«Царя-то правильно, меня-то не надо пока было», — скромно отреагировал президент РТ Рустам Минниханов на портреты его и Владимира Путина на тенте, который используется для покрытия футбольных полей и объектов минобороны. Эту технологию вместе с водородными аккумуляторами и роботами, снижающими сбои на производстве, презентовали сегодня совету директоров ТНХИ-Х в кабмине РТ. О том, как его участники размышляли о перспективах продажи водорода с нефтехимических заводов РТ, — в материале «БИЗНЕС Online».
С докладом про аккумуляторы большой мощности с использованием водородных и тесла-технологий (АБМ-ВТТ) выступил Юрий Яненко
«никого не удивишь ни электробусом, ни водородным поездом»
Очередное заседание совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга» прошло сегодня в праздничном ключе — компании исполнилось 25 лет, и вместо громоздких цифр, отчетов о нефтехимии в период санкций и кризисов участники размышляли о передовых «зеленых» технологиях, слушали об успехах гарантийного фонда и решали, кому заказать четыре новых спортивных манежа. Но перед этим президент РТ Рустам Минниханов наградил медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» замгендиректора холдинга Хариса Мустафина и главного технолога Мингази Гибадукова, а главбух Юрий Маринин получил медаль «За доблестный труд».
Первым с докладом про аккумуляторы большой мощности с использованием водородных и тесла-технологий (АБМ-ВТТ) выступил Юрий Яненко, заместитель гендиректора АО «Специальное конструкторско-технологическое бюро по электрохимии с опытным заводом» (СКТБЭ, филиал АО «Объединенная судостроительная корпорация»). Компания, история которой началась в 1941 году с разработки военных аэростатов, сегодня — впервые в России — представила собравшимся в кабмине РТ инновационный гибридный аккумулятор. Комбинация в нем функционально-независимых аккумуляторных и водородных технологий, по словам представителя СКТБЭ, позволила при конкурентоспособной стоимости добиться большой мощности, высокой энергоэффективности, экологичности (без вредных выбросов) и длительного срока службы.
«Технологии наши собственные и те, которые есть в открытом доступе на рынке. Это водородные технологии, тесла-технологии, силовая электроника, автоматические системы управления, технологии получения новых композитов. На протяжении многих лет мы их использовали для решения спецзадач, покорения морских глубин или космических высот, но сегодня они стали доступными и для широкого применения, поскольку никого не удивишь ни электробусом, ни водородным поездом», — заявил Яненко, пояснив, что сейчас эти технологии можно коммерциализировать.
Он вкратце рассказал, что технологии производства и транспортировки водорода сегодня безопасны, а в сочетании с так называемыми тесла-технологиями (технологии литий-ионных батарей, в основе которых лежит аккумуляторная ячейка, необходимая для различных задач) и образуются аккумуляторы АБМ-ВТТ. На примере уже существующих комплексов «Север» и «Энерджи» замгендиректора СКТБЭ рассказал, как это работает. Он добавил, что область применения таких аккумуляторов очень широкая. В основном энергетическая инфраструктура, где есть потребность в накоплении энергии, или самостоятельные энергетические станции. Применительно к Татарстану она может быть использована, например, в электробусах КАМАЗа или даже ветровых станциях.
Яненко рассказал, что область применения аккумуляторов очень широкая. В основном энергетическая инфраструктура, где есть потребность в накоплении энергии, или самостоятельные энергетические станции
Гость рассказал, что система промышленного производства связанного водорода позволит решить глобальную задачу водородной энергетики: «Это уникальный вид топлива, который по энергоемкости превосходит только ядерное топливо, и самый распространенный химический элемент. Проблема в том, что производство — дорогой процесс, а хранение сопряжено со сложностями: оно возможно в жидком виде или под очень большим давлением. 700 атмосфер, как в Tesla или Toyota Mirai, — это небезопасно».
По словам Яненко, можно построить промышленную установку в том месте, где есть дешевая энергия, или на участке производства водорода: «Мы знаем, что в Татарстане развита нефтехимия и водород используется в технологических процессах производств очень много и дешево. Мы предлагаем его продавать как конечный продукт. Тогда вы сможете поставлять энергию в любую точку гораздо дешевле, чем по проводам». Как отметил замгендиректора, с энергетической точки зрения характеристики водорода аналогичны дизтопливу. Но, в отличие от последнего, который мы сжигаем, загрязняя окружающую среду, и запасы источника которого (нефти) истощаются, производство водорода экологично чистое, носитель не расходуется.
«Тема очень перспективная», — отметил Минниханов под ремарку генерального директора ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафината Яруллина о том, что в Татарстане производство водорода дешевле, и поинтересовался разработками СКТБЭ, в частности, как транспортируется связанный водород.
«В связанном виде это жидкий продукт, который может храниться при нормальном давлении. При производстве — да, там давление, а для транспортировки оно не требуется», — объяснил Яненко, отметив, что энергоемкость водородного топлива составляет 2 МВт энергии на 1 тонну.
«Мир стоит на распутье — будут ли у нас на батареях электромобили или на топливных элементах. Если несколько миллионов батарей надо утилизировать, экологическая катастрофа окажется хуже, чем с выбросами автомобилей. Если мы научимся работать с водородом и у нас появятся эффективные топливные элементы (такие же машины есть, я ездил на подобной в Германии), это будет перспективно. Притом мы же крупнейшие производители водорода, на заводах ТАНЕКО, ТАИФа, КОСа он присутствует, если бы мы могли найти ему коммерческое применение, это тоже было бы интересно. Кроме того, есть производства, где мы должны обеспечить микросекунды, чтобы надежность существовала, и все эти дата-центры», — сказал Минниханов и предложил создать рабочую группу, в которую войдут представители СКТБЭ, ТАИФа, «Татнефти», министр информатизации и связи Айрат Хайруллин, помощники президента Роман Шайхутдинов и Рустам Сабиров и которая бы определила несколько направлений возможной деятельности.
«Мы же крупнейшие производители водорода, на заводах ТАНЕКО, ТАИФа, КОСа он присутствует, если бы мы могли найти ему коммерческое применение, это тоже было бы интересно»
Цех под тентом и расширение Гарантийного фонда
Андрей Легошин, гендиректор завода металлотентовых конструкций «Новотент», рассказал о том, как за срок от 10 дней и по «сравнительно низкой стоимости» можно возвести безопасные гаражи, спортивные, животноводческие комплексы, объекты под нужды минобороны. Он привел в пример манежи с отоплением, вентиляцией, освещением, искусственной травой, которые «Новотент» за три месяца построил в четырех городах России. Впрочем, особой Америки не открыл — такие конструкции уже использовались на WorldSkills и ЧМ-2018.
— Ты про цену расскажи, сколько будет стоить, — перебил его Минниханов. — Что есть, мы уже знаем. Полноценное футбольное поле во сколько обойдется? Мы сейчас четыре манежа будем делать…
— Мы считали для Волгограда — 160 миллионов рублей.
— Дороговато что-то у вас. А гарантию какую даете?
— Срок службы составляет от 25 лет, потом тентовый материал просто меняется.
— Ну можно и 50 лет дать, после 50 лет может и не быть, — отреагировал президент РТ. — На самом деле на крупных мероприятиях мы технологии используем. Коллеги, у вас тоже бывают мероприятия. Есть еще одна блатная [контора], которую пихают, она дороже, у вас вроде более-менее по цене. Можно цеха, склады такие делать. Мы в Тюмени смотрели, там технологические цеха металлоконструкциями укрыты, но нормально функционируют.
Легошин решил закрепить позитив выступления, презентовав главе республики два образца тента в рамочках с нанесенными на них портретами Владимира Путина и Минниханова.
— Царя-то правильно, меня-то не надо пока было, — изучил президент РТ портреты. — Но спасибо.
Тимур Темиргалиев рассказывал про единый центр кредитования, который позволил решить имеющиеся проблемы по отдельному пакету документов на каждую организацию
Директор гарантийного фонда Тимур Темиргалиев рассказывал про единый центр кредитования, который позволил решить имеющиеся проблемы по отдельному пакету документов на каждую организацию: низкую информированность предпринимателей и большие сроки рассмотрения. В прошлом году поддержку центра в общем объеме 5 млрд получили 1,2 тыс. предпринимателей, которые привлекли кредитов на 19 млрд рублей. (Максимальная сумма кредита, выдаваемая одному заемщику под гарантии фонда, составляет 50 млн, с участием корпорации МСП заемщик может увеличить сумму до 1 млрд рублей.) В качестве иллюстрации Темиргалиев выбрал ООО «Аккиреево» из Алькеевского района, которое за 19 дней получило кредит в 10 млн под 5% по программе минсельхоза.
— Тимур, у тебя ресурс на какую сумму сейчас? — поинтересовался Минниханов.
— 1,2 миллиарда. Действующий портфель поручительств — 2 миллиарда, мы можем расширить до 6 миллиардов рублей, — рапортовал тот. — Хотим попросить руководителей компаний популяризировать данный продукт среди контрагентов.
— Надо сделать хорошие буклеты, раздать предприятиям, пусть они своих партнеров вовлекают в процесс. Нужно посмотреть перспективу расширения гарантийного фонда, максимально федералов необходимо подтягивать — это хороший инструмент, отличная поддержка для бизнеса, — заключил президент РТ и передал слово последнему докладчику — цифровой лаборатории «МОНК».
Коммерческий директор Павел Подколзин презентовал свою систему анализа больших данных для снижения сбоев на производстве с помощью роботов, которые узнают о проблеме раньше сотрудников, и попросил Минниханова дать лаборатории возможность показать себя и запустить три-пять крупных проектов в Татарстане. Глава РТ традиционно отметил важность темы обработки big data, напомнил, что цифровизация идет полным ходом, и поручил руководителям обсудить этот вопрос со специалистами и сформулировать более конкретные предложения.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 79
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.