Несколько участников конкурса на выбор лучшего памятника афганцам заявили: из-за плохой организации и слабого освещения в СМИ его результаты могут быть необъективны. Голосующих мало, в основном это знакомые самих скульпторов, которые узнают о конкурсе по сарафанному радио. Добить его может новый скандал: СМИ ошибочно назвали вероятного победителя, чем оказали скульптору Фанилю Валиуллину медвежью услугу — пошли разговоры о дисквалификации его скульптуры.
Скульптурные композиции, участвующие в конкурсе на выбор памятника воинам-интернационалистам, выставлены для голосования в здании ДОСААФ
«меня вообще хотели дисквалифицировать. якобы я это специально сделал»
Конкурс на выбор памятника воинам-интернационалистам внезапно приобрел остроту. Скульптурные композиции выставлены для голосования в здании ДОСААФ на улице Патриса Лумумбы, 4. В понедельник предварительные результаты конкурса сфотографировал один из участников, соавтор и исполнитель одной из представленных композиций Фаниль Валиуллин, после чего этот снимок как-то попал к журналистам, которые и объявили его победителем. Как объяснил нашему изданию он сам, это был лишь промежуточный результат голосования, составленный по итогам нескольких дней, тогда как процедура отбора победителя закончится 15 ноября. Как результаты голосования попали к репортерам, скульптор не знает. «В итоге вчера меня не впустили (в помещение, где проводится голосование, — прим. ред.), сказали, чтобы больше здесь не появлялся, — со смехом говорит он. — На следующий день меня вообще хотели дисквалифицировать, убрать с голосования. Якобы я это специально сделал, хотя даже не знал».
По мнению Валиуллина, конкурс не проводится на должном уровне, в первую очередь касается освещения его в СМИ. Каждую неделю скульптуры выставляются для голосования в разных локациях, но об этом зачастую не знает не только общественность, но и сами авторы композиций. По его словам, информационное освещение конкурса свелось к бегущей строке на телеканалах «Эфир» и ТНВ, причем она шла всего два дня — 25 и 26 октября. Время для голосования также выбрано неудачно, считает скульптор. Например, сегодня оно проходит в ДОСААФ в разгар рабочего дня, с 10 до 16 часов. «Если бы хотели знать мнение людей, поставили бы где-нибудь в торговом центре, где постоянный поток народа. Тогда можно было бы о чем-то говорить», — считает он.
По мнению Фаниля Валиуллина, конкурс не проводится на должном уровне, в первую очередь касается освещения его в СМИ
Процедура голосования у собеседника издания также вызывает вопросы: по его словам, сейчас требуется лишь поставить галочку на бланке. «Я говорил людям, чтобы они подписывали свои бланки, а то так можно потом сколько угодно галочек накидать», — намекает он на возможность вброса бюллетеней. Кроме того, на конкурс представлены скульптуры, которые заведомо не соответствуют техзаданию, но «съедают» голоса. «Для чего это сделано?» — недоумевает соавтор композиции. «Много тех, кто голосует за своих знакомых. Так как не было должной огласки в новостях, люди узнают только через сарафанное радио, поэтому так и получается», — сетует Валиуллин. По его мнению, всех спорных моментов можно было бы избежать, если бы организаторы прибегли к электронному голосованию.
С ним солидарен один из его соперников, скульптор Наиль Валиев. «Я не думаю, что придут много людей, мало кто в курсе, даже мы сами не знаем, где выставили», — говорит он. Наш собеседник согласен с тем, что в результате проголосовать могут мало людей и отбор победителя будет необъективным. У него даже складывается ощущение, что голосование носит формальный характер, тогда как столь патриотическая тема достойна более широкого освещения.
Процедура голосования также вызывает вопросы — требуется лишь поставить галочку на бланке
«когда эта скульптура будет стоять в парке, у нее не окажется объяснения, потому нам важно получить реакцию»
Ответственный секретарь координационного совета кабинета министров РТ по вопросам ветеранов боевых действий Елена Алешина подтвердила, что голосование проводится все время в разных местах, но это сделано с целью ознакомить со скульптурами наибольшее количество людей. По ее словам, после ДОСААФ композиции переместятся в Казанский молодежный центр им. Гайдара, а затем могут быть выставлены в одном из торговых центров города, переговоры об этом сейчас ведутся.
«Голосуют все, кто хотят, но отдельно учитываем ветеранов боевых действий», — объяснила она. В результате определят первое, второе и третье место, после чего отобранные работы будут представлены экспертному совету минкульта и далее правительству. Автор скульптуры, которая займет первое место, получит 150 тыс., второе — 90 тыс., третье — 50 тыс. рублей. Сам конкурс продлится до 15 ноября, после чего вновь будет проведено казанское собрание ветеранов, где они еще раз выскажут свое мнение. «Сейчас идет голосование без смысловой нагрузки, мы хотим просто узнать мнение людей, какие у них возникнут эмоции, что им нравится. Ведь когда эта скульптура будет стоять в парке, у нее не окажется объяснения, потому нам было важно получить реакцию в чистом виде», — поясняет Алешина. Уже после того как определят любимцев публики, скульптуры передадут на суд профессионалов, которые учтут требования архитектуры и привязку к территории.
«20 лет этот памятник существовал, и 20 лет его критиковали сами же афганцы. Потому мы хотели, чтобы они сами и поспорили, и определились. Если появятся отрицательные отзывы, чтобы сами были в курсе, почему это происходит, почему специалисты памятник отклоняют, — объясняет ответственный секретарь. — Очень терпеливо ведет себя правительство, тактично — министерство культуры, никто ничего не навязывает и не указывает».
Алешина опровергла утверждение СМИ о том, что памятник обещали установить к 30-летию вывода войск из Афганистана. «Никто не обещал, это неверная информация, — подчеркнула чиновница. — Изначально предлагалось много вариантов — и от минкульта, и от „Татгражданпроекта“. На уровне Асгата Сафарова (руководитель аппарата президента РТ — прим. ред.) это обсуждалось, но то, что предлагалось, не совсем устроило. Учитывая, что критиковался и прошлый памятник, и само место, где он стоял, чтобы снять все вопросы и противоречия, решили пойти таким путем: чтобы максимальное количество людей приняли участие в обсуждении».
Евгений Кабыш (второй слева) считает, что, даже если количество голосующих пока невелико, оно однозначно отражает мнение самих ветеранов и членов их семей
Председатель правления татарстанской республиканской общественной организации инвалидов войны в Афганистане Евгений Кабыш припомнил, что скульптуру Валиуллина накануне даже хотели снять с голосования. «Но я против этого», — заметил собеседник издания. По его словам, даже если количество голосующих пока невелико, оно однозначно отражает мнение самих ветеранов и членов их семей. Зато СМИ подогрели интерес к процедуре отбора победителей. «В понедельник, пока столы поставили, было уже 12 часов, к 16:00 проголосовал 91 человек, — рассказывает председатель организации. — А вчера уже 200».
До начала прошлого года единственный в Казани памятник воинам-афганцам находился в Казани на пересечении улиц Сибгата Хакима и Декабристов
20-летняя история ПАМЯТНИКа войне
Напомним, до 2018 года года единственный в Казани памятник воинам-афганцам находился в Казани на пересечении улиц Сибгата Хакима и Декабристов. Его автором была скульптор Асия Миннуллина, а появился он в 1998-м. Там же проходили митинги, посвященные выводу войск из Афганистана. Монумент демонтировали во время подготовки к чемпионату мира по футболу, а на его месте установили скульптуры школьников, играющих в футбол.
После демонтажа было объявлено, что в казанском парке Победы установят новый памятник воинам-афганцам, воинам-интернационалистам и воинам, выполнявшим свой долг на Северном Кавказе, а предварительная дата завершения работ — 15 февраля 2019 года. Такое заявление сделал в феврале 2018-го на пресс-конференции военный комиссар РТ Сергей Погодин.
Однако 30-летие вывода советских войск из Афганистана казанские воины-интернационалисты встретили с недоумением — новый памятник установить не успели. Как писали СМИ со ссылкой на исполком города, к дате, когда новый памятник уже предполагали установить, на самом деле не было даже понимания, каким именно он окажется. Не имелось единого мнения и в среде ветеранских организаций. Афганцы предлагали одно видение, а служившие в Чечне — другое. Просили учесть их в новом монументе и военные, вернувшиеся из Сирии. Работу по обсуждению и утверждению эскиза нового памятника вела республиканская комиссия, в состав которой вошли представители воинов-интернационалистов, министерства культуры РТ и исполкома Казани. Член президиума координационного совета кабмина РТ по вопросам ветеранов боевых действий Рустам Равилов говорил изданию, что ветераны намерены обратиться и к президенту России, и к министру обороны РФ Сергею Шойгу, «чтобы они оказали какое-то давление на местные органы».
В настоящее время демонтированный памятник находится на хранении у подрядной организации. Его судьба решится после утверждения эскизного проекта нового мемориала.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 121
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.