С начала основания завода в Чистополе «Татспиртпром» сварил две партии безалкогольного пива «Белый Кремль». Но рынок попросил третью. К таким объемам спроса в компании оказались не готовы, но к предстоящему в эти выходные Red Bull Air Race ситуация должна выправиться. Эксперты «БИЗНЕС Online» о том, в каком состоянии находится рынок безалкогольного пива в России, с чем связан ежегодный рост его потребления на 20–25% и можно ли его вообще считать пивом или это «квасной» конкурент.
Спрос на безалкогольное пиво «Белый кремль» в Татарстане оказался выше, чем это планировали в АО «Татспиртром»
«БРЕНД БЫЛ НЕ ОЧЕНЬ ИЗВЕСТЕН»: «НУЛЕВКА» ЗАКОНЧИЛАСЬ РАНЬШЕ, ЧЕМ ПЛАНИРОВАЛИ. ПРОДАВЦЫ В НЕДОУМЕНИИ
Спрос на безалкогольное пиво «Белый Кремль» в Татарстане оказался выше, чем это планировали в АО «Татспиртром» (ТСП). Если в небольших магазинчиках с трудом, но можно найти бутылочку «нулевки» из Чистополя, то в крупных сетях ее нехватку ощутили еще в конце апреля — начале мая. Как сообщили «БИЗНЕС Online» в компании, с момента открытия завода в августе 2018 года безалкогольное пиво на нем варили дважды. Собственно, это было в момент пуска завода в августе прошлого года и в январе 2019-го.
«Бренд был не очень известен. Мы только вышли на рынок, и первую партию продавали до декабря месяца. А вот продажи продукции второго розлива с момента открытия завода выросли в два с половиной раза», — говорит руководитель пивного направления ТСП Алсу Хайруллина.
Высокий спрос на безалкогольное пиво в ТСП зафиксировали в марте — начале апреля. От месяца к месяцу он рос примерно на 50%. Но то, что было сварено, уже успели распродать до того, как начали варить третью партию.
«Произошло это из-за роста узнаваемости самого бренда, из-за того, что мы начали активно рекламировать безалкогольное пиво, вышли с наружной рекламой в крупных городах, провели ряд крупных маркетинговых мероприятий», — рассказала «БИЗНЕС Online» Хайруллина.
Процесс варки безалкогольного пива отличается от алкогольного. При его производстве используются специальные дрожжи, которые везут из Германии
Напомним, рекламная кампания пива «Белый Кремль» по выводу продукта в регионы РФ под слоганом #ЗахватиКремль вызвала неожиданный отклик в соцсетях. Что же до Татарстана, который остается ключевым регионом «Татспиртпрома», то здесь компания ориентируется на другую концепцию со слоганом «Разделите нашу гордость».
Казалось бы, в чем сложность-то? Ну сварите еще, это же не проблема! Однако процесс варки безалкогольного пива отличается от алкогольного. При его производстве используются специальные дрожжи, которые везут из Германии. Созревание специальных дрожжей с варкой составляет два месяца против 21 дня для алкогольного пива. На сегодняшний день новая партия «нулевки» находится в процессе созревания, и появится она в торговых сетях в середине июня — видимо, как раз к Red Bull Air Race, спонсором которого выступает ТСП.
РЫНОК БЕЗАЛКОГОЛЬНОГО ПИВА РАСТЕТ ЕЖЕГОДНО НА 25%, НО ЕГО ДОЛЯ В ОБЩЕМ ОБЪЕМЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ — НЕ БОЛЕЕ 2%
По словам Хайруллиной, ежемесячная потребность Татарстана в безалкогольном пиве составляет 60–70 тыс. литров. Но доля «нулевки» в общем объеме продаж пива компании не столь высока — всего 1,5%. На рынке России безалкогольное пиво ТСП пока представлено не так широко, как на региональном уровне, но уже ведутся переговоры о выводе безалкогольной продукции на российский уровень.
Павел Шапкин: «По сравнению с другими брендами, я думаю, пиво «Белый Кремль» выигрывает по качеству используемого сырья»
«На нашей стороне репутация надежного поставщика крепкой алкогольной продукции, она помогает развивать и пивной проект», — говорит Хайруллина.
Директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз оценивает планы ТСП как реальные, подчеркивая, что «Татспиртпром» — это мощнейшая сбытовая и производственная структура. «У них достаточно удачный бренд, плюс местное пиво выигрывает по качеству у федеральных компаний», — говорит эксперт.
По данным «ЦИФРРА», в целом на рынке России фиксируется рост потребления безалкогольного пива — только за прошлый год он прибавил 25%. С этим согласен и глава Центра алкогольной политики РФ Павел Шапкин.
«По сравнению с другими брендами, я думаю, пиво „Белый Кремль“ выигрывает по качеству используемого сырья, — оценивает Шапкин большой спрос на безалкогольное пиво ТСП. — Разница в 10 рублей в сравнении с массовыми брендами несущественна для любителей. А снижение стоимости многих брендов идет за счет понижения классического стандарта: использования муки, мальтозной патоки. Качественного пива вообще не так много, рынок не насыщен качественным продуктом, произведенным по традиционным технологиям».
Ежегодно в России продают 7 млрд тонн пива, из которых доля безалкогольного составляет по разным оценкам от 1% до 2%. Дробиз полагает, что, возможно, в перспективе «нулевка» займет и 3% российского рынка пива. Но это его предел.
На фоне роста продаж безалкогольного пива менеджеры ТСП в мае зафиксировали по республике снижение продаж крепкого алкоголя, особенно в сельской местности, чего раньше никогда не было
«СПРОС НА БЕЗАЛКОГОЛЬНОЕ ПИВО ДОСТАТОЧНО ОГРАНИЧЕННЫЙ. ПОЧЕМУ? ПОТОМУ ЧТО ЭТО НЕ ПИВО!»
На фоне роста продаж безалкогольного пива менеджеры ТСП в мае зафиксировали по республике снижение продаж крепкого алкоголя, особенно в сельской местности, чего раньше никогда не было. При этом вся Россия показывает увеличение.
«Пить алкогольную продукцию меньше не стали, — комментирует повышенный спрос на безалкогольное пиво ТСП руководитель пивной ассоциации РТ Ринат Акчурин, который, к слову, в минувшие выходные видел на полке в магазине безалкогольное пиво ТСП. — Если говорить о стоимости в сравнении с другими брендами, то правильно сваренное безалкогольное пиво получается дороже алкогольного».
Опрошенные эксперты отмечают, что для пивных компаний безалкогольное пиво — это чаще не диверсификация бизнеса, а скорее возможность рекламировать пивные алкогольные бренды под видом безалкогольного пива.
«На самом деле спрос на безалкогольное пиво достаточно ограниченный, — говорит Дробиз. — Почему? Потому что это не пиво! Пивом оно называется совершенно ошибочно. Этот продукт не конкурирует с пивом, он конкурирует с освежающими напитками: квасом, лимонадами, „Кока-колой“, поэтому спрос на него зависит от погодных условий. Ну, может быть, 10 процентов безалкогольного пива выпивают как альтернативу алкогольному».
В ТСП же считают, что безалкогольное пиво не конкурирует с газировкой, разве что в какой-то степени с квасом. «Безалкогольное пиво покупают те, кто любит вкус пива, но при этом старается вести здоровый образ жизни, — считает Хайруллина. — Оно в принципе полезно, позволяет поддерживать водно-солевой баланс в организме, его включают в рацион спортсменов в той же Германии, где культура пива развивается с VIII века».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 133
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.