У Казани есть примерно две недели до цифры заболевших коронавирусом, близкой к тысяче, если город идет так, как все, по той же фазе. Серьезные меры все равно придется принимать, но лучше в режиме германском, чем итальянском, предупреждает экс-депутат Госдумы РФ, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев. Он предлагает совершенно конкретную технологию действия властей — четыре шага для противодействия эпидемии.
ЭТОТ КРИЗИС РОДИЛСЯ НЕДОНОШЕННЫМ И ДОЛГО НЕ ПРОЖИВЕТ
Начну в плохое время с хороших новостей. Первая хорошая новость — экономический кризис на этот раз родился недоношенным, жизнь его будет тяжкой и конец скоро.
Вторая хорошая новость — президент России Владимир Путин выступил с обращением к гражданам России. В «БИЗНЕС Online» я давал оценку, что в первый раз российские власти зашевелятся на уровне тысячи заболевших, президент выступил даже чуть раньше. Впрочем, уже вчера в России число заболевших коронавирусом превысило тысячу человек. Президент осознает, что на страну надвигается действительно огромная проблема и все не так, как ему говорили: у нас, дескать, все хорошо.
Третья хорошая новость — в обращении президента заявлено о поддержке людей, малых предприятий. И хотя это на уровне одного процента от того, что надо, но все равно вещи полезные и правильные. Может быть, это начало и жизнь заставит двигаться дальше.
В обращении Путина была также объявлена неделя выходных. Считаю, что остановка промышленности на неделю — неправильная мера, скорее вредная, чем полезная. С точки зрения остановки эпидемии она не даст почти никакого эффекта, а с точки зрения экономических потерь эффект будет большой и отрицательный. Но хорошо, что президент понимает: в части сокращения контактов надо что-то делать. И люди тоже стали об этом задумываться.
И еще о пандемии. Меня, как и всех, безусловно, волнует здоровье моих близких, среди которых есть и люди пожилые, друзей, страны в целом. Мой брат вчера сообщил мне, что лежал в «сердечной» больнице и там не было ни одного зараженного коронавирусом. Это меня немного мирит с действительностью…
«Сильное впечатление на меня произвела встреча Путина с главным врачом больницы в Коммунарке Денисом Проценко»
«ОБЪЕМ ТЕСТИРОВАНИЙ ОЧЕНЬ НИЗКИЙ, И РЕАЛЬНОЙ КАРТИНЫ И В МИРЕ НИКТО НЕ ЗНАЕТ»
Сильное впечатление на меня произвела встреча Путина с главным врачом больницы в Коммунарке Денисом Проценко. Он по существу очень правильно ответил на вопрос президента о том, как лучше организовать в стране работу по защите от коронавируса. По сути, сказал, что, может быть, чудо случится и Россия пойдет по китайскому сценарию, но готовиться надо к итальянскому. Я тоже (хотя многие читатели со мной спорили) писал об этом — что с точки зрения увеличения числа больных за сутки, а это и есть показатель экспоненты, Россия идет ничуть не лучше других стран. Она сначала шла по среднему сценарию, а в последние дни стало даже похуже, чем в Италии. Это надо иметь в виду, в том числе и властям Татарстана, где пока больных мало и кажется, что, вдруг нас минует чаша сия. Скорее всего, никого не минует, потому что в ранжированном списке регионов по числу уже заболевших коронавирусом видно, что эти цифры в принципе совпадают с численностью населения, с точностью до незначимых деталей. Это означает, что все у всех идет примерно одинаково, просто где-то есть небольшое отставание по фазе, и размеры регионов разные, число связей немножко разное. Но сама эпидемия идет примерно по одним и тем же законам. И к этому надо готовиться. Кстати, мэр Москвы Сергей Собянин как руководитель рабочей группы Госсовета по борьбе с распространением коронавирусной инфекции заявил о высокой динамике эпидемии и о том, что «объем тестирований очень низкий, и реальной картины и в мире никто не знает».
Почему же российские и региональные власти не могут принять правильные решения, как я это себе представляю и даже в научной статье об этом написал? Специалисты, которые занимаются эпидемией, наверняка дают властям свои оценки и графики, полагаю, близкие к моим. Но дальше, когда встает требование принимать достаточно жесткие карантинные меры, власти, как правило, не умеют оценивать экономических последствий. Один пример этого — за неделю золотовалютные резервы России уменьшились почти на $30 миллиардов. Когда я в своем блоге писал, что ЦБ в день будет «сжигать» $4–5 млрд, чтобы удержать рубль, некоторые читатели меня за это сильно критиковали. И вот факт: прошла неделя — и $30 млрд уже исчезли.
Сегодня нет таких теорий, которые хорошо совмещают оценку эпидемии по реальным данным и одновременно четкую оценку экономических последствий. Поэтому надо срочно делать что-то такое, что дало бы возможность руководителям верно оценить происходящее, допустим, к чему приведут те или иные карантинные меры — с точки зрения одновременно и медицины, и экономики. Что, собственно, я и попытался сделать.
ЧТО ЖДЕТ КАЗАНЬ, ЕСЛИ НЕ ПРИНИМАТЬ НИКАКИХ МЕР ИЛИ ОБХОДИТЬСЯ ПОЛУМЕРАМИ
На основании экспериментальных данных — по Китаю, по Италии, по России, а в нашей стране данных тоже достаточно много на разных сайтах — и со своими представлениями об экономическом росте и спаде, я сделал модели того, что происходит, совместив пандемию и экономику. Мною были получены оценки для страны в целом, отдельно посчитал для Казани, сделав несколько графиков. Они, на мой взгляд, могут быть полезны для принятия окончательного решения по эпидемии.
График 1
График 1 показывает ситуацию в Казани при сегодняшнем уровне интенсивности контактов, почти без ограничений, при росте числа заболевших почти на 20% за сутки. В этом варианте через 100 дней (горизонтальная прямая, время) в столице РТ будет примерно 60 тыс. больных (вертикальная прямая, количество инфицированных). Думаю, сегодня реально уже есть на территории республики 100 зараженных, они же не все отслеживаются, многие болеют бессимптомно. График показывает, что ждет Казань, если не принимать никаких мер.
График 2
Если принимать полумеры, то эпидемия в Казани будет развиваться так, как показано в графике 2. Условно говоря, типичные полумеры — это то, что предложил Путин для страны на ближайшую неделю и что продлить навряд ли удастся. Это снижение интенсивности контактов приблизительно на 10–15%, не больше. Потому что основные контакты где? На транспорте — в метро, например, в среднем в день у человека получается 100 контактов, это больше, чем он получает на работе. В магазинах люди получает число контактов, думаю, сопоставимо с работой. У нас нет запретов, какие ввели в Германии — не больше двух встречаться на улице. То есть пока у нас планируется лишь небольшое снижение интенсивности контактов. А график 2 рассчитан при снижении контактов на 25–30%, что на самом деле ни к какому кардинальному улучшению ситуации не приводит.
График 3
На трехмерном графике 3 видно, что так и будет до некоего порогового значения. Все эти полумеры — чуть-чуть уменьшить интенсивность контактов, чуть-чуть ввести карантины, запретить людям старше 65 лет выходить из дома — никакого значимого эффекта дать не могут.
График 4
А экономически эти полумеры просто вредны, что видно на графике 4. На нем показан уровень спада экономики по итогам года (вертикальная прямая) в зависимости от интенсивности контактов (горизонтальная прямая). 360 здесь — это нынешняя интенсивность контактов. В эту модель входит стоимость лечения человека за сутки, и если больничные койки будут дороже, чем заложено в графике, то, соответственно, совсем не будет никакого толку от того, что ситуация чуть-чуть изменится в пределах до 30%. То есть на самом деле надо идти на очень значимые, серьезные сокращения интенсивности контактов людей.
График 5
На графике 5 показана зависимость числа больных (вертикальная прямая) от времени по дням (горизонтальная прямая), если прямо сейчас количество контактов сократить вдвое. Хотя, думаю, к сожалению, на это ни один начальник не решится, точно так же, как Путин не отважился принять меры, пока в стране не заболели примерно тысяча человек, а я уверен, что у него уже были отчеты о тысяче заболевших. Вот и в каждом регионе, в каждом городе на нынешнем уровне числа заболевших власти все равно не решатся ввести серьезные карантинные меры.
График 6
График 6 — это как раз ситуация при комбинированной стратегии. Когда власти говорят: «Ладно, пусть все идет так, как идет, до тысячи заболевших. А вдруг нам, действительно, повезет, и у нас эпидемия не вспыхнет...» Такое вероятно, могут быть исключительные случаи, в России 85 регионов, и какому-то региону может выпасть такое счастье, совсем исключить вероятность этого нельзя. Поэтому власти так и могут мыслить: вот когда тысяча набежит, тогда включим сокращение интенсивности контактов в два раза. Эта стратегия допустимая. По графику видно, что общее число больных в пике приемлемое, аппаратов вентиляции легких хватит, врачей — тоже. Но данная стратегия приемлема при условии, что строгий карантин можно будет ввести буквально за один день — грубо говоря, патрули готовы, вообще все готово, чтобы не обойтись увещеваниями и призывами к людям добровольно сидеть дома, а быстро ввести достаточно жесткие карантинные мероприятия. Думаю, что для сильного, волевого руководителя региона это может быть самый лучший вариант решения проблемы борьбы с коронавирусом — полностью приготовиться к тому, чтобы при тысяче больных в полном объеме ввести мероприятия, которые сокращают интенсивность контактов вдвое.
«Серьезные меры все равно придется принимать, но лучше в режиме германском, чем итальянском»
У КАЗАНИ ЕСТЬ ПРИМЕРНО ДВЕ НЕДЕЛИ ДО ЦИФРЫ ЗАБОЛЕВШИХ, БЛИЗКОЙ К ТЫСЯЧЕ
К сожалению, я точно не знаю и вряд ли могу знать по Казани, по другим городам структуру контактов людей. То есть в каких долях у среднего индивида в этих контактах занимают контакты на транспорте, на работе, на отдыхе, в магазинах… Те четыре-пять основных факторов, которые надо по долькам расписывать. В Москве, думаю, больше всего контактов на транспорте, из спальных районов на метро куча людей гоняет, по 5 млн в день, в часы пик среднее число контактов 100, которые ты на работе в среднем никогда не наберешь. Поэтому метро в Москве вносит самый большой вклад в интенсивность контактов.
Для Казани может быть немножко по-другому. У столицы РТ, на мой взгляд, есть примерно две недели до цифры, близкой к тысяче, если город идет так, как все, по той же фазе. Серьезные меры все равно придется принимать, но лучше в режиме германском, чем итальянском.
Хочу напомнить, что Китай принял первые «злобные» решения 23 января, когда у них было 700 больных, — это было первое серьезное перекрытие города Ухань. Дальше у них пошла лживая отчетность — если их график смотреть, он явно не сшивается. Сначала было вроде бы уменьшение, а потом резкий всплеск, 12 февраля как бы взрыв числа зараженных. 15 февраля было принято решение о полной блокаде Уханя и близких точек, затем у них через три дня прошел пик. То есть схема была, по сути, такая же, по которой идут все сегодня. Но китайцы были первыми, им было труднее всего. Сейчас, понятно, что эпидемию можно блокирующими методами свернуть в достаточно короткие сроки.
«Очень хорошо, что в Казани торговые центры закрылись на «путинские» каникулы»
НАДО ПРЕДОТВРАТИТЬ ВЗРЫВНОЙ ХАРАКТЕР ЭПИДЕМИИ
Хочу также высказать свое мнение об эпидемии не как беспристрастный ученый, а как управленец, примерно так, как я выходил на трибуну в парламенте Татарстана, когда был депутатом и руководителем парламентской группы «Народовластие». Меня возмущает, что не только российские власти, но почти весь мир, за исключением Чехии и еще пары стран, имея два месяца форы, ничего не сделал серьезного, значимого, чтобы предотвратить взрывной характер эпидемии. Москва уже не успела, эпидемия в столице гарантированно пойдет в режиме взрыва. Столица уже перешагнула ту черту, до которой еще можно было обойтись малыми потерями, дальше здесь приходится прогнозировать потери большие…
Что должен сегодня сделать управленец? Первый шаг — четко сформулировать цель: все, неизбежен кризис, надо минимизировать потери. Второе, что делает нормальный управленец, — смотрит, какими располагает ресурсами, чтобы погибло как можно меньше людей, и экономический крах, экономические последствия были наименьшими. Третий шаг — надо проанализировать, какие реально есть рычаги. И тут быстро выяснится, что ничего, кроме уменьшения интенсивности контактов, нет. Никакого лекарства, никакой вакцины в нужные сроки не будет. Тогда надо посчитать, насколько надо уменьшить контакты, чтобы решить проблему, чтобы потери были приемлемые. Это задача для ученых, для специалистов, но тем не менее сформулировать и поставить ее обязан руководитель, управленец.
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга попросило меня, чтобы я им посчитал по своей модели варианты развития эпидемии в Северной столице, данная информация передана начальнику штаба по борьбе с коронавирусом. Далее, надеюсь, они ее грамотно задействуют в своей стратегии.
Следующее, в чем должен разобраться управленец, четвертый шаг, который он должен сделать, — разобраться, как реально обеспечить принятое решение по уменьшению числа контактов. В этом случае руководитель обязан отранжировать, где эти контакты бывают. Повторю — это транспорт, работа, торговые центры и отдых, тусовки. Заставить это просчитать своих специалистов тоже можно. Например, в части транспорта понятно, что в мэрии лежат готовые сведения обо всех пассажиропотоках. Профессионал за два дня посчитает среднее число контактов среднего человека на транспорте. Дальше по работе — известна же структура предприятий по отраслям и по численности, в частности и в Казани, и в любом населенном пункте республики. Соответственно, среднее число контактов на работе профессионал посчитает тоже за два дня. Что касается магазинов, торговые сети точно знают, сколько у них приходит в разное время покупателей. То есть и тут среднее число контактов подсчитывается легко.
Я, например, уверен, что по всем этим пунктам грубые оценки, которые можно сделать и без соцопросов, дал бы за пару дней, например, Александр Салагаев, который был председателем совета директоров центра аналитических исследований и разработок, но, к сожалению, скончался.
Далее управленец обязан донести соответствующую информацию до людей — не в виде рекомендаций, которые сегодня раздаются, а в виде совершенно четких указаний. Например, на транспорте, думаю, реально сократить потоки раза в три. А оптимальное снижение интенсивности контактов — это еще меньше, примерно вдвое. И это совершенно точно можно расписать детально. Например, для метро достаточно очевидная схема — скажем, дети и старики на данном этапе не ездят, за редкими исключениями. Делается перечень исключений и соответствующие пропуска. И есть люди, условно говоря, с зелеными пропусками, например, врачи, которые могут ездить когда угодно, и бесплатно. Остальных можно развести по времени, по рабочим часам. Думаю, это организовать абсолютно реально без коллапса в экономике — и это надо сделать, на самом деле, на три месяца.
В торговых сетях — тоже понятно, что надо делать. И очень хорошо, что в Казани торговые центры закрылись на «путинские» каникулы. Если мы не хотим краха, то надо повсюду, используя госресурсы, в частности цифровизацию, и реальные данные сетей, переводить их на онлайн-доставку, но с компенсацией затрат на доставку из бюджета.
Что касается тусовок, их надо все закрывать полностью. Можно только приветствовать, что в Татарстане ввели ограничения на посещение спортивных объектов, которые практически полностью переходят на удаленный режим работы: Хорошо и то, что для борьбы с коронавирусом в РТ все кафе и рестораны республики должны приостановить работу с 28 марта по 5 апреля, хотя вклад их в сокращение контактов будет существенно меньше, чем торговых сетей и транспорта. И по работе тоже надо определяться, перевести на удаленку всех, кто может так работать. Но здесь сильно давить нельзя, если мы не хотим экономического краха.
Это вся работа, которую управленцы могут сделать за три дня. А у Казани, повторю, есть порядка одной-двух недель на полную подготовку уже не рекомендаций, а абсолютно железных мер по борьбе с эпидемией коронавируса.
P.S. По дискуссии читателей к моему блогу видно, что иногда в комментариях пишут уж совсем шелуху. Просто поражаешься, почему не осознают, что страшная эпидемия может коснуться лично каждого. Я хочу достучаться до обычных людей и до руководителей. Думаю, для этого достаточно взглянуть на графики по Нью-Йорку, по Соединенным Штатам, где приняли примерно такие же, как в России, полумеры. Там начиная со 100 больных коронавирусом идет рост в 10 раз за 8 дней. То есть 100, через 8 дней – 1 000, еще через 8 дней – 10 тыс., еще через 8 дней – 100 тысяч. И, если у нас объявили «путинские» каникулы на неделю, это значит, кто-то заверяет президента, что вот-вот пик заболеваний пройдет. Ничего подобного не будет. Мы в Москве уже пошли по сценарию Нью-Йорка, если срочно не принять меры, как в Китае. И второй момент – видимо, нашим руководителям социальное дистанцирование представляют как эффективное средство. То есть в Оксфорде, в Гарварде посчитали, что самое эффективное – это когда люди сами социально дистанцируются. Чепуха полная! Это в принципе не может дать никакой гарантии. Невозможно просчитать, как поведут себя россияне. В имитационных моделях будет так, а в реальности – по-другому. Вон, взяли и в неожиданные выходные поехали на шашлыки… А у нас это социальное дистанцирование начали рекламировать по телевидению, показывать имитационные модели. Мне кажется, что просто не осознают ни обычные люди, ни руководители угрозу того, как эпидемия будет развиваться на самом деле.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 185
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.