Татарстана знаковый, потому что запускается большой выборный процесс, в 2019-м — выборы Госсовета РТ, в 2020-м — выборы президента РТ. На них будет сформировано новое лицо республики».
«Имеются вероятностные модели, с четкостью никто не скажет, — заметил про будущий год Галеев. — Опасности на этом перепутье есть, и 2019-й год может быть хуже 2018-го. И 2018-й может показаться еще достаточно благополучным…»
«А я хотел бы сказать о рисках, которые стоят перед Россией в целом и перед Татарстаном в частности, — сказал Гатауллин. — Если говорить о РФ, то, по-моему, риском является возможность полномасштабной войны, связанной с украинским вопросом, ну и с другими тоже…»
«На мой взгляд, все будет хорошо в нашем королевстве, — возразил Бикмуллин. — Каких-то предпосылок к изменениям не вижу. В политическом плане все под контролем. У людей есть хлеб, колбаса, зрелища. Ежегодно увеличивается в среднем количество квадратных метров жилья на человека… В такой ситуации революцию не устраивают…»
Айсин сразу заявил, что прогноз — дело неблагодарное, но кое-что все-таки предсказал: «Что касается цены на нефть, то надо учитывать, что случилась сланцевая революция в Соединенных Штатах, на следующий год они по объему добычи нефти выходят на первое место… Есть тренд на понижение цены нефти. А Россия, понятно, зависит от своего сырья. Но, я думаю, у нас есть определенная подушка безопасности…»
«В восприятии политической элиты Путин не может быть „хромой уткой“, поэтому „хромой уткой“ у нас становится политическое устройство, — высказал свое мнение Прокофьев. — И все сейчас активно говорят, что его надо будет изменить, что надо менять Конституцию России. В этом смысле, я считаю, действительно интересен следующий год. Что касается общественных настроений, очень важно, как в следующем году проявят себя два мощных общественных запроса, которые в этом году ярко проявились, — запрос на справедливость и запрос на перемены…»
«Следующий год будет переломным, переходным, — считает Агеев. — Пока не определились те люди, которые хотят снести ВВП, и те, которые его поддерживают. Какая группа победит, так и дальше пойдет, станет ясно, дадут ли реальную власть низшим органам власти. Сейчас проблема такая: у тех, кто рядом с народом, нет полномочий решать проблемы населения…»
«Стандартные прогнозы надо заменить оценкой рисков и указанием на тенденции, — предложил Курчаков. — Год не завершился, и очень многое зависит от того, что произойдет в марте. Может быть, тогда еще проявит себя хвост Желтой Земляной Собаки…»
Полная стенограмма круглого стола будет опубликована на сайте «БИЗНЕС Online» после новогодних каникул.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 157
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.