Сегодня в центральной соборной мечети Нижнекамска состоялся круглый стол, посвященный вопросам вскрытия тел умерших мусульман при наличии письменных обращений родственников Сегодня в центральной соборной мечети Нижнекамска состоялся круглый стол, посвященный вопросам вскрытия тел умерших мусульман при наличии письменных обращений родственников

«ТРУПЫ СПЕЦИАЛЬНО ОСТАВЛЯЮТ ДО СУББОТЫ, ЧТОБЫ ДЕНЬГИ ИЗЫМАТЬ»

Сегодня в центральной соборной мечети Нижнекамска состоялся круглый стол, посвященный вопросам вскрытия тел умерших мусульман при наличии письменных обращений родственников. Как выяснилось, на практике подобные обращения зачастую игнорируются, а их авторы — родственники умерших — получают из морга вскрытые трупы. Острую тему приехал обсудить председатель совета аксакалов ДУМ РТ Айрат хазрат Аюпов. Оказалось, что хазрат обращался с проблемой к министру здравоохранения Марату Садыкову. Тот попросил собрать жалобы по районам.

На встрече организаторы постарались собрать представителей всех заинтересованных сторон. Мусульманское духовенство возглавил имам-мухтасиб Нижнекамска Салих Ибрагимов, прибыли также руководитель отдела по связям с общественными формированиями и национальным вопросам исполкома Нижнекамского района Фархад Сафиуллин, замруководителя управления здравоохранения района Альфия Хасанова и старший следователь-криминалист СУ СКР по РТ Александр Мещанов.

Суть проблемы обозначил Аюпов. Для начала он представил на обозрение письмо 2017 года экс-министра здравоохранения РТ Аделя Вафина. «Закон не имеет обратной силы. Если один министр издал такое письмо, значит, оно должно выполняться и сейчас. В этом письмо министр здравоохранения пишет о том, что вскрытие может быть только в случае, если есть криминальные мотивы, если тело найдено на улице, например. Вскрытие обязательно также, если человек поступил в больницу и в течение суток умер. Вот тогда вскрытие проводить можно и необходимо. В других случаях российский и шариатский законы говорят, что, если есть заявление родственников, тогда вскрытие никто не имеет права проводить. Никто! Это нарушение! Это происходит из-за того, что хотят сделать на горе человека бизнес. В российском законе черным по белому написано, что за вскрытие нельзя получать вознаграждение, требовать деньги. Но у нас ведь во многих районах за вскрытие берут по 7–8 тысяч рублей. Это на каком основании?» — негодовал Аюпов. Отметил хазрат и тот факт, что собранные им жалобы попадут в руки Садыкову, который планирует «жесткий разговор» с врачами. Если не поможет, Аюпов пойдет к президенту.

На претензии попыталась ответить представитель управления здравоохранения Хасанова, попросив озвучить жалобы по Нижнекамскому району. Но, похоже, хазрата не устроил тон обращения, и он сделал ей замечание. «Мы находимся в мечети на собрании религиозной организации, — подчеркнул он. — У нас не прерывают выступающих, мы обычно слушаем до конца, потом задаем вопросы. Если я говорю громко, это чтобы все слышали. Может быть, немного эмоционально, потому что каждый день на мой телефон кто-нибудь да звонит с такой жалобой. Я был в разных районах, все прекрасно понимаю. Оказывается, в субботу после полудня и до утра понедельника врачи не работают, но, когда человеку очень срочно надо, он должен платить деньги. Жители Муслюмовского района говорят, что там трупы специально оставляют до субботы, чтобы деньги изымать. По Нижнекамску у меня лежат жалобы с подписями 50 человек. Но я хочу это оставить мухтасибу». 

Остудить пыл участников беседы попытался имам-мухтасиб Нижнекамска. Салих хазрат, отмечая остроту темы, призвал относиться друг к другу терпимее.

Остудить пыл участников беседы попытался имам-мухтасиб Нижнекамска. Салих хазрат, отмечая остроту темы, призвал относиться друг к другу терпимее Остудить пыл участников беседы попытался имам-мухтасиб Нижнекамска. Салих хазрат, отмечая остроту темы, призвал относиться друг к другу терпимее

«ЧТОБЫ ВРАЧ ВЫДАЛ СПРАВКУ О СМЕРТИ, ОН ДОЛЖЕН ПЕРЕД ЭТИМ БОЛЬНОГО ВИДЕТЬ»

Далее высказались медик и следователь. Отметим, что в городе два морга, в одном проводят вскрытия «криминальных» тел, в другом при районной больнице — все остальные. Оба морга подчиняются минздраву. Хасанова пояснила, что в морге при больнице работают два врача, суббота и воскресенье у них — выходные.

«Они очень загружены, так как обслуживают весь город и район. Поэтому я не могу сказать, что у нас специально задерживают», — заметила Хасанова.

«Вы расскажите, как в Нижнекамске все происходит. Берете ли вы деньги? Когда вскрытие делаете, а когда — нет?» — обратился Аюпов к медику. Хазрата заверили, что вскрытия проводятся бесплатно.

«Главное для врача — выдать справку о смерти, в которой указана причина. И здесь у нас есть одна очень большая проблема. Чтобы врач выдал справку о смерти, он должен перед этим больного видеть. То есть человек должен обращаться к врачам, обязаны быть обследования, должен быть установлен диагноз», — пояснила Хасанова. По ее словам, нередки случаи, когда из деревень привозят тела умерших престарелых родственников, которые при жизни к врачам вообще не обращались. Родственники просят тела не вскрывать. В законе четко прописано, что если врач не может установить диагноз и причину смерти, то он обязан отправить на вскрытие.

Кроме того, есть молодые пациенты, которые отказываются от обследований и лечений — например в случае онкологических заболеваний. «Чтобы врачи выставили диагноз онкологический и не вскрывали после смерти, обязательно должно быть обследование. Диагноз должен быть подтвержден под микроскопом. Если исследования нет, то, к сожалению, по закону мы обязаны вскрывать таких пациентов. Есть люди, которые отказываются лечиться, говорят: „Сколько Бог дал, столько проживу“. Вот в таких ситуациях нам очень сложно впоследствии», — рассказывала Хасанова. Ее поддержал Ибрагимов, признав, что люда иногда доставляют проблемы врачам и родным, отказываясь от лечения. Есть необходимость вскрытия и в тех случаях, когда неясна причина смерти — а вдруг эпидемия?

Тем не менее главная повестка встречи касалась пожилых верующих, чьи просьбы хазрату не беспокоить их тела после смерти остаются без внимания.

Айрат хазрат Аюпов (слева): «Вы расскажите, как в Нижнекамске все происходит. Берете ли вы деньги? Когда вскрытие делаете, а когда не делаете?» Айрат хазрат Аюпов (слева): «Вы расскажите, как в Нижнекамске все происходит. Берете ли вы деньги? Когда вскрытие делаете, а когда — нет?»

НАДО РАБОТАТЬ ПО ВЫХОДНЫМ

Основной поток жалоб хлынул в адрес управления здравоохранения. Участники жаловались, что тела вскрывают и после стационара: лежит, мол, человек две недели в больнице, переносит три операции. Диагноз ведь понятен? Родственники письменно просят не вскрывать, но безрезультатно.

«В заключении пишут: „Сердце остановилось по неизвестным причинам“. Зачем тогда вскрывали-то?», «Матери 87 лет, не болеет, но пришло время умирать. Зачем вскрывать?» — такими примерами атаковали Хасанову гости встречи. Жаловались и на платность, приводя конкретные примеры, хотя заведующий нижнекамского судебно-медицинского отделения заверил, что денег не берут никогда. Есть лишь единый тариф на санитарную обработку тел — 2,1 тыс. рублей, кроме того, платными могут быть допуслуги вроде стрижки.

Следователь Мещанов поделился статистикой. «По моим подсчетам, где-то процентов 30 трупов обслуживаем мы. Остальные 70 процентов направляют в морг МВД, участковые», — сказал криминалист и пояснил, что следком выезжает в случае насильственной смерти, обнаружения замерзшего или неопознанного трупа, травм на теле. Если следователь выехал, то он обязан назначить экспертизу — значит, будет и вскрытие. Не всегда просто определить факт насилия. Следователь вспомнил случай из практики. «60-летний сын убивает свою мать, с которой он живет в двухкомнатной квартире: она мешает ему заниматься любовью с женой. Он душит ее подушкой и вызывает скорую. Оказывается, что женщина еще живая, она говорит врачу: „Душит, душит“. Доктор не понимает: „Ничего, бабушка, сейчас укольчик сделаем, перестанет душить“. Думает, что у нее удушение. Делают укол, уезжают — сын опять ее душит. Если бы мы не выехали, мы бы об этом и не узнали», — рассказал старший следователь-криминалист СУ СКР по РТ.

Зашла речь и том, что судмедэксперты не работают по выходным. «Такие вопросы надо решать. И, я думаю, они решаемы. Почему следственный комитет работает сутками, а судмэдэксперт или патологоанатом не может выйти в субботу?» — заметил следователь. Его поддержал Аюпов. «Я понимаю, что врачей в республике не хватает, но и в следственных органах тоже не хватает людей. Но они же работают, значит, и другие должны работать. Это же для народа», — отметил хазрат.

Резюме встречи: вопрос представители духовенства донесут до мэра Нижнекамска Айдара Метшина. Пока врачи настаивают на том, что человек должен быть обследован при жизни, тогда и с установлением причины смерти не будет проблем. Для этого надо хотя бы иногда посещать больницы.

«КАК ЧАСТО ПАТОЛОГОАНАТОМ ВЫЯВЛЯЕТ НАСИЛЬСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР СМЕРТИ, ЕСЛИ НЕТ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ПОДОЗРЕНИЙ? ПРЕДПОЛАГАЮ, ЧТО НИКОГДА»

Сегодня ислам относится к процедуре вскрытия негативно, но без тотального отрицания. Сложность в том, что сам вопрос относительно современный, исторически религии не рассматривали его в контекстах медицинских заключений или правопорядка. Так, к примеру, в одной из проповедей, размещенных на официальном сайте ДУМ РФ, сказано: «Религия ислам запрещает истязать тело человека, неважно — живой он или мертвый. Вскрытие разрешается, если покойный проходит по уголовному делу, был убит, отравлен и так далее. А истязать, резать, пилить тело ради „галочки“ — харам. В хадисе говорится: „Ломать кости мертвого — это то же, что и ломать кости живого“ (Абу Дауд)».

Проповедник, имам-мухтасиб Санкт-Петербурга и Ленинградской области Мунир-хазрат Беюсов добавляет к этому посылу и рекомендации. «Не хотите попасть под нож работника морга — лично напишите заявление, что в случае вашей смерти отказываетесь от вскрытия. Это могут сделать ваши близкие. В законе прописано: „По религиозным или иным мотивам в случае наличия письменного заявления членов семьи, близких родственников или законного представителя умершего либо волеизъявления самого умершего, высказанного при его жизни, патолого-анатомическое вскрытие при отсутствии подозрения на насильственную смерть не производится, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации“. Статья 48 „Проведение патолого-анатомических вскрытий“», — обращается Беюсов к светским законам.

Не предлагают четких формулировок и рядовые верующие, хотя определенное понимание моральной стороны вопроса присутствует. Опрошенные «БИЗНЕС Online» мусульмане склоняются к компромиссам: решение о вскрытии должно зависеть от обстоятельств смерти.

«Вскрытие нежелательно, но в качестве компромисса, я считаю, нужно согласовывать его с родственниками по мере родства, — говорит председатель ассоциации фермеров и крестьянских подворий Тукаевского района Минталип Минеханов. — Если человек сам оставит заявление об отказе от вскрытия, то он тем самым облегчит душу своего родственника, освобождая его от ответственности за решение, связанное с харамом. Аллах создал тело человека цельным — я думаю, таким оно и должно отойти в мир иной. Можно ли быть воскрешенным в теле, которому нанесен ущерб? Прежде чем принимать решение, нужно глубже изучить этот вопрос».

Гендиректор ООО «Хорошая редакция» Ленар Мифтахов, который в 2010–2011 годах выступал главным инженером Соборной мечети Елабуги на общественных началах, рассматривает ситуацию с гражданской позиции и сравнивает ее с гипотетическими обстоятельствами. Вскрывая тело, патологоанатомы удостоверяются в том, что человек умер естественным образом. Если логически развить идею: допустим, в городе работает наркоторговец и ради его поимки полиция принимается ежедневно обыскивать всех мужчин. Оправдано ли это, так ли важна цель?

«Я не считаю себя экспертом в узком вопросе вскрытия с точки зрения ислама и воздержусь от трактовок как мусульманин, — обозначил Мифтахов. — Скажу лишь, что в Нижнекамске такую тему не поднимали бы, если бы она была незначительной, потому что этот город в части похоронных обрядов остается примером для уммы республики. Я же могу высказаться как гражданин: если в государстве социальные и бытовые приоритеты определяет народ, то таких вопросов не возникает. У нас иначе: есть много законов, которые не учитывают потребности и моральные устремления людей. Множество актуальных процедур в нашем обществе появились во времена советской атеистической идеологии. В отличие от большинства европейских стран, которые развивались эволюционным путем, у нас все традиции были перечеркнуты, отсюда и противоречия. Что бы мы ни делали последние 30 лет, мы остались теми же совками, какими и были, — нас не научили критическому мышлению, мы не привыкли к существованию альтернативных мнений».

Мифтахов уточняет, что инерцию мышления с советских времен сохранили многие страны бывшего СССР. Оно характерно стадностью и заведомым недоверием к инакомыслию: «Прибалтика с большим трудом от него отказывается, у Украины сейчас ломка идет. Средняя Азия, Казахстан и Россия просто остались в Советском Союзе. Для многих наших граждан понятия вроде „так было всегда“ или „такого никогда не было“ означает было или не было в советскую эпоху, дальше мы не помним и не понимаем. Ужасно, что мы живем в обществе, где все ко всем относятся с подозрением, даже к смерти, но это реальность — недоверие, наверное, в чем-то оправдано. Государству нужно проверить причины смерти, хотя людям она часто не столь важна, как сохранение тела в целости. Насколько вскрытие фактически оправдано? И насколько мы вообще можем доверять заключению патологоанатома? И как часто патологоанатом выявляет насильственный характер смерти, если изначально нет оснований для подозрений? Я предполагаю, что таких случаев вообще нет. Я понимаю, когда правоохранительные органы имеют подозрения и нуждаются в фактах для раскрытия преступления, но ведь мы сохранили множество формальных и ныне бессмысленных процедур. Возможно, вскрытие спокойно отошедшего человека — одна из них. К примеру, прихожу я в архив работать, а меня вынуждают заполнить два одинаковых бланка от руки. Почему не сделать ксерокопию? Потому что порядок установлен в 1960-х годах и некому его пересмотреть — подобное у нас повсеместно».