В суде автограда началось рассмотрение дела, связанного с незаконными валютными операциями. По словам обвиняемого Равиля Андажарова, к такому способу заработка его подтолкнула болезнь супруги. Однако, переведя в Китай за два года около $1,7 млн от заказчиков, он купил коттедж и не бросил свое занятие, пока не был остановлен правоохранителями. На судебном заседании, где присутствовал корреспондент «БИЗНЕС Online», предприниматель признал вину.
В Челнах обвиняют предпринимателя из Узбекистана в незаконном переводе валюты в Китай. Согласно обвинению, в пересчете на рубли общий оборот средств превысил 114 миллионов
СЧЕТА В BANK OF CHINA
Сегодня в Набережных Челнах в особом порядке рассмотрели дело в отношении 36-летнего предпринимателя, гражданина Узбекистана Равиля Андаржанова, которого обвиняют в незаконном переводе валюты в Китай. Согласно обвинению, в пересчете на рубли общий оборот средств превысил 114 миллионов.
По версии следствия, в июле 2015 года бизнесмен разработал план заработка на незаконном выводе валюты за рубеж. Согласно российскому законодательству, перечислить деньги на иностранный счет, минуя при этом контроль со стороны государства, можно лишь в конкретных случаях. Один из таких способов — перевод оплаты за поставку товара. Андаржанов, по мнению стороны обвинения, этим и занимался, только покупки были фиктивными. За вывод средств из России он получал 7% от перевода.
Операции якобы осуществлялись через ряд подконтрольных предпринимателю фирм, оформленных на подставных лиц. Так, к примеру, ООО «ТГЕ» было зарегистрировано на некоего Александра Мишаткина. В марте 2016 года фирма открыла банковский счет, после чего Андаржанов якобы организовал фальшивое торговое соглашение с компанией из Китая на поставку товаров для нее. Сумма закупки — $36,5 тыс., но следователи убеждены, что за 2016 и 2017 год бизнесмен провел 44 валютные операции, переводя таким образом деньги на счета в Bank of China — старейший китайский банк, контрольный пакет акций которого опосредованно принадлежит правительству. Поднебесная, отметим, не относится к офшорным зонам, однако скрыть свои доходы от государства можно и таким образом.
Обвиняемый вину признал полностью, хотя еще до начала заседания в краткой беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заявил, что деньги принадлежали ему. «Меня судят за мои же деньги», — высказался Андаржанов. На суде выходцу из Узбекистана была предоставлена возможность дать более развернутый ответ.
Он рассказал драматическую историю о том, как оказался на кривой дорожке. По словам бизнесмена, несколько лет назад у его супруги была выявлена серьезная онкологическая болезнь. На лечение требовалась солидная сумма, из-за чего он и занялся валютными переводами. В настоящее время жена находится на лечении в Казани. Операция назначена на июль, а пока на попечении подсудимого остались трое детей в Челнах.
Исходя из вменяемого оборота, который следствие обозначило суммой порядка $1,7 млн, и комиссионной ставки в 7%, заработок самого Андаржанова должен был составить около 7,7 млн рублей. Известно, что при всей нужде в дорогостоящей медицинской помощи семья предпринимателя в 2016 году поселилась в коттедже близ Боровецкого леса. Стоит также отметить, что в 2006 году обвиняемый уже был судим за мошенничество, хотя к настоящему времени судимость погашена. По просьбе адвоката Рената Шарипова к делу были приобщены и копии налоговых деклараций бизнесмена, согласно которым за 2018 год он заплатил государству 301 тыс. рублей.
Прокуратура запросила для подсудимого 5 лет условно с исправительным сроком 3 года. Защита в свою очередь попросила о наказании, не связанном с реальным лишением свободы. Судья Айрат Идрисов объявит свое решение в начале следующей недели.
Прокуратура запросила для подсудимого 5 лет условно с исправительным сроком 3 года. Судья объявит свое решение в начале следующей недели
ОБНАЛЬЩИКИ И ОТМЫВЩИКИ: ПЛЮС 20% ПРИГОВОРОВ ЗА ГОД
Напомним, что в Челнах, да и в принципе по Татарстану уголовные дела о финансовых махинациях развернулись в полную силу с 2016 года — тогда прогремело первое из громких региональных дел, связанное с группой Дениса Окуня, якобы обналичившей для своих клиентов 4,4 млрд рублей. Оно дошло до суда только к концу прошлого года, но и свидетелей с обеих сторон к этому времени набралось аж 300 человек: представители компаний, якобы участвовавших в схеме, «бегунки» (лица, по версии следствия, работавшие с пластиковыми карточками), а также другие так или иначе заинтересованные персоны. На скамье подсудимых оказались 22 человека, никто из них не признал вины в создании ОПС, хотя пятеро согласились с обвинением в незаконной банковской деятельности. Сейчас в рамках процесса продолжается опрос свидетелей.
Чес авантюристов на финансовом рынке не ограничился автоградом — практически одновременно с делом Окуня стартовал аналогичный процесс в Елабужском городском суде. В отличие от челнинских, елабужские «короли обнала» Ильнур Хисматуллин и Руслан Данилов, оборот которых следствие оценило в 900 млн рублей, сразу признали вину и получили условные сроки. Первому дали 4 года и оштрафовали на 620 тыс., последнему — 3 года и 500 тыс. рублей. Другим участникам группы присудили от 2,5 до 3 лет условно.
В марте 2019-го обвинение в незаконной банковской деятельности было предъявлено и троим казанцам, которые, по мнению прокуратуры, за полтора года по февраль 2018-го отмыли свыше 155 млн под 9–13% комиссионных, заработав таким образом порядка 15 млн рублей. Фигуранты частично признали вину, их дело рассматривает Вахитовский райсуд Казани.
Перечисленными делами тема финансовых махинаций в республике не исчерпывается — это лишь наиболее крупные и заметные процессы. В России же только за прошлый год за экономические преступления были осуждены 7,7 тыс. человек, что на 20% больше, чем годом ранее, и рекордное количество приговоров как минимум с 2011-го, согласно статистике судебного департамента Верховного суда РФ. Статьи разные: и уклонение от уплаты налогов, буквально захлестнувшее суды в последние два года, и незаконная регистрация компаний, и фиктивные банкротства, и обналичивание, и отмывание преступных доходов. Вывод денег за рубеж по ст. 193.1, рассматриваемый в Челнах сегодня, — в этом смысле весьма экзотическая статья, которая может сформировать следственную практику для следующей волны борьбы с экономическими преступлениями.
Тот факт, что финансовые махинации стали для государства одним из приоритетных направлений надзора, подтверждает внедрение целого ряда инструментов борьбы с рынком серых денег. Так, минфин РФ разработал платформу автоматизированной системы контроля за возмещением НДС (АСК НДС-2), которая способна отслеживать все типы и виды налогов и фиксировать факты обналичивания средств. В регионах тестируется и АСК НДС-3, которая сможет контролировать онлайн расчетные счета юрлиц. Движение наличности отслеживается через онлайн-кассы. За зарплаты в конвертах введена уголовная ответственность (ст. 198, 199 УК РФ), а для директоров и бухгалтеров, «оптимизирующих» налоги, еще и личная финансовая (163-ФЗ и 401-ФЗ).
Одновременно в России продолжается действие «амнистии капиталов» — на этой неделе Госдума РФ во втором чтении приняла законопроект о третьем этапе, согласно которому срок добровольного декларирования активов и счетов продлевается до марта 2020 года при условии возврата офшорных капиталов в Россию. Для защиты от санкций при перерегистрации активов гражданам предложены специальные административные районы на территориях Калининградской области и Приморского края.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.