Назначенный заместителем гендиректора по стратегическому планированию генерал-лейтенант Александр Шевченко, очевидно, станет курировать на автогиганте оборонзаказ. В свое время через него прошли важнейшие поставки Камского автозавода для армии, но о нынешних функциях Шевченко на КАМАЗе не говорят. «Он человек в теме, это очень ценное приобретение», — отзываются о назначенце эксперты «БИЗНЕС Online».
Александр Шевченко (справа) вошел в историю благодаря оторванной ручке уазика во время смотра техники Путиным в его резиденции Бочаров Ручей в 2016 году
ЧЕЛОВЕК С РУЧКОЙ «УАЗА» И РАСПОЛОЖЕНИЕМ СЕРДЮКОВА
Гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин подтянул в топ-менеджмент корпорации армейского отставника генерал-лейтенанта Александра Шевченко. До сих пор новый сотрудник автогиганта возглавлял главное автобронетанковое управление (ГАБТУ) минобороны РФ, но 1 апреля президент РФ Владимир Путин освободил его от должности и назначил преемника. Теперь Шевченко — заместитель гендиректора по стратегическому планированию. Причем на КАМАЗе заметили, что эта должность была создана специально под генерал-лейтенанта. Большего к назначению Шевченко в пресс-службе автогиганта добавить не смогли.
В каком-то смысле кадровые перемены перекликаются с маркетинговой кампанией КАМАЗа «Танки грязи не боятся». Шевченко — опытный танкист. По меркам военных он уже пенсионер — ему 52 года, из которых 30 он посвятил армии. Будущий военачальник родился в 1967 году в Потсдаме (ГДР на тот момент), на службу пришел в 1989 году после окончания Киевского высшего танкового инженерного училища. Четыре года отслужил в Западной группе войск инженером и заместителем командира гаубичного дивизиона. В 1996-м окончил инженерный факультет Военной академии бронетанковых войск, после чего получил назначение в Северо-Кавказский военный округ, где сначала возглавил бронетанковую службу мотострелковой бригады, затем техчасть полка, а потом и дивизии. В 2004 году Шевченко окончил Военную академию генштаба и потом пять лет заведовал военной техникой, отвечая в главном управлении вооружения ВС за ее эксплуатацию, ремонт и утилизацию. ГАБТУ минобороны Шевченко руководил последние 10 лет, а в историю вошел благодаря оторванной ручке уазика во время смотра техники в 2016 году.
Тогда, напомним, Путину в его резиденцию Бочаров Ручей привезли посмотреть «УАЗы» и квадроциклы военного назначения. Когда президент захотел заглянуть в салон нового «Патриота» и не смог открыть пассажирскую дверь, Шевченко вызвался помочь, но не рассчитал силы и конструктивные особенности машины. С третьей попытки ручка ульяновского автомобиля осталась в кулаке чиновника, за что он и удостоился похвалы президента: «Молоде-е-ец...»
Напомним, Шевченко — не первый специалист высокого класса, перебравшийся из минобороны на КАМАЗ. Первым был экс-министр обороны Анатолий Сердюков, отправленный Путиным в отставку в ноябре 2012 года на фоне беспрецедентного по тем временам коррупционного скандала о хищениях в подчиненной министерству компании «Оборонсервис». Пять лет спустя Сердюков вошел в совет директоров ПАО «КАМАЗ», но автогигант — не единственное, что связывает двух чиновников минобороны. Дело в том, что именно экс-министр в 2009 году назначил Шевченко руководить ГАБТУ.
На этой должности протеже Сердюкова отвечал за разработку технических требований к бронетанковой технике и за поставки ее в армию. Стоит ли напоминать, что именно при Сердюкове и Шевченко КАМАЗ развернулся в поле оборонзаказа, регулярно получая от министерства финансирование на разработку новых броневиков, не говоря уж о том, что львиная доля грузового автопарка вооруженных сил — это «КАМАЗы» двойного назначения.
Александр Шевченко будет курировать на КАМАЗе оборонзаказ. В свое время через него прошли важнейшие поставки камского автозавода для армии
ТЕСНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С КАМАЗОМ
В частности, через Шевченко должны были проходить поставки автомобилей повышенной защищенности «Тайфун-К», десантируемого автомобиля для ВДВ, семейства многоцелевых «Торнадо-К», колесных шасси и тягачей грузоподъемностью 18–55 т, бронеавтомобилей Iveco 65Е19WM «Рысь»… К этому же ряду относится и семейство высокомобильных модульных платформ, в число которых входит и самый, пожалуй, амбициозный камазовский оборонный проект «Платформа О». Шевченко считается одним из апологетов «Платформы О» в минобороны, а между тем проект неоднократно подвергался критике армейских экспертов. Отчасти и с этим фактом были связаны слухи об отставке Шевченко, которые гуляли по кулуарам с января этого года. Уже тогда поговаривали, что наиболее вероятным местом новой дислокации генерал-лейтенанта станет КАМАЗ — это в случае увольнения. На тот же случай, если Шевченко останется в структуре минобороны, ему прочили кураторство темы КАМАЗа либо по линии военных представительств, либо в ином качестве.
Впрочем, перспективы «Платформы О» на службе отечеству есть и сейчас. В августе прошлого года министр обороны России Сергей Шойгу заявил об успешном завершении испытаний новейшего тягача для стратегических ракет «КАМАЗ-7850». Тягач с колесной формулой 16×16 имеет уникальные качества: все его колеса поворотные, благодаря чему огромная «Платформа О» способна разворачиваться практически на месте и двигаться боком. Грузоподъемности в 85 т достаточно для транспортировки оборудования с ядерными боеголовками. Шойгу, говоря об успешных испытаниях, подтверждал, что работа по привязке ракет к новой платформе идет, — до тех пор ракеты возили минские многоколесные автомобили.
Экспертное мнение относительно поставок «Платформы О» сегодня сводится к тому, что, раз уж Шойгу сказал, никуда армии от камазовских тягачей не деться. «Перспективы „Платформы О“ Шойгу должен видеть, и, если он сказал, что видит их, значит, будет стабильный заказ, — отчеканил в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ директор „Центра анализа мировой торговли оружием“ Игорь Коротченко. — Не мнение экспертов здесь что-то решает, а тактико-технические характеристики изделия, а самое главное — готовность министерства обороны тратить на это деньги. Судя по всему, у КАМАЗа здесь все должно сложиться благополучно».
Какую конкретно роль в будущем платформы должен сыграть топ-менеджер Шевченко, эксперт уточнять не стал, но охарактеризовал назначенца как опытного профессионала с нужными связями. «Он человек в теме, это очень ценное кадровое приобретение для КАМАЗа. Учитывая его возможности и связи, компетенции Шевченко станут хорошим вариантом и для обоснования тех разработок, которые КАМАЗ делает в интересах министерства обороны и которые имеют шанс быть включены в государственную программу вооружения».
Что касается отставки из министерства, то Коротченко дипломатично относит этот факт к естественной ротации, отрицая всякие подоплеки. «Шевченко хорошо зарекомендовал себя в минобороны, а на КАМАЗе, надо полагать, в нем видят руководителя, который способен решать вопросы взаимоотношений с министерством», — резюмировал директор ЦАМТО.
Впрочем, подчеркнем, что официально КАМАЗ никакого отношения к оборонным заказам не имеет, все соответствующие подразделения выведены за пределы группы, чтобы автогигант мог не опасаться западных санкций.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 52
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.