Александр Шевченко (справа) в историю вошел благодаря оторванной ручке «уазика» во время смотра техники Путиным в его резиденции Бочаров Ручей в 2016 году Александр Шевченко (справа) вошел в историю благодаря оторванной ручке уазика во время смотра техники Путиным в его резиденции Бочаров Ручей в 2016 году Фото: kremlin.ru

ЧЕЛОВЕК С РУЧКОЙ «УАЗА» И РАСПОЛОЖЕНИЕМ СЕРДЮКОВА

Гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин подтянул в топ-менеджмент корпорации армейского отставника генерал-лейтенанта Александра Шевченко. До сих пор новый сотрудник автогиганта возглавлял главное автобронетанковое управление (ГАБТУ) минобороны РФ, но 1 апреля президент РФ Владимир Путин освободил его от должности и назначил преемника. Теперь Шевченко — заместитель гендиректора по стратегическому планированию. Причем на КАМАЗе заметили, что эта должность была создана специально под генерал-лейтенанта. Большего к назначению Шевченко в пресс-службе автогиганта добавить не смогли. 

В каком-то смысле кадровые перемены перекликаются с маркетинговой кампанией КАМАЗа «Танки грязи не боятся». Шевченко — опытный танкист. По меркам военных он уже пенсионер — ему 52 года, из которых 30 он посвятил армии. Будущий военачальник родился в 1967 году в Потсдаме (ГДР на тот момент), на службу пришел в 1989 году после окончания Киевского высшего танкового инженерного училища. Четыре года отслужил в Западной группе войск инженером и заместителем командира гаубичного дивизиона. В 1996-м окончил инженерный факультет Военной академии бронетанковых войск, после чего получил назначение в Северо-Кавказский военный округ, где сначала возглавил бронетанковую службу мотострелковой бригады, затем техчасть полка, а потом и дивизии. В 2004 году Шевченко окончил Военную академию генштаба и потом пять лет заведовал военной техникой, отвечая в главном управлении вооружения ВС за ее эксплуатацию, ремонт и утилизацию. ГАБТУ минобороны Шевченко руководил последние 10 лет, а в историю вошел благодаря оторванной ручке уазика во время смотра техники в 2016 году.

Тогда, напомним, Путину в его резиденцию Бочаров Ручей привезли посмотреть «УАЗы» и квадроциклы военного назначения. Когда президент захотел заглянуть в салон нового «Патриота» и не смог открыть пассажирскую дверь, Шевченко вызвался помочь, но не рассчитал силы и конструктивные особенности машины. С третьей попытки ручка ульяновского автомобиля осталась в кулаке чиновника, за что он и удостоился похвалы президента: «Молоде-е-ец...»


Напомним, Шевченко — не первый специалист высокого класса, перебравшийся из минобороны на КАМАЗ. Первым был экс-министр обороны Анатолий Сердюков, отправленный Путиным в отставку в ноябре 2012 года на фоне беспрецедентного по тем временам коррупционного скандала о хищениях в подчиненной министерству компании «Оборонсервис». Пять лет спустя Сердюков вошел в совет директоров ПАО «КАМАЗ», но автогигант — не единственное, что связывает двух чиновников минобороны. Дело в том, что именно экс-министр в 2009 году назначил Шевченко руководить ГАБТУ.

На этой должности протеже Сердюкова отвечал за разработку технических требований к бронетанковой технике и за поставки ее в армию. Стоит ли напоминать, что именно при Сердюкове и Шевченко КАМАЗ развернулся в поле оборонзаказа, регулярно получая от министерства финансирование на разработку новых броневиков, не говоря уж о том, что львиная доля грузового автопарка вооруженных сил — это «КАМАЗы» двойного назначения.

Александр Шевченко Александр Шевченко будет курировать на КАМАЗе оборонзаказ. В свое время через него прошли важнейшие поставки камского автозавода для армии Фото: ©Максим Блинов, РИА «Новости»

ТЕСНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С КАМАЗОМ

В частности, через Шевченко должны были проходить поставки автомобилей повышенной защищенности «Тайфун-К», десантируемого автомобиля для ВДВ, семейства многоцелевых «Торнадо-К», колесных шасси и тягачей грузоподъемностью 18–55 т, бронеавтомобилей Iveco 65Е19WM «Рысь»… К этому же ряду относится и семейство высокомобильных модульных платформ, в число которых входит и самый, пожалуй, амбициозный камазовский оборонный проект «Платформа О». Шевченко считается одним из апологетов «Платформы О» в минобороны, а между тем проект неоднократно подвергался критике армейских экспертов. Отчасти и с этим фактом были связаны слухи об отставке Шевченко, которые гуляли по кулуарам с января этого года. Уже тогда поговаривали, что наиболее вероятным местом новой дислокации генерал-лейтенанта станет КАМАЗ — это в случае увольнения. На тот же случай, если Шевченко останется в структуре минобороны, ему прочили кураторство темы КАМАЗа либо по линии военных представительств, либо в ином качестве.

Впрочем, перспективы «Платформы О» на службе отечеству есть и сейчас. В августе прошлого года министр обороны России Сергей Шойгу заявил об успешном завершении испытаний новейшего тягача для стратегических ракет «КАМАЗ-7850». Тягач с колесной формулой 16×16 имеет уникальные качества: все его колеса поворотные, благодаря чему огромная «Платформа О» способна разворачиваться практически на месте и двигаться боком. Грузоподъемности в 85 т достаточно для транспортировки оборудования с ядерными боеголовками. Шойгу, говоря об успешных испытаниях, подтверждал, что работа по привязке ракет к новой платформе идет, — до тех пор ракеты возили минские многоколесные автомобили.


Экспертное мнение относительно поставок «Платформы О» сегодня сводится к тому, что, раз уж Шойгу сказал, никуда армии от камазовских тягачей не деться. «Перспективы „Платформы О“ Шойгу должен видеть, и, если он сказал, что видит их, значит, будет стабильный заказ, — отчеканил в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ директор „Центра анализа мировой торговли оружием“ Игорь Коротченко. — Не мнение экспертов здесь что-то решает, а тактико-технические характеристики изделия, а самое главное — готовность министерства обороны тратить на это деньги. Судя по всему, у КАМАЗа здесь все должно сложиться благополучно».

Какую конкретно роль в будущем платформы должен сыграть топ-менеджер Шевченко, эксперт уточнять не стал, но охарактеризовал назначенца как опытного профессионала с нужными связями. «Он человек в теме, это очень ценное кадровое приобретение для КАМАЗа. Учитывая его возможности и связи, компетенции Шевченко станут хорошим вариантом и для обоснования тех разработок, которые КАМАЗ делает в интересах министерства обороны и которые имеют шанс быть включены в государственную программу вооружения».

Что касается отставки из министерства, то Коротченко дипломатично относит этот факт к естественной ротации, отрицая всякие подоплеки. «Шевченко хорошо зарекомендовал себя в минобороны, а на КАМАЗе, надо полагать, в нем видят руководителя, который способен решать вопросы взаимоотношений с министерством», — резюмировал директор ЦАМТО.

Впрочем, подчеркнем, что официально КАМАЗ никакого отношения к оборонным заказам не имеет, все соответствующие подразделения выведены за пределы группы, чтобы автогигант мог не опасаться западных санкций.