Установка памятника Ермаку в Омске три года назад вызвала недовольство среди татарской общественности. Тогда, несмотря на письма губернатору, в том числе и от ВКТ, памятник спорной исторической фигуре в местах традиционного проживания татар все-таки открыли. И вот новый сюрприз. При этом, к примеру, до другого исторического памятника — дома купцов Айтыкиных — властям Тары дела нет.
Ко дню города в Таре, что находится в 250 км от Омска, установили 30-тонный памятник завоевателю Сибири Ермаку
«ЕЩЕ ДО СВОЕГО ОТКРЫТИЯ БЮСТ СТАЛ ПРИЧИНОЙ РАЗДОРА В ГОРОДЕ»
Ко дню города в Таре, что находится в 250 км от Омска, установили 30-тонный памятник завоевателю Сибири Ермаку. 24 июля 2019 года в 16:00 на сайте «Тарского Прииртышья» появилась заметка: «Предприниматели во главе с Александром Лукьяненко — инициатором появления на въезде в город памятника Ермаку — завершают работы по подготовке кургана и фундамента под 30-тонную скульптуру».
На момент публикации статью с сайта «Тарского Прииртышья» удалили, но пост «ВКонтакте» под названием «Ермак прибудет в Тару» оставили. Однако с утра 26 июля главный рупор правительства «12 Канал» анонсирует открытие памятника Ермаку ко дню города в подарок местным жителям. В полдень 26 июля «Тара360» сообщает, что памятник установлен утром на перекрестке улиц Радищева и Ленина.
Место резиденции хана Кучума. Сейчас там установлен памятный знак Ермаку. Тобольск
То есть информация про установку памятника при въезде в город появляется за три дня до события, при этом в сети нет никаких иных упоминаний про общественные слушания, про сбор предложений по установке памятника и обсуждение дизайна. Вообще ничего нет! Местное население и жители региона поставлены перед фактом установки памятника весьма спорной исторической личности. Согласованные это или несогласованные с областными властями действия — большой вопрос.
Напомним, что 2016 году власти Омской области имели опыт установки бюста Ермаку в Советском парке по инициативе регионального отделения Российского военно-исторического общества, которое на тот момент возглавлял генеральный директор «12 Канала» Александр Малькевич. Местные татары тогда выступили против установки бюста, но никто не прислушался к их мнению: бюст открыли на три дня раньше предполагаемой даты под усиленной охраной. Власть не может себе позволить принять решение и отказаться от его реализации под чьим-то мнением.
Памятный знак Ермаку в Тобольске
Спустя три года реконструктор, руководитель омской городской общественной организации «Военно-исторический клуб живой истории „Кованная рать — Служилые люди Сибири“» Василий Минин эвакуировал находящийся в Советском парке деревянный сруб в иное место, а находящийся в двух десятках метров бюст Ермаку имел серьезные проблемы с плиткой, которая норовила отвалиться. Об этом писала омская пресса, обещали все устранить.
То есть еще до своего открытия бюст стал причиной раздора в городе и при этом не смог использоваться по назначению для пропаганды, так и оставшись одиноко стоять среди густых тополей советского парка. В январе 2019 года Минин зарегистрировал и возглавил Тарскую местную общественную организацию «Военно-исторический клуб „Служилые люди Сибири — Тарский острог“».
Татарская деревня в Сибири
«ПРЕДЫДУЩИЙ ОПЫТ УЧТЕН…»
Прошло три года, Малькевич давно покинул Омск, но его имя осталось на веки сохранено на табличках под бюстами Сергея Королева, Ермака и других личностей, которые были установлены в Омске по инициативе Российского военно-исторического общества. В регионе сменились областные и муниципальные власти, но предыдущий опыт учтен, и информацию про открытие большого памятника в области предпочли огласить в районной газете за несколько дней до события.
Время идет, регион пытается пропагандировать развитие туризма, привязывая в том числе и к сельской местности. Да, Тара — старинный город, в котором очень много красивых двухэтажных деревянных строений, не на все из них хватает бюджетных средств для поддержания в должном виде. В мае 2019 года я был в Таре, снял и опубликовал в социальных сетях видео про дом купцов Айтыкиных на улице Нерпинской.
Двухэтажное здание погибает, сыреет, разрушается. Окна первого этажа заколочены досками в целях сохранения дома от посещения вандалами и бомжами. Деревянный пол выдран, помещение на тот момент было затоплено весенними грунтовыми водами. Здание построено в ХIХ веке, является объектом культурного наследия. Сам город Тара был основан казаками в 1594 году, в городе имелась и Татаро-бухарская слобода, есть мечеть.
«Их наследники производили кожу, стекло, сукно, входили в «Ирбитское пароходство», владели пароходами «Работник» и «Тара», устраивали зимний путь от Ирбита до Томска»
Айтыкины — тарские купцы первой и второй гильдий. Основатель династии — потомок исламского миссионера из Ургенча Дин-Али ходжи Ярымов, основавший бухарскую слободу в Таре. Его дети — Нияз и Кармышак — жили в ХIХ веке и вошли в тарское купечество, в 1827–1828 годах открыли короткий путь от Омска до Коканда. Их наследники торговали в Кяхте, Верном, Павлодаре, Семипалатинске, производили кожу, стекло, сукно, входили в «Ирбитское пароходство», владели пароходами «Работник» и «Тара», устраивали зимний путь от Ирбита до Томска. Сыновья Нияза — Абдулл-Фаттах, Насретдин и Рахматулла — в 1856 году получили потомственное почетное гражданство. Абдулл — участник Семипалатинского соглашения об упорядочении торговли в Западном Китае. Насретдин знал фарси, арабский, немецкий, французский, английский языки, собирал книги, совершил паломничество в Мекку и Медину, изучал опыт передовых предприятий. Рахматулла вошел в Сибирское фабрично-торговое товарищество «А. Щербаков и Кº», основавшее Успенскую писчебумажную фабрику. Потомки Айтыкина торговали хлебом, конским волосом и другими товарами в Таре и на Ирбитской ярмарке вплоть до 1917 года.
Наибольшую известность обрел купец Нияз Айтыкин. Когда русские купцы начали развивать торговлю с Китаем, они прошли путем, им «проторенным».
История татар Сибири в одном из музеев
Кроме предпринимательской деятельности, братья активно занимались и благотворительностью. Еще их отец и дед финансировали строительство первой в Сибири каменной мечети в Таре. Братья строили мечети в татарских аулах, в городе Павлодаре Казахстана. Насретдин Айтикин открыл в Таре библиотеку. Каменную мечеть в Таре разрушили в 1935 году в период борьбы коммунизма с религией.
Кандидат исторических наук, доцент Омского государственного университета Сергей Татауров писал: «В ходе сбора материалов по семье Айтыкиных я столкнулся с тем, как неравноценно оценивается в отечественной исторической науке деятельность русских и „инородцев“. В монографическом труде Гончарова и А.Р. Ивонина (2006) в списках купцов города Тары I и II гильдий Айтыкины отсутствуют. Только работая с архивами и по публикациям других историков узнаешь, что эти купцы входили в гильдии, занимали очень высокое место в городской жизни Тары. В работах, посвященных русско-китайским торговым отношениям, истории „Чайного пути“ подробно рассмотрены представители русского купечества и практически ничего нет по бухарским купцам, а ведь именно они были первооткрывателями этого торгового пути. Поэтому хочется надеяться, что история Айтыкиных будет написана и эта семья займет достойное место в ряду людей, внесших большой вклад в развитии Сибири».
Татарская деревня в Сибири
«ДОМ КУПЦОВ АЙТЫКИНЫХ ОСТАЛСЯ ОБДЕЛЕННЫМ К 425-ЛЕТИЮ ТАРЫ»
Дом купцов Айтыкиных остался обделенным к 425-летию города Тары, но хочется надеяться, что в дальнейшем появится финансирование, дом будет восстановлен и сможет сохранить татарскую историю города.
Более того, Тара является родным городом Абдрашида Ибрагимова — первого муфтия Японии. Он родился здесь 23 апреля 1857 года. Дед по отцу был ахуном Тары и одним из основателей городской каменной мечети. Мать около 40 лет учительствовала, а отец матери служил муллой в Таре. После учебы в медресе Тюменской области, Стамбуле, Мекке и Медине Ибрагимов вернулся в Россию и с 1885 года служил имам-хатыбом соборной мечети в Таре, там же являлся мударрисом медресе. В 1892–1894 годах служил казыем Оренбургского магометанского духовного собрания. В 1897 году посещает Османскую империю, в 1897–1900 годах совершает путешествие из Стамбула в Египет, Палестину и Хиджаз, затем во Францию, Италию, Австрию, Сербию, Болгарию. Через юг России на Кавказ, вдоль Каспийского побережья в Бухару, Туркестан, область Семиречья. Сибирским караванным путем вновь возвращается в Тару. В 1898 году получил право участвовать в выборе гласных Тарской городской думы на второе четырехлетие 1898–1902 годов. В 1902 году получил право участия в выборе гласных Тарской городской думы на третье четырехлетие 1902–1906 годах. В 1902–1903 годах впервые посещает Японию. Будучи членом правления мусульманской общины Оренбурга, становится одним из руководителей движения «Иттифак аль-Муслимин» и организатором ряда мусульманских конгрессов. Был проповедником идеи объединения суннитов и шиитов. На первом всероссийском мусульманском конгрессе в Нижнем Новгороде главным соперником Ибрагимова был Гаяз Исхаки. В 1905–1907 годах — член центрального комитета либерально-демократической мусульманской партии «Иттифак аль-Муслимин» (союз российских мусульман). В 1906 году избран выборщиком от Тарского уезда в Государственную Думу Российской империи. Занимался торговлей, однако в 1907 году был отстранен от выборов и привлечен к суду как редактор прогрессивной мусульманской газеты. Отбывал наказание.
В 1907 году Ибрагимов был вынужден продать типографию и отправиться в путешествие. Вначале он едет в Восточный Туркестан, Самарканд, Бухару, Семиречье, оттуда вновь на родину. Через некоторое время увозит семью в Казань. В 1908 году Ибрагимов во второй раз отправился в Японию, в феврале – июне 1909 года жил в Токио. С 1921 года Ибрагимов находится в эмиграции. В 1930–1931 годах жил в Мекке. В 1933 году он был приглашен в Японию. В 1938 он вновь приехал в эту страну, стал председателем Dai Nippon Kaikyō Kyōkai, официальной японской правительственной организации по исламу, и имамом Токийской мечети. Вплоть до самой своей смерти в августе 1944 года Ибрагимов продолжал верить в скорейшее обращение большинства японцев в ислам. Ибрагимов умер в Токио 17 августа 1944 года, похоронен там же.
Однако сегодня в Таре нет ни единого упоминания о земляке — выдающемся исламском деятеле, почитаемом во многих странах мира.
Далее за Тарой и Тарским районом также — исторические места проживания сибирских татар, потомков переселенцев поволжских татар и бухарцев. Усть-Ишимский и Тевризский районы самые отдаленные в нашем регионе. Достаточно проехать по татарским селам и увидеть памятные обелиски погибшим в Великой отечественной войне — там одни татарские фамилии. Но спустя 70 лет после общей победы над внешним врагом нужно не забыть напомнить, кто был сильнее и успешнее во внутренних событиях 400-летней давности.
Не имея перспектив развития промышленного потенциала, сельского хозяйства в отдаленных северных районах Омской области, видимо, единственное, чем можно воодушевить людей и заставить почувствовать гордость, — это исторические события 300–400-летней давности, которые имели непосредственное отношение к представителям разных национальностей и ныне живущих здесь.
Хочется верить в дружбу народов и возможность каждого из них изучать родной язык, бережно относиться к культуре и традициям. На данный момент в Таре функционирует муниципальное учреждение «Объединение национальных культур „Дом дружбы“», который располагается в историческом двухэтажном здании. Свою работу ведут представители немецкого, татарского, русского, латышского, эстонского народов, проживающих на территории Тарского района.
После публикации новости на сайте «12 Канала» про установку памятника в Таре, я поделился ссылкой с нашим аксакалом и получил короткий ответ: «Слабых не уважают». Обида затаилась тогда и дополнится в душе и сердце народа сейчас.
P. S. Никто не зовет и не призывает Татарстан помочь в решении данного вопроса, потому что в 2016 году никакой реакции не было из Казани. В каждом регионе татары решают свои проблемы сами. Всемирный конгресс татар нынче не общественная организация, а чиновничья структура одной республики.
Сайфулин Камиль Минуллович родился в селе Воробьево Венгеровского района Новосибирской области в 1985 году. Окончил Омский государственный технический университет по направлению «Связи с общественностью». Общественной деятельностью в татарских организациях Омской области занимается с 2009 года.
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 162
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.