«Антисанкционный» банк, который научит проводить операции в обход мировой финансовой блокады в Донецке, поможет создать международная ассоциация исламского бизнеса Марата Кабаева. Но в первую очередь производителей из непризнанной республики научат производить халяль-продукцию. Как стало известно «БИЗНЕС Online», ее готовы покупать в ряде исламских стран. Цены и логистика очень привлекательные.
Международная ассоциация исламского бизнеса (МАИБ) под руководством Марата Кабаева поможет создать в ДНР «антисанкционный» банк
«антисанкционный» банк
Международная ассоциация исламского бизнеса (МАИБ) под руководством Марата Кабаева отправится создавать новый банк для проведения расчетов в обход санкций, объявленных странами Запада, об этом сообщает «Донецкое агентство новостей». Информация о создании такого банка была озвучена в ходе международного инвестиционного форума в Донецке, который проходил 29–30 октября.
«Мы надеемся, что работа международной ассоциации исламского бизнеса будет способствовать развитию экономики и бизнеса Донецкой народной республики. Мы видим, что в ДНР имеется вся необходимая инфраструктура для развития бизнеса, мы окажем поддержку в этих начинаниях», — говорится послании Кабаева, которое зачитал на форуме вице-президент ассоциации Хайдар Камалетдинов. Как сообщает издание, открытие позволит республике «производить расчеты в обход действующей санкционной политики Запада».
«Есть такие намерения у республики ДНР», — подтвердил сегодня в беседе с «БИЗНЕС Online» планы по создании «антисанкционного» банка Камалетдинов. «Мы тоже сообщили, что можем оказать ДНР содействие, так как у нас есть хорошие наработки со Сбербанком по поводу исламского банкинга. Подписано соглашение и сложились замечательные отношения у нас с Исламским банком развития, тесное общение идет и с другими международными исламскими банками: в Турции, Эмиратах, Саудовской Аравии», — говорит он.
Пока еще рано говорить о величине уставного фонда будущего банка, сети отделений или перечне услуг. Для начала необходимо провести серию переговоров с международными исламскими банковскими организациями
Пока еще рано говорить о величине уставного фонда будущего банка, сети его отделений или перечне оказываемых услуг. Для начала необходимо провести серию переговоров с международными исламскими банковскими организациями, поясняет вице-президент МАИБ. Такие встречи, как ожидается, должны состояться до конца этого года.
«Этот вопрос мы будем прорабатывать, в дальнейшем по исламскому банкингу сделаем круглый стол… Но пока мы свое желание о том, что мы хотим помогать, содействовать, заявили. И само руководство республики изъявило огромное желание двигаться в этом направлении. Это уже важно», — считает Камалетдинов.
Говоря о тех рисках, с которыми могут столкнуться банкиры, работая в ДНР, Камалетдинов заявил, что сложность одна — в том, что эта республика не признана странами Запада.
Говоря о тех рисках, с которыми могут столкнуться банкиры, работая в ДНР, Хайдар Камалетдинов заявил, что сложность одна — в том, что эта республика не признана странами Запада
«Будем помогать им выходить в страны мусульманского мира»
«Неспокойствие в ДНР, можно сказать, уже закончилось, есть соглашения о перемирии с украинской стороной. Поэтому в ближайшее время, дай бог, там все закончится, и после этого быстрыми темпами будет развиваться республика. Потенциал есть — ДНР богата природными ресурсами, республика — один из крупнейших добытчиков угля в регионе. Надо работать», — резюмирует Камалетдинов.
На вопрос о том, как обойти санкции, представитель МАИБ ответил кратко: «Вот над этим и будем работать». «Есть взаимное понимание и желание работать, но что и как получится — будем думать», — говорит наш собеседник.
Однако, как выяснилось, вопрос развития исламского банкинга — это пока более далекая перспектива. Основным вопросом, который обсуждался на встрече МАИБ с главой ДНР Денисом Пушилиным, стало развитие и запуск производства халяльной продукции на территории ДНР. Речь идет как о продукции животноводства (крупный и мелкий рогатый скот, птицеводство), так и бытовой химии, средствах гигиены.
«Будем помогать им выходить в страны мусульманского мира, проводить сертификацию их продукции по стандартам „Халяль“», — говорит Камалетдинов. У МАИБ есть свой сертификационный орган — международный центр сертификации МАИБ «Халяль», он имеет международный статус, сертификат действует в более чем 120 странах.
«Себестоимость производства халяль-продукции ниже, чем на территории РФ, но и в качестве она не уступает. В ДНР есть и мусульманское население, обучим персонал, который в дальнейшем будет контролировать производство»
В первую очередь сотрудничество планируется начать с тех стран, где у МАИБ есть свои представительства (всего 23 страны) — это Турция, Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Ливан, Сирия, Иордания и др.
Камалетдинов отмечает, что производители из ДНР готовы предложить очень конкурентоспособные цены, к тому же них есть большое логистическое преимущество по сравнению с РФ — республика расположена близко от портов Черноморья, поэтому стоимость доставки оказывается невысокой.
«Себестоимость производства халяль-продукции ниже, чем на территории РФ, но и в качестве она не уступает, — говорит Камалетдинов. — Переговоры прошли уже вторым этапом. Теперь будем направлять туда специалистов, чтобы они ознакомились с производствами. Будем смотреть, изучать: если есть недочеты, что-то надо поменять — будут дорабатывать. В ДНР есть и мусульманское население, обучим персонал, который в дальнейшем будет контролировать производство».
Основным вопросом, который обсуждался с главой ДНР Денисом Пушилиным (справа), стало развитие и запуск производства халяльной продукции на территории ДНР (на фото Пушилин с главой Республики Южная Осетия Анатолием Бибиловым)
«сотрудничество ведется через Турцию, Иран, Сирию. И, как вы догадываетесь, это не православные страны»
Почему именно инструменты исламского банкинга (они имеют ряд ограничений, в сравнениями с традиционными банковскими услугами) были призваны для возрождения разрушенной войной банковской системы в Донецке, на первый взгляд, не вполне понятно. Однако, как пояснил «БИЗНЕС Online» директор центра изучения Донбасса и Украины, в прошлом бывший политическим советником Александра Захарченко, Александр Казаков, решение это вполне логичное и даже прагматичное.
«Поскольку западное сообщество и в отношении России и многократно сильнее — в отношении [Донецкой и Луганской] республик — ввело всевозможные санкции, финансовые операции в республике со стороны Украины были заморожены летом 2014 года. Германия обещала восстановить банковскую систему летом этого года, но не сделала. И поскольку на Запад надежды нет никакой, а людям надо существовать, вести бизнес, хозяйственную деятельность, то она (хозяйственная деятельность — прим. авт.) в последние годы в основном ведется через такие страны, как Турция, Иран, Сирия. И, как вы догадываетесь, это не православные страны, а мусульманские. Поэтому вполне естественно было искать партнеров там, где люди готовы сотрудничать. Это очень прагматичное решение, в этом нет никакой политической или религиозной подоплеки», — объясняет Казаков.
«Если наши партнеры по металлу, углям находятся в Иране и в Турции, к нам приходит исламский банк и предлагает сотрудничество, то, конечно, мы соглашаемся! — говорит Казаков. — Если к нам придет Deutsche Bank, мы тоже скажем да и даже скажем, что это более приоритетный банк для сотрудничества, но Deutsche Bank к нам не придет, потому что запад ввел в отношении республик все возможные санкции — экономическая и финансовая блокада!»
До последнего времени в ДНР работал только Центральный банк республики. Единственный его партнер — банк Южной Осетии, которая и сама страдает от санкций
Казаков поясняет, что, несмотря на то, что исламский банкинг накладывает ряд серьезных ограничений, в Донецке «будут приноравливаться» к новым правилам игры, поскольку республике нужны партнеры для работы на международных рынках.
До последнего времени в ДНР работал только Центральный банк республики, сформированный после событий 2014 года. Он в основном работает с юридическими лицами. Банк также выпустил карты, с помощью которых доводит до населения социальные выплаты. Единственным партнером является банк Южной Осетии, которая и сама страдает от санкций, поясняет Казаков.
В Донецкой республике сейчас в хождении остался только рубль, хотя ранее была мультивалютная система — официально можно было расплачиваться рублями, гривнами, долларами и евро. Но рынка финансовых услуг для населения фактически нет. Да, люди могут купить валюту в обменниках на улицах. Но возможности получить кредит, перевести деньги за границу или, например, оплатить товары в иностранном интернет-магазине жители республики лишены. Чтобы переслать деньги родным в России или на Украине, люди используют электронные кошельки или же едут в пограничную Ростовскую область России, чтобы осуществить необходимые операции там. «Но сейчас началась массовая выдача российского гражданства, — говорит Казаков. — Получая российское гражданство, житель может оформить себе счета и получить доступ к финансовым услугам на международном рынке».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 59
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.