Опрос недели: А вы верите заявлениям, что в российской армии нет дедовщины?
Последние дни в России ознаменовались сразу несколькими трагическими случаями в армии, которые связывают с неуставными отношениями. Есть ли в нашей армии дедовщина или она искоренена, о чем часто говорит министр обороны Сергей Шойгу? А вы сами сталкивались с подобным в армии? «БИЗНЕС Online» отвечают Валентина Мельникова, Виктор Баранец, Фоат Комаров, Максим Калашников и другие.
Валентина Мельникова ответственный секретарь союза комитетов солдатских матерей России:— На такую формулировку вопроса я ответить не могу. Потому что нет такого явления, как дедовщина, и никогда не было. На юридическом, правозащитном языке это называется «криминальные отношения между военнослужащими». И все это рассматривается в рамках Уголовного кодекса. А слово «дедовщина» — для молодых журналистов в советское время, его выдумали военные социологи где-то в 70-е, они пытались вот этими всякими словами завуалировать то, что по-настоящему происходило.
К сожалению, начиная с конца 2013-го количество вот таких криминальных случаев, насильственных преступлений не только стало больше, они, скорее, возвратились вновь. В 2011–2012 годах у нас жалоб на такие случаи не было вообще. Ни в один комитет не поступало жалоб о том, что издеваются, забирают деньги или, не дай бог, насилуют. Действительно была другая армия, новая. К сожалению, сейчас контроль за происходящим в воинских частях исчез и, конечно, система разлагается. Все ужасно… (Фото: © Александр Уткин, РИА «Новости»)
Виктор Баранец военный эксперт, журналист, обозреватель «Комсомольской правды»:— Я бы не сказал, что у нас в армии дедовщина искоренена. Но я бы сказал, что дедовщина была очень сильно придушена начиная с того периода, когда у нас появились контрактники. И я был бы большим лицемером перед вами, если бы сказал, что у нас с дедовщиной покончено. Я хочу, чтобы вы запомнили одну простую вещь: в мире нет ни одной армии, где бы не было дедовщины, где бы старшие не обижали младших, где бы командиры не унижали подчиненных. Это великое лицемерие.
Это, конечно, не массовое явление. Но тем не менее эта зараза присутствует, и мы ее не скрываем. Те, кто хочет поспекулировать на наших бедах, — это просто люди, которые зловредничают на болях и нашей России, и нашей армии. Мы не отрицаем этого печального факта, он есть. Люди бывают разными, но в данном случае, если говорить о расстреле, здесь одной из ключевых причин стали совершенно непотребные отношения одного из офицеров к этому солдату. Я даже взял бы на себя смелость сказать, что в данном случае произошло проявление так называемой офицерской дедовщины, поскольку офицер, который выводил солдата из себя, иногда допускал издевательские факты по отношению к подчиненным. И я бы еще хотел добавить, что надо очень серьезно проанализировать все причины, которые привели к этому. Тут не только эта офицерская дедовщина, тут есть еще целая система недостатков, из которых надо сделать выводы.
Фоат Комаров генеральный директор, совладелец ОАО «СМП-Нефтегаз»:— Не могу судить о состоянии современной российской армии. Сам-то я служил 40 лет назад, сын лет 10 назад, а может, уже и больше. Дедовщина случалась и раньше, просто она не афишировалась, об этом не говорили. Считалось, что старший прав всегда. Мы служили два года, была у нас так называемая иерархия: салабон, черпак, дед… И были разные случаи, в том числе психологически срывы. Но не могу сказать, что были какие-то агрессивные действия, которые бы привели к таким страшным случаям. Например, наш старшина ставил над нами опытного солдата, который руководил работами. Или, если за столом у нас было мясо, сало несколько кусков, сначала брали старослужащие. Называется это дедовщиной? Не знаю. Повторю только, что это не было агрессивным, унижающим. Можно сказать, что вот так выражалось почтение к старшим в армии.
Подытоживая, хочу сказать, что дедовщина — вещь неискоренимая, как и, скажем, воровство. Насколько я знаю, в армии сейчас проходит какая-то практика по сокращению дедовщины, что-то вроде того, что ребят из одного призыва, из одного города отправляют служить в одну часть и т. д. Но неуставные отношения были, есть и будут. Здесь идеала не достичь, как бы ни старались. Единичные случаи будут все равно.
Рафил Нугуманов советник министра МВД РФ по РТ:— Дедовщина, которая была в начале 2000 годов, в современной армии нет: во-первых, служат всего год — что он, сопляком пришел и через полгода дедом стал? Но в отдельных местах такое издевательство над слабыми, видимо, осталось. В случае с солдатом, расстрелявшим сослуживцев, было не просто издевательство, а жестокое издевательство, граничащее с преступлением. За это каждый из мучителей должен был 5–6 лет получить, но они уже ушли, суду не подлежат, похоронены. Министру нужно послать эти фотографии и спросить: «А это не дедовщина по-вашему, уважаемый Сергей Кужугетович?»
Когда я служил, неуставные отношения заключались в том, что молодой больше у тумбочки стоит, туалеты моет. Я служил в Германии, издевательств над нами, молодыми, не было. Если старик идет в хлеборезку масло резать, то молодой идет мыть посуду. Это я издевательством не считаю. Еще было, что на принятие присяги мы балтийскую воду пили из моря. Кроме того, тогда было советское общество: с октябренка, пионера воспитывали нормальный образ жизни. А вот того дикого, что сейчас творится, тогда не могло быть.
Идель Киямов актер театра и кино, телерадиоведущий ГТРК «Татарстан»:— Служил я в армии с 2015 по 2016 год, в 336-й отдельной гвардейской бригаде морской пехоты. Службой свой доволен, так как везде побывал. Мы перегоняли БТР, у нас был боевой поход на корвете, участвовали мы в Параде Победы в 2016 году в Москве на Красной площади. Командирами и сослуживцами своими доволен.
Что касается последних событий, я считаю, что много зависит от самого человека, а армия нужна мужчине. Побывать год в мужском коллективе — это дает жизненный опыт. Своими офицерами я очень доволен, до сих пор с ними общаюсь, поздравляю с праздниками, с сослуживцами встречаемся. Воинских частей в РФ много, может быть, где-то дедовщина осталась, но там, где служил я, ее не было. Даже если и были какие-то предпосылки возникновения дедовщины, командиры сразу пугали дисбатом. А так дедовщина не только в армии, но и на гражданке бывает, потому что приходит новый сотрудник, привыкает к правилам, более опытные сотрудники его испытывают. Это ведь тоже своеобразная дедовщина.
Максим Калашников футуролог, писатель:— Я проходил службу в советских вооруженных силах, не в современной армии. И вообще не понимаю, как может быть дедовщина в армии, где служат всего лишь год, какие формы она может принять. Говорят, есть уставщина уже, когда тебя задалбливают по уставу. Но проблема, мне кажется, даже не в этом. Молодое поколение, к сожалению, психологически очень нестойкое, их эмоционально мотает. Мы, не сочтите меня за ворчливого старика, служившие в советское время, были гораздо более стойкими. Кроме того, я обратил внимание, что подобные случаи сейчас происходят под дембель, когда уже скоро уходить, — солдат начинает стрелять. Для меня это не очень понятно. Вероятно, что-то происходит с психикой.
В мое время подобные случаи тоже были, правда, их не было в той части, где служил я. Зато помню случай в Туркмении, когда солдат застрелил своих в карауле, ушел с автоматом, расстрелял машину с пассажирами. И чаще подобное случалось как раз с теми, над кем издевались. Напомню, что тогда мы служили два года. Ты был сначала духом, принимал присягу — превращался в салабона, после полугода в старшего салабона, через год ты черпак, через полтора дед. Ну а после приказа становился дембелем. Так стрельбу чаще учиняли салабоны, редко — черпаки, потому что через год ты уже приобретал какой-то статус. Почему сейчас практически перед самым дембелем такое происходит?
Шамиль Агеев председатель правления ТПП РТ:— Недостаток воспитания, который молодежь получает в семье, в школе, сказывается на определенной нетерпимости, которую показывают эти люди. Поэтому есть такая внутренняя агрессивность, которая проявляется среди молодежи. Часть этой агрессивности привносится и в армию. Мне трудно сказать, есть ли сейчас в армии дедовщина или нет. Что понимать под этим словом? Если раньше у нас под этим подразумевалось уважение к старшим — что-то почистить, погладить и прочее, — то это одно. А издевательства — это уже совсем другое.
Единственное, что я могу сказать, — сейчас обстановка в армии существенно лучше. Порядка, дисциплины стало значительно больше. Другое дело, что есть проявления, о которых вы говорите. Но по ним трудно сказать, трудно сделать какие-то общие выводы. Мы поддерживаем связь с некоторыми нашими призывниками и видим, что сейчас в армии обстановка существенно улучшилась, стала более уважительной. Я сам в армии не служил, я в других местах был. И скажу, что через это, наверное, все проходят. Но если сейчас это сохранилось, то очень плохо.
Марат Бариев депутат Госдумы РФ:— Если появились эти случаи и эксперты говорят, что это может быть связано с дедовщиной, а некоторые прямо указывают, что это связано с дедовщиной, то, видимо, к сожалению, эти неуставные отношения еще не все искоренены. Это, во-первых. А во-вторых, мы ведь с вами знаем, что это не только в армейской среде, — и в других сферах между людьми имеют место такие негативные тенденции. Но, кроме того, что их искоренять, всегда нужно проводить профилактическую работу, иначе они снова появятся. Это как с преступностью. Мы с ней в какой-то мере боремся, ситуацию налаживаем, но, если потом отпустить этот вопрос, она опять появится. Или профилактика алкоголизма, наркомания — все так же. Я бы хотел привести пример из природы. Там, где растет сорняк, его можно прополоть — и будет чисто. Но если дальше не смотреть, не ухаживать за этим местом, то через пару месяцев там может стать еще хуже, чем было.
Поэтому, может быть, эту ситуацию отпустили, думали, что вопрос решенный, потому что очень много было сделано в вооруженных силах для искоренения дедовщины, да и мы в последнее время мало слышали об этом. Ребята охотно шли служить, родители не беспокоились из-за неуставных отношений. Поэтому эти случаи очень тревожные, надо очень тщательно разобраться, в чем истинная причина таких жутких, трагических историй, и принять меры к их недопущению.
Дедовщина — такой порок, очень быстро прорастающий. К сожалению, у нас есть такая часть молодежи, которая при отсутствии внимания сразу возвращает в жизнь и формирует в той или иной части, в подразделении такие неуставные отношения. Как говорят бывалые военнослужащие, все это зависит от офицеров. Там, где офицер не любит заходить в казармы, полагаясь на старослужащих, на их авторитет, сразу возникают неуставные отношения.
Ркаил Зайдулла депутат Госсовета РТ, драматург:— Насколько я слышал от родственников, своих земляков, дедовщина никуда не исчезла. Кроме того, многое зависит от того, куда ты попал, от командиров. Бывает, что они не желают брать на себя ответственность и поручают старослужащим, чтобы те следили за порядком. Дедовщина напоминает тюремную иерархию: пахан, его шестерки. Так же и в армии. Это отражение того, что наблюдается в нашем обществе: кто сверху, тот угнетает нижних, а нижние, как только пробьет их час, сами продолжают эту традицию. А то, есть дедовщина или нет, наглядно продемонстрировали события, когда солдат расстрелял своих обидчиков. Его просто довели, и он выбрал такой путь. Это несчастье и для него самого, и для его обидчиков, для которых все завершилось смертью. Шойгу все что угодно может говорить, искоренить дедовщину он, наверное, старается, но желания не совпадают с реальностью. Я сам учился на военной кафедре КГУ, были лишь в военном лагере после вуза, получил звание лейтенанта, был на военных сборах, но там дедовщины не было.
Айрат Гимадутдинов генеральный директор ООО «АКФ «Аудэкс»:— Я служил давно, в 1989 году демобилизовался, ничего не могу сказать про сегодняшнюю армию. С дедовщиной я сам непосредственно не сталкивался, у нас был отдельный вертолетный отряд, там было четыре роты, наша была ротой охраны. У нас не было неуставных отношений, был очень ответственный командир роты, мы имели дело с оружием, и у нас все было по уставу. А вот в соседних ротах, в автомобильной, дедовщина проявлялась. Были всякие забавы у старослужащих, молодых с табуреткой в руках заставляли стоять, под кроватью машину водить. У нас, слава богу, такого не было.
Мансур Джалялетдин имам-хатыйб мечети аль-Марджани:— Я бы хотел сказать про дедовщину в те времена, когда мы служили, в конце 70-х. Она была, но везде по-разному проявлялась. Глядя на сегодняшнюю молодежь, меня беспокоит, что они живут, не отвечая за свои слова, поступки. Многие сейчас как маменькины сыночки растут, хотя уже в школе они должны воспитываться, проявлять свой характер. Ведь, когда в армию пойдешь, все по-другому будет. Сейчас дети на перемене подерутся — и родители сразу в милицию бегут. Раньше, помню, мы девочек за косичку могли дернуть, на перемене подраться, но тут же подружиться. А ведь в армии не будет родителей, мальчик до армии должен получить мужское воспитание. Тем, кто привык за мамину юбку держаться, больше всех достается в армии. Сам я, естественно, сталкивался с дедовщиной. Как не сталкиваться... Сдавали в автобате «вождение» после отбоя, принявшему присягу били ложкой по ягодицам, но это как традиция. А я всегда давал отпор, мог за себя постоять, не давал себя в обиду.
Фото на анонсе: © Владимир Вяткин, РИА «Новости»
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 169
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.