Завод по переработке батареек, который в начале года хотел построить в Татарстане челябинский «Мегаполисресурс», до сих пор остается эфемерным проектом без бизнес-плана, однако переработчики задумываются о локализации в республике сортировочных мощностей как первом шаге к возможному полноценному производству. Тем временем свою лепту в решение проблемы вносят местные регоператоры, которые вместе с Duracell Russia и школьниками РТ за два месяца вдвое превысили годовой сбор батареек в регионе.
Рабочие утилизируют батарейки на заводе компании «Мегаполисресурс» в Челябинске
«ПРОЕКТ ПОЗВОЛЯЕТ НАМ ИЗБЕЖАТЬ УПЛАТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СБОРА»
Татарстан станет первым российским регионом, в котором частный бизнес попытается системно решить проблему сбора и утилизации пальчиковых батареек. Об этом на петербургском международном экономическом форуме заявил гендиректор Duracell Russia Юрий Коротаев. По его словам, с прошлого года российское представительство компании разместило по стране уже 800 контейнеров для сбора данного вида отходов, но развитую инфраструктуру производитель намерен начать выстраивать только в этом году, выбрав в качестве пилотной территории нашу республику.
«Все батарейки в России — это всего только 20 тысяч тонн, — отметил Коротаев в своем выступлении, говоря о пальчиковых элементах питания. — Наша цель — сбор 60 процентов от этого количества к 2025 году. В 2019-м в Татарстане планируем начать строить полноценную инфраструктуру. Необходимо говорить и о сокращении образования отходов, в частности минимизировать использование „солевых“ батареек, создаваемых по технологии XIX века. Финансовая модель для нас — это прежде всего реализация расширенной ответственности производителей и отказ от уплаты экологического сбора. В 2019 году экологический сбор должен платиться в расчете на 10 процентов проданных батареек, но данный проект позволяет нам избежать таких платежей».
Напомним, проблема сбора и утилизации батареек, аккумуляторов, ртутных ламп и приборов оказалась на повестке дня с начала года — вместе с полномочиями региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). В январе на сессии горсовета Челны узнали, что отходы 1-го и 2-го классов опасности, к которым относятся названные виды ТКО, остались вне компетенций кого бы то ни было. В автограде, в частности, их прежде собирало ООО «СПП ПромИндустрия» Николая Атласова — до тех пор, пока оплата за эти услуги была заложена в жилищный тариф, а спецконтейнеры поступали в город за счет бюджета республики. Когда все отраслевые средства оказались в ведении регоператоров (в данном случае ООО «Гринта», ответственного за Восточную зону Татарстана), расчеты со сборщиками остановились. Аналогичная ситуация сложилась повсеместно. В автограде проблему временно взяли на себя МУПы, вывозя ртутьсодержащие отходы и батарейки за свой счет, но не дальше собственных площадей, где все это просто сгружалось в кучу до лучших времен. Когда вопрос подкрепился общественным резонансом, поработать с батарейками — так же, за свой счет, — власти попросили Атласова, он и занимается ими до сих пор.
«Гринта» со своей стороны тоже комментировала вопрос в рамках интернет-конференции в «БИЗНЕС Online». Гендиректор компании Светлана Ярлыченко поясняла, что опасные отходы стали пробелом в реформированном законодательстве, не прописавшись ни в одной из двух категорий отходов — ни в промышленных, ни в коммунальных. Таким образом, в функции и бюджетирование регоператора, ответственного за отходы 4–5-го классов опасности, они не попали, никаких компенсирующих мер государство так и не придумало. Регоператор со своей стороны предлагал муниципалитетам объявить торги на обслуживание имеющихся спецконтейнеров, хотя и в муниципальных бюджетах таких статей нет.
Пункт сбора батареек для утилизации в одном из магазинов
«ПРИ РОСТЕ ОБЪЕМОВ СБОРА DURACELL RUSSIA РАССМАТРИВАЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ЛОКАЛИЗАЦИИ СОРТИРОВКИ БАТАРЕЕК»
Глава федеральной инфраструктуры Duracell Russia Александр Пестерев пояснил «БИЗНЕС Online», что на сегодняшний день заявленная «полноценная инфраструктура в Татарстане» подразумевает организацию 1,3 тыс. мест сбора батареек в магазинах, офисах, управляющих компаниях и во всех школах республики.
«Первые контейнеры для сбора уже появились в магазинах региона, — сообщил Пестерев. — Весной 2019 года прошла акция „Эковесна“, в рамках которой батарейки собирали 300 школ Татарстана. Регион стал первым из российских, который выразил готовность вместе с нами развивать именно комплексную инфраструктуру по сбору батареек. В дальнейшем пример республики будет использован при масштабировании проекта на всю страну. Мы начали со сбора батареек, однако при росте объемов мы планируем и локализацию сортировки батареек для дальнейшей переработки».
В разговоре Пестерев также отметил успешное взаимодействие с «Гринтой», акцентировав внимание на том факте, что без вовлечения в процесс регоператоров эффективная логистика невозможна.
«Гринта» подтвердила «БИЗНЕС Online» заинтересованность в совместной работе с Duracell Russia, но пока компания просчитывает экономику своего участия. «Территориально мы готовы работать в зоне своей ответственности, в восточной части республики, — сообщила Ярлыченко. — Мы можем обеспечить логистику, сбор и хранение батареек в одном месте. Кроме того, при росте объемов сбора Duracell Russia рассматривает возможности локализации сортировки батареек (разделение разных их видов по способам переработки — прим. ред), и если компания увеличит свою доходную часть, в том числе участвуя в данном проекте, то в дальнейшем это может снизить тариф для населения».
«Гринта» уже имеет первый опыт работы с Duracell Russia — гендиректор компании-регоператора напоминает, что ими был совместно проведен конкурс среди школьников, которые за два месяца собрали в Восточной зоне РТ 13,5 т отработанных батареек, сразу превысив годовой региональный объем. Всего же 300 школ-участниц по всему Татарстану собрали за период конкурса 24,6 тонны. «Гринта» обеспечила сбор и хранение в каждом городе, после чего батарейки уехали на переработку в Челябинск, на завод «Мегаполисресурс». Школьников же регоператор стимулировал ноутбуками, подарив их самым активным учреждениям в Челнах и Альметьевске. «В батарейках содержатся токсичные элементы, которые при попадании в почву и воздух наносят вред здоровью человека, — поясняет Ярлыченко необходимость движения в этом направлении. — Подсчитано, что одна пальчиковая батарейка загрязняет тяжелыми металлами примерно 20 квадратных метров земли».
Николай Атласов отправляет собранные им батарейки в Челябинск — альтернативы ближе на сегодня просто нет. Его деятельность по сбору и транспортировке батареек остается чисто альтруистической
«ЦЕЛЕСООБРАЗНО ТОЛЬКО ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО»
Напомним также, что Duracell Russia не впервые заявляет об интересе к татарстанским батарейкам. В феврале на сочинском форуме компания даже подписала соглашение с президентом РТ Рустамом Миннихановым о взаимодействии с республикой в этой сфере, а «БИЗНЕС Online» тогда выяснил, что челябинский «Мегаполисресурс» писал в казанский Кремль письмо, в котором рассматривалась перспектива строительства в РТ перерабатывающего и утилизирующего батарейки завода. Министр экологии и природных ресурсов РТ Александр Шадриков подтверждал взаимный интерес и даже говорил на эту тему в контексте подбора подходящей территории, а глава АИРа Талия Минуллина готовилась к разработке бизнес-плана. Для «Мегаполисресурса» вопрос рентабельности заключался в увеличении объемов переработки. Совладелец группы компаний «Мегаполис-Групп» Владимир Мацюк пояснял «БИЗНЕС Online», что по всей стране они за прошлый год собрали около 300 т батареек, а для нормальной окупаемости необходимо преодолеть хотя бы порог в 1 тыс. т ежегодных сборов. Из Татарстана на завод за 2018 год привезли 11 т батареек — при таких объемах локализация переработки в республике не имеет смысла, для чего и прорабатывается вопрос системного сбора.
К настоящему моменту данный проект остается на стадии подготовки и формирования «дорожной карты», как заявила сегодня «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь «Мегаполисресурса» Татьяна Якутова. «Мы сейчас собираем аналитику, — пояснила она. — Место не определено, уровень завода, если он вообще состоится, — тоже. Вопрос рентабельности не решен. У нас сейчас по стране более 2 тысяч пунктов приема батареек, которые работают постоянно. В 2018 году мы со всей России не смогли собрать достаточно батареек, чтобы запустить завод на полную мощность, которая составляет 800 тонн в год. Так что статистка говорит сама за себя, проект остается на уровне „дорожной карты“. Нужно понять, как именно строить. Может быть, надо сделать какую-то часть переработки и площадку для подготовки сырья для его прессования с целью дальнейшей частичной переработки в Челябинске. Пока ответов нет».
Атласов, отметим, тоже отправляет собранные им батарейки в Челябинск — альтернативы ближе на сегодня просто нет. Его деятельность по сбору и транспортировке батареек остается чисто альтруистической.
«Мы собираем батарейки и отвозим их на переработку за счет ресурсов компании, ни копейки нам никто не возмещает. В Челябинске мы оплачиваем утилизацию по цене 110 рублей за килограмм. По месяцу работа с лампами и батарейками обходится нам примерно в 100 тысяч рублей, — подсчитал совладелец „ПромИндустрии“. — У нас только 15 своих контейнеров, но объем идет не только от них — городские общественные организации регулярно устраивают акции сбора. Если компания Duracell Russia готова собирать руками регоператора и оплачивать утилизацию, это, конечно, можно только поддержать. Что касается переработки в Татарстане, я понимаю, что из батареек можно извлекать металл, но об этом надо думать вместе с нашими природоохранными ведомствами. Мы тоже могли бы инвестировать свои средства, если бы возник понятный заказ, например по госпрограмме. Подобный бизнес не может существовать без участия государства, ведь это те отходы, за которые нужно платить. В проекте Duracell Russia выгода компании не только в снижении экологического сбора, но и в рекламе, ведь контейнеры будут, вероятно, с логотипом. Тем не менее нельзя оставлять подобный бизнес на откуп частникам. Сегодня фирма есть, завтра — нет, и что тогда будет с контейнерами, к которым народ протопчет тропинки? Целесообразно только государственно-частное партнерство».
По словам Атласова, заявленные 1,3 тыс. контейнеров — это ни много и ни мало для территории республики, важна лишь грамотная их расстановка на ежедневных маршрутах жителей Татарстана.
«Я часто выезжаю для обмена опытом в европейские страны — там практически в каждом магазине, на любой заправке стоят экобоксы, — рассказал он. — На днях правительство России уже вышло с инициативой о том, чтобы договориться с ретейлом о возврате в магазины пунктов приема стеклянной и пластиковой тары. Почему бы точно так же не поставить и экобоксы? Вопрос лишь в том, кто будет вывозить. На мой взгляд, логистика должна оплачиваться именно производителями и импортерами батареек — они платят экологический сбор, но нужно, чтобы эти деньги еще доходили до предприятий, которые утилизируют отходы, и чтобы оно распределяло средства между перевозчиками. Тогда можно будет объявлять и торги на транспортировку отходов. Неверно перекладывать данные деньги в тариф, тем более единый, потому что бабушки в деревне эти батарейки, условно говоря, видят только по телевизору. Горожане такого мусора производят в разы больше».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.