Первые слушания по реализации национальных проектов прошли в Госсовете РТ в минувшую пятницу — стало известно, что на ближайшие три года Татарстан получит из Москвы почти 35 млрд рублей. Сначала кураторы программ обсудили демографию и здравоохранение. Какой проект в Татарстане обойдется дороже всего, каким будет кабинет пациента 2024 года, как нацпроекты повлияют на «Стратегию-2030» и в каком контексте Фарид Мухаметшин вспомнил Алексея Навального — в материале «БИЗНЕС Online».
Олег Пелевин дал хорошо приправленную цифрами характеристику каждому из национальных проектов и рассказал, сколько средств федеральный центр даст Татарстану
НА НАЦПРОЕКТЫ В ТАТАРСТАНЕ МОСКВА ВЫДЕЛИЛА ПОЧТИ 35 МЛРД РУБЛЕЙ
«15 процентов здоровья человека определяется генетикой, 85 процентов — влияние факторов внешнего мира, из которых 60 — образ жизни, 15–20 — макро- и микроэкология. Таким образом, максимальный вклад в сохранение здоровья вносит сам человек», — транслировала тезис главы минздрава Вероники Скворцовой вице-премьер Татарстана Лейла Фазлеева, курирующая нацпроект «Здравоохранение» в республике. Он вместе с «Демографией» стал ключевой темой на первых общественных слушаниях по реализации национальных проектов, которые прошли в минувшую пятницу в Госсовете РТ. Зал, где шло обсуждение, был забит под завязку депутатами, руководителями министерств, представителями общественных организаций, активом местного отделения «Единой России»: сами организаторы, кажется, не ожидали такой популярности национальных проектов. Напомним, что 12 национальных проектов сроком исполнения до 2024 года в декабре прошлого года утвердил Владимир Путин на заседании президиума совета при президенте России. В федеральном бюджете на 2019–2021 годы на реализацию национальных проектов заложено около 5,7 трлн рублей.
Для начала замминистра экономики РТ Олег Пелевин дал хорошо приправленную цифрами характеристику каждому из национальных проектов и — что самое интересное — рассказал, сколько средств федеральный центр даст Татарстану. На реализацию всех нацпроектов в Татарстане на ближайшие три года будет направлено 48,5 млрд рублей, из них 34,9 млрд выделила Москва. Причем только в этом году на национальные проекты предполагается потратить 19,4 миллиарда (федеральных средств — 14,9 млрд). По словам Пелевина, уже подписано 31 соглашение о субсидиях и межбюджетных трансфертах, еще 7 — на стадии согласования.
Так, наиболее финансово емким (потребует 12,7 млрд рублей на три года, половина — бюджетные деньги) оказался проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в рамках которого ожидается снижение доли перегруженных дорог, приведение 85% дорог в трех татарстанских агломерациях в нормативное состояние. Этот же проект включает и строительство скоростной трассы Москва — Казань.
Другой пример — нацпроект «Экология». Он подразумевает улучшение экологической обстановки, решение вопроса обращения с отходами, снижения загрязнения воздуха, но львиную долю из выделенных на него 5,8 млрд (4,8 млрд из них — федеральные) направят на оздоровление Волги. В частности, по словам Пелевина, из реки извлекут 21 затонувшее судно. Этот пункт вызвал вопросы у депутата Елены Минаковой, которая поинтересовалась, почему в нацпроекте не упоминаются мероприятия по устранению диффузного стока — основного, по ее заверению, загрязнителя Волги. Пелевин на это ответил, что предложение будет рассмотрено и передано в профильное министерство.
А нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» за три года должен расширить доступ МСБ к финансовым ресурсам: микрофинансированию и льготному лизингу. Замминистра обратил внимание, что он предусматривает запуск специального налогового режима для самозанятых, которых в республике к концу этого года, по оценкам минэкономики, должно зарегистрироваться 60 тысяч. На весь проект выделено 1,8 млрд рублей (1,4 млрд из них — из российской казны).
Пелевин также отметил, что эти же 12 приоритетов заложены в стратегии социально-экономического развития РТ до 2030 года. Каждый из них разбит на несколько региональных проектов, кураторами которых назначены вице-премьеры правительства республики. В настоящее время в РТ утверждены 47 региональных проектов, затрагивающих приоритетные отрасли экономики и социальной сферы.
К выступлению замминистра нашлось несколько вопросов. Депутат Лилия Маврина обратила внимание на квартирный вопрос: ее заинтересовала очередь на получение жилья по социальному найму, которая растет, несмотря на увеличивающиеся темпы строительства. Пелевин ответил, что частично этот вопрос решает уникальная программа соципотеки, которой нет в других городах, и пообещал предоставить статистику в рамках отчета правительства. Председатель союза садоводов Татарстана Владимир Дейнекин выразил обеспокоенность тем, что садоводы начинают прописываться в садовых товариществах. «Но жить там очень трудно: сады не предполагают всесезонного проживания. Могли бы выделять территорию в коттеджных поселках и возможность переселения туда садоводов», — предложил он. Эту идею тоже пообещали рассмотреть. Одновременно включили микрофоны руководитель исполнительного комитета ТРО ВПП «Единая Россия» Андрей Кондратьев и эксперт общественной палаты Ксения Кондратьева. Первого интересовало, окончательные ли это цифры или существует какой-то люфт в финансировании нацпроектов, а Кондратьева уточнила, будет ли скорректирована стратегия-2030 в соответствии с нацпроектами. На оба вопроса ответ был положительный.
Нацпроекты «Здравоохранение» и «Демография» стали ключевой темой первых общественных слушаний по реализации национальных проектов
«ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ — 80 ПЛЮС»
Тем не менее нынешнее заседание было посвящено двум проектам: «Здравоохранение» и «Демография». Их (и еще «Культуру») в Татарстане курирует Фазлеева, которая в своем выступлении призвала всех делиться предложениями в рамках этих нацпроектов и обозначила основные векторы их реализации. Она подчеркнула, что приоритетный основополагающий проект — это «Демография», в основе которого, во-первых, лежит финансовая поддержка семей при рождении детей. К 2024 году в Татарстане надо достичь показателя рождаемости 1,77 (рассчитывается как среднее число рождений у одной женщины за всю жизнь). Вице-премьер напомнила, что сейчас в республике единовременная выплата женщинам, родившим ребенка до 25 лет, составляет 50 тыс. рублей, и в 2018 году таких мамочек было 1689. По словам Фазлеевой, сегодня средний возраст рождения первого ребенка — 28–29 лет, а это не оставляет шансов на рождение большого количества детей. Второе важное направление демографической работы — содействие занятости мам детей до трех лет. Для этого к 2021 году, по ее словам, должна быть стопроцентная доступность дошкольного образования для малышей до трех лет.
Другой вектор направлен на работу со старшим поколением — повышение качества жизни и рост ее продолжительности. «Основная цель — 80 плюс, — подчеркивает Фазлеева. — Это задача, к которой мы должны прийти и которую мы должны выполнить. Фактически каждый проект, о котором говорил мой коллега [Пелевин], и направлен на эту глобальную цель увеличения продолжительности жизни». Следующие два подпроекта, о которых говорила вице-премьер, — «Укрепление общественного здоровья» и «Спорт — норма жизни» — вневозрастные. Первый направлен на снижение смертности населения трудоспособного возраста (до 350 случаев на 100 тыс. человек, сегодня — 416), например через пропаганду ЗОЖ, второй — на создание условий для занятий физкультурой и подготовку спортивного резерва. Всего на «Демографию» выделено 8 млрд рублей.
Еще более масштабен презентованный Фазлеевой нацпроект «Здравоохранение», который в Татарстане распадается на четыре смысловых подпроекта (первичная помощь, борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями, борьба с онкологией и помощь детей) и четыре обеспечивающих проекта (кадры, единый цифровой контур на основе единой государственной цифровой системы). Глобальная цель та же самая — 80+ (сегодня этот показатель значительно меньше — 74,3 года). Для ее достижения сегодня главное — снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний (с 600 до 450 случаев на 100 тыс. человек) и онкологии (с 198 до 185), детскую (в Татарстане ситуация неплохая: 4,47 по сравнению с целевым показателем 4,5, но хотелось бы стремиться к абсолютному нулю) и материнскую смертность. Вице-премьер напомнила, что оказание первичной помощи — половина успеха, и заявила, что особое внимание будет уделяться доступности получения медуслуг, профилактике и правильной маршрутизации.
Важны кадры: сейчас в Татарстане обеспеченность медиками составляет 35,1 на 10 тыс. человек, а в среднем по России — 37. «Многое зависит от правильного целевого набора, формирования траектории выпускника, заинтересованности муниципалитета, поддержки жильем, усиления программ «Земский доктор», — говорит Фазлеева. Она также отметила, что будет сформирован так называемый единый цифровой контур — к 2021 году будет создан единый цифровой интегратор, к 2024 году у каждого человека должен появиться личный кабинет пациента. «С помощью него любой сможет записаться к любому врачу в любом регионе, иметь доступ к собственным медицинским документам. Это грандиозный с точки зрения аккумулирования ресурсов и баз проект, за ним будущее», — уверена вице-премьер.
Мухаметшин признал, что будет непросто, поэтому реализация нацпроектов будет находиться под партийным и депутатским контролем
«Можно Пенсионный фонд критиковать за небоскребы… Построили, что ж теперь — сносить, что ли?»
«Я сдерживался, чтобы не включиться в диалог, сидел держал себя за кадык, — пошутил спикер Госсовета Фарид Мухаметшин, взяв слово. — Беспрецедентное явление — эти национальные проекты. На огромную сумму, триллионами [рублей исчисляются]. На 12 национальных проектов выделено до 2024 года 25,7 триллиона! Это огромные суммы, которые нам надо переварить, подготовиться с проектами, предложениями, их аккумулировать, материализовать в проектные программы, защитить и получить эти средства. Наш народ нас не простит, если мы из-за организационной неурядицы и неспособности сформулировать задачи не сможем защитить их на федеральном уровне в рамках национальных проектов и привлечь средства федерального центра, а где-то и софинансирование из средств республики. Мы будем себя чувствовать виноватыми перед людьми».
Мухаметшин признал, что будет непросто, поэтому реализация нацпроектов будет находиться под партийным и депутатским контролем. А социальные партийные проекты и стратегия-2030 могут быть тоже пересмотрены с учетом нацпроектов. «В Казани на 4 процента уменьшилось население — это крайне важный вопрос. Пополнение жителей республики только за счет миграции! А она уменьшается. Придет время, стабилизируется обстановка на Украине, оттуда мигрантов не будет. Рынок занимается людьми из бывшего Советского Союза — он тоже стабилизировался. И мы уменьшили количество глобальных проектов: у нас рынок скукоживается, сжимается. Надо серьезно задуматься о поддержке молодых семей, чтобы поддержать рождаемость через разный инструментарий. Если новые идеи есть, давайте их немедленно предлагать. Они будут рассмотрены, я гарантирую», — заверил спикер парламента.
И, так как мероприятие состоялось по инициативе Координационного совета сторонников «Единой России», секретарь татарстанского отделения партии просто не мог не завершить на политической ноте. «Я был на послании [Владимира Путина]. Мы с Рустамом Нургалиевичем вместе с залом хлопали и говорили: наконец-то наши внутриполитические вопросы, актуальные вопросы были высказаны президентом и поставлены конкретные задачи. Мы таким образом снизим напряжение в обществе. А его много. Те, кто за это не отвечает, начинают педалировать на тех сложностях, которые появились, на необходимой, крайне важной реформе пенсионного возраста. Ну ведь однозначно было: завтра на одного работающего — два неработающих, денег в пенсионном фонде почти не осталось. Можно их [пенсионный фонд] критиковать за небоскребы, красивые здания, которые они по всей стране построили. Построили, что ж теперь — сносить, что ли? Оседлали [эту тему] политические оппоненты, оседлал Навальный, другие партии», — рассуждал партиец. Наконец, он перешел к проблеме МСЗ. «Вы же согласны с тем, что вся Россия заполнилась мусорными ямами, которые коптят, дымят? Три месяца в Нижнекамске все пожарные нашей республики свалку не могли потушить. Нам хотят бесплатно, на льготных условиях мусоросжигательный завод построить. Лучшего решения пока не придумано. Наверное, есть дорогостоящие проекты —запустить в космос казанский мусор. Собрать и ракетой запустить в космос — куда упадет, туда и ладно. В океане топить тоже невозможно», — заключил он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 89
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.