Лидером рынка остается КАМАЗ, но удачным для него прошлый год не назвать при всем желании Лидером рынка остается КАМАЗ, но удачным для него прошлый год не назвать при всем желании

КАМАЗ ОСТАЕТСЯ ЛИДЕРОМ РЫНКА, ПО ИТОГАМ ГОДА — ПРОВАЛ ВМЕСТО ЗАПЛАНИРОВАННОГО ВЗЛЕТА

После бурного взлета рынок грузовых автомобилей (HCV) в России взял паузу. Количество регистраций таких авто в прошлом году увеличилось на 2,7% до 82,3 тыс. единиц, следует из данных агентства «Автостат». Такой рост выглядит незначительно на фоне итогов 2017-го, когда спрос на грузовики взлетел на 50,3%. Но все-таки это рост, а не спад.

Лидером рынка остается КАМАЗ, но удачным для него прошлый год не назвать при всем желании. Регистрации челнинских грузовиков сократились на 2,6% до 25,7 тыс. авто (для сравнения: годом ранее КАМАЗ вышел в плюс сразу на 30,8%). Забегая вперед, скажем, что у всей первой пятерки производителей, кроме челнинского автогиганта, продажи, напротив, увеличились.  У ГАЗа — на 7,5%, у Scania — на 17,4%, у Volvo — на 6%, у MAN — на 7,5%. Такое вот совпадение.

Незадолго до Нового года финансовый директор КАМАЗа сообщил, что компания планирует избежать убытков по итогам 2018 года и не ожидает роста рынка в 2019 году. Разительное отличие от оптимистических заявлений годичной давности. Напомним, в декабре 2017-го генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин говорил, что в минувшем уже году объем проданных грузовиков вырастет с 38 тыс. машин до 43,1 тыс., из которых 37 тыс. машин приходилось на российский рынок. В мае 2018 года прогноз по продажам и вовсе был повышен так, что на внутреннем рынке, о котором мы сегодня говорим, должно быть продано до 40 тыс. «КАМАЗов».

Однако экономическая ситуация в стране ухудшалась, развеивая оптимизм промышленников, пока он не превратился в свою противоположность. Уже в конце октября в телеинтервью Когогин дал понять, что пришли трудные времена. «Второе полугодие гораздо хуже, чем первое. Обычно у нас в коммерческом транспорте всегда было наоборот: не очень высокий спрос в первом полугодии, стабильно высокий рост всегда ложился на второе полугодие. В этом году происходит наоборот. Первое полугодие росло. Во втором полугодии рынок сначала стабилизировался, летом, а сегодня определяется небольшой долей при падении. Стало сложнее», — объяснял Когогин. (Забегая вперед, уточним, что второе полугодие оказалось слабее обычного далеко не для всех производителей и даже не для всех моделей самого КАМАЗа.)

Все это говорит о том, что прибыли в 2018 году от КАМАЗа ждать не стоит — по крайней мере, существенной. Об этом сказано и в бухгалтерском отчете КАМАЗа за 9 месяцев, согласно которому завод получил чистый убыток по РСБУ в 288 млн рублей против прибыли в 3 млрд рублей годом ранее. Руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев поделился с «БИЗНЕС Online» и производственной статистикой за 10 месяцев: было выпущено чуть более 30 тыс. грузовиков, что на 2–3% уступает прошлогоднему объему. Но с учетом того, что в ноябре – декабре КАМАЗ начал сокращать объем работ, можно предположить и усиление спада. А ведь бизнес-план на прошлый год предполагал чистую прибыль на уровне 1,6 млрд рублей, пусть и по МСФО…

Регистрации челнинских грузовиков сократились на 2,6% до 25,7 тыс. авто Регистрации челнинских грузовиков сократились на 2,6% до 25,7 тыс. авто

ТЯГАЧ НЕ КОМПЕНСИРОВАЛ ПОТЕРИ САМОСВАЛОВ, НЕФАЗ ПОТЕРЯЛ ЧЕТВЕРТЬ СПРОСА

Из данных «Автостата» по регистрациям грузовиков в РФ следует, что доля внутреннего рынка у «челнинцев» сократилась на 1,6 п. п. до 31,3%. И виной всему снижение спроса на продукцию автогиганта на растущем в целом рынке, хотя некоторые модели нешуточно «отожгли».

Гордость КАМАЗА, магистральный тягач «5490», лидирует по «ускорению»: его регистрации выросли на 1041 единицу, или 27%, до 4927 авто. На 30 января прошлогодний новый грузовик стоил от 3,98 млн — на 320 тыс. меньше, чем в феврале 2018-го авто 2017 года выпуска. Сразу отметим, что на итоговую стоимость тяжелой коммерческой техники сильно влияет кастомизация: тип кабины, установленные дополнительные баки и т. д., поэтому цены здесь и далее в обзоре носят ориентировочный характер.

На первое же место по популярности вырвалось семейство вездеходов «4311/4/8», спрос на который увеличился на 12%, или на 679, до 6568 регистраций. Ценник за такое шасси без надстроек в челнинском центре «Авантаж» в январе начинался от 2,35 миллиона.

А вот семейство «6520/1/7» набрало только 3388 голосов — на 1418 единиц, или на 30%, меньше, чем в 2017 году. Классический самосвал — самая большая потеря в линейке КАМАЗа. В январе за шасси «6520» дилеры просили от 3,25 млн, за самосвалы — от 3,75 млн рублей.

Не блиставший и в 2017 году (-8%), в отличие от материнской компании, в прошлом году НЕФАЗ оказался на одной волне с КАМАЗом. Его регистрации сократились на 439 единиц, или на четверть, — до 1314 авто. Главный пострадавший — бестселлер марки, семейство «4514», недосчитавшееся 338 баллов и ограничившееся 920 зарегистрированными авто.

Здесь можно сделать промежуточный вывод: самосвалы и ряд стандартных вариантов для строительства и ЖКХ в исполнении тандема КАМАЗ–НЕФАЗ оказались в глубоком минусе.

Добавим, что еще один отечественный бренд — SAZ, специализирующийся на самосвалах на базе ГАЗ (854 авто), — также ушел в минус на 19%.

DAF И MERCEDES-BENZ ПОДВЕЛИ ФЛАГМАНЫ

Среди аутсайдеров оказались и производители с относительно сильными позициями по магистральным тягачам. Так, самые большие потери понес DAF — минус 859 единиц, или 24%, до 2798 авто. Напомним, что этот производитель из Нидерландов годом ранее показал фееричное ускорение в 3,9 раза, даже не имея локализованного производства в РФ (похоже, последний фактор сыграл свою роль теперь, при ослаблении курса российской валюты).

Динамика DAF обусловлена падением спроса на главный бестселлер марки — магистральный тягач XF Series. Рассчитанные на 1,6 млн км пробега двигатели Paccar и межсервисный интервал 150 тыс. км привлекли 2720 покупателей — на 834 меньше, чем годом ранее.

Вариант с силовым агрегатом на 408 «лошадей» текущего года выпуска на 30 января стоил 6,6 млн — на 900 тыс., или на 16%, дороже февраля 2018-го. За версию с 460 л. с. дилеры просили 6,8 млн — на 700 тыс. больше, чем годом ранее. При валютных передрягах и отсутствии локализации такое подорожание выглядит обоснованным, но, судя по всему, покупатели не были морально готовы к такому подъему ценника. Уточним, что средний трехмесячный курс евро за тот же год вырос на 9,8%, с 69,2 рубля до 76 рублей.

В команду «потеряшек» затесался и стратегический партнер челнинцев — Mercedes-Benz, несмотря на проведенную им локализацию: минус 802 грузовика, или 14%, до 4821 авто. Главным виновником спада у немцев также стал флагман марки Actros, популярность которого сократилась на 763 пункта до 4299 баллов. Львиная доля этих авто приобретаются россиянами в виде седельных тягачей (1841LS, 1846LS, 2541LS, 2641LS), но есть и другие варианты: фургон, миксер, несколько типов самосвалов. За прошлогодний вариант 1841 LS 2018 продавцы просят от 6,2 млн — на 110 тыс. больше, чем годом ранее.

При этом падение продаж что у DAF, что у Mercedes может быть в какой-то степени запланированным. Крупные автопарки обычно предпочитают продукцию одного производителя. Не исключено, что в 2017 году перевозчики, воспользовавшись локальным снижением курса евро, успели пополнить свои гаражи машинами того же DAF или Mercedes. А теперь мы наблюдаем откат после реактивного взлета спроса.

В команду «потеряшек» затесался и стратегический партнер челнинцев Mercedes В команду «потеряшек» затесался и стратегический партнер челнинцев — Mercedes-Benz

SCANIA — ЧЕМПИОН СРЕДИ ИНОСТРАНЦЕВ

Но хватит о грустном. Поговорим о тех, чья популярность среди покупателей выросла, в первую очередь — о тяжеловесах грузоподъемностью более 20 тонн.

В который раз праздник на улице одной из самых востребованных в России марок, шведской Scania. «Улетная» статистика: плюс 990 регистраций, или 17%, до 6691 авто — и корона самого покупаемого зарубежного грузового бренда на просторах РФ. Наибольший вклад в этот успех внес бестселлер Scania — модель R, спрос на которую подрос на 441 до 2513 регистраций.

Согласно экспертным обзорам на специализированных сайтах, существует великое множество модификаций данной машины. На 30 января нам удалось найти самый доступный вариант R410 за 7,1 млн рублей — на 300 тыс. дешевле, чем в феврале-2018. Вариант R440 стоил уже от 8,45 млн рублей.

Повышенным спросом пользовались и другие произведения Scania. Так, G добрала 303 балла до 2204 регистраций, а младшая P — еще 222 голоса покупателей до 1946 авто.

Остается только поздравить шведских партнеров с отличным 2018 годом.

К слову — о заявлении руководителей КАМАЗа о том, что спрос на коммерческую технику во втором полугодии оказался хуже, чем в первом. Рассмотрим на примере Scania, как распределился спрос в течение года: 2687 регистраций в январе – июне и 4004 в июле – декабре. И традиционный мощный спурт в четвертом квартале — 2471 авто.

Что характерно, у камазовского тягача «5490» дела во втором полугодии 2018 также шли лучше, чем в первом: 2534 регистрации против 2393. Так что в плачевную ситуацию попали именно самосвалы, их продавцам остается молиться на новые мегастройки.

RENAULT — ВТОРОЙ ПО ПРИБАВКЕ СРЕДИ ТЯЖЕЛОВЕСОВ, VOLVO И MAN ПРОДОЛЖИЛИ ВОСХОЖДЕНИЕ

Французский Renault, вышедший из комы в 2017 году, тоже развил свой успех: плюс 427 до 961 поставленных на учет авто.

Локомотивом стал хит французов, T-Series, спрос на который вырос на три четверти до 756 авто. Из серьезных контрактов, заключенных в прошлом году, отметим первую поставку грузовиков серии T 4×2 мощностью 440 л. с. в адрес Coca-Cola HBC Россия. Такой же тип машин французы поставили одному из крупнейших российских грузоперевозчиков Dentro, его коллегам из ООО «Авто-ПЭК» («Первая экспедиционная компания»), а вариант T-HIGH нашел применение в XPO Logistics.

За красавца мощностью 449 л. с. уже в августе просили от 6,6 млн — на 600 тыс. больше, чем в феврале 2018 года.

Успевшие набрать обороты Volvo и MAN закрепляли свой успех. Так, прошлогодний чемпион среди иностранных брендов — Volvo — смог добрать еще 362 балла и финишировать с 6348 регистрациями. Лидер продаж — модель FH — седельный тягач с силовыми агрегатами мощностью 420, 460, 500 и 540 лошадиных сил. Спрос на него вырос на 156 до 4498 авто, закрепляя успех 2017 года, когда продажи тягача взлетели в 3,5 раза.

Самую большую абсолютную прибавку у условного «шведа» (напомним, Volvo располагает производственными мощностями в Калуге) оформило семейство FM — плюс 202 до 1794 авто.

В свою очередь количество регистраций MAN увеличилось на 353 до 5089 авто. Но здесь наблюдается не равномерный рост по всему спектру моделей, а, скорее, рокировка: флагман TGX удвоил прошлогодние достижения до 2746 регистраций, а более скромные тягачи серии TGS почти так же резко сбавили обороты на треть до 2167 авто.

Такую рокировку в пользу флагманов, которые продаются с большей наценкой, в MAN наверняка приветствовали. Так или иначе, теперь у немецкого производителя, как и у большинства игроков высшей лиги, бестселлером выступает именно топовая модель.

Количество регистраций MAN увеличилось на 353 до 5089 авто Количество регистраций MAN увеличилось на 353 до 5089 авто

МАЗ ВЫСТРЕЛИЛ НА БОРТОВЫХ, КИТАЙСКИЕ САМОСВАЛЫ ПОЕХАЛИ В РОССИЮ

Даже у белорусских коллег продажи шли в гору. По данным «Автостата», МАЗ смог продвинуться еще на 352 корпуса до итоговых 4238 авто.

Главной тяговой силой у белорусов стал их бестселлер «6312» — бортовые авто с колесной формулой 6×4, спрос на которые увеличился в 1,5 раза до 1061 регистрации. Почти в такой же пропорции до 399 авто выросли продажи более скромной бортовой «5340» с формулой 4×2. Третье место по абсолютному приросту регистраций осталось за тягачами 6×4 «6430»: плюс 146 до 695 авто.

Интересно, что спрос на более простые тягачи из Беларуси «5440» снизился на 52 единицы до 442 авто.

Пока отечественные производители самосвалов (КАМАЗ, НЕФАЗ, САЗ) несли ощутимые потери, китайцы увеличили продажи на этом направлении. Одна из самых востребованных марок из Поднебесной, Shaanxi, нарастила поставки в Россию на 275 единиц до 727 авто.

Ее земляк FAW увеличил отгрузку на 200 до 480 авто. В январе самосвалы на официальном сайте марки предлагались от 4,65 млн, а тягачи — от 5,35 миллиона. Последние по цене выглядят как ближайшие конкуренты камазовскому «5490».

ГАЗ ДОБАВИЛ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ

Неплохо шли дела у многих представителей среднего и легкого (для HCV) весов. Пальма первенства здесь принадлежит отечественному ГАЗ, по данным «Автостата», увеличившему продажи на 584 пункта, или 7,5%, до 8362 авто. В автомобильной вотчине Олега Дерипаски продолжает восхождение к новым вершинам «ГАЗон Next». В абсолютном выражении этот хит городских (и не только) улиц получил дополнительно 767 баллов и остановился на 5756 поставленных на учет авто. Машина с заводской гарантией на три года или 150 тыс. км пробега сегодня стоит от 1,79 млн — всего на 90 тыс дороже, чем год назад.

Отметим, что ранее грузоподъемность новых «газонов» ограничивалась 5 тоннами. Однако в декабре 2017-го завод приступил к выпуску новинки увеличенной грузоподъемностью: по версии одних дилеров — 5,6 тонны, других — 6,2 тонны. Усиливая путаницу, сам завод официально заявил о способности «газона» перевозить груз массой 5,9 тонны.

Иная ситуация с моделью повышенной проходимости «3308» («Садко») ценой от 1,91 млн — на 410 тыс. дороже, чем годом ранее. Ее продажи снизились на 102 единицы после роста на 467 авто в предыдущем году. Модель позиционируют как замену легендарной «шишки» или «шишиги» — «ГАЗ-66», и не исключено, что здесь не обошлось без влияния гособоронзаказа.

Держали нос по ветру и зарубежные производители HCV. Мощно выступил Hino (грузовой бренд Toyota), спрос на машины бренда взлетел на 460 единиц, или 37%, до 1716 авто. Главный «ускоритель» и хит продаж в одном лице — модель «300» с грузоподъемностью до 5 тонн, то есть прямой конкурент «ГАЗон Next». В январе вариант «японца» с изотермическим фургоном стоил от 2,65 млн — на 150 тыс. дороже прошлогоднего.

На втором месте и по спросу, и по приросту продаж — плюс 130 до 531 регистраций — средняя модель «500» грузоподъемностью до 12 тонн.

Популярность машин Isuzu подросла на 199 единиц, или 5,4%, до 3896 авто. Сегодня погоду для японцев, чье сборочное производство в конце нулевых успело погостить в Елабуге, делает семейство NPR. Цена вопроса — от 2,8 млн, на 300 тыс. рублей больше, чем годом ранее. Прайс официального дилера самый доступный NPR оценивает в 3,015 млн рублей.

Сильнее всего у Isuzu — на 171 до 358 регистраций — вырос спрос на семейство C Series (Giga) грузоподъемностью до 24 тонн, колесной формулой 6×4 и возможностью работы как тягачом, так и самосвалом. Обладатель второго места по продажам — серия Forward, представленная машинами грузоподъемностью 8,2 тонны или 12,5 тонны, — чуть сдал назад: минус 97 до 860 поставленных на учет грузовиков.

В заключение еще раз подчеркнем, что основная масса спроса в 2018 году пришлась на седельные тягачи всех мастей. При этом российские клиенты не скупились и охотно пополняли парки более выгодными при длительном периоде эксплуатации флагманскими моделями ведущих производителей. Такие покупки сигнализируют о расширении горизонта планирования, а порой и о росте оптимизма в данной области бизнеса. Впрочем, оснований для оптимизма в сфере строительства и ретейла (как заказчика перевозок) не так уж много — новых инфраструктурных мегапроектов пока нет, потребление стагнирует из-за сокращения реальных доходов... Но это уже другая история.