КАДРОВЫЕ РЕЦЕПТЫ ЛИ КУАН Ю В ТАТАРСТАНЕ: ДВЕ ГРОМКИЕ ОТСТАВКИ ЗА ТРИ НЕДЕЛИ. ЧТО ДАЛЬШЕ?

С конца августа президент РТ Рустам Минниханов друг за другом отправил в отставку двух крупных чиновников – главу госстройнадзора РТ Раиса Мубаракшина и замглавы минкульта РТ Игоря Нестеренко. Формальным поводом для отставки первого были недоделки на спортобъектах Универсиады, то второй стал жертвой кампании по наведению порядка в историческом центре Казани. Эксперты «БИЗНЕС Online» - о плюсах и минусах новой миннихановской политики кадровых «казней».

ПЛАТА ЗА ИСТОРИЮ

Напомним, что 27 августа как гром среди ясного неба появляется известие об отставке главы госстройнадзора РТ Раиса Мубаракшина. Уже на следующий день - в воскресенье ему находят замену в Закамье. Руководителем «строительной прокуратуры» становится 57-летний Василий Кудряшов - опытный строитель, в последние пять лет возглавлявший особую экономическую зону «Алабуга».

Не успело строительное сообщество оправиться от шока, как через неделю произошла еще одна отставка, также косвенно завязанная на стройкомплексе. Если формальным поводом для отставки Мубаракшина были недоделки на спортобъектах Универсиады, то заместитель главы минкульта РТ Игорь Нестеренко, занявший этотпост лишь в конце мая, стал жертвой кампании по наведению порядка в историческом центре Казани.

В число кадровых перестановок, связанных с неудовлетворительным состоянием исторических памятников Казани, можно отнести и более раннюю отставку – главы минкульта РТ Зили Валеевой, которая, покинув пост министра, однако, сохранила за собой номинальный пост вице-премьера.

НЕ ЩАДИЛ НИ ЛЮБИМЦЕВ, НИ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Впервые понятие «кадровых казней» президент РТ Рустам Минниханов ввел во время многочисленных жилищных совещаний, когда пригрозил уволить ключевых игроков за срыв плана по соципотеки. Но кабмину тогда удалось избежать кадровых потерь, и основной удар на себя приняла мэрия Казани, где должности потеряли заместитель руководителя исполкома города Эмиль Хуснутдинов и глава «ЖИК г. Казани» Камиль Хусаинов.

Вообще-то, Минниханов, когда еще только вступил в президентскую должность (25 марта 2010 года), устроил массовую смену районных глав. Но это следует, скорее, рассматривать, как обновление команды новым руководителем. Впервые к кадровым чисткам казанский Кремль вынужден был прибегнуть в январе 2011 года. Первой их жертвой стала руководитель госкомитета по тарифам РТ Марина Файрушина, несмотря на весь свой богатый профессиональный опыт.

Следующей, не менее громкой отставкой, стало весеннее увольнение любимца президента Тимура Шагивалеева, председателя комитета по поддержке малого и среднего предпринимательства РТ.

МАЕВКА ДЛЯ ГЛАВ

Очередной всплеск работы карательной машины пришлось на май 2011 года – по итогам сдачи ветеранского жилья. Тогда Рустам Минниханов, подводя на совещании в кабмине итоги реализации «ветеранской» жилищной программы, сделал первые оргвыводы: в адрес главы Агрызского района было направлено письмо, в котором говорится, что при повторном невыполнении поручений президента он будет отстранен от должности или будет возбуждена процедура отправления его в отставку, А главе ГЖФ Талгату Абдуллину решением попечительского совета фонда сделан выговор. В Аксубаевском районе в отставку отправили руководителя исполкома, а глава получил предупреждение. Также был наказан глава Вахитовского и Приволжского районов Казани Андрей Лобов.

«НАШ ШЕФ - МАКСИМАЛИСТ»

После майского «разбора полетов» последовала четырехмесячная пауза, которую прервала отставка главы Госстройнадзора.

Рустам Минниханов, известный поклонник «отца сингапурского чуда» Ли Куан Ю, старается во многом равняться на этого политического деятеля Юго-Восточной Азии. Как известно, знаменитому сингапурцу была присуща жесткая кадровая политика, заточенная на результат. Ли не щадил даже ближайших друзей, если того требовали интересы страны...

Похоже, в чем-то его кадровую политику воспроизводит и татарстанский президент, - и ужас этого понимания приходит к ближнему кругу главы республики и к ее высшей бюрократии. Даже приближенные олигархи, называющие Минниханова «хозяин», сегодня побаиваются его крутого нрава (видимо, перед глазами наглядный пример опального бизнесмена Маннафа Сагдиева, некогда близкого к Минниханову, но потерявшего его доверие, и бизнес, и влияние).

«Наш шеф максималист, и он хочет, чтобы все было сразу и качественно. Но в стройкомплексе действует фактор «дурака». Поэтому не исключаю, что очередной жертвой могу оказаться я сам», - поделился с корреспондентом «БИЗНЕС Online» один из высокопоставленных представителей стройкомплекса.

Под двойной контроль переводятся и главы районов. Президент еженедельно на субботних совещания отслеживает показатели не только в жилищном строительстве, но и в сельском хозяйстве.

Хочется спросить: кто следующий?

Комментарии

Сергей Сергеев - профессор кафедры социальной и политической конфликтологии КНИТУ:

- Если выдернуть случаи отставки из контекста, может сложиться неправильное впечатление о кадровой политике Минниханова, так как она в целом очень бережная и острожная. Другое дело, что сам стиль у нашего президента быстрый и динамичный. Когда человек виновен или когда необходим козел отпущения, Минниханов все решает быстро и скоро. Но необходимо подчеркнуть, что везде без исключения мы имеем дело со второстепенными фигурами, поэтому сразу нельзя определить, к какой группе лиц они принадлежат. Обратите внимание, что прежние ключевые фигуры элиты Шаймиева остались не затронутыми. Видимо, элита будет меняться, так как этот процесс подобен тому, как в горах столкнули один камушек, и процесс пошел. Сначала была договоренность, что кадры Шаймиева трогать не будут. Но первые фигуры, которые сильно испытывали терпение президента, в отставку уже отправлены. И далее этот процесс будет только усиливаться.

Марсель Шамсутдинов – управляющий группой компаний «РАЙДЭН», исполнительный директор ТО «Правого дела»:

- Я одобряю действия президента РТ: виновные должны быть наказаны. Тот, кто не справляется со своими функциями, плохо их выполняет, должен быть отправлен в отставку. Это нормальный управленческий прием.

Если человек не заботится об историческом центре Казани, который исчезает, почти исчез, - зачем же такого чиновника оставлять-то на посту заместителя министра культуры?

Кстати, в этом случае я вижу элементы гражданского общества. Рядовой блоггер Олеся Балтусова написала президенту РТ, он согласился на экскурсии по историческому центру Казани - и увидел реальное положение дел. После чего под горячую руку и снял замминистра культуры.

Вопрос в том, что это не есть система, - пока только отдельные проявления. Да, президент увидел, что кто-то не справляется, - и отправил человека в отставку. Но у нас же системно многие чиновники не справляются со своими обязанностями. И спокойно остаются на своих местах. А должно быть - каждому по справедливости. Работаешь отлично - честь тебе и хвала, работай дальше, иди на повышение, получай поощрение… А не справляешься - так чего ты здесь сидишь, занимаешь место… Иди в отставку! Зачем нам эта номенклатура, эта обойма несменяемых деятелей, эта каста неприкасаемых, которых просто передвигают с места на место?

Посмотрите, как на Западе. Какой-то скандал в министерстве, - пусть сам министр даже не виноват, но это произошло с его подчиненными, - и министр уходит. Потому что понимает, что именно он отвечает за все в своем ведомстве.

Рафаэль Хакимов - директор Института истории Академии наук РТ:

- Если говорить конкретно о министерстве культуры, то последнее кадровое решение с Игорем Нестеренко – правильное, потому что назревало давно. Не хочу как-то Зилю Рахимьяновну Валееву судить в этой части, она свою скрипку играла, как могла. Но ситуация в этой сфере очень сильно и резко изменилась, теперь к ней надо подходить совершенно иначе, нежели раньше. Ситуация, когда необходимо переосмысление…

Строительная сфера? Думаю, Минниханов знает, что делает в этой части.

Некоторые вещи ожидаемые. Я, скажем, знаю, что есть недовольство совершенно однозначное министерством образования РТ. Если появятся вдруг изменения в этой сфере, никто этому не удивится.

Не будут ли теперь чиновники бояться сделать «шаг вправо - шаг влево»? Бояться, наверное, всегда нужно. Но я не сторонник всего, чтобы без оглядки увольнять. Как бы то ни было, у того, кто работает, есть солидный опыт. Справился человек или нет, но он прошел школу. В Европе на визитках пишут «бывший министр» или даже «министр», - независимо от того, продолжает он работать или нет. То есть ценится практический опыт человека, он представляет ценность в любом случае. В России такого нет, конечно, но в Татарстане это всегда было. Надеюсь, это продолжится и в будущем, тем более что кадровые изменения неизбежны.

И потом, есть вопрос командной работы. Отвечают не только игроки, но и команда. Иногда команда, состоящая не из выдающихся игроков, может хорошо сработать. Как в футболе: команда иногда берет не звездами, а блестящей сыгранностью. И первое лицо всегда имеет право создавать свою команду – это железное правило.

Александр Салагаев - директор Центра аналитических исследований и разработок:

- При первом президенте в Татарстане был кадровый застой. Несмотря на огрехи и провалы, чиновники сохраняли свои посты. Отставки были редки. Настало время встряхнуть кадры. Члены команды должны понять, что они не будут находиться на своих местах вечно. Как временная мера, такая кадровая встряска полезна, но, если она станет основой кадровой политики, это может привести к негативным последствиям. Чиновники потеряют уверенность, интерес к работе и желание работать.

Рашид Галямов – генеральный директор ИД «Парадигма»:

- В истории с громкими увольнениями Рустама Минниханова есть два момента. Первый, как ни странно, субъективный. Президент уже год публично распекает своих подчиненных за различные огрехи. И ни одно совещание не обходится без угрозы уволить – за приписки, мздоимство, невыполнение заявленных планов по соципотеке и т.д. И по комментариям в прессе, по кулуарным разговорам стало заметно, что народ в высоких кабинетах привык к угрозам, выработал иммунитет и даже иногда стал посмеиваться над этими угрозами. В общем, льва стали щекотать за нос. Вот он открыл пасть сразу же двоих съел… Все замерли…

Есть и объективный момент в этих отставках. Президент остро ощущает потребность в обновлении и модернизации. Он ощущает неэффективность системы и ее пределы. Это его раздражает, он ищет новые механизмы и новые мотивации. «Жадность», как в 90-е, уже не работает, она разлагает аппарат. Президент включает механизм «страха и ужаса». У него в наше либеральное время тоже есть пределы… Самое интересное начнется после этого этапа. Я уверен, что без новой стратегии развития, которую осознанно разделяет большинство населения и которая была бы в их интересах, мы не двинемся вперед. А для этого нужны, например, публичные дискуссии и обсуждения.

Мухаммат Сабиров – экс-премьер-министр Татарстана (в 1989 – 1995 годах):

- Кое-что изменились в республике со времен Шаймиева и времени моей работы главой правительства Татарстана. Я иногда думаю старыми категориями, но если они приносили пользу стране, то должны жить и дальше. Посмотрите, как раньше растили кадры. На своем опыте могу проиллюстрировать, и книгу об этом написал. Сейчас ругают КПСС, компартию, но при ней была система подготовки и роста кадров. За каждым специалистом, особенно имеющим высшее образование, наблюдали. Это не был сыск, - смотрели, к какому направлению молодого специалиста больше тянет, где его потолок, где он принесет наибольшую пользу. Смотрели за ростом, подталкивали или, если что-то не получалось, придерживали.

Сегодня эта система разрушена. Да, высшее образование и сейчас есть, но подготовка самих студентов… Мы уже после первого курса начинали работать на производстве – не мастерами и прорабами, а простыми рабочими, могли осознать тяжелый физический труд. А в районе преддипломной практики уже мы все, кто из бедной или средней семьи, старались устроиться на работу, чтобы зарабатывать. И тебе уже могли доверить должность бригадира или инженера производственно-технического отдела. Вот это все сегодня мы потеряли. Вот бы такую систему восстановить... А была еще и система повышения квалификации руководителей среднего и низкого звена… А вот чтобы продвинуться благодаря родственным связям - нулевыми были такие возможности! Я такого не помню.

Тоска у меня, конечно, по той системе. Был я в Сингапуре. Капиталистическое государство. Но ведь почти так же они поднимают своих людей. Так что кадровая политика не зависит от формы собственности.